Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи и организация музыкально-ритмических занятий 1 page
Задачи музыкально-ритмических занятий Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-корекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на 77 всестороннее развитие учащихся, их социальную адапта цию. На занятиях глухие и слабослышащие школьник учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальны слуховых аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их слышащие сверстники, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества. Эстетическое развитие глухих и слабослышащих детей — одна из главных задач музыкально-ритмических занятий. Ей подчинен отбор музыкального материала для слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений. Эта задача реализуется в методических приемах обучения, в организации занятий (оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения учителя с учениками и детей между собой). Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении музы- кально-ритмическим движениям ученики не только упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной и эмоциональной передаче музыкального образа. Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует нравственному развитию учащихся. Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребенке. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы. При проведении занятий большое значение придается расширению кругозора школьников. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о ее связи с другими видами искусства; о деятельности композиторов и исполнителей; 78 о народном творчестве; знакомятся с концертными залами и музыкальными театрами, фрагментами из произведений их репертуара. Это требует существенного расширения слона рного запаса, пополнения его новой лексикой. В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие учащихся, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера. Дети цидят исполнение учителя, слушают музыку и «входят» н ее эмоциональный мир. Огромное значение при этом имеют яркое, темпераментное слово учителя о музыке, его умение заинтересовать детей. Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных по настроению танцев, песен. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при инсценировании музыкальных сказок. Проникновению учеников в эмоциональный мир героев помогают осознание литературного содержания сказки, многократное прослушивание музыки, развитие умений передавать образ в выразительных движениях, эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов. Большую роль в эмоциональном развитии учащихся играют дидактические игры, позволяющие в интересной и увлекательной деятельности формировать у детей достаточно сложные умения, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Например, при обучении определять начало и окончание музыки применяется модификация известной игры «Третий лишний»: с началом звучания музыки водящий догоняет третьего лишнего, тот встает впереди пары детей, и игра продолжается. На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений, импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных инструментах, определении выразительных средств для исполнения песни (например, один куплет тише, чем другой), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке. 79 В процессе занятий активизируются умственные способности глухих и слабослышащих учащихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти. Физическое развитие глухих и слабослышащих детей — одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия. У учащихся формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц и подвижность суставов. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение глухих и слабослышащих школьников гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-ритмических занятиях. Развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Точность моделирования движениями элементов музыки и речи оказывает принципиальное влияние на успех в обучении. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков. Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное значение для полноценного развития ребенка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации — речи, неречевых звучаний, музыки. На занятиях школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку и речь, анализировать и сопоставлять услышанное. Важнейшей задачей этих занятий является совершенствование произношения учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой 80 и ритмико-интонационной структуры речи, развивается речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. Это способствует достижению более естественного звучания речи, приближению звучания речи детей с нарушениями слуха к речи слышащих. Работа над произношением на музыкально-ритмических занятиях включает закрепление произносительных навыков с применением фонетической ритмики — методического приема, разработанного в поликлинике «SUVAG» (Загреб, Хорватия). На занятиях широко используются различные виды деятельности, сочетающие устную речь и музыку: декламация песен под музыку детьми с тяжелыми нарушениями слуха, пение (в большинстве случаев учениками с I и II степенью тугоухости), инсценирование музыкальных сказок и др. В процессе работы над произносительной стороной речи реализуются основные положения существующей системы обучения произношению глухих и слабослышащих школьников. Обучение проходит в условиях целенаправленного развития слухового восприятия учащихся и базируется на развитии у них слухо-зри- тельно-кинестетической системы. Только при комплексном учете задач, которые решаются на музыкально-ритмических занятиях, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для наиболее полноценного развития глухих и слабослышащих детей, приобщения их к духовной культуре общества, социальной адаптации. Организация музыкально-ритмических занятий В настоящее время в соответствии с учебным планом специальных школ для глухих детей музыкально-ритмиче- ские занятия проводятся в подготовительном, с первого по пятый класс: в подготовительном, первом—третьем классах — 3 ч в неделю; в четвертом и пятом — 2 ч в неделю. Музыкально-ритмические занятия включены также н учебный план обучения умственно отсталых глухих учащихся и глухих детей с задержкой психического развития: но 3 ч в неделю с первого по четвертый класс. В специальных школах для слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия проводят по 2 ч в неделю: g-3506 81 в I отделении школы для слабослышащих детей занятия ведут с первого по четвертый класс, во II отделении — в подготовительном классе и с первого по четвертый класс. Музыкально-ритмические занятия включены также в учебный план специальных вспомогательных классов школ для слабослышащих детей: по 2 ч в неделю с 1 по 4 класс. При организации музыкально-ритмических занятий следует иметь в виду, что они должны быть внесены в общее школьное расписание. При этом надо учитывать нецелесообразность сдвоенных уроков, равномерность распределения занятий в течение учебной недели. Разрешается одновременно с музыкально-ритмическими занятиями проводить индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, приглашая разных учеников по специально составленному расписанию. Музыкально-ритмические занятия проводят в кабинете; площадью не менее 30 м2. По одной из стен монтируются! балетный станок и зеркало (высотой не менее 1 м 60 см). В кабинете должны быть магнитофон или проигрыватель | с набором необходимых пластинок, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты, мячи, ленты; и др.), диапроектор, доска, наборное полотно для табличек, небольшие скамейки или стульчики для детей. Пианино помещают на такое место, чтобы учитель, играя, мог видеть всех детей. Учащиеся занимаются в эстетичной, легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Например, для девочек — короткая юбочка, футболка, носки, чешки, для мальчиков — шорты, футболка, носки, чешки. Школьники воспринимают музыку и речь с помощью ин- ' дивидуальных слуховых аппаратов. На занятиях слуховые аппараты детей работают в режиме, определенном для постоянного ношения. В кабинете, оснащенном индукционной петлей, регулятор на верхней панели из положения | «М» (микрофон) переводится в положение «Т» (индукционная катушка) или «МТ»; при этом усиление немного увеличивается с помощью регулятора громкости. Возможно применение другой беспроводной аппаратуры, например использующей радиопринцип. 82 На первых занятиях необходимо проверить, слышит ли ученик с аппаратом музыку, исполняемую негромко (меццо-форте) и тихо (пиано), не вызывает ли у него неприятные ощущения очень громкая музыка, а также выявить носпринимаемый диапазон звуков в разных регистрах фортепиано. Для этого детей учат выполнять несложные движения под музыкальное сопровождение, например хлопки. Ученики слушают музыку, исполняемую негромко, видят играющего на фортепиано учителя и выполняют задание: «Музыка — хлопай. Музыки нет — не хлопай. Опусти руки нниз». Продолжительность музыкального фрагмента и перерыв в звучании непостоянны, что побуждает детей вслушиваться, ждать начала и окончания музыка. После того как учитель убеждается, что школьники справляются с;)тим заданием, зрительное восприятие детьми клавиатуры И исполнителя исключается. Ученики выполняют то же задание индивидуально. Учитель проверяет слуховое восприятие музыки разной динамики звучания, в разных регистрах. При необходимости (например, неприятные ощущения мри слушании громкой музыки) режим работы аппарата следует уточнить совместно с учителем-дефектологом слухового кабинета и врачом-сурдологом. К музыкально-ритмическому занятию предъявляются требования, аналогичные требованиям к любому фронтальному уроку в специальных школах для глухих и слабослышащих. Это относится к организации урока, к общему и речевому развитию детей. Особое значение придается реализации дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от состояния их слуховой функции, возможностей восприятия на слух речи и основных музыкальных структур, состояния произношения, общего и речевого развития, а также двигательных способностей и других индивидуальных особенностей. Отметим, что основным способом восприятия речевого материала на музыкально-ритмических занятиях является слухо-зрительное. При этом, как и на других уроках и замятиях, большое внимание уделяется развитию речевого слуха, закреплению произносительных навыков в ходе всего занятия. 6* 83 Функциональные обязанности учителя музыкально-ритмических занятий Музыкально-ритмические занятия ведет учитель, имеющий сурдопедагогическое образование, а также определенную музыкальную подготовку. Желательно, чтобы педагог умел играть на фортепиано, обязательно владел дирижерской техникой, имел определенную хореографическую подготовку. В содержание работы учителя музыкально-ритмических занятий входит не только их планирование и проведение, но и участие в подготовке школьных праздников, смотров художественной самодеятельности, концертов учащихся. Это не означает, что музыкально-ритмические занятия превращаются в уроки по разучиванию праздничных выступлений. Более того, при планировании не выделяется ни одного занятия на подготовку внеклассных мероприятий. В течение учебной четверти дети разучивают танцы, песни, инсценируют сказки, а затем часть выученного материала исполняют на праздниках. Учитель координирует работу по эстетическому воспитанию средствами музыки во внеклассное время в различных кружках. Важно, чтобы во внеклассной работе были реализованы умения и навыки детей, сформированные на музыкально-ритмических занятиях. Кроме того, учитель музыкально-ритмических занятий консультирует педагогов по использованию музыкального материала на уроках чтения, развития речи, изобразительного искусства, на внеклассных занятиях, а также вовлекает родителей в работу с использованием музыкальных средств в школе и семье. Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для глухих детей Программа музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для глухих детей (I вид) включает следующие разделы: обучение движениям под музыку; обучение восприятию музыки; декламация песен под музыку; 84 • автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики). На музыкально-ритмических занятиях у глухих школьников формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку), декламация песен, инсценирование музыкальных сказок, игра на элементарных музыкальных инструментах (Е.З. Яхнина, 1989, 1991, 1997 и др.). Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование, по возможности, дифференцированного восприятия основных ее элементов. Школьники учатся выделять звучание музыки из комплекса других звуков окружающего мира, определять начало и окончание музыкального звучания, различать и узнавать музыкальные произведения (или фрагменты из них) по характеру и доступным им средствам музыкальной выразительности, определять настроение во впервые услышанной пьесе. У них развивается слуховое восприятие динамики звучания (громкая, тихая, негромкая музыка), темпа (быстрый, умеренный, медлительный), метрических отношений (двух-, трех-, четырехдольный метр), ритмического рисунка мелодий, характера звуковедения (плавная, отрывистая музыка), структуры музыкальной пьесы (двух-, трехчастная форма), звуковысотных отношений (регистры, элементы мелодического рисунка), тембровых отношений (различные певческие голоса, вокальная, вокально-инструментальная музыка, сольное и коллективное исполнения, некоторые музыкальные инструменты). Восприятие музыки учениками осуществляется с помощью индивидуальных слуховых аппаратов на полисенсорной основе (используются сохранные анализаторы и разви- шпощееся слуховое восприятие). При этом проводятся специальные упражнения по развитию у детей слухового восприятия музыки. Обучение восприятию музыки проходит в двух формах: как самостоятельной деятельности, так и составной чисти других видов деятельности — музыкально-ритми- 85 ческих движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах. Обучение восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности включает следующее: формирование сенсорной основы восприятия музыки: обучение различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы, длитель ности, тембра) в различных их сочетаниях; формирование слушательской деятельности: обучение внимательному слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них. Обучение восприятию музыки как составной части других видов деятельности осуществляется в процессе выполнения музыкально-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах. При этом всегда организуется предварительное прослушивание музыки, что способствует созданию определенного эмоционального настроя учащихся, а также осознанности согласования движений, речи, аккомпанемента на музыкальных инструментах с музыкой. Учитель обращает внимание детей прежде всего на характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный, бодрый). После этого они анализируют доступные им средства музыкальной выразительности. Например, при разучивании польки ученики сначала слушают музыку и определяют, что она веселая, легкая, быстрая и что надо считать на два. Затем учитель предлагает детям исполнить танцевальное движение под музыку весело, легко, быстро и ритмично. В процессе формирования исполнительских навыков осуществляется постоянное вслушивание учеников в музыкальное сопровождение. Так, обучение школьников ритмичным движениям обязательно проводится под музыку. В процессе работы над песней учитель также постоянно обращается к восприятию детьми мелодии, уточнению ее характера, ритмического рисунка, динамических оттенков. «Послушай музыку и исполни» — это задание является ведущим при формировании у глухих детей всех видов деятельности, связанных с музыкой. 86 Один из основных видов деятельности на музыкально- |] ритмических занятиях — музыкально-ритмические движе- I кия. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично вы- | иолнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражне- j имя, исполнять несложные композиции народных и совре- i менных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных ска- I;юк, а также музыкально-двигательным играм. В процессе; I >мботы важное значение придается развитию у школьников I и мпровизации движений под музыку. Декламация песен под музыку — одно из важных направ- I.пений коррекционной работы на музыкально-ритмических I занятиях. Дети обучаются эмоциональной, внятной и вырази- I тельной декламации под аккомпанемент учителя, точному в воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, I: динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, от- рывисто). Необходимо уделять внимание работе над темпо- I вым, ритмическим ансамблем. Репертуар содержит народные I и современные детские песни, а также попевки, прибаутки. Игра на элементарных музыкальных инструментах; 141особствует развитию у глухих учащихся звуковысотного, J ритмического, динамического, тембрового слуха, воспри- мтия характера музыки. Школьники учатся исполнять I и ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной | 11 i.ece или песне на элементарных музыкальных инструмен-!j тах (например, на металлофоне, бубне, ксилофоне, бараба- I не, румбах, маракасах, треугольниках). При этом учитель исполняет ведущую партию на фортепиано. Важным разделом работы является инсценирование не- I больших музыкальных сказок или наиболее ярких фрагментов из них. Рекомендуем такие музыкальные сказки, | содержание которых доступно и интересно младшим школьникам, например «Теремок», «Муха-Цокотуха» IV!. Красева, «Кошкин дом» В. Золотарева. Работа над сказкой, как правило, охватывает все виды деятельности на занятии. Дети слушают музыкальные фрагменты из сказки, учатся различать и узнавать их, разучивают танцевальные движения, несложные песенки, учатся передавать характеры героев, а также внятно и интонационно окрашенно произносить короткие монологи, участвовать в диалогах. 87 Правильная организация знакомства учеников с музыкальной сказкой имеет большое значение. От этого зависит заинтересованное участие детей в ее инсценировании. Знакомясь со сказкой, школьники слушают эмоциональный пересказ ее содержания учителем. Щэи этом он использует иллюстрации и фигурки персонажей. В свой рассказ учитель обязательно включает слушание музыкальных фрагментов, к которым привлекает внимание учащихся. Например, при знакомстве с музыкальной сказкой «Кошкин дом» учитель, эмоционально обыграв с помощью фигурок ситуацию, в которой голодные котята пришли к тете-кошке, говорит: «К тете-кошке пришли голодные котята. Послушайте, какую грустную песенку они поют», — и исполняет песню, аккомпанируя на фортепиано. После знакомства со сказкой желательно, чтобы дети прочитали ее с воспитателем, который продолжает работу учителя над осознанием детьми содержания и смысла сказки. При работе над инсценированием детьми фрагментов сказки не рекомендуется сразу распределять роли. Школьники разучивают все роли. Например, в работе над сказкой «Теремок» сначала все ученики будут медведями. На нескольких занятиях они слушают «музыку медведя», определяют ее характер, доступные средства выразительности, отличают ее от музыки, характеризующей других персонажей, разучивают танец медведя, пытаются говорить, как медведь (низким голосом, медленно, устрашающе). Затем все становятся зайками и осуществляется аналогичная работа. Когда все роли детьми будут выучены, учитель распределяет их, и начинается работа по постановке отдельных сценок или всей сказки целиком. Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях — совершенствование произносительной стороны устной речи учащихся. Учитель постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную работу над произношением при декламации песен, инсценировании музыкальных сказок, а также при проведении специальных упражнений, на- 1 Методика инсценированного рассказа описана в книге Б.Д. Корсунской «Читаю сам» (М.: Просвещение, 1983). 88 правленных на автоматизацию произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики). Работа над произносительной стороной устной речи на му- зыкально-ритмических занятиях строится в соответствии с современной системой обучения произношению глухих школьников (Ф.Ф. Pay, 1973; Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина, 1981). В процессе обучения реализуется дифференцированный подход к учащимся, учитывающий состояние слуховой функции, уровень речевого развития, навыков восприятия и воспроизведения устной речи каждого ученика (Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, 2001). На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию у учеников речевого дыхания — длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно, на одном выдохе слова и короткие фразы, а также делить фразы на синтагмы. Дети учатся делать короткий вдох и длительный плавный выдох. Важно приучить школьников начинать говорить сразу после вдоха, чтобы избежать «утечки воздуха». В большинстве случаев правильное положение тела и мягкая голосовая атака обеспечивают хорошее управление дыханием. Упражнения по развитию речевого дыхания проводятся на материале слов и фраз, а также гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слогосочетаний. Для развития длительного, экономного выдоха полезны упражнения, включающие постепенное наращивание слогов, слов в предложении, прямой и обратный счет. При широком использовании музыки и движений ведется работа по развитию у учеников голоса нормальной высоты, силы и тембра, его модуляций по силе и высоте. Развитию более естественного звучания голоса содействует специальная работа над хорошей осанкой, нормализацией мышечного тонуса детей. Подчеркнем, что развитие модуляций голоса по силе и высоте можно начинать только после того, как у ученика сформирован нормальный голос по высоте, силе и тембру. На занятиях закрепляются умения учеников правильно воспроизводить звуковую структуру речи при реализации концентрического метода обучения с применением сокращенной системы фонем. При этом отрабатываемый звук 89 сначала находится в наиболее удобной для него позиции, а затем в различных позициях (в сочетании с разными гласными в начале, середине, конце слова, а также в стечениях согласных) (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина, 1981). На одном занятии целесообразно отрабатывать звук только в одной позиции. Большое внимание уделяется работе над словом и фразой. У детей закрепляются умения произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (точно или приближенно, с использованием регламентированных замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой включает развитие умений воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмическую и, по возможности, мелодическую структуру. Важное значение придается развитию у учащихся рит- мико-интонационной структуры речи (слухового и слухо- зрительного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур): слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий, базовые мелодические модуляции голоса — ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового диапазона); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударения во фразе, мелодическая структура фраз; темп речи (нормальный, быстрый, медленный). Ведется целенаправленная работа по развитию у детей умений передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску, выражая чувства радости, испуга, боли, гнева и др. Отработка элементов интонации проводится на речевом материале (слова, словосочетания, фразы, небольшие тексты диалогического характера, стихотворные чистоговорки, а также слоги, слогосочетания), звуковой состав которого дети воспроизводят правильно или с заменами, соответствующими концентрическому методу. Важ-; ное значение придается использованию материала, включающего звуки, которые необходимо автоматизировать в речи учеников. 90 Совмещение работы по автоматизации звуков и их сочетаний в словах и фразах с одновременным усвоением речевых интонационных структур позволяет добиться более естественного звучания речи глухих. При отборе фраз учитывается необходимость использования разных интонационных конструкций. Применение диалогов содействует более осознанному восприятию и воспроизведению глухими детьми речевой интонации. Широко используют стихи, скороговорки и др. Выразительность речи учеников достигается не только за счет специальной работы по формированию речевых средств, но и в процессе обучения естественной манере речи, умению пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами коммуникации: выражением лица, позой, пластикой, естественными жестами. Ученики постоянно побуждаются к эмоционально окрашенной речи, упражняются в произношении одного и того же речевого материала (фраз, слов, слогосочетаний, слогов, а также небольших текстов, стихов) по-разному: например, грозно, как медведь; весело, как зайка; спокойно, плавно, как мама, убаюкивающая ребенка; легко и быстро, как птичка. В процессе работы над ритмико-интонационной структу рой речи детей применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение различению и опознаванию на слух ритмико-мелодических элементов речи, моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры фраз. Широко используются речевые упражнения под музыку. Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающиеся у учеников возможности восприятия элементарных музыкальных структур содействуют повышению слухового внимания к речевой интонации, более осознанному вслушиванию в ее структуры (Е.З. Яхнина, 1994, 1995). Рассмотрим содержание работы по автоматизации произносительных навыков с использованием фонетической ритмики на музыкально-ритмических занятиях. В подготовительном классе у детей развивают умения правильно пользоваться речевым дыханием, слитно Date: 2016-07-05; view: 1504; Нарушение авторских прав |