Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система органов государственного управления национальной экономикой и ее функции
Государственное регулирование экономики являются важной функцией государства. Государства отличаются по формам правления, государственному строю, политической системе, функциям органов власти. В демократическом, правовом обществе государственная власть базируется на принципах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. В Украине деление полномочий между разными ветвями власти определяется Конституцией Украины и другими законодательными актами. Главой государства является Президент Украины, законодательную власть осуществляет Верховная Рада Украины, исполнительную – Кабинет Министров Украины, другие центральные органы исполнительной власти, местные государственные администрации. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд Украины, общие и арбитражные суды. Президент Украины как глава государства, гарант Конституции, государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, прав свобод человека и гражданина, осуществляет ряд функций в сфере государственного управления: 1. Президент формирует стратегию социально-экономического развития страны. Моральное право формирования стратегии председателем государства обусловлено тем, что Президент избирается гражданами Украины на принципах общего, равного и прямого избирательного права. Стратегия социально-экономической политики государства освещается в посланиях к народу и ежегодных и внеочередных посланиях Президента в Верховную Раду Украины. 2. Президент осуществляет правовое регулирование экономических отношений. Глава государства имеет право законодательной инициативы в Верховной Раде. 3. Президент осуществляет кадровую политику. В этой сфере он имеет право: назначать при согласии Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины, прекращать его полномочия и принимать решение о его отставке; назначать по прошению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращать их полномочия; назначать половину состава Совета Национального банка Украины; назначать на должности и освобождать с должностей при согласии Верховной Рады Украины председателей Антимонопольного комитета Украины, Фонда государственного имущества Украины и других государственных органов. 4. Организационная функция Президента заключается в том, что он осуществляет координацию деятельности государственных органов. Глава государства образует, реорганизовывает и ликвидирует по прошению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти. Президент возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины. Единым органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины (ВР Украины). К полномочиям ВР Украины относительно вопросов государственного регулирования экономики принадлежат: 1. Правовое регулирование экономических отношений. 2. Формирование стратегии и практики социально-экономической политики. 3. Кадровая политика. 4. Парламентский контроль. Кабинет Министров Украины (КМ Украины) является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Возглавляет КМ Украины Премьер-министр Украины. На сегодняшний день в структуру исполнительной власти входят 20 министерств, 13 государственных комитетов, 28 центральных органов исполнительной власти со специальным статусом. Кабинет Министров Украины согласно Конституции Украины (ст. 116): · обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществления внутренней и внешней политики государства, выполнения Конституции и законов Украины, актов Президента Украины; · принимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина; · обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования; · разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития; · обеспечивает ровные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности; · разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, подает ВР Украины отчет о его выполнении; · осуществляет мероприятия по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью; · организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности, таможенного дела. Основными функциями министерств и других органов государственной исполнительной власти в Украине является: · участие в формировании и реализации государственной политики как в целом, так и за соответствующими направлениями; · прогнозирование развития экономики в производственной, научно-технической, минерально-сырьевой, топливно-энергетической, трудовой, демографической, социальной и других сферах; · участие в разрабатывании проектов Государственного бюджета Украины и Государственной программы экономического и социального развития Украины; · формирование и реализация политики в сфере выполнения работ и поставок продукции для удовлетворения государственных потребностей; · разработка целевых программ развития соответствующей отрасли; · внесение предложений об изменении условий налогообложения, получения льготных кредитов, определения особенностей приватизации, демонополизации предприятий; · формирование и реализация инвестиционной политики; · разработка финансово-экономических и других нормативов и механизмов их внедрения, утверждения отраслевых стандартов; · принятие мер, направленных на совершенствование внешнеэкономической деятельности; · выдача специальных разрешений (лицензий) на проведение отдельных видов предпринимательской деятельности; · участие в подготовке международных договоров Украины. К основным функциям местных государственных администраций относительно регулирования экономических отношений и социально-экономического развития регионов принадлежат: разработка прогнозов и программ социально-экономического развития региона; бюджетная деятельность; обеспечение функционирования объектов коммунальной собственности; обеспечение рационального использования земли, природных ресурсов, охраны окружающей природной среды; упорядочивание и стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса; социальная защита и решение проблем занятости населения и т.д. Существуют еще такие субъекты государственной регулирования экономики: 1. Национальный банк Украины. 2. Функциональные и отраслевые министерства. 3. Органы судебной власти (хозяйственный суд, арбитражные суды и т.д.). 4. Советы экспертов при местных органах власти. 5. Специальные органы (Антимонопольный комитет Украины, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба и т.д.). Те проблемы, которые не могут быть решены за счет действия механизмов рыночного самоуправления, делегируются обществом государственным органам власти, которые имеют иерархию и выполняют специфические функции для обеспечения стабильного состояния национальной экономики и общества в целом. Государственное регулирование экономикой, разработка и внедрение общей стратегии развития национальной экономики Украины прошли ряд этапов. Однако, невзирая на ряд позитивных сдвигов, на сегодняшний день государственное регулирование экономикой в Украине имеет системные изъяны: - недостаточность и ограниченность объективной информации, а, следовательно, невозможность принятия обоснованных решений управления; - неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действии, которое может повлечь негативные побочные последствия; - несовершенство политического процесса, которое проявляется в применении государственными органами власти неадекватных методов регулирования под воздействием избирателей, групп специальных интересов, манипуляций и т.д.; - ограниченность контроля над государственным аппаратом, а, следовательно, бюрократизация процесса управления. Нельзя сказать, что эти проблемы не появляются перед постиндустриальными странами, однако их острота в Украине является большей в результате продолжения активных социально-экономических трансформаций и затяжного политического кризиса. В течение последнего времени постоянно ведутся научные разработки и осуществляются практические мероприятия по преодолению вышеупомянутых изъянов. Однако при этом большинство проблем остаются нерешенными. Поэтому на сегодняшний день среди основных мероприятий, которые должны быть осуществлены в ближайшем будущем, следует назвать следующие: - возобновление управляемости государственного сектора экономики; - формирование соответствующей структуры промышленности и агропромышленного комплекса; - формирование структуры национального производства с предоставлением особенного преимущества наукоемким отраслям; - развитие собственного производства при условиях содействия государства на основе интеграции таких составных частей как: образование и наука, производство, банковская система; - предоставление приоритету отдельным направлениям развития экономики, среди которых легкая, химическая и фармацевтическая промышленность; агропромышленный комплекс и пищевая промышленность; сельскохозяйственное машиностроение; энергетика и энергетическое машиностроение; космическая техника и связь; транспортные средства и системы управления и навигации; производство товаров широкого потребления; производство медицинской аппаратуры и инструментов, и некоторые другие. Существуют вопросы, которые должны постоянно быть объектом государственного регулирования независимо от условий внутренней и внешней среды, при любых обстоятельствах, невзирая на достигнутый уровень экономического развития. Постоянное внимание и своевременное решение этих вопросов является предпосылкой стабильного развития национальной экономики. К ним относятся: - капитализация национальной экономики и ее рост; - регулирование денежного обращения то противодействие инфляционным процессам; - конкурентоспособность национальной экономики и ее эффективная структура; - занятость, регулирование рынка труда и предотвращения безработицы и деинтеллектуализации, кадровая политика; - наращивание потенциала региональных рынков; - инновационное развитие и поиск резервов увеличения внутренних инвестиций; - состояние платежного баланса и улучшения его структуры; - увеличение экспортного потенциала государства. Осуществление всех предложенных мероприятий в полном объеме поможет сделать систему государственного управления экономикой более эффективной, даст возможность вывести национальную экономику Украины на достаточно качественный уровень экономического и социального развития, занять надлежащее место в мировом содружестве.
Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками. Основные признаки унитарного государства Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; Единые для всей страны высшие органы власти; Единая система законодательства; Единое гражданство; Единая денежная единица; Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета. [править] Виды унитарных государств Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от: характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства; Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания. Иногда выделяют: государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым), государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями)) государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
Date: 2016-07-25; view: 401; Нарушение авторских прав |