Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи и организация музыкально-ритмических занятий 2 page
произносить слогосочетания с постепенным их наращиванием до 4—5 слогов, слова и короткие фразы (из 4—5 слогов). Закрепляется воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом (м,н,в,л,р); восприятие на слух и воспроизведение модуляций голоса по силе (нормальный—громкий—тихий), сохраняя нормальную высоту и тембр. Напомним, что работу над модуляциями голоса можно начинать только после того, как у ученика сформирован голос нормальной высоты, силы и тембра. Ведется работа по развитию восприятия на слух и воспроизведения по подражанию учителю и самостоятельно элементов ритмико-интонационной структуры речи (слитно и раздельно слогосочетания, слитно слова, синтагматическое членение фразы; кратко и долго гласные звуки, выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в двух- трехсложных словах, логического ударения во фразе). У детей закрепляются умения правильно воспроизводить в речевом материале усвоенные звуки и их сочетания. Общие требования к речи учеников включают произнесение речевого материала эмоционально, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному, по подражанию учителю использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующее выражение лица, позы, пластика); произнесение слов слитно, с ударением (по подражанию учителю, графическому знаку и самостоятельно), реализуя возможности воспроизведения их звукового состава (точно или приближенно, с использованием регламентированных J и допустимых замен), соблюдая орфоэпические правила (по подражанию учителю, надстрочному знаку и самостоятельно); произнесение коротких фраз слитно, деление фраз на синтагмы (по подражанию учителю и самостоятельно), выделение логического ударения во фразе (по подражанию учителю и самостоятельно). У первоклассников закрепляется слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного типа папа... до 8—10, для сочетаний фрикативного и гласного типа саса... до 4—6), слов и коротких фраз (состоящих из 6—8 слогов). Проводится работа по развитию голоса нормальной высоты, силы и тембра, умений изменять голос по силе (нормальный—громкий—тихий—шепот) и по высоте (нормальный—более высокий—более низкий в пределах естественного диапазона), сохраняя нормальный тембр. Дети воспринимают на слух и воспроизводят элементы ритмико-интонационной структуры речи (слитно и раздельно слогосочетания, синтагматическое членение фразы, кратко и долго гласные звуки, выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в двух-, трехсложных словах, логического и синтагматического ударений во фразе; передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации). Закрепляется правильное воспроизведение в речевом материале усвоенных звуков и их сочетаний. Общие требования к речи учеников включают произнесение речевого материала достаточно внятно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному, передачу радости, растерянности и др. (по подражанию учителю и самостоятельно), использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации — соответствующего выражения лица, позы, пластики (по подражанию учителю и самостоятельно); произнесение слов слитно, с ударением (по подражанию учителю, графическоису знаку и самостоятельно), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближенно, с использованием регламентированных замен), соблюдая орфоэпические правила (по подражанию учителю, надстрочному знаку и самостоятельно); произнесение коротких фраз слитно, деление фраз на синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения1 (по подражанию учителю и самостоятельно). Во втором классе ведется работа над слитным воспроизведением слогосочетаний с постепенным их наращиванием до 8—10, а также слов и коротких фраз (состоящих из 8—10 слогов), делением более длинных фраз паузами на синтагмы. Важное значение придают развитию голоса нормальной высоты, силы и тембра, восприятию на слух и воспроизведению модуляций голоса по силе (постепенное усиление: тихо—громче—громко, ослабление голо- 1 С помощью логического ударения во фразе выделяются слова, особо важные для передачи смысла; синтагматическим ударением отмечается конец синтагмы. са: громко—тише—тихо) и высоте (базовые мелодическ модуляции голоса в пределах его естественного диапазон! ровная интонация, повышение от среднего уровня, пониж; ние от высокого и среднего уровней). Дети овладевают во приятием на слух и воспроизведением элементов ритмик интонационной структуры речи: синтагматическо членение фразы, ударение в двух-, трех-, четырехсложный словах и фразовое ударение, изменение темпа речи (нор| мальный—медленный—быстрый), изменение силы голос! (нормальный—громкий—тихий—шепот) в зависимости ofl требований учителя, расстояния до собеседника, размем помещения, необходимости соблюдать тишину; передают в речи повествовательную, восклицательную и вопроси' тельную интонации (самостоятельно по графическому зна* ку — точка, восклицательный знак, вопросительный знак),. У учащихся закрепляются сформированные умения вое*' произведения звуковой структуры речи. Ученики третьего класса должны говорить | достаточно внятно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, по возможности в нормальном! темпе, передавать в речи повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации (самостоятельно по графическому знаку — точка, восклицательный знак, вопросительный знак), различные эмоциональные оттенки высказывания, самостоятельно использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики). У них закрепляются умения произносить слова: слитно, с ударением (по графическому знаку и самостоятельно), реализуя возможности соблюдения звукового состава, соблюдая орфоэпические правила (по надстрочному знаку и самостоятельно). Фразы, включающие до 8—10 слогов, дети говорят слитно, более длинные фразы делят на синтагмы (по подражанию учителю и самостоятельно), выделяют логическое и синтагматическое ударения (по подражанию учителю и самостоятельно), по возможности соблюдают мелодический контур фраз (по подражанию учителю и самостоятельно). Работа по автоматизации произносительных навыков учащихся четвертых и пятых классов включает закрепление слитного воспроизведения слогосо- j Питаний с постепенным их наращиванием до 10—12, слов Н фраз (до 10—12 слогов), голоса нормальной высоты, силы и тембра. У детей развивается восприятие на слух и, по рнмможности, воспроизведение базовых мелодических (высотных) модуляций голоса в пределах его естественного диапазона при сохранении нормальной силы и тембра (ровная интонация, повышение и понижение от высокого и средне-! Го уровней). Закрепление у учеников умений восприятия на <41 ух и воспроизведения элементов ритмико-интонационной Структуры речи включает работу над изменением темпа речи (постепенное замедление и убыстрение); ударением и двух-, трех-, четырех- и пятисложных словах; синтагматическим членением фразы, логическим и синтагматическим ударением, по возможности, мелодической структурой фразы. Дети передают в речи повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации. Закрепляется правильное воспроизведение в речевом материале звуков и их сочетаний, проводится работа по предупреждению возможных отклонений от нормального произнесения родственных но артикуляции звуков в слогах, словах, фразах. Общие требования к речи учеников 4-—5 классов включают произнесение речевого материала внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передачу в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации, различных эмоциональных оттенков высказывания — радости, огорчения, растерянности, испуга, а также значений предельно высокой степени признака, действия, состояния, самостоятельный выбор адекватных неречевых средств коммуникации (выразительной мимики, позы, пластики, естественных жестов, сопровождающих речь (в рамках речевого этикета); произнесение слов слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения их звукового состава, соблюдая орфоэпические правила; правильное произнесение новых слов, руководствуясь надстрочными знаками; произнесение фраз слитно (до 10—12 слогов), деление фраз на синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения, по возможности, соблюдение мелодического контура фраз. В работе над произношением необходимо соблюдать преемственность между музыкально-ритмическими и индиви- дуальными занятиями, уроками по общеобразовательным предметам и внеклассными занятиями. На индивидуальных занятиях учащиеся приобретают первичные произносительные умения и навыки, а их закрепление осуществляется не только на индивидуальных, но и на фронтальных занятиях. Поэтому для музыкально-ритмических занятий отбирается прежде всего тот материал, который необходимо закрепить в речи учеников: они произносят его обычно правильно, но иногда ошибаются. Например, у детей наряду с правильным воспроизведением звука ф в словах и фразах отмечается иногда озвончение — вместо звука ф звучит в (т.е. слова кофе, форма произносятся правильно, а конфета, туфли как «конвета», «тувли»). В этом случае надо закрепить правильное произношение звука ф изолированно, в звукосочетаниях, словах и фразах, а также провести работу по дифференциации звуков ф и в. В текущую работу включается только тот речевой материал, при воспроизведении которого у детей не отмечается устойчивой ошибочной артикуляции. В занятия также входят упражнения, направленные на предупреждение распада нестойких навыков. Например, известно, что правильное воспроизведение свистящих, шипящих звуков в речи глухих детей неустойчиво. Поэтому, если даже ученики правильно воспроизводят эти звуки в словах, целесообразно периодически проводить упражнения, включающие речевой материал с ними. При планировании работы над произносительной стороной речи учитываются состояние произношения учащихся класса, программные требования, необходимость обеспечения преемственности в работе разных организационных форм обучения устной речи. Речевой материал подбирается с учетом необходимости и употребительности в устном общении на уроках и во внеурочной деятельности детей, уровня развития речи учащихся, а также фонетических задач занятия; включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания, звуки. На занятиях используются небольшие диалоги, представляющие типичные ситуации общения школьников, стихи, чистоговорки. Приведем примеры диалогов, используемых в первом классе при работе над звуком м.
Дай бумагу. Возьми бумагу. Дай бумагу. Бумагу? Да, бумагу. -На. Где альбом? Альбом? Да, альбом. Там. Кто дома? Мама дома. А папа дома? Да. Папа дома. Тома дома? Дома. Как я рад! Мама, папа, Тома дома! Ой! Компот! Мама, дай мне компот. Компот? Да, да, компот. -Ha. \ Ой! Какой компот! Будем играть? Будем! Ура! Мы будем играть! А вот примеры русских народных потешек, чистогово- рок, фрагментов стихотворений, включающих слова со звуком ш. Петушок, петушок! Выгляни в окошко! Дам тебе горошка! Тише, мыши, Тише, мыши, Кот сидит на нашей крыше! Мышка, мышка, берегись! И коту не попадись! Мышонку шепчет мышь: «Ты что шуршишь, шуршишь...» 7-3506 Это чья рубашка — Синие горошки? Бабушка старалась — Шила для Алешеньки! Это чей сарафан С белыми ромашками? Бабушка старалась — Шила для Наташеньки! (По Г. Браиловской) На занятиях широко используются рифмованные упражнения, отработка которых содействует правильному воспроизведению фраз, включенных в диалог. Например, при работе над диалогом Мама дома? Да, мама дома. Папа дома? Да, дома — используется следующий материал: ама Ома? — Мама дома? ама Ома. — Мама дома, апа Ома? — Папа дома? апа Ома. — Папа дома. Рифмованные упражнения желательно отрабатывать не только с использованием фонетической ритмики, но и под музыкальное сопровождение, передавая в импровизированной мелодии повышение и понижение голоса, соответствующее интонационной структуре каждой фразы (мелодия исполняется в I октаве в таком диапазоне, который соответствует голосам большинства учеников класса). В процесс работы над произношением на музыкально- ритмических занятиях реализуют аналитико-синтетиче- ский концентрический полисенсорный метод обучения произношению (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина). Важное значение придают образцу речи учителя, которая должна быть естественной, выразительной, эмоциональной. Учитель говорит голосом разговорной громкости, 1 Большой буквой в слогосочетаниях выделен ударный слог, во фразах подчеркнуто логическое ударение. в нормальном темпе, соблюдая все требования к произношению. Утрированная артикуляция исключается. В процессе работы над произношением на музыкально- ритмических занятиях используются прежде всего приемы подражания речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и только на слух, целенаправленное развитие у учащихся слухового восприятия отрабатываемых речевых структур. Широко используется фонетическая ритмика, разработанная в поликлинике «SUVAG» (Загреб, Хорватия). В упражнениях с использованием приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала. Важно, чтобы дети хорошо видели учителя. Ученики стоят, сидят или двигаются в основном по кругу. Они многократно проговаривают речевой материал, сопровождая его соответствующими движениями. Для того чтобы дети точно воспроизводили движения, их надо потренировать в этом, а затем уже соединять движения с речью. Характер движений (напряженность, сила, длительность, плавность или отрывистость и др.) должен соответствовать произносимому речевому материалу. Важно использовать разные движения, содействующие правильному воспроизведению определенного элемента речи. Например, произнесение звука а сопровождается различными движениями рук, ног (сидя на полу), моделирующими то, что звук открытый, но обязательно свободными, плавными, продолжительными по времени, ненапряженными. Ученики произносят речевой материал сопряженно с учителем, отраженно и самостоятельно, с движениями и без движений. Сначала упражнения организуются коллективно: дети повторяют речевой материал два-три раза вместе с учителем (с движениями). После этого учитель проверяет индивидуально произношение у нескольких учеников. Затем все школьники повторяют речевой материал с движениями и без движений. 1* При работе над выразительностью речи в диалогах, стихотворениях учитель использует иллюстрации или фигурки действующих персонажей. Сначала он говорит диалог, обыгрывая ситуацию фигурками. Затем отрабатывает с учащимися выразительное и внятное воспроизведение слов и фраз: они говорят сопряженно с учителем и отраженно. В заключение дети самостоятельно разыгрывают диалог. Ученики воспринимают речь учителя слухо-зрительно. При этом отрабатывается восприятие фраз, слов, звуков и их сочетаний, элементов интонации только на слух. Например, учитель говорит: «Послушайте. Я говорю громко: «па-па-па-па-па». Дети слушают, затем повторяют упражнение сопряженно с ним, с соответствующими движениями. Далее учитель сообщает школьникам: «Послушайте. Я говорю тихо: «па-па-па-па-па». Ученики слушают, потом повторяют сопряженно с ним, с соответствующими движениями. И наконец учитель предлагает: «А теперь узнайте сами, как я говорю: громко или тихо?» Закрыв лицо экраном, он произносит слогосочетание с разной силой голоса (например, громко—тихо—тихо—громко—тихо). Дети, прослушав, каждый раз определяют силу голоса и самостоятельно повторяют ее с движениями и без движений. Другой пример: при работе над логическим ударением учитель предлагает детям послушать фразу и определить главное слово. Ученики воспринимают фразу на слух, определяют место логического ударения, а затем воспроизводят его во фразе. Приведем образцы движений, используемых при отработке звукопроизношения. Напомним, что появление и закрепление в речи того или иного звука стимулируются разными движениями, соответствующими характеру звука. Данные примеры (по одному варианту на каждый звук) аналогичны рекомендованным в программе для глухих детей дошкольного возраста (1991). Гласные звуки Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, плавные и достаточно продолжительные. А: и.и.1 — руки перед грудью. Произнося звук а, широко развести руки в стороны. По динамике слабо2. О: и.п. — рз'ки внизу. Произнося звук о, руки через стороны поднять вверх и соединить над головой. По динамике слабо. У: и.п. — кисти рук у плеч. Произнося звук у, руки вытянуть вперед. По динамике напряженно. Э: и.п. — руки вперед и в стороны. Произнося звук э, руки поднять к плечам. По динамике слабо. И: и.п. — кисти рук у плеч. Произнося звук и, тянуть руки вверх, приподнимаясь на носки. По динамике очень напряженно. Согласные звуки Взрывные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, по динамике напряженные. Л: произнося слоги па-па-па-па..., резко, но легко опускать руки со сжатыми кулаками вниз3. Т: произнося слоги ma-ma-ma-ma..., резко раскрывать сжатые кулаки. К: произнося слог ка, резко откинуть голову назад и отвести назад руки, согнутые в локтях. Взрывные звонкие согласные. Движения быстрые, но расслабленные. Б: и.п. — руки согнуты в локтях. Произнося ба-ба-ба- ба..., расслабленно встряхивать кисти рук, медленно наклоняясь вперед; произнося слог ба, резко, но расслабленно опустить руки вниз. Д: и.п. — руки перед грудью. Произнося da-da-da-da..., встряхивать кисти перед грудью; произнося да, утвердительно кивнуть головой. Г: и.п. — произнося га-га-га-га..., многократно соединять указательный и большой пальцы рук. 1 Здесь и далее: и.п. — исходное положение. 2 По динамике слабо — упражнение выполняется без сильного мышечного напряжения; по динамике напряженно — со значительным мышечным напряжением. 8 Произнесение слогов па, та можно сопровождать топаньем ногами (поочередно правой и левой). Смычно-проходные гласные. Движения медленные, плавные, несколько напряженные. М: и.п. — руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог ма, на м руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на а руки свободно развести в стороны. Одно движение плавно переходит в другое. Н: и.п. — руки перед грудью ладонями к себе. Произнося слог на, на н руки вытянуть вперед, а на а руки свободно развести в стороны. Одно движение плавно переходит в другое. JI: и.п. — руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося ля-ля-ля-ля..., делать вращательные движения кистями рук. Фрикативные глухие согласные. Движения плавные, продолжительные, очень напряженные. Ф: и.п. — руки на уровне шеи, ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук ф, развести руки в стороны. X: и.п. — руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук х, руки вытянуть вперед. С: и.п. — руки перед грудью. Произнося звук с, руки опустить вниз или развести в стороны. Ш: и.п. — руки перед грудью. Произнося звук ш, делать волнообразные движения вниз. Фрикативные звонкие согласные. Движения менее напряженные, дрожащие. В: и.п. — руки в стороны. Произнося звук в, покачивать прямыми руками и туловищем. 3: и.п. — руки перед грудью. Произнося звук з, воспроизводить вибрирующие движения кистями рук перед грудью. Ж: и.п. — руки перед грудью. Произнося звук ж, опустить руки вниз волнообразным движением. Вибрант. Произнося звук р, согнутые перед грудью руки вращать одну вокруг другой. По динамике напряженно. Аффрикаты. Работу по вызыванию аффрикат можно начинать только при условии правильного воспроизведения учеником составляющих эти звуки. Сначала нужно научить его произносить оба согласных звука тс, тш без интервала. Между движениями, сопровождающими произнесение звуков, также не должно быть интервала. Затем, сокращая время произнесения звука с (ш), надо перейти на одно движение, например с силой раскрыть кулаки. Дифтонги. Работа над дифтонгами осуществляется в два этапа: сначала школьники произносят слитно звук и и второй звук (иа, ио, иу,...; аи, ои,...), сопровождая произнесение звуков движениями, плавно переходящими одно в другое. При произнесении собственно дифтонгов (иа, ио, иу...) движение рук вверх, сопровождающее произнесение звука и, заменяется коротким быстрым движением указательных пальцев вверх. Движения, используемые в упражнениях по развитию речевого дыхания, слитного произнесения слогосочетаний, слов и фраз, подчеркивают прежде всего плавность, слитность речи (плавное поднимание и опускание рук, движение руками вправо — влево, наклоны туловища, дирижирование). При моделировании движениями ритмических структур краткость гласного звука подчеркивается быстрыми хлопками, притопами, шлепками, ударами по полу и т.п.; продолжительное звучание гласного — более долгими движениями рук, ног, туловища. При изменении силы голоса можно использовать следующие движения: громкий голос — интенсивный размах движений вверх, вниз, в стороны; тихий — амплитуда и сила движений небольшая. Высота моделируется соответствующим высотным положением рук: средний тон — посередине, повышение — руки поднимаются вверх, понижение — вниз. Работая над ритмической структурой слова, целесообразно несколько раз воспроизвести ритм слова легкими для произношения слогами, сопровождая их.соответствующи- ми движениями (хлопками, притопами), а затем произнести данное слово в сопровождении одного плавного движения, подчеркивающего ударение (например, папака, папака — собака; пами, пами — возьми и т.п.). Утрированное подчеркивание каждого слога при дирижировании не допускается. Это может привести к послоговой речи. При работе над интонационной структурой фразы используются движения рук, одновременно моделирующие слитность речи и паузы, темп, логическое ударение и мело- дический ее контур. Например, повествовательную фразу Мама дома следует сопровождать плавным, непрерывным движением руки по горизонтали на уровне пояса в темпе, соответствующем нормальному темпу речи. Слог до сопровождается чуть более интенсивным и продолжительным движением руки вниз, что подчеркивает логическое ударение. На слог ма движение руки спокойно продолжается. А произнесение этой фразы с вопросительной интонацией (Мама дома?) сопровождается плавным, непрерывным движением руки снизу вверх. Высотный пик движения приходится на слог (до), что обусловлено мелодической структурой фразы. Затем рука свободно опускается; этот же слог (до) одновременно подчеркивается более интенсивным и длительным движением, что обусловлено логическим ударением. Использование в работе над произношением фонетической ритмики предполагает умения детей напрягать и расслаблять мышцы. Приведем примерные упражнения для развития мышечного чувства, используемые на музыкально-ритмических занятиях. И.п. — руки в стороны, тело слегка наклонено вперед. По подражанию учителю школьники снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз; руки пассивно покачиваются, пока не остановятся. И.п. — руки согнуты в локтях, крепко сжаты в кулаки. Кисти расслабить, пассивно свесив вниз. Быстрыми непрерывными движениями предплечья трясти кистями. И.п. — руки согнуты в локтях, ладонями вниз, кисти свисают. Движением предплечья сбрасывать пассивные кисти вниз, как будто стряхивается вода с пальцев. И.п. — руки разведены в стороны, с определенным напряжением, корпус прямой. Освободить от напряжения мышцы спины, шеи, плеч и дать корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, колени слегка подогнуть. Затем медленно выпрямиться, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом отделах туловища, и принять основную стойку. «Деревянные и тряпичные куклы» — изображая деревянных кукол, напрягать мышцы ног, корпуса, рук, слегка разведенных в стороны, и делать резкие повороты тела вправо и влево, сохраняя неподвижность в шее, руках и плечах; стопы крепко и неподвижно стоят на полу. Изображая тряпичных кукол, расслабиться: руки висят пассивно; быстрыми и короткими толчками поворачивать корпус то вправо, то влево, при этому руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса. «Твердые» и «мягкие» руки: и.п. — руки подняты в стороны или вперед. Выпрямить руки и напрячь все мышцы от плеча до кончиков пальцев. Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам опуститься, а локтям, кистям и пальцам слегка пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку. «Твердые» и «мягкие» ноги — выпрямить до предела ноги и напрячь все их мышцы, потом частично ослабить напряжение и выполнить пружинное полуприседание — свободно покачаться вниз и вверх, легко, быстро и безостановочно сгибая и разгибая колени. Пятки от пола не отрывать. Тяжесть тела постоянно находится на передней части стопы. Круговые движения руками: описывать руками большие круги, начиная вперед и вверх, движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в быстром темпе. Перенесение тяжести тела с пяток на носки: пятки и носки от пола не отрывать, движение только в голеностопном суставе, с ноги на ногу, из стороны в сторону. Развитие у учеников голоса, ритмико-интонационной структуры речи проходит также при использовании речевых упражнений под музыку. Например, упражняясь в произнесении слогосочетаний, первоклассники громко и тихо говорят под музыкальное сопровождение учителя, исполняющего нисходящий звукоряд в до-мажоре от пятой ступени громко и тихо. При этом рекомендуется самостоятельное определение школьниками на слух динамики звучания музыкальных звукорядов. Приведем в качестве примера фрагмент занятия в первом классе (Е.З. Яхнина, 1997). Целью упражнений служит отработка различения на слух и воспроизведения слитного и раздельного произнесения слогов (до 6); воспроизведения ударения на первом слоге в двухсложной ритмической структуре, произнесения звука ф в сочетании с согласными (на материале слов, фраз, слогов, слогосочетаний); работа над диалогом, включающим конструкции повествовательного и вопросительного предложений. Сначала учитель обыгрывает диалог фигурками. Кукла ищет туфли и кофту, разговаривая сама с собой: «Где кофта? Там? Нет! Там? Нет. Где туфли? Там? Нет! Там? Нет». Потом зовет маму: «Мама, мама!» и обращается к ней с вопросами: «Где туфли? Где кофта?» Мама с укоризной отвечает: «Ай, ай, ай! Вот кофта! Вот туфли! Ай, ай, ай! Какая неаккуратная!» Первоклассники воспринимают диалог слухо-зрительно. После разыгрывания диалога учитель спрашивает: «Что потеряла девочка?» Они отвечают: «Кофту, туфли» (произносят слова вместе с учителем). Затем дети упражняются в правильном воспроизведении звука ф в сочетании с согласными, произнося слоги фта, фто, фту, фти, фла, фло, флу, фли, используя описанные выше движения. Потом школьники произносят j слитно слогосочетания с постепенным наращиванием (фтафта, фтафтафта, фтафтафтафтафта и т.д.). Слитность речи моделируется плавным движением рук вправо-влево. Ученики различают на слух слитность и раздельность слогов и воспроизводят услышанное. Затем они отрабатывают эти слоги без музыки (исполнение учителем нисходящего звукоряда в до-мажоре от пятой ступени при повторении первой), а затем произносят слогосочетания без музыки. На этом же речевом материале дети учатся выделять один слог из двух более длительным ■ первым гласным звуком. Ритм ученики моделируют хлопками и притопами. После этого они упражняются в правильном произношении слов кофта, туфли (сдвижениями и без них). Затем первоклассники продолжают работу над диалогом: отрабатывают его коллективно (моделируя движениями ритмико-мелодическую структуру фраз) и парами (используя только естественные жесты). Музыкально-ритмические занятия предусматривают разнообразную деятельность учащихся. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы. На музыкально-ритмических занятиях необходимо использовать все виды деятельности, связанные с музыкой, а также осуществлять специальную работу над произношением. Каждое занятие включает следующие разделы работы: автоматизацию произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики); обучение движениям под музыку; обучение восприятию музыки: развитие восприятия основных элементов музыки (звуковысотных, ритмических, динамических, тембровых отношений), слушание музыкальных произведений; обучение декламации песен под музыку; обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.
Date: 2016-07-05; view: 590; Нарушение авторских прав |