![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Раздел 2. Организация учебной деятельности в лекционно-семинарской и зачетной системе
Лекция – это форма организации учебного процесса, предусматривающая крупноблочное изложение материала. Главным способом общения преподавателя и обучающихся является речевое общение. В процессе обучения лекция решает научные, обучающие и развивающие задачи. Главным стержнем в передаче учебной информации является – научность. Методологическое значение лекции состоит в раскрытии способа или метода той или иной науки. Учебная функция лекции заключается в организации самостоятельной работы обучающихся, в обеспечении эффективного и точного выполнения учебного плана и учебной программы. Воспитательная функция лекции определяется выработкой у обучающихся научного мышления, развития познавательной активности, интереса к предмету. Виды лекций разнообразны. Основанием для их классификации могут служить различные аспекты процесса обучения: по специфической роли в едином процессе обучения, по характеру подхода к учебной информации. По роли в учебном процессе лекции делятся на вводные, установочные, обзорные, тематическо-интерпретационные, тематическо-проблемные. 1. Вводная лекция – проводится в начале изучения крупной темы или раздела учебной программы. Ее задача – целостное раскрытие содержания материала. Такая лекция является одним из проявлений дедуктивного метода и вскрывает механизм изучения данной темы. Вводная лекция должна – ознакомить обучающихся с задачами (системой работы), которые будут решаться в процессе изучения темы; раскрыть значимость основных рассматриваемых положений, идей, категорий ит.д. Вводная лекция – это системный организатор данной темы. 2. Установочная лекция – необходима для освещения вопросов подготовки к лабораторно-практическим занятиям, конференциям и другим видам самостоятельной работы обучающихся. Ее цель – проинструктировать, подсказать, обратить внимание на трудные моменты и пояснить их. Лекция носит репродуктивный характер. 3. Обзорная лекция – проводится при изучении крупного раздела, программы или курса в целом. Цель – углубление в сознании полученных знаний, структурирование теоретических положений, фактов, закономерностей, способов решения и их анализа. В обзорной лекции происходит большая концентрация учебной информации. Ее содержание составляют сложные, обобщающие вопросы. Значимость обзорной лекции – в выводах и заключениях. 4. Тематическо-интерпретационные лекции занимают наибольшее количество от общего объема учебного времени, отводимого на каждую тему. Ее целью является преподавание учебного материала на высоком уровне абстракции. Схема такой лекции – введение, изложение теоретического материала, выводы. 5. Наиболее сложными являются тематическо-проблемные лекции. Принципиальным отличием является способы организации учебной деятельности обучающихся. Если тематическо – интерпретационная лекция своим содержанием формирует познание, множество суждений и понятий, фиксирующих готовые результаты научного познания, то проблемная лекция воспроизводит логику и процедуру научного познания. Содержание проблемной лекции диктуется способом организации мыслительной деятельности учащихся. Для проблемной лекции важно оптимально подобрать содержание и методы разрешения проблемных ситуаций. Основу проблемной ситуации составляет противоречие между научными и обыденными трактовками изучаемых явлений. В учебно-технологическом плане проблемная лекция – это диалог, который основан на личном общении. Обучающийся здесь становится исследователем. Проблемная лекция развивает творческий потенциал обучающегося. Мерой оценки качества процесса управления учебной деятельностью может служить способность формировать у обучающегося образное мышление. Таким образом, нами выделено достаточное количество типов лекций. Выбор необходимого зависит от таких факторов как: тема, структура и содержание учебной информации. Также нужно учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся, степень сформированности у них общих умений и навыков, необходимых для принятия данной формы обучения. Выделим условия, определяющие качество разработки системы лекций. 1. Относится к разработке содержания и структуры лекции: - четкость определения целей, задач, плана, типа лекции; - насыщенность лекции научной информацией; - освещение в лекции стержневых вопросов темы; - концентрация внимания на раскрытии базовых понятий; - использование и анализ необходимой литературы; - выбор типа лекции. 2. Относится к профессионализму преподавателя: - ясная позиция, его убежденность в этом вопросе, последовательное проведение этой убежденности в содержании, форме и технологии проведения лекции; - научная и общая эрудированность, свободное владение учебной информацией на уровне предмета; - лекторское мастерство как совокупность знаний и высокоразвитых общих умений в технологии преподавания (владение вниманием, удерживание его на протяжении всей лекции, стимулирование мыслительной деятельности, владение коммуникативными умениями); - качество речи: грамматическая и орфографическая грамотность, богатство и выразительность, четкость и ясность; - умение выбрать темп лекции для обеспечения возможности полной записи материала основного содержания лекции; - доброжелательность и вместе с тем требовательное отношение к учащимся. 3. Третья группа условий: оптимальное распределение времени по каждому вопросу, с учетом времени на непредвиденные (экстремальные) ситуации, обеспечение лекции средствами обучения. 4. К четвертой группе относятся умения и навыки планирования, проведения анализа самоанализа результатов. Семинар – форма учебного процесса, которое представляет собой групповое обсуждение обучающимися темы под руководством преподавателя. Семинар предполагает решение задач познавательного, воспитательного, развивающего характера, в процессе активного учебного взаимодействия обучающихся и преподавателя. Особенностью семинара как формы обучения является его практическая направленность в процессе привития методологических и практических умений и навыков, необходимых для развития творчества и мышления. Впервые в России семинарские занятия появились в России в виде “ученых бесед” преподавателя и студентов в 1804 году. Преподаватель вуза определяет перечень важнейших вопросов темы, которые студенты должны самостоятельно изучить или обобщить. Он указывает дополнительную литературу по проблеме. Таким образом, семинар – это специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, где происходит творческое изучение материала. Рассмотрим классификацию семинаров по их роли в учебном процессе: - изучение нового материала в различных ситуациях; - повторительно-обобщающие семинары; - комбинированные материалы; - интегрированные семинары; - контролирующие семинары. Выделим основные черты, присущие семинару как формы обучения: - самостоятельный поиск учащимися учебной проблемы во время подготовки; - направляющая и корректирующая помощь преподавателя при подготовке к семинару; - возможность относительно самостоятельного изучения вопроса; - индивидуализация изучения вопросов и проблем. Зачет – это форма развития учащихся, организации самообразования и самообучения, проверки и контроля за знаниями, умениями и навыками. Зачеты могут быть: развивающие, корректирующие, контролирующие. Система развивающих зачетов – это серия разнообразных форм вопросов, задач в которых обучающийся ставится в позицию исследователя. В корректирующих зачетах важное место отводится диагностике знаний, умений и навыков. Контролирующие зачеты – это специфическая форма многообразная форма проверки результатов обучения. По форме проведения зачеты делятся на устные, письменные, письменно – устные, программированные и д.р. Устный зачет – целесообразен, если основное содержание изученного материала составляет теория и факты. На устном зачете следует предлагать учащимся вопросы обобщающего характера. Ответы на них позволят судить о качестве усвоения основных понятий курса, основополагающих идей и принципов. Письменный зачет дает больше возможности проверить знания, умение выделять главное. Программированные зачеты – проводятся с привлечением специально созданных программ (машинный вариант) или контролирующих материалов (безмашинный вариант). Требования, предъявляемые к организации зачетов: 1. Содержание и технология зачета должны строится в соответствии с принципом нарастания уровня знаний, умений и навыков (запоминание – творческий подход в решении учебных задач). 2. Формы и методы проведения зачета должны обеспечивать рациональное расходование времени занятий, позволять работать каждому обучающемуся, не снижать уровень требований. 3. Зачетная отметка должна отражать не только количество правильно выполненных заданий, а и их качество.
Контрольные вопросы и задания 1. В чем основные достоинства лекционно-семинарской и зачетной системы? 2. Сформулируйте основные дидактические требования к лекционно-семинарской и зачетной системе. 3. Виды лекций. 4. Охарактеризовать роль установочной лекции в учебном процессе. 5. Охарактеризовать роль вводной лекции в учебном процессе. 6. Охарактеризовать роль тематическо-проблемной лекции в учебном процессе. 7. Перечислить основные условия качества разработки лекций.
Лекция 7. Основные понятия и структура управления Date: 2016-07-25; view: 423; Нарушение авторских прав |