Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи и организация музыкально-ритмических занятий 3 page
1 Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле осу- < ществляется не постоянно, а в связи с формированием у детей восприятия метри- | ческих, ритмических и тембровых отношений в музыке. Как уже отмечалось, совершенствование произносительной стороны речи учащихся осуществляется на протяжении всего музыкально-ритмического занятия. Примерно 20 мин отводится на специальную работу. На каждом занятии школьники закрепляют правильное произношение звука (с учетом определенного позиционного положения) в словах и фразах, а также в слогах и слогосочетаниях. Дети выполняют упражнения по развитию речевого дыхания, голоса, слухового восприятия, по воспроизведению элементов интонации (не более двух), отрабатывают фрагмент диалога или небольшой диалог (стихотворение, потешку, чистоговорку). Обучение деятельности, связанной с музыкой, занимает на музыкально-ритмическом занятии примерно 25 мин. Целесообразно предусмотреть в течение недели равномерное распределение работы по каждому разделу. Например, в младших классах в течение недели на первом занятии можно больше времени (10 мин) уделить работе над движениями и по 5 мин отвести на закрепление умений в восприятии основных элементов музыки, слушании музыкальных произведений, декламации песен, на втором занятии большее время следует уделить обучению восприятия основных элементов музыки, на третьем — слушанию музыки и декламации песен под музыку. Таким образом, на каждом занятии в течение недели дети упражняются во всех видах деятельности, связанных с музыкой, усваивают новый материал. Несмотря на разнообразие видов деятельности, связанных с музыкой, каждое занятие должно быть целостным. 11апример, на занятии, тема которого «Марши праздничного характера» (1 класс), желательно, чтобы первоклассники разучивали элементы спортивного танца под музыку марша; учились воспринимать сильную долю в музыке четырехдольного метра, различать марши разного характера («Марш», С.С. Прокофьева и «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского); учились исполнять песню маршевого характера. Постоянное звучание маршевой музыки н вслушивание в нее учеников позволяют объединить на;>том уроке работу по формированию у детей умений в различных вида деятельности, связанных с музыкой. Рассмотрим более подробно занятие в 1 классе, на котором дети обучаются узнавать на слух польку и вальс в ис- полнении учителя; закрепляют умения фиксировать сильную и каждую доли такта в музыке трехдольного метра; разучивают четвертое упражнение ритмической гимнастики «Русский танец»; закрепляют умение выделять логическое ударение при декламации под музыку первой фразы первого куплета песни «Как у наших у ворот». Сначала дети разучивают ритмическую гимнастику «Русский танец» (под музыку русской народной песни «По улице мостовой»). Ученики слушают музыку, определяют ее характер, отмечают разную динамику: первая часть — громкая музыка, вторая — тихая. Затем они разучивают четвертое упражнение: И.п. — кулачки на поясе, ноги вместе. Первая часть музыки — на счет «раз, два», разжав пальцы, плавно развести руки в стороны ладонями вверх, повернув при этом корпус направо; на счет «три, четыре» вернуться в и.п. (движение повторяется с поворотом налево). Вторая часть музыки — дети кружатся на месте, слегка притопывая. Учитель обращает внимание на правильность, выразительность и ритмичность исполнения движений, на соответствие их первой и второй частям музыки. Затем у детей закрепляется восприятие метрических отношений в двухдольном и трехдольном размерах, при прослушивании польки и вальса. Ребята выполняют упражнения (стоя лицом к пианино), моделируя движениями сильную и каждую доли такта в музыке: исполнение руками сильной доли такта (хлопки); дирижирование под музыку польки и вальса; выполнение шагов польки и вальса. В процессе работы учитель подчеркивает, что звучат вальс и полька. Он обращает внимание детей на характер музыки, выразительность, правильность и ритмичность исполнения движений. После этого учащиеся упражняются в узнавании на слух польки и вальса. Музыкальный материал предъявляется в последовательности, исключающей догадку. Например: полька — полька — вальс — полька — вальс. Ученики слушают музыку в исполнении учителя, стоя спиной к фортепиано. После этого они поворачиваются лицом к учителю и называют пьесу. На вопрос: «Почему вы так думаете?» — дети определяют характер музыки (спокойный, веселый) и средства музыкальной выразительности (метрические отношения: считать на «два» или на «три»; динамику звучания; темп; в вальсе — характер звуковедения, т.е. плавная музыка). Затем школьники разучивают первый куплет русской народной песни «Как у наших у ворот». Ведется работа над логическим ударением во фразе, обращается внимание на танцевальный характер песни. Этот пример свидетельствует, что переход от одного вида деятельности к другому является логичным и естественным. Сначала дети разучивают гимнастические упражнения танцевального характера — «Русский танец», затем, слушая танцевальную музыку, фиксируют сильную и каждую доли такта в музыке двухдольного и трехдольного метров, после чего различают на слух вальс и польку, а в конце занятия разучивают песню танцевального характера. Внимание детей учитель постоянно обращает на то, что звучат танцы. Тем самым более полно раскрывается тема «Танцы различного характера». При планировании и проведении музыкально-ритмических занятий важно учесть, что каждое занятие должно быть интересным для учеников, насыщенным положительными эмоциями. Только при этом условии овладение навыками, знаниями и умениями, базирующимися на развитии нарушенной слуховой функции, станет для глухих учащихся увлекательным и эффективным. Календарное планирование (на четверть) осуществляется по всем разделам обучения. В плане отмечаются требования программы, содержание работы, музыкальный и дидактический материалы, сроки обучения, речевой материал. Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей Программа музыкально-ритмических занятий в специальных школах для слабослышащих и позднооглохших детей включает следующие разделы: музыкально-ритмические движения; восприятие и воспроизведение песен и несложных музыкальных пьес; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на первом и втором годах обучения); музыкально-ритмические движения; восприятие и исполнение песен; игра на инструментах; слушание музыки; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на третьем и четвертом годах обучения). Музыка (восприятие и исполнение), устная речь (воспри* ятие и воспроизведение) и движения объединяют различи ные виды деятельности на музыкально-ритмическом заня-! тии в единое целое. И На занятиях используются четыре вида деятельности, связанные с музыкой: музыкально-ритмические движем ния; слушание музыки; исполнение песен (мелодеклама"! ция или пение в зависимости от состояния слуха учащихся и продолжительности обучения); игра на элементарных музыкальных инструментах (А.С. Кагарлицкая, Н.А. Тугова^ Н.И. Шелгунова, 1992). Обучение музыкально-ритмическим движениям направлено на формирование способности учащихся воспринимать музыку — ее характер, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику звучания, метроритм, тембр, звуковысотные отношения) и выражать эмоциональное содержание музыки в движениях. Упражнения носят общеразвивающий характер, направлены на укрепление, развитие и коррекцию движений учащихся. В занятия включены танцевальные движения, танцы, упражнения по ритмической гимнастике. В процессе обучения музыкально-ритмическим движениям решаются задачи овладения учениками различными движениями, управлением мышечным тонусом, развития координации, ритмичности, выразительности и красоты движений, соотнесения их с музыкой и речью. В качестве музыкального сопровождения используется классическая и современная музыка. Чувство ритма развивается у слабослышащих детей путем систематического восприятия музыки и передачи ее ритма в выразительных, ритмичных движениях. Важным является развитие у учащихся умений выполнять двигательные упражнения по словесной инструкции, без наглядного показа, что способствует развитию словесно-логического мышления. Для совершенствования характера движений и повышения интереса учащихся к занятию вводят упражнения с различными предметами (например, с флажками, мячами, обручами). На занятиях широко используются музыкальные игры, оказывающие влияние на формирование у детей умений коллективного поведения, положительных черт характера, воспитывающих ловкость, |и.Iс.троту реакции на музыкальный сигнал или словесную инструкцию, развивающих внимание и память. Значительна! место отведено разучиванию танцев. Важное значение имеет обучение слушанию музыки, Исполнению песен и игре на разных инструментах. На ишштиях у детей развиваются умения вслушиваться в звучи ние музыки, воспринимать на слух музыку разного характера и жанров, формируется музыкальная память. У учащихся развиваются представления о значении музы- ки в жизни человека. В процессе обучения интонированию мелодии песен, работы над вокальными упражнениями у детей вырабатывается напевное звучание голоса, умение модулировать его, что оказывает позитивное влияние и на произносительную сторону речи слабослышащих. На музыкально-ритмических занятиях педагог проводит целенаправленную работу по развитию внятной, естественной устной речи учащихся. При этом на каждом занятии дети выполняют специальные речевые упражнения с использованием фонетической ритмики (в течение 10—12 мин II зависимости от состояния произношения). Эти упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитной речи, формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал в заданных темпе и ритме, правильно воспроизводить звуковую структуру речи, выражать свои эмоции интонационными средствами (Т.М. Власова, А.Н. Пфефенродт, 1989, и др.). Речевым материалом являются знакомые детям слова, словосочетания, фразы, короткие тексты, а также слоги, слогосочетания, отдельные звуки. Его подбирают с учетом коммуникативного принципа обучения языку, соответствия фонетическим задачам занятия. Рассмотрим требования к умениям слабослышащих учащихся на музыкально-ритмических занятиях. Впервом классеу слабослышащих учащихся развиваются следующие умения: • выполнять под музыку простые виды ходьбы, бега, несложные танцевальные движения, переключаться с одного движения на другое, ориентироваться в пространстве с соблюдением указанных направлений; сочетать движения с началом и окончанием музыкального зву- чания, с медленным и быстрым темпом, побуждать к ритмичному исполнению движений; дифференцировать музыкальные звучания; определять (при восприятии на слух) высоту, интенсивность, длительность звучания; воспринимать на слух и воспроизводить несложные ритмические рисунки на шумовых инструментах, музыкальных игрушках, отхлопывани- ем и т.п.; определять на слух вокальную и инструментальную музыку, характер несложных фортепианных пьес (о птичке, о дождике, о медведе; веселая, грустная музыка); исполнять несложные песни, соблюдая правильное дыхание, ритмическую структуру мелодии (учащимися с III степенью тугоухости), ритмическую структуру и приближенное воспроизведение мелодической структуры (учащимися с I и II степенью тугоухости); воспринимать на слух (с индивидуальными аппаратами и без них) речевой материал урока, говорить внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, соблюдать словесное ударение, фразовую интонацию, передавать в речи различные эмоции (например, радость, страх, растерянность); правильно произносить гласные звуки, дифтонги и согласные (п, т, к, ф, с, в, б, д, г, з, м, н, л, р); воспринимать на слух и воспроизводить (с движениями и без движений) понижение и повышение голоса, его усиление и ослабление, ритмы ряда слогов, двух-, трехсложных слов, коротких стихотворений. Вовтором классе учащиеся приобретают умения: выполнять под музыку различные виды ходьбы и другие основные движения; танцевать в парах; изменять темп движения или останавливаться по команде учителя или в соответствии с контрастным звучанием музыки; реагировать движениями на акцент в музыке; определять характер музыкальных произведений в звучании различных инструментов (при восприятии на слух); опознавать на слух выученные песни (в грамзаписи или исполнении учителя), определять на слух различные темпы музыки; исполнять вокальные упражнения напевным звуком; петь без напряжения, четко соблюдая ритм песни, передавая ее эмоциональный настрой; исполнять музыкальные фразы, соблюдая правильное дыхание; начинать и заканчивать пение одновременно; воспринимать на слух и воспроизводить ритм песен движениями, игрой на музыкальных инструментах; дирижировать несложные по ритмическому рисунку песни по подражанию учителю; знать, о чем говорится в песне; каков характер ее музыки; запоминать и внятно произносить слова песни; исполнять на музыкальных инструментах несложные мелодии (в сопровождении фортепиано); воспринимать на слух тексты разучиваемых песен, попевок, а также речевой материал, связанный с организацией деятельности учащихся, на расстоянии, учитывающем возможности каждого ученика; внятно и четко проговаривать речевой материал, тексты песен, особенно окончания слов; внятно произносить речевой материал урока, соблюдая его ритмическую и звуковую структуру; правильно произносить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в произношении носовые и ротовые звуки, свистящие и шипящие, звонкие и глухие; понижать и повышать голос в высоком, среднем и низком регистрах; усиливать и ослаблять голос (до шепота); воспринимать на слух и воспроизводить ритм четырех- пятисложных слов, коротких стихотворений; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное ударение, интонацию (например, побудительную, вопросительную, радостную, грустную, удивленную, жалобную). Втретьем классе ученики приобретают умения: выполнять выразительно и ритмично под музыку определенные основные гимнастические и танцевальные движения; соблюдать умеренный и замедленный темпы; продолжать двигаться в заданном темпе после окончания звучания музыки; воспринимать на слух звучание различных музыкальных инструментов; определять национальный характер музыки; ИЗ приближенно интонировать мелодию песни (учащимися со II степенью тугоухости), точно интонировать мелодию песни (учащимися с I степенью тугоухости); аккомпанировать на музыкальных и шумовых инструментах, исполнять мелодию на фортепиано, электрооргане (с помощью учителя); воспринимать на слух и воспроизводить более сложные ритмы; воспринимать на слух речевой материал с индивидуальными аппаратами на расстоянии не менее 7—8 м — учащимися I степени тугоухости, 5,5—6 м — учащимися со II степенью тугоухости, 3,5—4 м — учащимися с III степенью тугоухости, обучающимися в I отделении; не менее 6—7 м — учащимися с I степенью тугоухости, 5—6 м — учащимися со II степенью тугоухости, 3 м — учащимися с III степенью тугоухости, обучающимися во II отделении школы для слабослышащих детей; внятно, выразительно, достаточно естественно произносить речевой материал урока, правильно произносить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в произношении носовые и ротовые звуки, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, слитные и щелевые, слитные и смычные, твердые и мягкие; понижать и повышать голос во всех регистрах; усиливать и ослаблять голос; воспринимать на слух и воспроизводить ритм 4—6- сложных слов, коротких стихотворений; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное и фразовое ударения, интонационную выразительность. К окончанию чтвертого класса школьники должны уметь: ходить, бегать, выполнять гимнастические и танцевальные движения, их композиции свободно и непринужденно, участвуя в различных групповых перестроениях; выполнять движения с предметами; отмечать в движении сильную долю такта; воспроизводить движениями воспринятый на слух ритмический рисунок музыкального отрывка; определять характер музыки; воспринимать на слух звучание различных духовых инструментов; опозна- вать на слух песни и фрагменты из произведений крупных музыкальных форм; петь мелодии по нотам, интонировать мелодии точно — учащимися с I—II степенью тугоухости, приближенно — учащимися с III степенью тугоухости; дирижировать; исполнять простые мелодии на фортепиано, электрооргане, в сопровождении шумовых и музыкальных инструментов, под дирижирование ученика; воспринимать на слух речевой материал, связанный с организацией музыкально-ритмических занятий, а также попевок, текстов песен на расстоянии не менее 8—9 м — учащимися с I степенью тугоухости, 7—8 м — учащимися со II степенью тугоухости, 3,5—5 м — учащимися с III степенью тугоухости, обучающимися в I и II отделениях школы для слабослышащих детей; внятно, выразительно, естественно произносить речевой материал урока, соблюдая его ритмическую и звуковую структуру; правильно произносить все звуки русского языка в словах, фразах, текстах, а также в слогах и слогосочетаниях, четко дифференцируя в произношении звуки свистящие и шипящие, носовые и ротовые, слитные и щелевые; проиносить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное и логическое ударения, правила орфо-эпии, интонационную выразительность. Структурой музыкально-ритмического занятия в школе для слабослышащих детей предусмотрена специальная работа по формированию музыкально-ритмических движений, исполнению песен и игры на несложных инструментах, слушанию музыки, работа над выразительной интонированной речью (с помощью фонетической ритмики). Развивающиеся в ходе музыкально-ритмических занятий (наряду с занятиями в слуховом кабинете, во внеклассное время) способности слабослышащих школьников слушать музыку, исполнять вокальные упражнения и песни («•начала приближенно, а затем все более точно интонируя исполняемую мелодию), играть на шумовых и некоторых музыкальных инструментах, танцевать вызывают у учащихся высокий эмоциональный подъем, интерес к музыкальной деятельности. II' 115 Приведем примеры музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей. Занятия в 1 классе Занятие 1 Цель: познакомить с построением в шеренгу, в колонну, с ходьбой под марш и бегом под быструю музыку. Ход занятия Ученики входят в класс под марш, исполняемый учителем, обходят его и строятся в шеренгу. Учитель обращает внимание детей на выравнивание носков ног по одной линии. Затем он объясняет, как надо перестроиться в колонну по одному (обращает внимание учеников на соблюдение расстояния между ними). Учитель предлагает ученикам идти друг за другом под марш, соблюдая расстояние, затем встать в круг. Далее он знакомит учеников с гимнастическими упражнениями. Примерный комплекс: И.п. — ноги вместе, руки перед грудью, согнуты в локтях. На раз (вдох) — развести руки в стороны; на два (выдох) — вернуться в и.п. И.п. — ноги вместе, руки на поясе. На раз — руки к плечам; на два — поднять руки вверх, ладони внутрь; на три — руки к плечам; на четыре — вернуться в и.п. И.п. — вытянутые вперед руки. Сжимать и разжимать пальцы (8 раз), бросить руки вниз. Учитель контролирует выполнение упражнений: дыхание должно быть ровным, руки прямыми при подъеме вверх. После разучивания движений гимнастических упражнений учитель произносит гласные звуки а, о, у на одном выдохе (сначала долгие, потом краткие). Затем ученики произносят эти звуки. Закрепив эти умения, ученики повторяют звуки с движениями. По аналогии отрабатывают слоги па, по, пу. Приступая к работе над пением и слушанием музыки, учитель предлагает детям сесть на стулья или банкетки, расположенные перед пианино. При этом он обязательно контролирует правильную осанку учеников: сидеть ровно, руки лежат на коленях. Затем учитель поет звуки а, о, у отрывисто и слитно на нотах ДО, РЕ, МИ первой октавы, и ученики повторяют то же. Учитель спрашивает учеников, знают ли они, какое сейчас время года, и предлагает им послушать песню «Осень». Можно сначала пропеть песню, затем провести беседу по ее тексту, а можно наоборот. 1 Занятия из кн.: КагарлицкаяА.С„ Тугое НА., Шелгунова Н.И. Музыкально- ритмические занятия в школе для слабослышащих (1—2 годы обучения). — M., 1992.
После этого учитель проигрывает два музыкальных отрывка: первый — в умеренном темпе (марш), второй — в быстром темпе (галоп) и спрашивает учеников, что можно делать под марш (маршировать), а что — под галоп (бежать). При повторном проигрывании этих музыкальных отрывков ученики выполняют соответствующие движения. Затем учитель предлагает послушать тихую и громкую музыку, объясняя, что под тихую дети должны негромко хлопать в ладоши, а под громкую — громко, энергично. В заключение занятия учитель подводит итоги и предлагает ученикам домашнее задание — выполнить рисунки к песне «Осень». Кроме того, он задает вопросы, касающиеся содержания занятия: Что вы делали под быструю музыку? Что нужно делать под марш? Какую песню я пела вам? Какие звуки вы учились произносить? Занятие 2 Цель: учить изменять движения в зависимости от темпа музыки (быстро, медленно); строиться в шеренгу, в колонну по одному; работать над вопросительной и восклицательной интонациями, изменением высоты голоса; продолжать знакомство с песней «Осень» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен). Ход занятия Ученики входят в класс под марш и строятся в шеренгу. Учитель напоминает ученикам, как они должны стоять в шеренге (носки на одной линии, спина ровная), затем командует: «Встаньте в колонну»; «Встаньте в шеренгу». Он предлагает ученикам прослушать две различные мелодии и задает вопрос: «Что вы будете делать сейчас?» В зависимости от мелодии они отвечают: «Бегать»; «Шагать». Учитель обращает внимание учеников на то, что с остановкой музыки они должны останавливаться. Затем он показывает гимнастические упражнения, разученные на предыдущем уроке, и ученики выполняют их под музыку самостоятельно. Учитель предлагает всем ученикам произнести на одном выдохе слитно гласные а, о, у, потом слоги па, по, пу. Затем то же самое, но индивидуально. Кроме того, следует произносить гласные с различной интонацией (вопросительной, восклицательной), а слог па — на звуках разной высоты. Учитель предлагает ученикам произносить слог па в различном темпе: па, па (медленный), па, па, па (нормальный, разговорный), па, па, па, па (быстрый). Затем он исполняет песню «Осень» и задает вопрос: «Какую песню вы услышали?» Он предлагает ученикам рассказать содержание песни по рисунку, выполненному дома. Учитель прохлопывает ритмический рисунок первого куплета песни сам, а затем вместе с учениками. Пропев гласные звуки а, о, и в прямом и обратном порядке, он предлагает сделать то же ученикам. Обращает внимание на правильную артикуляцию в произношении звуков и на дыхание. Учитель проигрывает марш и объясняет, что под тихую музыку надо спокойно ходить по всей комнате, а под громкую — энергично маршировать на месте. Далее он предлагает ученикам провести игру (например, «Будь ловким») и знакомит с ее содержанием. В конце занятия учитель подводит его итоги и задает вопросы, касающиеся содержания игры. Занятие 3 Ц ель: закрепить умения построения в шеренгу, в колонну, познакомить с хороводным шагом, построением в круг, разучить песню «Осень». Ход занятия Ученики входят друг за другом под марш. По прекращении музыки они останавливаются, соблюдая определенное расстояние. Учитель предлагает одному из учеников скомандовать: «Встаньте в шеренгу», «Встаньте в колонну», «Встаньте в круг». Затем он задает ученикам вопрос: «Что вы сделали?» Они отвечают: «Мы встали в шеренгу». Необходимо, чтобы на последующих уроках каждый ученик побывал в роли учителя. Ученики выполняют роль учителя и во время исполнения гимнастических упражнений, разученных на предыдущих уроках. Учитель играет на инструменте, а ученики по очереди демонстрируют под эту музыку движения. Он следит за четким выполнением упражнений и делает замечания. Далее учитель закрепляет с учениками произношение звуков а, о, у движениями. Он вводит новые звуки и, э, которые произносит с движениями, меняя интонацию (восклицательную и вопросительную). Учитель произносит слоги па, по, пу, пи, пэ. Ученики повторяют слоги. Произносить их рекомендуется на одном выдохе, меняя высоту голоса, в различном темпе. Затем учитель предлагает ученикам взяться за руки и объясняет, как правильно нужно ходить по кругу хороводным шагом (идти друг за другом медленным и четким шагом). Учитель поет хороводную песню «На горе-то калина». Ученики выполняют соответствующие движения. По предложению учителя один из учеников воспроизводит движения марша или бега. Остальные определяют характер музыки (музыку предлагают в зависимости от степени снижения слуха учеников). Ученики строятся в колонну по одному. Затем учитель проигрывает марш громко либо тихо и назначает двух ведущих, объясняя, что под громкую музыку (марш или галоп) дети идут за тем, кто стоит первым, а под тихую — за последним, т.е. разворачиваются в противоположную сторону., Приступая к работе над пением, учитель обращает внимание учеников на правильную осанку при пении. Он предлагает сначала I делать вдох, а потом на одном выдохе на нотах до, ре, ми, ми, ре, до пропеть звуки а, о, и (поочередно). Желательно предоставить такую возможность каждому ученику. Учитель прохлопывает ритмический рисунок песни «Осень» и задает иопрос: «Ритмический рисунок какой песни прохлопан?» Затем он предлагает прохлопать тот же ритмический рисунок всем вместе. Поеме этого ученики пропевают ритм на слоге па под аккомпанемент учи- геля. Далее учитель проводит игру, предложенную им на предыдущем уроке. Занятие 4 Цель: познакомить с построением в колонну по два; с понятием о низких и высоких звуках. Ход занятия Ученики входят под марш. Учитель предлагает ученикам встать в шеренгу и выполнить построение в круг, в колонну, в шеренгу по инструкциям ученика (см. занятия 2—3). Затем он закрепляет у учеников хождение по кругу хороводным шагом без музыкального сопровождения. Необходимо, чтобы круг оставался правильным. Затем ют же хоровод, но с музыкальным сопровождением под пение учителя. Далее учитель объясняет ученикам построение в колонну по два. В этом положении ученики проделывают гимнастические упражнения, разученные на предыдущих занятиях. К этим упражнениям рекомендуется добавить одно новое, например «пружинку» (полуприседание). Ученикам предлагается повторить произношение гласных звуков я, о, у, и, э на одном выдохе с движениями. Далее — произносить сочетания гласных ау — уа с изменением высоты голоса. Наконец, произносить слог па в различном темпе (см. занятия 2—3). Учитель показывает, как следует произносить звук м с движениями. Затем предлагает произнести слоги ма, мо, му, ми на одном выдохе с движениями. Каждый ученик проговаривает слоги. Затем дети прослушивают два музыкальных отрывка — марш и галоп. Учитель разбирает с детьми, какова эта музыка по жанру, по характеру (марш — праздничный, торжественный; галоп — бодрый, стремительный), по динамике (тихая, громкая); что надо делать под марш, а что — под галоп или любую быструю музыку. Он объясняет, что под громкий марш следует шагать друг за другом, высоко поднимая колени; под тихий марш — шагать тихо по всей комнате. Приступая к работе над пением, ученики поют гласные звуки на одном выдохе (см. предыдущие занятия), слог па — слитно и отрывисто, слоги му, ми — на одной ноте на одном выдохе. л! Занятие 1 Цель: учить слушать и передавать в движениях легкий характер музыки; улучшать качество поскока; продолжать работать над изменением высоты голоса, над слитностью произношения слов и выразительностью в стихотворном тексте. Ход занятия Ученики входят под марш и выполняют поскоки (руки свободны, кор пус не напряжен) под музыку. Учитель изменяет ее темп (замедляет или ускоряет). Дети соответственно меняют темп своих движений. Затем строятся в колонну по три для выполнения упражнений ритмической гим настики. I; И.п. — стойка ноги врозь, ладони с переплетенными пальцами на го лове, отвести локти назад На раз—два, поднимаясь на носки, поднять руки вверх, разворачивая ладони, потянуться; на три-четыре вернуться в и.п. И.п. — основная стойка, руки к плечам. На раз-два полуприсесть (округляя спину), соединить локти; на три-четыре вернуться в и.п. (отвести локти назад). И.п. — ноги врозь, руки в стороны. На раз — полуприсесть на лево ноге, коснуться правым носком левого колена, отвести левую руку впра» во; на два — вернуться в и.п. То же в другую сторону. 1| Date: 2016-07-05; view: 618; Нарушение авторских прав |