Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты коммуникативно-ситуационного пространства





Коммуникативная ситуация является исходным моментом любого речевого действия. Это стечение обстоятельств, побуждающее человека к речевому действию, порождающее мотив высказывания, который может перерасти в потребность совершения речевого действия.

 

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – совокупности условий, при которых осуществляется коммуникация, то есть коммуникативно-прагматического контекста.

Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого.

Явный (эксплицитный) контекст (вербальный и невербальный) включает то, что подлежит непосредственному наблюдению.

Скрытый (имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению (мотивы, цели, установки коммуникантов, их личные характеристики – уровень образования, социальная принадлежность, характер и т.п.).

 

Одно из наиболее многозначных и противоречивых понятий из числа тех, которыми оперирует современная лингвопрагматика и ряд смежных дисциплин.

 

В наиболее общем виде контекст моделируется как говорящий и слушающий, а также их ментальный, социокультурный и физический миры.

 

Универсальные черты прагматического контекста:

● Знание ролей и статусов, т.е. социального положения говорящего и слушающего в коммуникативном акте;

● Знание пространственной и временной локации;

● Знание тональности ситуации (степени её формальности) и дистанции между участниками;

● Знание кода и стиля, соответствующих каналу передаваемой информации (например, письменная или устная речь);

Знание предметной сферы разговора.

 

Говорящий

В каждом высказывании всегда присутствует лицо говорящее/ пишущее.

Создавая высказывание, Говорящий тем самым творит вокруг себя коммуникативно-прагматическое пространство, которое организовано как силовое (энергетическое) поле, центром которого является автор. Говорящий организует поле с позиций эгоцентризма.

 

Слушающий

Что является убедительным основанием для чего-то — решаю не я.

Л. Витгенштейн

Слушающий — это объект речи. Позиция слушающего выдвигается на первый план в паре "говорящий — слушающий", в речевой коммуникации его позиция приоритетна. Этот приоритет имеет два аспекта: психологический (фактор адресата, достижение перлокутивного эффекта) и физиологический (слушать (и интерпретировать) труднее, чем говорить).

 







Date: 2016-07-22; view: 660; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию