Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Слушающий как основная составляющая контекста. Фактор адресата. Типы слушающих.
Слушающий Слушающий — это объект речи. Позиция слушающего выдвигается на первый план в паре "говорящий — слушающий", в речевой коммуникации его позиция приоритетна. Этот приоритет имеет два аспекта: психологический (фактор адресата, достижение перлокутивного эффекта) и физиологический (слушать (и интерпретировать) труднее, чем говорить). Типы слушающих ● Оценивающий, для которого характерны следующие реакции на сказанное:
• Интерпретирующий, для которого характерен анализ личности адресата, его установок, целей: Вы сделали это, чтобы я считал себя виноватым. Вы наверняка считаете меня простачком. Теперь мне понятно, почему Вы это сказали. Ваши слова говорят о том, что Вы хотите власти над людьми. Пример: Пилат заговорил по-гречески: - Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ? … - Я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие. … - Эти добрые люди, - заговорил арестант и, торопливо прибавив: - игемон, - продолжал: - ничему не учились и всё перепутали, что я говорил. … - А вот что ты всё-таки говорил про храм толпе на базаре? … - Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. …. ● Сочувствующий, причём излишне сочувствующий, для которого характерны следующие реакции:
● Диагност – пристрастный слушатель, склонный перебивать собеседника следующими фразами: Когда именно? Приведите конкретный пример! Чем Вы можете это доказать?
Милославский: Видел чудеса техники, но такого никогда! Тимофеев: О боже, у меня кружится голова! … Бунша (Милославскому): Я извиняюсь, вы кто же такой будете? Милославский: Кто я такой буду, вы говорите? Я дожидаюсь моего друга Шпака. Бунша: А как же вы дожидаетесь, когда дверь снаружи на замок закрыта? Милославский: Как вы говорите? Замок? Ах да … он за «Известиями» пошёл на угол, купить, а меня … это … запер … М.А. Булгаков «Иван Васильевич» ● Понимающий – собеседник, который пытается нас понять и не оценивает наших слов, не анализирует, зачем мы это сказали, не навязывает нам своё сочувствие, не пытается разложить нашу речь по полочкам. Он действительно нас слушает и слышит именно то, что мы говорим. Приёмы понимающего: ❖ Нерефлексивное слушание (Я Вас понимаю); ❖ Выяснение (Не объясните ли Вы это? Не повторите ли Вы еще раз? Что Вы имеете в виду? Извините, я не совсем понял Вас…); ❖ Перефразирование (Другими словами, Вы считаете … Если я Вас правильно понял, то … Вы поправьте меня, если я ошибусь, но …); ❖ Резюмирование (Ваша основная идея, как я поняла, в том, что … Итак, Вы предлагаете … Таким образом, вы хотите сказать, что …); ❖ Отражение чувств (Мне кажется, что Вы чувствуете … У меня такое ощущение, что Вы чем-то обеспокоены …). Фактор адресата – учёт особенностей той аудитории, на которую направлено речевое воздействие.
Неотделимость адресата от речевого произведения обусловлена тремя факторами: 1) Связью адресата с перлокутивным эффектом (= с тем воздействием, которое высказывание оказывает на слушающего); 2) Меной коммуникативных ролей (собеседники – говорящий и слушающий – постоянно меняются ролями); 3) Принадлежностью речевых актов к сфере межличностных отношений.
Date: 2016-07-22; view: 796; Нарушение авторских прав |