Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 1. Структурные элементы
Под педагогической системой (ПС) будем понимать определенную совокупность взаимосвязанных средств, процессов, методов, необходимых для создания организационно целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Для описания педагогических процессов и пед. систем в педагогике используется ряд терминов. В источниках дается различные по формулировке, но сходные по сущности определения. Наиболее часто используемыми и трудно понимаемыми терминами являются: знания, умения, навыки, учение, усвоение, преподавание, обучение, воспитание, образование. Знание – информация о способах умственной или физической деятельности. Информация может существовать вне человека на различных носителях или в голове человека, записанная в структурах его мозга. Умения – способность применять знания для выполнения деятельности. Навыки – это автоматизированные умения. Учение – это собственная активность учащихся по выполнению какой-либо последовательности действий, ведущих к усвоению им знаний, умений и навыков. Усвоение – процесс и результат учения. Преподавание – процесс, выполняемый учителем по управлению учением учащегося. Обучение – совокупный процесс преподавания и учения, совершаемый в одно и тоже время. Воспитание – частный случай процесса обучения, направленного на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками жизни в человеческом мире. Образование – совокупный процесс и результат обучения и воспитания. Структуру любой педагогической системы (античной, буржуазной, средневековой, социалистической) можно представить в виде схемы (рис.1). Дидактическая задача включает в себя понятия о том, какие учащиеся, каковы промежуточные и итоговые цели образования, какие науки надо изучать (содержание обучения) и в какой мере, чтобы обеспечить достижение целей. Педагогическая технология – это совокупность технологии обучения (оптимальная – в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами сил средств), проектируемых условий и непосредственно педагогического потенциала образовательного учреждения. Дидактический процесс – подразделяется на воспитательный процесс и процесс обучения. Рис. 1. Педагогическая система
ПС определяется ценностными ориентирами конкретного общества, которыми задаются цели формирования личности. Смена целей должна повлечь за собой смену ПС. ПС эффективна в том случае, если четко сформулированы требования к конечному продукту – выпускнику учебного заведения.
Часть 2 Эволюция педагогических систем Преподавание является такой же производительной деятельностью, как и любая другая. Поэтому в соответствии с экономическими эпохами в истории общественного развития (определяются по используемым в производстве средствам труда) выделить следующие этапы: I – эпоха педагогической деятельности индивидуального педагога; II – эпоха учебной книги; III – эпоха аудиовизуальных средств; IY – эпоха простых средств автоматизации управления обучением; Y – эпоха адаптивных средств автоматизации управления обучением на базе современных ЭВМ. Первая эпоха была наиболее продолжительной, примерно до середины семнадцатого века. Вторая – в XYII веке был написан первый научно-педагогический труд “Великая дидактика” (Ян Амос Коменский). В нем он обосновывает необходимость учебника для самого учащегося. Однако учебная книга стала доступной для широкого круга учащихся лишь с середины XYIII века. Третья эпоха начинается с применением в учебном процессе ТСО (диапроектор, кодоскоп, учебный фильм, телевидение). Четвертая эпоха – связана с применением электронно-вычислитель-ной техники в учебном процессе. Первое время обучающиеся работали под управлением больших вычислительных машин с дисплейными классами. Затем произошел закономерный переход к автоматизированым системам обучения (АСО), ориентированным на персональные компьютеры. Из первых таких АСО можно назвать системы Plato IV, САДКО, АОС ВУЗ, ЭКСТЕРН, ЭВОС. Персональные ЭВМ оказались куда более пригодными для потребностей учебного процесса, особенно с учетом того, что разработанные на их основе АСО не требовали от создателей компьютерных учебных курсов (КУК) изучения специальных языков программирования, а заполнение программной оболочки АСО стало доступным преподавателю, имеющему начальные знания компьютерной техники. Было создано довольно много отечественных АСО (Наставник, Дельфин, АДОНИС, Радуга, УРОК, АКСОН и др.) Они ориентированы на то, что КУК (в том числе очень небольшие по охвату материала) должны создаваться самими преподавателями при минимальном участии соавторов других специальностей (программистов, компьютерщиков, педагогов). Пятая эпоха – определилась в связи с использованием новых поколений компьютерных средств поддержки процесса обучения стали интеллектуальные обучающие системы (ИОС). Первой такой системой была система SCHOLAR, представленная в 1970 году J.R. Сarbonell, на примере которой была продемонстрирована эффективность использования методов искусственного интеллекта в области обучения. В данных программах обучающие воздействия выбираются не педагогом, а “зашиты” в соответствующую систему и генерируются в зависимости от целей обучения и текущего состояния знаний обучаемого. Для этого в обучающей системе представлены знания о том, чему обучать и знания о самом обучаемом, а также некоторые умения, позволяющие вести диалог с самим обучаемым. Такие системы позволили адаптивно выдавать учебные воздействия, сопровождать решение задач, проводить диагностику знаний обучаемого. Схематически можно представить спираль развития педагогических систем (рис. 2). Из схемы 2 видно, что индивидуальная форма обучения является основной для формирования групповой, но на более высоком уровне развития возвращается к индивидуальной форме. (3) – система “Консультант” естественно перерастает в групповое обучение (1), которое всегда считается менее эффективным и поэтому возникает система (7) – “Репетитор”. Система (5) – “малая группа”. Как упоминалось выше, эволюция книгопечатания повлекла за собой применение учебников система (4). Средства коммуникации как следствие технического прогресса сделали доступным большие объемы информации для индивидуального (2) и коллективного(2) пользования. Появление компьютера сделало возможным применить замкнутое управление педагогическим процессом, сначала без учета индивидуальных особенностей (6), а затем с развитием техники ПК вместе с ростом психолого-педагогического знания стало возможным говорить о развитии адаптивной образовательной среды. Рис. 2. Развитие педагогических систем
В практике обучения и воспитания в настоящее время возникают сложные проблемы, связанные с существенным повышением качества образования. В этом состоит одна из проблем современного образовательного процесса.
Контрольные вопросы и задания 1. Дайте понятие педагогической системы. 2. Дайте определение следующим понятиям: умения, усвоение, обучение. 3. Дать определение следующим понятиям: знание, навыки, преподавание. 4. Дать определение следующим понятиям: воспитание, образование, учение. 5. Изобразить обобщенную структуру педагогической системы. 6. Охарактеризовать следующие элементы ПС: дидактическая задача, технология образования, дидактический процесс. 7. Чем определяется ПС конкретной социально-государственной системы. 8. Перечислить этапы развития ПС.
Date: 2016-07-25; view: 316; Нарушение авторских прав |