Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование как главная функция государственного управления экономикой, его формы и методы





 

Государство является активным экономическим субъектом смешанной экономики, деятельность которого в экономической сфере имеет две составляющие.

Во-первых, экономика имеет в своем составе государственный сектор, который можно определить как совокупность предприятий государственной формы собственности, и предприятий, в капитале которых есть государственная часть. Отмеченные предприятия (частные и коллективные) является субъектами предпринимательской деятельности.

Сегодня макроэкономическая структура Украины насчитывает около 4100 государственных предприятий, государство также является владельцем пакетов акций в 2263 субъектах ведения хозяйства, среди которых 2036 – открытые акционерные общества, 34 – государственные акционерные и холдинговые компании, 193 – закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др. Экономическая деятельность государственных предприятий как субъектов рынка определяется и ограничивается государством, которое направляет ее, исходя из государственных интересов. Следовательно составляющей экономической деятельности государства является непосредственное управление государственным сектором экономики, так называемое государственное предпринимательство.

Второй составляющей деятельности государства как экономического субъекта в рыночной системе является государственное регулирование экономики – совокупность мероприятий государственного влияния на объекты и процессы с целью направления хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики, согласования их интересов и действий, для реализации общественных целей.

Следует различать государственное регулирование экономики и государственное регулирование деятельности предприятий государственного сектора экономики, которому присущие черты предпринимательской деятельности.

На сегодня сложилось несколько моделей государственной регулирования экономики:

американская – государственное регулирование сводится к использованию правовых и опосредованных методов, в первую очередь налогово-бюджетных, с целью создания благоприятных условий для развития конкуренции и предпринимательства;

японская – система взаимодействия государственных органов и корпораций, направленная на достижение стратегических целей в экономике;

шведская – вмешательство государства в процесс распределения и перераспределения доходов с целью создания сильной системы социальной защиты населения;

немецкая – система управления национальной экономикой с использованием рыночных регуляторов и создания на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан. Для Западной Европы вообще характерное соединение большой доли государственных расходов в ВВП с наличием значительного государственного сектора.

К формам государственного управления экономикой принадлежат:

- комплексное (индикативного характера) планирование экономического и социального развития;

- прогнозирование развития народного хозяйства и конъюнктуры рынка;

- реализация национальных и целевых комплексных программ;

- управление хозяйственной деятельностью государственных предприятий;

- бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика;

- система социальной защиты населения.

Необходимость и пределы использования отдельных форм государственного регулирования в хозяйственной практике определяются избранной концепцией государственного вмешательства в экономику, а также конкретными условиями и целями социально-экономического развития каждой страны.

Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой. Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы ГРЭ классифицируют по двум признаками:

- по формам влияния,

- по средствам влияния.

По формам влияния методы ГРЭ разделяют на две группы: методы прямого и непрямого влияния.

В зависимости от средств влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

К методам прямого государственного влияния принадлежат:

- определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;

- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукций, выполнения работ, предоставления услуг;


- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

- правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;

- лицензирование операций экспорта и импорта товаров, то есть внешнеторговых операций.

Методы непрямого (опосредованного) государственного регулирования основываются преимущественно на товарно-денежных рычагах, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и влияют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К этим методам принадлежат:

- налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;

- регулирования цен, их уровни и соотношения;

- плата за ресурсы, процентные ставки за кредит и кредитные льготы;

- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Правовые методы регулирования развития экономики предусматривают принятие законов и законодательных актов Верховной Рады Украины, издания указов Президента, а также выработки механизма их реализации и контроля.

Законы, законодательные и нормативные акты, определяют объект и содержание регулирования, ответственность юридических и физических лиц в случае их невыполнения. Законы выполняют функцию долгосрочного правового регулирования, а указы, нормативные акты – краткосрочного или оперативного.

Административные, или прямые методы государственной регулирования ограничивают свободу выбора субъекта. Например, директивные плановые задачи по объему и ассортименту производственной продукции или централизованное установленные цены на товары и услуги лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов.

Административные методы регулирования рынка выражают прямое управление со стороны государства. Суть административных методов зависит от избранного средства управления субъектами рыночной деятельности. Административные методы базируются на стиле государственной власти и разделяются на средства запрещения, разрешения и принуждения.

Административная деятельность является средством выполнения обязанностей, положенных на соответствующие подразделения и руководителей, а также создает предпосылки решения экономических и социальных задач, перевода системы в новое состояние решения конфликтных ситуаций и т.п. Административные действия нужно аргументировать учитывая их возможные последствия. Действие является оправданным тогда, когда оно осуществляется с учетом экономического стимулирования, убеждения и воспитания.

Экономические методы регулирования – это система приемов и способов влияния на общественно-хозяйственное развитие с соблюдением требований экономических законов при определенных товарно-денежных отношениях и с использованием других экономических рычагов для создания условий, которые обеспечивают достижение высоких экономических результатов.

Экономические, или опосредованные методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налога на бизнес или учетной ставки процента – методы экономического регулирования, направленные на увеличение объемов производства и усиления инвестиционной активности предприятий. С помощью экономических методов создаются экономические условия, которые стимулируют стремление достигать в труде высоких результатов. Их приложение предусматривает сравнение расходов и результатов. К экономическим методам регулирования принадлежат прогнозирование, планирование, программирование, материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, использование таких экономических категорий, как заработная плата, себестоимость, прибыль, цена и др.


Экономические методы находят проявление в осуществлении бюджетного, налогового, финансово-кредитного регулирования национальной экономики.

Бюджетное регулирование помогает осуществлять структуре преобразования в национальной экономике, выравнивать диспропорции между ее составными элементами, выполнять перераспределительную функцию государства, формировать и корректировать макроэкономические пропорции развития, снимать остроту проблем инфляции и безработицы, решать проблемы социального характера и т.д.

Налоговое (фискальное) регулирование экономики является формой государственной регулирования экономики, которая реализуется благодаря постоянному отслеживанию и изменениям, которые вносятся в налоговую систему.

Налоговое регулирование позволяет более эффективно стимулировать экономический рост, мотивировать субъектов экономики к выполнению экономической деятельности, организовывать перераспределение доходов и координировать распределение ресурсов в пределах национальной экономики.

Условиями для выбора той или иной модели фискальной политики являются: уровень экономического развития страны, реальный уровень ВВП на душу населения, уровень стабильности национальной экономики, экономический порядок и уровень развития рыночной инфраструктуры, политическая ситуация, идеология, соотношение форм собственности, социальная направленность экономической политики.

Финансово-кредитное регулирование – совокупность мероприятий государства относительно регулирования денежных отношений, которые связаны с образованием, распределением, движением и использованием фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения государства, предприятий, организаций, физических лиц денежными ресурсами.

 







Date: 2016-07-25; view: 509; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию