Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и организация музыкально-ритмических занятий 3 page





1 Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле осу- < ществляется не постоянно, а в связи с формированием у детей восприятия метри- | ческих, ритмических и тембровых отношений в музыке.


Как уже отмечалось, совершенствование произноситель­ной стороны речи учащихся осуществляется на протяжении всего музыкально-ритмического занятия. Примерно 20 мин отводится на специальную работу. На каждом занятии школьники закрепляют правильное произношение звука (с учетом определенного позиционного положения) в словах и фразах, а также в слогах и слогосочетаниях. Дети выпол­няют упражнения по развитию речевого дыхания, голоса, слухового восприятия, по воспроизведению элементов инто­нации (не более двух), отрабатывают фрагмент диалога или небольшой диалог (стихотворение, потешку, чистоговорку).

Обучение деятельности, связанной с музыкой, занимает на музыкально-ритмическом занятии примерно 25 мин. Це­лесообразно предусмотреть в течение недели равномерное распределение работы по каждому разделу. Например, в младших классах в течение недели на первом занятии можно больше времени (10 мин) уделить работе над движе­ниями и по 5 мин отвести на закрепление умений в воспри­ятии основных элементов музыки, слушании музыкальных произведений, декламации песен, на втором занятии боль­шее время следует уделить обучению восприятия основных элементов музыки, на третьем — слушанию музыки и декламации песен под музыку. Таким образом, на каж­дом занятии в течение недели дети упражняются во всех ви­дах деятельности, связанных с музыкой, усваивают новый материал.

Несмотря на разнообразие видов деятельности, связан­ных с музыкой, каждое занятие должно быть целостным. 11апример, на занятии, тема которого «Марши празднично­го характера» (1 класс), желательно, чтобы первоклассники разучивали элементы спортивного танца под музыку мар­ша; учились воспринимать сильную долю в музыке четы­рехдольного метра, различать марши разного характера («Марш», С.С. Прокофьева и «Марш деревянных солдати­ков» П.И. Чайковского); учились исполнять песню марше­вого характера. Постоянное звучание маршевой музыки н вслушивание в нее учеников позволяют объединить на;>том уроке работу по формированию у детей умений в раз­личных вида деятельности, связанных с музыкой.

Рассмотрим более подробно занятие в 1 классе, на кото­ром дети обучаются узнавать на слух польку и вальс в ис-


полнении учителя; закрепляют умения фиксировать силь­ную и каждую доли такта в музыке трехдольного метра; ра­зучивают четвертое упражнение ритмической гимнастики «Русский танец»; закрепляют умение выделять логическое ударение при декламации под музыку первой фразы перво­го куплета песни «Как у наших у ворот».

Сначала дети разучивают ритмическую гимнастику «Русский та­нец» (под музыку русской народной песни «По улице мостовой»). Уче­ники слушают музыку, определяют ее характер, отмечают разную ди­намику: первая часть — громкая музыка, вторая — тихая. Затем они разучивают четвертое упражнение:

И.п. — кулачки на поясе, ноги вместе. Первая часть музыки — на счет «раз, два», разжав пальцы, плавно развести руки в стороны ла­донями вверх, повернув при этом корпус направо; на счет «три, четы­ре» вернуться в и.п. (движение повторяется с поворотом налево). Вторая часть музыки — дети кружатся на месте, слегка притопывая. Учитель обращает внимание на правильность, выразительность и ритмичность исполнения движений, на соответствие их первой и второй частям музыки.

Затем у детей закрепляется восприятие метрических отношений в двухдольном и трехдольном размерах, при прослушивании польки и вальса. Ребята выполняют упражнения (стоя лицом к пианино), мо­делируя движениями сильную и каждую доли такта в музыке:

исполнение руками сильной доли такта (хлопки);

дирижирование под музыку польки и вальса;

выполнение шагов польки и вальса.

В процессе работы учитель подчеркивает, что звучат вальс и поль­ка. Он обращает внимание детей на характер музыки, выразитель­ность, правильность и ритмичность исполнения движений.

После этого учащиеся упражняются в узнавании на слух польки и вальса. Музыкальный материал предъявляется в последовательно­сти, исключающей догадку. Например: полька — полька — вальс — полька — вальс. Ученики слушают музыку в исполнении учителя, стоя спиной к фортепиано. После этого они поворачиваются лицом к учи­телю и называют пьесу. На вопрос: «Почему вы так думаете?» — дети определяют характер музыки (спокойный, веселый) и средства музы­кальной выразительности (метрические отношения: считать на «два» или на «три»; динамику звучания; темп; в вальсе — характер звукове­дения, т.е. плавная музыка).


Затем школьники разучивают первый куплет русской народной песни «Как у наших у ворот». Ведется работа над логическим ударе­нием во фразе, обращается внимание на танцевальный характер песни.


Этот пример свидетельствует, что переход от одного вида деятельности к другому является логичным и естествен­ным. Сначала дети разучивают гимнастические упражне­ния танцевального характера — «Русский танец», затем, слушая танцевальную музыку, фиксируют сильную и каж­дую доли такта в музыке двухдольного и трехдольного мет­ров, после чего различают на слух вальс и польку, а в конце занятия разучивают песню танцевального характера. Вни­мание детей учитель постоянно обращает на то, что звучат танцы. Тем самым более полно раскрывается тема «Танцы различного характера».

При планировании и проведении музыкально-ритмиче­ских занятий важно учесть, что каждое занятие должно быть интересным для учеников, насыщенным положитель­ными эмоциями. Только при этом условии овладение навы­ками, знаниями и умениями, базирующимися на развитии нарушенной слуховой функции, станет для глухих учащих­ся увлекательным и эффективным.

Календарное планирование (на четверть) осуществляет­ся по всем разделам обучения. В плане отмечаются тре­бования программы, содержание работы, музыкальный и дидактический материалы, сроки обучения, речевой мате­риал.

Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей

Программа музыкально-ритмических занятий в специ­альных школах для слабослышащих и позднооглохших де­тей включает следующие разделы:

музыкально-ритмические движения; восприятие и вос­произведение песен и несложных музыкальных пьес; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на первом и втором годах обучения);

музыкально-ритмические движения; восприятие и ис­полнение песен; игра на инструментах; слушание музыки; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на третьем и четвертом годах обучения).


Музыка (восприятие и исполнение), устная речь (воспри* ятие и воспроизведение) и движения объединяют различи ные виды деятельности на музыкально-ритмическом заня-! тии в единое целое. И

На занятиях используются четыре вида деятельности, связанные с музыкой: музыкально-ритмические движем ния; слушание музыки; исполнение песен (мелодеклама"! ция или пение в зависимости от состояния слуха учащихся и продолжительности обучения); игра на элементарных му­зыкальных инструментах (А.С. Кагарлицкая, Н.А. Тугова^ Н.И. Шелгунова, 1992).

Обучение музыкально-ритмическим движениям направ­лено на формирование способности учащихся воспринимать музыку — ее характер, основные средства музыкальной вы­разительности (темп, динамику звучания, метроритм, тембр, звуковысотные отношения) и выражать эмоциональ­ное содержание музыки в движениях.

Упражнения носят общеразвивающий характер, направ­лены на укрепление, развитие и коррекцию движений уча­щихся. В занятия включены танцевальные движения, тан­цы, упражнения по ритмической гимнастике.


В процессе обучения музыкально-ритмическим движе­ниям решаются задачи овладения учениками различными движениями, управлением мышечным тонусом, развития координации, ритмичности, выразительности и красоты движений, соотнесения их с музыкой и речью.

В качестве музыкального сопровождения используется классическая и современная музыка.

Чувство ритма развивается у слабослышащих детей пу­тем систематического восприятия музыки и передачи ее ритма в выразительных, ритмичных движениях. Важным является развитие у учащихся умений выполнять двига­тельные упражнения по словесной инструкции, без нагляд­ного показа, что способствует развитию словесно-логиче­ского мышления. Для совершенствования характера движений и повышения интереса учащихся к занятию вво­дят упражнения с различными предметами (например, с флажками, мячами, обручами). На занятиях широко ис­пользуются музыкальные игры, оказывающие влияние на формирование у детей умений коллективного поведения, положительных черт характера, воспитывающих ловкость,


|и.Iс.троту реакции на музыкальный сигнал или словесную инструкцию, развивающих внимание и память. Значитель­на! место отведено разучиванию танцев.

Важное значение имеет обучение слушанию музыки, Исполнению песен и игре на разных инструментах. На ишштиях у детей развиваются умения вслушиваться в зву­чи ние музыки, воспринимать на слух музыку разного ха­рактера и жанров, формируется музыкальная память. У учащихся развиваются представления о значении музы- ки в жизни человека. В процессе обучения интонированию мелодии песен, работы над вокальными упражнениями у детей вырабатывается напевное звучание голоса, умение модулировать его, что оказывает позитивное влияние и на произносительную сторону речи слабослышащих.

На музыкально-ритмических занятиях педагог проводит целенаправленную работу по развитию внятной, естествен­ной устной речи учащихся. При этом на каждом занятии де­ти выполняют специальные речевые упражнения с исполь­зованием фонетической ритмики (в течение 10—12 мин II зависимости от состояния произношения). Эти упражне­ния направлены на нормализацию речевого дыхания и свя­занной с ним слитной речи, формирование умений изме­нять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал в заданных темпе и ритме, правильно воспроизводить звуковую структуру речи, выра­жать свои эмоции интонационными средствами (Т.М. Вла­сова, А.Н. Пфефенродт, 1989, и др.).

Речевым материалом являются знакомые детям слова, словосочетания, фразы, короткие тексты, а также слоги, слогосочетания, отдельные звуки. Его подбирают с учетом коммуникативного принципа обучения языку, соответст­вия фонетическим задачам занятия.

Рассмотрим требования к умениям слабослышащих уча­щихся на музыкально-ритмических занятиях.

Впервом классеу слабослышащих учащихся развива­ются следующие умения:


• выполнять под музыку простые виды ходьбы, бега, не­сложные танцевальные движения, переключаться с од­ного движения на другое, ориентироваться в простран­стве с соблюдением указанных направлений; сочетать движения с началом и окончанием музыкального зву-


чания, с медленным и быстрым темпом, побуждать к ритмичному исполнению движений;

дифференцировать музыкальные звучания; определять (при восприятии на слух) высоту, интенсивность, дли­тельность звучания; воспринимать на слух и воспроиз­водить несложные ритмические рисунки на шумовых инструментах, музыкальных игрушках, отхлопывани- ем и т.п.; определять на слух вокальную и инструмен­тальную музыку, характер несложных фортепианных пьес (о птичке, о дождике, о медведе; веселая, грустная музыка);

исполнять несложные песни, соблюдая правильное ды­хание, ритмическую структуру мелодии (учащимися с III степенью тугоухости), ритмическую структуру и приближенное воспроизведение мелодической струк­туры (учащимися с I и II степенью тугоухости);

воспринимать на слух (с индивидуальными аппарата­ми и без них) речевой материал урока, говорить внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормаль­ном темпе, соблюдать словесное ударение, фразовую интонацию, передавать в речи различные эмоции (на­пример, радость, страх, растерянность); правильно произносить гласные звуки, дифтонги и согласные (п, т, к, ф, с, в, б, д, г, з, м, н, л, р); воспринимать на слух и воспроизводить (с движениями и без движений) по­нижение и повышение голоса, его усиление и ослабле­ние, ритмы ряда слогов, двух-, трехсложных слов, ко­ротких стихотворений.

Вовтором классе учащиеся приобретают умения:

выполнять под музыку различные виды ходьбы и дру­гие основные движения;

танцевать в парах; изменять темп движения или оста­навливаться по команде учителя или в соответствии с контрастным звучанием музыки; реагировать движе­ниями на акцент в музыке;

определять характер музыкальных произведений в звучании различных инструментов (при восприятии на слух); опознавать на слух выученные песни (в грам­записи или исполнении учителя), определять на слух различные темпы музыки;


исполнять вокальные упражнения напевным звуком; петь без напряжения, четко соблюдая ритм песни, пере­давая ее эмоциональный настрой; исполнять музыкаль­ные фразы, соблюдая правильное дыхание; начинать и заканчивать пение одновременно; воспринимать на слух и воспроизводить ритм песен движениями, игрой на музыкальных инструментах; дирижировать несложные по ритмическому рисунку песни по подражанию учите­лю; знать, о чем говорится в песне; каков характер ее му­зыки; запоминать и внятно произносить слова песни;

исполнять на музыкальных инструментах несложные мелодии (в сопровождении фортепиано);

воспринимать на слух тексты разучиваемых песен, попевок, а также речевой материал, связанный с орга­низацией деятельности учащихся, на расстоянии, учи­тывающем возможности каждого ученика; внятно и четко проговаривать речевой материал, тексты пе­сен, особенно окончания слов;

внятно произносить речевой материал урока, соблюдая его ритмическую и звуковую структуру; правильно произносить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в произношении носовые и ротовые звуки, свистящие и шипящие, звонкие и глухие; пони­жать и повышать голос в высоком, среднем и низком регистрах; усиливать и ослаблять голос (до шепота); воспринимать на слух и воспроизводить ритм четырех- пятисложных слов, коротких стихотворений; произно­сить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное ударение, интонацию (например, побудительную, вопросительную, радост­ную, грустную, удивленную, жалобную).

Втретьем классе ученики приобретают умения:

выполнять выразительно и ритмично под музыку опре­деленные основные гимнастические и танцевальные движения; соблюдать умеренный и замедленный тем­пы; продолжать двигаться в заданном темпе после окончания звучания музыки;

воспринимать на слух звучание различных музыкаль­ных инструментов; определять национальный харак­тер музыки;

ИЗ


приближенно интонировать мелодию песни (учащими­ся со II степенью тугоухости), точно интонировать ме­лодию песни (учащимися с I степенью тугоухости);

аккомпанировать на музыкальных и шумовых инстру­ментах, исполнять мелодию на фортепиано, электроор­гане (с помощью учителя); воспринимать на слух и вос­производить более сложные ритмы;

воспринимать на слух речевой материал с индивиду­альными аппаратами на расстоянии не менее 7—8 м — учащимися I степени тугоухости, 5,5—6 м — уча­щимися со II степенью тугоухости, 3,5—4 м — учащи­мися с III степенью тугоухости, обучающимися в I от­делении; не менее 6—7 м — учащимися с I степенью тугоухости, 5—6 м — учащимися со II степенью туго­ухости, 3 м — учащимися с III степенью тугоухости, обучающимися во II отделении школы для слабослы­шащих детей;

внятно, выразительно, достаточно естественно произ­носить речевой материал урока, правильно произно­сить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в про­изношении носовые и ротовые звуки, свистящие и ши­пящие, звонкие и глухие, слитные и щелевые, слитные и смычные, твердые и мягкие; понижать и повышать голос во всех регистрах; усиливать и ослаблять голос; воспринимать на слух и воспроизводить ритм 4—6- сложных слов, коротких стихотворений; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громко­сти, соблюдая словесное и фразовое ударения, интона­ционную выразительность.

К окончанию чтвертого класса школьники долж­ны уметь:

ходить, бегать, выполнять гимнастические и танце­вальные движения, их композиции свободно и непри­нужденно, участвуя в различных групповых перестро­ениях; выполнять движения с предметами; отмечать в движении сильную долю такта; воспроизводить дви­жениями воспринятый на слух ритмический рисунок музыкального отрывка;

определять характер музыки; воспринимать на слух звучание различных духовых инструментов; опозна-


вать на слух песни и фрагменты из произведений круп­ных музыкальных форм;

петь мелодии по нотам, интонировать мелодии точно — учащимися с I—II степенью тугоухости, приближен­но — учащимися с III степенью тугоухости; дирижиро­вать;

исполнять простые мелодии на фортепиано, электроор­гане, в сопровождении шумовых и музыкальных инст­рументов, под дирижирование ученика;

воспринимать на слух речевой материал, связанный с организацией музыкально-ритмических занятий, а также попевок, текстов песен на расстоянии не менее 8—9 м — учащимися с I степенью тугоухости, 7—8 м — учащимися со II степенью тугоухости, 3,5—5 м — уча­щимися с III степенью тугоухости, обучающимися в I и II отделениях школы для слабослышащих детей;

внятно, выразительно, естественно произносить рече­вой материал урока, соблюдая его ритмическую и зву­ковую структуру; правильно произносить все звуки рус­ского языка в словах, фразах, текстах, а также в слогах и слогосочетаниях, четко дифференцируя в произноше­нии звуки свистящие и шипящие, носовые и ротовые, слитные и щелевые; проиносить речевой материал слит­но, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное и логическое ударения, правила орфо-эпии, интонаци­онную выразительность.

Структурой музыкально-ритмического занятия в школе для слабослышащих детей предусмотрена специальная ра­бота по формированию музыкально-ритмических движе­ний, исполнению песен и игры на несложных инструментах, слушанию музыки, работа над выразительной интонирован­ной речью (с помощью фонетической ритмики).

Развивающиеся в ходе музыкально-ритмических заня­тий (наряду с занятиями в слуховом кабинете, во внекласс­ное время) способности слабослышащих школьников слу­шать музыку, исполнять вокальные упражнения и песни («•начала приближенно, а затем все более точно интонируя исполняемую мелодию), играть на шумовых и некоторых музыкальных инструментах, танцевать вызывают у уча­щихся высокий эмоциональный подъем, интерес к музы­кальной деятельности.

II' 115


Приведем примеры музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ниях для слабослышащих и позднооглохших детей.

Занятия в 1 классе

Занятие 1

Цель: познакомить с построением в шеренгу, в колонну, с ходьбой под марш и бегом под быструю музыку.

Ход занятия

Ученики входят в класс под марш, исполняемый учителем, обходят его и строятся в шеренгу. Учитель обращает внимание детей на выравни­вание носков ног по одной линии. Затем он объясняет, как надо пере­строиться в колонну по одному (обращает внимание учеников на соблю­дение расстояния между ними).

Учитель предлагает ученикам идти друг за другом под марш, соблю­дая расстояние, затем встать в круг.

Далее он знакомит учеников с гимнастическими упражнениями.

Примерный комплекс:

И.п. — ноги вместе, руки перед грудью, согнуты в локтях. На раз (вдох) — развести руки в стороны; на два (выдох) — вернуться в и.п.

И.п. — ноги вместе, руки на поясе. На раз — руки к плечам; на два — поднять руки вверх, ладони внутрь; на три — руки к плечам; на четыре — вернуться в и.п.

И.п. — вытянутые вперед руки. Сжимать и разжимать пальцы (8 раз), бросить руки вниз.

Учитель контролирует выполнение упражнений: дыхание должно быть ровным, руки прямыми при подъеме вверх.

После разучивания движений гимнастических упражнений учитель произносит гласные звуки а, о, у на одном выдохе (сначала долгие, по­том краткие). Затем ученики произносят эти звуки. Закрепив эти умения, ученики повторяют звуки с движениями. По аналогии отрабатывают сло­ги па, по, пу.

Приступая к работе над пением и слушанием музыки, учитель предлага­ет детям сесть на стулья или банкетки, расположенные перед пианино. При этом он обязательно контролирует правильную осанку учеников: сидеть ровно, руки лежат на коленях. Затем учитель поет звуки а, о, у отрывисто и слитно на нотах ДО, РЕ, МИ первой октавы, и ученики повторяют то же.

Учитель спрашивает учеников, знают ли они, какое сейчас время го­да, и предлагает им послушать песню «Осень». Можно сначала пропеть песню, затем провести беседу по ее тексту, а можно наоборот.

1 Занятия из кн.: КагарлицкаяА.С„ Тугое НА., Шелгунова Н.И. Музыкально- ритмические занятия в школе для слабослышащих (1—2 годы обучения). — M., 1992.


 

После этого учитель проигрывает два музыкальных отрывка: пер­вый — в умеренном темпе (марш), второй — в быстром темпе (галоп) и спрашивает учеников, что можно делать под марш (маршировать), а что — под галоп (бежать). При повторном проигрывании этих музы­кальных отрывков ученики выполняют соответствующие движения.

Затем учитель предлагает послушать тихую и громкую музыку, объяс­няя, что под тихую дети должны негромко хлопать в ладоши, а под гром­кую — громко, энергично.

В заключение занятия учитель подводит итоги и предлагает ученикам домашнее задание — выполнить рисунки к песне «Осень». Кроме того, он задает вопросы, касающиеся содержания занятия:

Что вы делали под быструю музыку?

Что нужно делать под марш?

Какую песню я пела вам?

Какие звуки вы учились произносить?

Занятие 2

Цель: учить изменять движения в зависимости от темпа музыки (бы­стро, медленно); строиться в шеренгу, в колонну по одному; работать над вопросительной и восклицательной интонациями, изменением высоты голоса; продолжать знакомство с песней «Осень» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Ход занятия

Ученики входят в класс под марш и строятся в шеренгу. Учитель напо­минает ученикам, как они должны стоять в шеренге (носки на одной ли­нии, спина ровная), затем командует: «Встаньте в колонну»; «Встаньте в шеренгу». Он предлагает ученикам прослушать две различные мело­дии и задает вопрос: «Что вы будете делать сейчас?» В зависимости от мелодии они отвечают: «Бегать»; «Шагать».

Учитель обращает внимание учеников на то, что с остановкой музыки они должны останавливаться. Затем он показывает гимнастические уп­ражнения, разученные на предыдущем уроке, и ученики выполняют их под музыку самостоятельно.

Учитель предлагает всем ученикам произнести на одном выдохе слитно гласные а, о, у, потом слоги па, по, пу. Затем то же самое, но индивидуаль­но. Кроме того, следует произносить гласные с различной интонацией (во­просительной, восклицательной), а слог па — на звуках разной высоты.

Учитель предлагает ученикам произносить слог па в различном темпе: па, па (медленный), па, па, па (нормальный, разговорный), па, па, па, па (быстрый).

Затем он исполняет песню «Осень» и задает вопрос: «Какую песню вы услышали?» Он предлагает ученикам рассказать содержание песни по рисунку, выполненному дома.

Учитель прохлопывает ритмический рисунок первого куплета песни сам, а затем вместе с учениками. Пропев гласные звуки а, о, и в прямом


и обратном порядке, он предлагает сделать то же ученикам. Обращает внимание на правильную артикуляцию в произношении звуков и на дыха­ние. Учитель проигрывает марш и объясняет, что под тихую музыку надо спокойно ходить по всей комнате, а под громкую — энергично марширо­вать на месте. Далее он предлагает ученикам провести игру (например, «Будь ловким») и знакомит с ее содержанием.

В конце занятия учитель подводит его итоги и задает вопросы, каса­ющиеся содержания игры.

Занятие 3

Ц ель: закрепить умения построения в шеренгу, в колонну, познако­мить с хороводным шагом, построением в круг, разучить песню «Осень».

Ход занятия

Ученики входят друг за другом под марш. По прекращении музыки они останавливаются, соблюдая определенное расстояние. Учитель предлагает одному из учеников скомандовать: «Встаньте в шеренгу», «Встаньте в колонну», «Встаньте в круг». Затем он задает ученикам воп­рос: «Что вы сделали?» Они отвечают: «Мы встали в шеренгу». Необхо­димо, чтобы на последующих уроках каждый ученик побывал в роли учителя.

Ученики выполняют роль учителя и во время исполнения гимнасти­ческих упражнений, разученных на предыдущих уроках. Учитель играет на инструменте, а ученики по очереди демонстрируют под эту музыку движения. Он следит за четким выполнением упражнений и делает за­мечания.

Далее учитель закрепляет с учениками произношение звуков а, о, у движениями. Он вводит новые звуки и, э, которые произносит с движе­ниями, меняя интонацию (восклицательную и вопросительную). Учитель произносит слоги па, по, пу, пи, пэ. Ученики повторяют слоги. Произно­сить их рекомендуется на одном выдохе, меняя высоту голоса, в различ­ном темпе.

Затем учитель предлагает ученикам взяться за руки и объясняет, как правильно нужно ходить по кругу хороводным шагом (идти друг за дру­гом медленным и четким шагом).

Учитель поет хороводную песню «На горе-то калина». Ученики выпол­няют соответствующие движения.

По предложению учителя один из учеников воспроизводит движе­ния марша или бега. Остальные определяют характер музыки (музыку предлагают в зависимости от степени снижения слуха учеников). Уче­ники строятся в колонну по одному. Затем учитель проигрывает марш громко либо тихо и назначает двух ведущих, объясняя, что под гром­кую музыку (марш или галоп) дети идут за тем, кто стоит первым, а под тихую — за последним, т.е. разворачиваются в противоположную сторону.,



Приступая к работе над пением, учитель обращает внимание учеников на правильную осанку при пении. Он предлагает сначала I делать вдох, а потом на одном выдохе на нотах до, ре, ми, ми, ре, до пропеть звуки а, о, и (поочередно). Желательно предоставить такую воз­можность каждому ученику.

Учитель прохлопывает ритмический рисунок песни «Осень» и задает иопрос: «Ритмический рисунок какой песни прохлопан?» Затем он предлагает прохлопать тот же ритмический рисунок всем вместе. Пое­ме этого ученики пропевают ритм на слоге па под аккомпанемент учи- геля. Далее учитель проводит игру, предложенную им на предыдущем уроке.

Занятие 4

Цель: познакомить с построением в колонну по два; с понятием о низких и высоких звуках.

Ход занятия

Ученики входят под марш. Учитель предлагает ученикам встать в шеренгу и выполнить построение в круг, в колонну, в шеренгу по ин­струкциям ученика (см. занятия 2—3). Затем он закрепляет у учени­ков хождение по кругу хороводным шагом без музыкального сопро­вождения. Необходимо, чтобы круг оставался правильным. Затем ют же хоровод, но с музыкальным сопровождением под пение учи­теля.

Далее учитель объясняет ученикам построение в колонну по два. В этом положении ученики проделывают гимнастические упражне­ния, разученные на предыдущих занятиях. К этим упражнениям ре­комендуется добавить одно новое, например «пружинку» (полупри­седание).

Ученикам предлагается повторить произношение гласных звуков я, о, у, и, э на одном выдохе с движениями. Далее — произносить сочетания гласных ау — уа с изменением высоты голоса. Наконец, произносить слог па в различном темпе (см. занятия 2—3).

Учитель показывает, как следует произносить звук м с движениями. Затем предлагает произнести слоги ма, мо, му, ми на одном выдохе с движениями. Каждый ученик проговаривает слоги. Затем дети прослу­шивают два музыкальных отрывка — марш и галоп.

Учитель разбирает с детьми, какова эта музыка по жанру, по ха­рактеру (марш — праздничный, торжественный; галоп — бодрый, стремительный), по динамике (тихая, громкая); что надо делать под марш, а что — под галоп или любую быструю музыку. Он объясняет, что под громкий марш следует шагать друг за другом, высоко подни­мая колени; под тихий марш — шагать тихо по всей комнате.

Приступая к работе над пением, ученики поют гласные звуки на одном выдохе (см. предыдущие занятия), слог па — слитно и отры­висто, слоги му, ми — на одной ноте на одном выдохе.


л!

Занятие 1

Цель: учить слушать и передавать в движениях легкий характер му­зыки; улучшать качество поскока; продолжать работать над изменением высоты голоса, над слитностью произношения слов и выразительностью в стихотворном тексте.

Ход занятия

Ученики входят под марш и выполняют поскоки (руки свободны, кор пус не напряжен) под музыку. Учитель изменяет ее темп (замедляет или ускоряет). Дети соответственно меняют темп своих движений. Затем строятся в колонну по три для выполнения упражнений ритмической гим настики. I;

И.п. — стойка ноги врозь, ладони с переплетенными пальцами на го лове, отвести локти назад

На раз—два, поднимаясь на носки, поднять руки вверх, разворачивая ладони, потянуться; на три-четыре вернуться в и.п.

И.п. — основная стойка, руки к плечам. На раз-два полуприсесть (ок­ругляя спину), соединить локти; на три-четыре вернуться в и.п. (отвести локти назад).

И.п. — ноги врозь, руки в стороны. На раз — полуприсесть на лево ноге, коснуться правым носком левого колена, отвести левую руку впра» во; на два — вернуться в и.п. То же в другую сторону. 1|







Date: 2016-07-05; view: 618; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию