Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 2. Совершенствование качества и доступности образования на основе информационных технологий
Рассмотрим вопрос совершенствования качества и доступности образования на основе информационных технологий (ИТ) на различных ступенях образования. Проблема достижения нового качества образования на уровне общего среднего образования в первую очередь связана с отказом от субъект-объектных педагогичесих отношений в обучении и воспитании. В настоящее время имеется следующая тенденция: современная школа должна стать “антропоцентричной” (т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик, поэтому все формы и способы организации образовательного процесса должны быть подчинены цели его всестороннего развития). Основной целью антропоцентричной школы является интеллектуальное (умственное) воспитание. Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта. Суть проблемы интеллектуального воспитания состоит в том, что каждый ребенок несет в себе свой собственный ментальный опыт, что предопределяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных ситуациях. Ориентация на решение задачи интеллектуального воспитания ребенка заставляет пересмотреть основные компоненты школьного образования. 1. Назначение образования. Школьное образование наряду с познавательной функцией (передача ребенку социального опыта), должно реализовывать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом инд. качеств). 2. Содержание образования. В рамках антропоцентричного подхода не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, содержание должно подстраиваться под него. 3. Критерии эффективности форм и методов обучения. В качестве критерия должны выступать показатели сформированности знаний, умений, навыков и определенных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта. 4. Роль школьного учебника. Назрела необходимость в учебниках, которые могут выполнять функцию интеллектуального самоучителя. Учебник должен отображать не только научные знания, но и соответствовать основным психологическим линиям интеллектуального развития школьника. 5. Функции учителя. В современной школе учитель должен выполнять функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного обучающегося. Основные формы деятельности учителя: разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование. В этих условиях внедрение ИТ дает получение управленческой информации, имеющей индивидуально-личностный характер. С внедрением ИТ связано такое понятие как управление процессом обучения каждого учащегося. Рассмотрим структурные компоненты управления качеством образования. 1. Цель управления – максимальное приближение результата обучения к поставленной цели. 2. Установление исходного состояния психической деятельности обучающегося. Включает в себя: установление соответствия развития учащегося целям, поставленным на данном этапе обучения, установление конкретных знаний и познавательных действий, необходимых для заданного вида познавательной деятельности. 3. Основные переходные моменты процесса обучения. Успешность обучения зависит от знания основных промежуточных состояний и их последовательности. 4. Обеспечение систематической обратной связи: оцениванию подвергаются основные независимые характеристики процесса обучения, совокупное измерение которых приводит к переходу учащегося из одного качественного состояния в другое; частота обратной связи – чем чаще осуществляется контроль, тем выше эффективность управления. Идеальной является следящая обратная связь. 5. Регуляция (коррекция) процесса обучения. Переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка корректирующих воздействий и их реализация. Применение информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании традиционно сводится к двум основным направлениям. 1. Использование возможностей этих технологий для увеличения доступности образования путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть недоступен. 2. Использование ИТ для изменения того чему учить и как учить, т.е. содержания и способов обучения в рамках традиционной формы. В плане информатизации образования отчетливо прослеживаются следующие признаки совершенствования доступности и качества образования. 1) Новые формы представления информации (мультимедийная информация – текст, графика, анимация, звук, видеофрагменты) – передаются с помощью сети Internet или других телекоммуникационных средств. 2) Увеличение объема и доступности интеллектуальных ресурсов. Internet и электронные каталоги библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, открытой вне зависимости от расстояния и времени. 3) Новые формы учебных занятий (асинхронная, но в тоже время совместная работа студентов и преподавателей в режиме виртуальных семинаров и лабораторий). 4) Новые структуры образования – в современных условиях существующие структуры должны быть дополнены системами телекоммуникаций + преподавателями, обладающими необходимой компетентностью для применения информационной и компьютерной технологий в образовательном процессе. Сформулируем основные принципы системного внедрения средств ИКТ в учебный процесс: 1. Принцип новых задач – формировать новые методы и приемы обучения в соответствии с возможностями, которые дает использование ИКТ. 2. Принцип системного подхода – внедрение ИКТ должно основываться на системном анализе процесса обучения. Должны быть определены критерии и цели функционирования процесса обучения. 3. Принцип максимальной разумной типизации проектных решений. При разработке программного обеспечения исполнитель должен стремиться, чтобы оно подходило как можно более широкому кругу заказчиков не только с точки зрения используемых компьютеров, но и различных типов учебных заведений. 4. Принцип непрерывного развития системы – созданная информационная база должна подвергаться перекомпоновке, но не кардинальной перестройке. 5. Принцип автоматизации документооборота. 6. Принцип единой информационной базы.
Контрольные вопросы и задания 1. Определить подходы к понятию «качество» с точки зрения теории социального управления; 2. В чем заключаются два аспекта восприятия качества; 3. Определить понятие «качество образования»; 4. Сформулировать существующие подходы к управлению качеством образования; 5. Изобразить систему элементов, определяющих качество образования в виде структурной схемы; 6. В чем заключается проблема достижения нового качества образования на различных его уровнях; 7. Сформулировать основные принципы системного внедрения средств ИКТ в учебный процесс. Date: 2016-07-25; view: 744; Нарушение авторских прав |