Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и организация музыкально-ритмических занятий 4 page





И.п. — основная стойка. На раз-два полуприсесть на одной ноге, под*| нимая другую, согнутую, вперед (округляя спину), коснуться локтями со­гнутого колена; на три-четыре отвести согнутую ногу в сторону на носок/ поднять локти в стороны вверх, предплечья вниз, лопатки соединить. То­же другой ногой.

Ученики строятся в круг. Прежде всего они произносят изолированный гласные звуки а, о, у, и, а, слоги па, по, пу, пи, пэ на одном выдохе. Затем учитель предлагает им следующий стихотворный текст с движениями:

Учитель по слуховой работе и воспитатель уже выучили к этому занятию с учениками слова песни «Осень». Можно написать песню на плакате. Ученики поют ее в медленном темпе. Учитель следит за правильным дыханием.

После разучивания песни «Осень» учитель знакомит учеников с понятием о низких и высоких звуках, выясняя, что высокий голос — у птички, низкий — у медведя. Он показывает ученикам фланеле- граф и предлагает в зависимости от высоты звука прикрепить к со­ответствующей полоске фланелеграфа силуэт птички или медведя. Затем он проводит игру, как на предыдущих занятиях, и подводит итоги занятия.

Занятия во 2 классе


Кричу в лесу: «А-у! А-у!» И мне в ответ: «А-у! А-у!»

В горах кричу: «А-у! А-у!» Гора в ответ: «А-у! А-у!» Кричу — резко ударить кулачком левой руки от груди в сторону; в лесу — опустить давящим движением руки от рта вниз; и мне — отвести руки от носа вперед (ладони от себя); в ответ — бросить резко руки вниз, раскрыв сжатые кулачки; в горах — соединить указательный и большой пальцы и повращать ру­ками перед грудью; кричу — см. кричу; гора — см. в горах; в ответ — см. в ответ.

Учитель произносит звуки а,у в первой и третьей строчках низким го­лосом, во второй и четвертой — высоким.

Приступая к работе над пением, учитель предлагает за экраном изо­лированные звуки на разной высоте в диапазоне до'—ля'. Он исполня­ет песню «Во саду ли, в огороде», проводит беседу о характере ее мело­дии и текста, поет ее еще раз.

Учитель проигрывает мелодию к игре «Лови меня» (муз. рус. народ­ная), рассказывает о содержании и проводит ее.

Занятия 2—4

Цель: учить двигаться в соответствии с характером музыки, пере­страиваться в два-три круга; учить движениям пружинного шага; доби­ваться четкого интонирования мелодии песни. Ход занятия

После входа учеников под марш учитель предлагает им послушать музыкальные отрывки различного характера. Ученики определяют ха­рактер мелодии и выполняют соответствующие движения (марш, по­скок, боковой галоп). Учитель дает за экраном указание: «Идите, взяв­шись за руки, пружинным шагом по кругу». Дети выполняют движения под музыку. Учитель продолжает: «Повернитесь кругом и идите в про- Iивоположном направлении». Он проигрывает любое музыкальное произведение, состоящее из двух частей, и предлагает ученикам на первую часть идти по кругу хороводным шагом, а на вторую — пере- Iтроиться в два круга и идти тем же шагом в двух кругах. После этого ребята строятся в колонну по три для разучивания упражнений ритми­ческой гимнастики (см. занятие 1). (На пятом занятии ученики выпол­няют этот комплекс упражнений по показу одного из учеников.)

Далее ученики перестраиваются в круг и работают над стихотворным шкетом (см. занятие 1). На третьем-четвертом занятии учитель делит их ни две группы. Первая группа проговаривает звуки а, у низкими голоса­ми, а вторая группа — высокими голосами. Потом — наоборот.

Приступив к работе над пением, учитель проигрывает музыкальное м'мупление к песне. После ответов на вопрос о том, к какой песне про- шучало музыкальное вступление, он исполняет его еще раз. Затем все


ученики поют песню. Учитель раздает музыкальные инструменты, предварительно повторив их названия, и проигрывает мелодию «Во саду ли...» (муз. рус. народная). Ученики определяют ее характер. Да лее они называют инструменты, на которых можно исполнять первую часть (треугольники, металлофоны, колокольчики) и вторую (добавить бубны, маракасы, румбы). Дети вместе с учителем воспроизводят ме лодию. На третьем занятии учитель выбирает солиста, который начи нает самостоятельно играть на металлофоне.

Учитель проводит игру «Чей кружок скорее соберется?» (муз. Т. Ло­мовой). Проигрывая мелодию, учитель просит учеников дать ее харак теристику. Затем знакомит их с движениями и проводит игру.

Занятия 5—7

Цель: учить слышать и передавать в движениях характер музыки, изменять движения в зависимости от динамических оттенков в музыке; передавать динамические оттенки текста голосом; совершенствовать легкий подвижный поскок и пружинящий шаг.

Ход занятия

После входа учеников под марш учитель объясняет им, что сейчас бу­дет звучать музыкальное произведение, состоящее из четырех частей Под первую часть музыки они должны двигаться друг за другом направо по кругу легким поскоком (руки не напряжены); под вторую часть — дви гаться поскоком в левую сторону; под третью часть — свободно расхо диться по классу мягким пружинящим шагом (руки на поясе); под четвер тую часть — строиться в два круга и идти хороводным шагом. Он проигрывает каждую часть музыки отдельно и показывает ученикам, ка кие движения следует выполнять под нее.

На шестом занятии учитель исполняет каждую часть отдельно и спра­шивает учеников, какие нужно выполнять движения под нее. На седьмом занятии он исполняет музыкальное произведение целиком, а ученики са мостоятельно изменяют движения в зависимости от его частей.

Ученики строятся в колонну по три для выполнения упражнений рит мической гимнастики. Сначала бегут на месте, высоко поднимая голен (дыхание равномерное).

И.п. — стойка пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. На раз — присес пятки от пола не отрывать; на два — встать, поднять руки вверх через сторон!

И.п. — стойка пятки вместе, ноги врозь, руки скрещены перед грудью. Н, раз — присесть с выведением рук в стороны вниз; на два — вернуться в и

И.п. — туловище слегка наклонено вперед. Вращать плечами впер* и назад в ритме музыки (двигать только плечами).

Ученики строятся в круг. Учитель проговаривает следующий стихо­творный текст с движениями:

Скажи погромче слово «гром»! Грохочет слово, словно гром!

Скажи потише «шесть мышат» — и сразу мыши зашуршат.


Скажи — двигать волнообразно руками, сжатыми в кулачки перед гру­дью, сверху вниз;

погромче — соединить указательный и большой пальцы на уровне груди;

слово — двигать руками давящим движением от рта вниз; гром — отбросить резко руку от груди в сторону, назад; грохочет — ударять резко руками, сжатыми в кулачки, от груди чуть в стороны, вниз; слово — см. слово;

словно — покачивать плавно руками в стороны; гром — см. гро/и; скажи — см. скажи;

потише — опустить резко руки от груди вниз;

шесть — опустить давящим движением руки от рта вниз;

мышат — двигать волнообразно руками перед грудью;

и сразу — поднять руки вверх, чуть в стороны;

мыши — см. мышаг,

зашуршат — ударить кулачками внизу.

На пятом и шестом занятиях учитель разучивает с учениками текст с движениями, обращая внимание на тихое и громкое произношение слов. На седьмом — ученики проговаривают текст небольшими группами.

Приступая к работе над пением, ученики исполняют знакомую по­левку «Я пою, хорошо пою». Учитель объясняет им, что попевку надо исполнять сначала тихо, потом все громче и громче. На шестом заня­тии рекомендуется петь попевку группами (одни поют тихо, другие громко). На седьмом занятии ученики поют ее сначала громко, потом все тише и тише.

Учитель прохлопывает ритмический рисунок выученной ранее пес- ми. Ученики отвечают на его вопрос о том, к какой песне он прохлопал ритмический рисунок.

Затем они исполняют песню под музыку. На шестом занятии учи­тель знакомит учеников с песней «Бравые солдаты» (муз. А. Филип­пенко, сл. Т. Волгиной). На седьмом — разучивают мелодию этой пес­ни и воспроизводят ее ритм на музыкальных инструментах.

После пения они продолжают работу над танцем (см. занятие 5). Учи­тель знакомит их с движениями с мячами (с шарами, лентами). На шес­том занятии ученики повторяют игру «Чей кружок скорее соберется?».

Особенности обучения позднооглохших детей. Обуче­ние позднооглохших детей на музыкально-ритмических за­мятиях строится с учетом состояния нарушенной слуховой функции, особенностей организации и продолжительности коррекционной работы после потери слуха, опыта музы­кального восприятия и участия в различных видах музы- кально-исполнительской деятельности до потери слуха. Также учитываются причины нарушения слуха, влияние


последствий заболевания на психофизическое состояние ре­бенка. Первоначальный период специальной педагогиче­ской работы особенно труден. Это связано прежде всего с тя­желым психологическим состоянием ребенка после потери слуха (Э.В. Миронова).

Использование музыки в первоначальный период может оказывать как положительное, так и отрицательное воздей­ствие. Если с помощью музыкально-исполнительской дея­тельности (пения знакомых песен, исполнения танцев, вы­ученных до потери слуха) удается вступить в контакт с ребенком и расположить его к себе, то это — важная победа сурдопедагога. Однако часто слушание музыки вызывает у позднооглохшего ребенка негативные реакции, что обусло­влено памятью о восприятии музыкальных произведений до потери слуха, состоянием «оглушенности», когда даже дос­тупные звуки проходят вне внимания ученика, отмечаются субъективные внутренние шумы, гулы и звоны. Привыкший к нормальному музыкальному звучанию, позднооглохший ребенок при восприятии музыки говорит, что не слышит.

Обучение позднооглохших детей начинается с выработки условной двигательной реакции на звучание музыки, фор­мирования положительного эмоционального отношения к музыкально-ритмическим занятиям. В дальнейшем в ус­ловиях слухопротезирования позднооглохший ребенок уча ствует во всех видах деятельности, связанной с музыкой, с учетом состояния слуха, особенностей общего и слухо-ре чевого развития, опыта музыкально-исполнительской дея тельности до потери слуха.

3.4. Эстетическое воспитание средствами музыки во внеурочное время

Во внеурочное время с детьми проводятся музык-альн: перемены, кружки песни и танца, занятия «танцевальна час», беседы о музыке, занятия по инсценированию музт кальных сказок, общешкольные праздники, смотры испо„ нения песен, танцев, сказок, фестивали и конкурсы.

Музыкальная перемена длится 10 мин (после второг и третьего уроков). Она проводится по группам для уч щихся младших, средних и старших классов. Другие муз


кальные внеклассные занятия организуются во второй по­ловине дня (по 30—45 мин).

На музыкальных переменах школьники выполняют под руководством учителя движения, объединенные характером одного танца (например, «Русский танец», «Вальс», «Поль­ка», «Мазурка», «Эстрадный танец»), или комплексы рит­мической гимнастики. Музыка звучит в грамзаписи.

На занятиях «танцевальный час» учащиеся исполняют народные и современные танцы, основу которых составля­ют элементарные танцевальные движения. Желательно, чтобы эти занятия посещали все ученики.

В танцевальных кружках занимаются наиболее способ­ные дети. Они разучивают более сложные народные и совре­менные танцы. Занятия танцевального кружка и «танце­вальный час» проводятся по возрастным группам: школьники младших классов, средних и старших.

Разучивая танец, учащиеся упражняются в выразитель­ном и ритмичном его исполнении. Учитель должен учиты­вать возможности детей в восприятии музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов). После показа эле­мента танца или композиции учителем дети слушают музы­кальное сопровождение, определяют характер музыки, ос­новные средства музыкальной выразительности. Это способствует эмоциональному и выразительному танцу. Чтобы достичь ритмичности исполнения танца, целесооб­разно упражнять детей в ритмичном выполнении под музы­кальное сопровождение сначала элементарных движений (хлопков), а затем отрабатывать правильные и ритмичные танцевальные движения. Для музыкального сопровожде­ния следует подбирать несложные пьесы с четко выражен­ным метрическим акцентом. На внеклассных занятиях ре­комендуем использовать музыку в грамзаписи.

Приведем примерные танцевальные композиции для младших школьников.

1 Здесь и далее примеры танцевальных композиций, описание отдельных гим- мистических и танцевальных движений, музыкально-двигательных игр взяты из КН.: Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальные движения. — M., 1972; Бе- h una С.И., Ломова Т.П., Соковнина ЕМ. — Музыка и движение. — М., 1984; Рае- тI Г..Е., Кондрашова Л.Н., Руднева СД. Музыкальные игры и пляски в детском са- 11У - Л., 1963; Конорова Е.В. Танец и ритмика в начальной школе. — М., 1960; Кинорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. — М., 1973.


«Русский танец» (музыкальное сопровождение — русская народная песня «Травушка-муравушка»).

Дети стоят попарно по кругу, девочка в направлении танца, мальчик — за ней. Руки на поясе.

Первая фигура

Такты 1—4. Танцующие идут по кругу против часовой стрелки, испол­няя два переменных русских шага, начиная с правой ноги, и четыре про­стых шага вперед. Исполняя простые шаги, девочка поворачивается ли­цом к мальчику и отступает назад, разводя руки в стороны. На последнем такте снова поворачивается лицом по ходу танца и кладет руки на пояс Мальчик исполняет все шаги вперед.

Такты 5—8. Еще раз повторяются движения первых четырех тактов. Заканчивая движение, девочка остается лицом к мальчику.

Вторая фигура.

Такты 9—12. Танцующие делают вправо (девочка к центру круга, мальчик от центра) два боковых шага с приставкой, «ковырялочку» левой ногой и притоп правой, левой, правой ногой.

Такты 13—16. Танцующие поворачиваются лицом друг к другу, берут ся за левые руки, обходят друг друга тремя переменными шагами, начи­ная с левой ноги, и останавливаются в исходном положении, приставив левую ногу к правой.

Танец начинается сначала.

«Веселый танец» (музыкальное сопровождение — танец из сюит! «Балетная музыка» Д. Шостаковича).

Пары становятся по кругу на равных расстояниях одна от другой^ Мальчик стоит к центру спиной, девочка — лицом. Вступление (такты 1-4 4) — дети стоят, взявшись за руки, подняв их в стороны.

Такты 5—8. В направлении против часовой стрелки дети делают шесть движений бокового галопа (мальчики начинают с левой, девоч* ки — с правой ноги). Останавливаются на «раз» такта 8, не приставляй свободной ноги.

Такты 9—12. На «раз» такта 9 делают шаг в сторону на свободную ноп (левую — у девочек, правую — у мальчиков) и на «два» хлопают в ладоши занося руки подальше в сторону шага. На «раз и два» такта 10 делают ша в противоположном направлении, затем тремя шагами поворачивают, на месте — девочки через левое, мальчики — через правое плечо. Ударн ют в ладоши на «два» такта 12.

Такты 13—16, как такты 5—8.

Такты 17—20. Четыре шага назад (друг от друга). Девочки начина: шаги левой ногой и раскрывают руки в стороны, мальчики начина правой ногой и, отходя назад, поднимают вверх правую руку. Затем да лают три шага вперед навстречу друг другу. Хлопают в ладоши на «два такта 20.

Такты 21—28, как такты 9—12.

Такты 29—32, как такты 5—8.


Такты 33—36. Девочки по направлению танца, мальчики — в противо­положном направлении перебегают восьмыми восемь шагов. Встретив­шись со своей парой, мальчики протягивают вперед обе руки на «раз» та­кта 35, девочки ударяют ладонями по рукам мальчиков на «два» такта 35. На такт 36 они берутся за руки, поднимая их в стороны, и делают на мес­те быстрый притоп в ритме последнего такта.

Полька (музыкальное сопровождение — «Полька» Ю. Слонова).

Дети становятся по кругу парами, держась за руки крест-накрест.

Первая фигура: на первый восьмитакт они, оставаясь на месте, хло­пают в ладоши в следующем порядке: хлопок в ладоши перед грудью, за­тем обеими руками ударяют по рукам товарища (повторяют движения еще раз); делают три быстрых легких хлопка у правого уха, слегка накло­нив голову вправо, и три хлопка у левого, склонив голову влево (повторя­ют хлопки еще раз).

Вторая фигура: на первый восьмитакт ученики кружатся на месте по­скоками вправо, взявшись за обе руки, делая шесть поскоков и притоп на месте; затем кружатся в обратном направлении и заканчивают прите- пом. На второй восьмитакт они исполняют хлопки, как в первой фигуре. Танец повторяется сначала.

Танец в стиле гавота (музыкальное сопровождение — «Гавот» А. Гла­зунова).

Дети, взявшись попарно за руки, становятся по кругу друг за другом. Соединенные руки выведены вперед; девочка свободной рукой придер­живает край платья, мальчик кладет свободную руку на пояс. На вступле­ние движений нет. Точно исполняя ритмический рисунок мелодии, дети идут мягким, плавным шагом с носка по кр^гу против часовой стрелки. На половинную ноту они останавливаются, повернувшись лицом друг к другу. Тремя маленькими шагами отступают назад и расходятся, сде- лав поклон головой. Мальчик остается на месте, а девочка идет по кругу нправо, переходя к следующему мальчику. Танец заканчивается, когда пары оказываются на первоначальных местах, в прежнем составе.

Приобщение глухих школьников к музыкальной культу­ре во внеклассное время может осуществляться в форме бе­сед о музыке. В младших классах целесообразно познако­мить детей с народными сказками, с музыкальным сопровождением: например, «Курочка ряба» (муз. И. Маги- денко), «Аленушка и лиса» (муз. Ю. Слонова), «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева), «Гуси-лебеди» (муз. Т. Попатен- ко), «Муха-Цокотуха» и «Теремок» (муз. М. Красева), и также балетами и операми на сказочные сюжеты: «Лебе­диное озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (муз. II. Чайковского), «Снегурочка» (муз. Н. Римского-Корса- кова), «Золушка» (муз. С. Прокофьева).


В средних и старших классах беседы о музыке включают знакомство с классической и современной музыкой, с твор­чеством композиторов-классиков, с современными музы­кальными коллективами и исполнителями и др. Материал для бесед подбирается с учетом возраста и интересов уча­щихся, а также уровня развития словесной речи и возмож­ностей восприятия музыки, используется наглядный мате­риал, письменные таблички.

Содержанием бесед о музыке, связанных с музыкальны­ми сказками, является знакомство детей со сказкой, рабо­та над усвоением ее содержания, обучение различению на слух музыкальных фрагментов. Желательно осуществить постановку фрагментов из сказки или ее целиком, что со­действует развитию творческих способностей детей, ак­терских качеств, пластичности, совершенствованию уст­ной речи (ее восприятия и воспроизведения), слухового восприятия музыки и речи. Работа, связанная с драмати­зацией, полезна для развития у детей с нарушениями слу­ха ритмико-интонационной структуры речи. Свои инсце­нировки дети могут показывать на празднике «В гостях у сказки».

Учитель рассказывает сказку эмоционально и вырази­тельно, показывая учащимся иллюстрации к ней, или инс­ценирует с помощью игрушек бибабо либо вырезанных из бумаги фигурок на фланелеграфе. Музыкальные фрагмен­ты органично вливаются в рассказ учителя. При этом вни­мание детей постоянно привлекается к музыке.

Приведем примерный рассказ по музыкальной сказке «Кот, Петух и Лиса» (музыка В. Герчик) для учащихся пер­вого класса (рассказ сопровождается инсценировкой с по­мощью фигурок).

«Кот, Петух и Лиса»

На столике перед детьми декорации леса, избушки Кота и Петуха и избушки Лисы. Вначале они закрыты для детей. По ходу инсценирования учитель открывает нужную декорацию.

Учитель говорит:

— Ребята, сегодня я вам расскажу музыкальную сказку «Кот, Петух и Лиса». В лесу жили Кот и Петух. Кот вставал рано утром.

Учитель обыгрывает, как Кот просыпается, умывается, льет молоко, берет ружье и идет на охогу. Поясняет: «Кот ушел в лес».


Петух оставался дома. Он убирал комнату (учитель обыгрывает, как Петух подметает, вытирает с окна пыль), а потом пел песенки. Послу­шайте песню «Петушок поет».

Однажды по лесу бежала Лиса. (Учитель обыгрывает сценку.) Захоте­ла она съесть Петушка. Лиса была хитрая. Она подошла к окошку и запе­ла песенку. Лиса просит Петушка: «Выгляни в окошко». Послушайте пе­сенку Лисы.

Петушок выглянул из окна. Лиса схватила его и убежала. (Учитель обыгрывает сценку.) Послушайте музыку и скажите, как бежит Лиса.

Ученики отвечают: «Музыка быстрая; лиса бежит быстро».

Петушок испугался и закричал. Послушайте жалобную песенку Пе­тушка. Петушок просит Кота спасти его.

Кот услышал и побежал за Лисой. (Учитель обыгрывает сценку.) Кот схватил Петушка и принес домой. (Учитель обыгрывает сценку.)

На следующий день Кот говорит Петушку: «Из окна не выглядывай. Лиса придет и съест тебя». (Учитель обыгрывает сценку.)

Ушел Кот на охоту. А Петушок снова песню запел. Послушайте песню Петушка.

Услышала Лиса песню и прибежала. Лиса хитрая. Она принесла горох и дала Петушку: «Угощайся горохом». (Учитель обыгрывает сценку.)

Петушок выглянул, Лиса схватила его и унесла в лес. (Учитель обыг­рывает сценку.) Петушок испугался и запел песенку. Послушайте песен­ку Петушка.

Кот услышал песенку и побежал за Лисой. Послушайте, какая тревож­ная музыка. Кот боится: вдруг не догонит Лису. Но Кот догнал Лису и при­нес Петушка домой. Кот снова говорит Петушку: «Сиди дома. Из окна не выглядывай. Лиса придет и съест тебя». (Учитель обыгрывает сценку.) Ушел Кот, а Петушок снова начал песенки петь: «Ку-ка-ре-ку...» Прибежа­ла хитрая Лиса и говорит: «Посмотри в окно. Тут пшено есть». (Учитель обыгрывает сценку.) Петушок выглянул. Лиса схватила его и унесла в лес. (Учитель обыгрывает сценку.)

Пришел домой Кот, а Петушка нет. Что делать? И Кот придумал. Надел шляпу с пером, взял гусли и пошел в лес. (Учитель обыгрывает сценку.)

Идет Кот по лесу, песни поет. Послушайте песенку Кота.

Лиса услышала песенку. Интересно ей: «Кто поет?» А посмотреть не может: воду кипятит, Петушка будет варить. Говорит Лиса Петушку: «По­смотри, кто там поет». (Учитель обыгрывает сценку.) Петушок вышел. Кот схватил его и понес домой.

Послушайте музыку и подумайте, на что похожа музыка: на марш, та­нец или песню.

После слушания учитель говорит:

— Правильно, музыка похожа на радостный марш. Кот и Петух идут домой. Они рады.

В процессе рассказывания сказки дети слушают 8—10 музыкальных фрагментов. Часть из них (4-—5) школьники

д-3506 1 29


потом учатся узнавать при восприятии только на слух. Эта работа проводится аналогично обучению слушанию музыки на музыкально-ритмических занятиях.

В процессе инсценирования детьми фрагментов, передаю­щих основное содержание сказки, происходит более глубокое осознание литературных образов. Постоянная работа над раз­витием восприятия музыки, разучивание движений под му­зыку в манере персонажей, использование костюмов и деко­раций позволяют глухим детям эмоционально входить в роль, учиться выразительно говорить от имени героев сказки.

В качестве примеров приведем инсценировки некоторых сказок.

Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Теремок» (музыка М. Красева)

На сцене декорация лесной поляны. Стоит теремок.

Звучит «Вступление». На сцену выбегает учейик, исполняющий роль ведущего. Показывая на теремок, он говорит: «Стоит в поле теремок, те­ремок. Он не низок, не высок, не высок».

Звучит музыкальный фрагмент «Выход Лягушки». Под эту музыку ска­чет Лягушка. Увидев теремок, она декламирует под музыку, передавая радостно-удивленную интонацию:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка забирается в теремок.

Звучит музыкальный фрагмент «Выход Мышки». Бежит Мышка, видит теремок, удивляется, осматривая его, и исполняет песню быстрее, чем Лягушка, высоким голосом:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка (средним по высоте голосом):

Я, Лягушка-квакушка. Ква-а, ква-а, ква-а. А ты кто?

Мышка (высоким голосом):

Я, Мышка-норушка.

Лягушка:

Иди сюда.


Мышка забирается в теремок.

Звучит музыкальный фрагмент «Выход Петушка». Петушок идет под музыку, гордо держит голову, высоко поднимает ноги, взмахивает крыль­ями. Увидев теремок, декламирует под музыку, не торопясь, с достоин­ством:

Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Я, Лягушка-квакушка.

Я, Мышка-норушка.

А ты кто? {Хором.)

Я, Петушок — золотой гребешок. (Гордо, немного замед­ленно.)

Иди сюда. (Хором.) Петушок входит в теремок.

Звучит музыкальный фрагмент «Выхода Ежа». Под музыку выбегает Ежик, часто перебирая ножками, подбирает шишки. Увидев теремок, по­ет, передавая удивление, некоторую недоверчивость:

Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Я, Лягушка-квакушка.

Я, Мышка-норушка.

Я, Петушок — золотой гребешок.

А ты кто? (Хором.)

Я, колючий Ежик, ни головы, ни ножек. (Говорит весело, игриво.)

Иди сюда. (Хором.) Ежик забирается в теремок.

Звучит фрагмент «Хор и пляска». Под музыку бежит Зайчик, весело прыгает, собирает цветочки. Увидев теремок, весело и беззаботно дек­ламирует песню.

Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Я, Лягушка-квакушка.

Я, Мышка-норушка.

Я, Петушок — золотой гребешок.

Я, колючий Ежик, ни головы, ни ножек.

9*


А ты кто? (Хором.)

Я, Зайка-побегайка.

Иди сюда. (Хором.) Зайчик забирается в теремок.

Звучит «Выход и песня Медведя». Под музыку идет Медведь, тяжело переваливаясь, собирает малину, лакомится. Увидев теремок, деклами­рует медленно, низким голосом:

Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Я, Лягушка-квакушка.

Я, Мышка-норушка.

Я, Петушок — золотой гребешок.

Я, колючий Ежик, ни головы, ни ножек.

Я, Зайка-побегайка.

А ты кто? (Хором.)

Я, Мишка косолапый.

Иди сюда. (Хором.)

Медведь полез в теремок и сломал его. Звучит музыка «Дон-дон» (русская народная песня). Испуганные звери разбегаются, плачут. Мед­ведь огорчен, пытается починить теремок. Зверюшки подбегают к те­ремку, помогают поднять его. Вот и починили теремок! Все радостно де­кламируют под музыку:

Вот наш новый теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Мы все в теремочке живем. Мы все в невысоком живем. Затем дети пляшут под музыку «Хор и пляска».

Сценки по мотивам сказок «Три медведя», «Одна земляничка»1

«Три медведя»

Действующие лица:

Михаил Иваныч — отец-медведь. Настасья Петровна — мать-медведица. Мишутка — медвежонок. Маша — девочка. Автор.

1 Разработки учителей школы-интерната № 37 Москвы для глухих детей Ю.И. Мартыненко, Т.В. Марушкиной.


Автор. Одна девочка ушла из дома в лес.

Звучит бодрая музыка, под которую из лесу на поляну выходит Маша. Она собирает ягоды, грибы. Затем характер музыки меняется, она стано­вится тревожной: девочка начинает понимать, что заблудилась, пытает­ся найти дорогу домой, но не находит и выходит к домику, в котором жи­вут медведи.

Автор. Маша пошла в дом. А медведи ушли в лес.

Под медленную музыку из лесу на поляну выходит медведь Михаил Иваныч.

Михаил Иваныч (рычит низким голосам). А-а-а!

Затем на поляну выходит, приплясывая под веселую музыку, медве­дица Настасья Петровна. Остановившись около Михаила Иваныча, зовет Мишутку.

Настасья Петровна^ естественным голосом).А-а-а..!

Под очень быструю музыку выбегает Мишутка.

М и ш у т к а (кричит тонким голосом). А-а-а..!

Медведи на поляне играют в салки, но сначала Михаил Иваныч гово­рит считалочку. Настасья Петровна водит.

Михаил Иваныч. Тише, мыши, кот на крыше. А котята еще выше!

А в т о р. А в это время Маша в домике медведей пробует еду из раз­ных чашек.

Звучит легкая, медленная музыка. Маша берет большую ложку и про­бует еду из самой большой чашки.

Маша (с огорчением). Невкусно! (Берет среднюю ложку и пробует похлебку из средней чашки). Опять невкусно! (Пробует Мишуткину по­хлебку и говорит радостно, громко.) Ах, как вкусно! (Садится на большой стул, падает с него и говорит тихо с обидой.) Ой, как больно! (Садится на средний стул.) Опять неудобно! (Подходит к маленькому стулу, садится на него и смеется.) Ах, как хорошо!

Маша быстро берет синенькую чашечку, доедает всю похлебку, кача­ется сидя на стуле. Стул ломается, девочка падает, затем поднимает стул и под медленную музыку уходит в спальню. Подходит к большой кровати, ложится.

Маша (громко, огорченно). Неудобно! (Подходит к средней крова­ти и ложится, говорит с раздражением.) Опять неудобно! (Ложится в ма­ленькую кровать, громко, радостно.) Ах, как удобно! (Засыпает.)

Автор. Голодные медведи пришли домой.

Медведи идут под медленную музыку, входят в домик, подходят к столу.

Михаил Иваныч (низким голосом, медленно). А-а-а..! Кто хле­бал из моей чашки? (Рассердившись, отодвигает чашку от себя.)

Date: 2016-07-05; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию