Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слушающий как основная составляющая контекста. Фактор адресата. Типы слушающих.





Слушающий

Слушающий — это объект речи. Позиция слушающего выдвигается на первый план в паре "говорящий — слушающий", в речевой коммуникации его позиция приоритетна.

Этот приоритет имеет два аспекта: психологический (фактор адресата, достижение перлокутивного эффекта) и физиологический (слушать (и интерпретировать) труднее, чем говорить).

Типы слушающих

Оценивающий, для которого характерны следующие реакции на сказанное:

 

  1. Поучения, советы (В таких случаях всегда необходимо поступать так … Это самое разумное …);
  2. Осуждения, критика, обвинения (Как Вам не стыдно так поступать?! Я ведь предупреждал, что это случится. То, что Вы сделали – просто глупость);
  3. Необоснованные обобщения (Все мужчины одинаковы!).

 

Интерпретирующий, для которого характерен анализ личности адресата, его установок, целей: Вы сделали это, чтобы я считал себя виноватым. Вы наверняка считаете меня простачком.

Теперь мне понятно, почему Вы это сказали.

Ваши слова говорят о том, что Вы хотите власти над людьми.

Пример:

Пилат заговорил по-гречески:

- Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ? …

- Я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие. …

- Эти добрые люди, - заговорил арестант и, торопливо прибавив: - игемон, - продолжал: - ничему не учились и всё перепутали, что я говорил. …

- А вот что ты всё-таки говорил про храм толпе на базаре? …

- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. ….

Сочувствующий, причём излишне сочувствующий, для которого характерны следующие реакции:

  1. Похвала, согласие (Мы гордимся Вами! Я считаю, что Вы, безусловно, правы!)
  2. Успокаивание, сочувствие, утешение (Как я Вас понимаю! Как Вам сейчас трудно! Ничего-ничего, все делают ошибки! Успокойтесь, не обращайте на это внимания!)

Диагност – пристрастный слушатель, склонный перебивать собеседника следующими фразами: Когда именно? Приведите конкретный пример! Чем Вы можете это доказать?

 

  1. Вопросы (Кто Вас надоумил? Что вы сделаете в следующий раз?)
  2. Нравоучения, аргументация (В Вашем возрасте я этого не имел! Вам это поручено – значит, это Ваша проблема.)

Милославский: Видел чудеса техники, но такого никогда!

Тимофеев: О боже, у меня кружится голова! …

Бунша (Милославскому): Я извиняюсь, вы кто же такой будете?

Милославский: Кто я такой буду, вы говорите? Я дожидаюсь моего друга Шпака.

Бунша: А как же вы дожидаетесь, когда дверь снаружи на замок закрыта?

Милославский: Как вы говорите? Замок? Ах да … он за «Известиями» пошёл на угол, купить, а меня … это … запер …

М.А. Булгаков «Иван Васильевич»

Понимающий – собеседник, который пытается нас понять и не оценивает наших слов, не анализирует, зачем мы это сказали, не навязывает нам своё сочувствие, не пытается разложить нашу речь по полочкам. Он действительно нас слушает и слышит именно то, что мы говорим.

Приёмы понимающего:

Нерефлексивное слушание (Я Вас понимаю);

Выяснение (Не объясните ли Вы это? Не повторите ли Вы еще раз? Что Вы имеете в виду? Извините, я не совсем понял Вас…);

Перефразирование (Другими словами, Вы считаете … Если я Вас правильно понял, то … Вы поправьте меня, если я ошибусь, но …);

Резюмирование (Ваша основная идея, как я поняла, в том, что … Итак, Вы предлагаете … Таким образом, вы хотите сказать, что …);

Отражение чувств (Мне кажется, что Вы чувствуетеУ меня такое ощущение, что Вы чем-то обеспокоены …).

Фактор адресата – учёт особенностей той аудитории, на которую направлено речевое воздействие.

 

Неотделимость адресата от речевого произведения обусловлена тремя факторами:

1) Связью адресата с перлокутивным эффектом (= с тем воздействием, которое высказывание оказывает на слушающего);

2) Меной коммуникативных ролей (собеседники – говорящий и слушающий – постоянно меняются ролями);

3) Принадлежностью речевых актов к сфере межличностных отношений.

 

 







Date: 2016-07-22; view: 796; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию