Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 2 Музыка в системе специального образования детей с нарушениями слуха
Вопросы для размышления Согласны ли вы с утверждениями: дети с нарушениями слуха в условиях целенаправленной образовательно-коррекционной работы могут достигнуть такого же уровня развития, что и нормально слышащий ребенок; в системе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха необходимо использовать музыкальные средства; при целенаправленном обучении у детей с нарушениями слуха развивается слуховое восприятие (с помощью электроакустической аппаратуры) речи, неречевых звучаний, элементов музыки; расширение сенсорной основы восприятия музыки благодаря развитию слухового восприятия по-. зволяет более широко применять музыкальные средства в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. Прочитайте главу и сопоставьте свою точку зрения с мнением специалистов. 2.1. Образовательно-коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения слуха Ограничение информации об окружающем мире при нарушении одного из анализаторов создает необычные условия для развития психики ребенка. В 30-е гг. прошлого столетия JI.C. Выготский выдвинул положение о сложной структуре аномального развития психики ребенка с определенными нарушениями умственного и физического развития. Первичный симптом, возникнув в раннем детстве, пре- пятствует нормальному развитию психики ребенка и приводит к отклонениям вторичного порядка, не обусловленным самостоятельным органическим поражением и имеющим характер функциональных нарушений, специфичных для определенного первичного симптома. Вторично нарушаются те процессы, развитие которых в норме зависит от первично пострадавшей функции. В ходе аномального развития первичный дефект и вторичная симптоматика находятся в закономерном взаимодействии. Не только первичный симптом создает условия для развития вторичной симптоматики, но и вторичная симптоматика может усугублять первичный симптом. При этом вторичные симптомы рассматриваются не только с негативной стороны, они могут иметь и позитивную характеристику как проявление поступательного, хотя и своеобразного хода развития того или иного психического процесса. В сложной структуре развития ребенка с нарушениями слуха, наряду с первичным недостатком слухового анализатора, отмечаются определенные отклонения в физическом развитии, в развитии и функционировании речи и связанных с ней психических процессов. Это обусловлено огромной значимостью слухового восприятия для развития словесной речи, всех психических функций ребенка, так как слух является одним из основных источников получения сведений об окружающем мире. Решающую роль слуховое восприятие играет в процессе овладения детьми устной речью как способом общения, основой владения языком и инструментом мышления. Дети с нарушениями слуха представляют собой исключительное разнообразие по степени слухового нарушения, времени его возникновения, уровню общего и речевого развития, индивидуальным особенностям, условиям воспитания и обучения после потери слуха. В свою очередь разный уровень речевого развития определяет своеобразие психических функций, наличие возможных отклонений третичного и последующего порядка. Последствия первичного дефекта, если ребенок не попадает в специальные условия его обучения и воспитания, приводит к глубоким нарушениям развития. Отклонения в развитии детей с нарушениями слуха приводят к нарушениям связи с социумом, общечеловеческой культурой. JI.С. Выготский подчеркивал, что «физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху,... педагогически воспитывать глухого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган». Важнейшим для сурдопедагогики является положение о том, что ребенок, имеющий нарушения слуха, может достигнуть того же уровня развития, что и нормально слышащий ребенок, но происходит это с помощью специальных способов и средств. На современном этапе дети с нарушениями слуха получают равное со слышащими общее образование в условиях специально организованного или интегрированного обучения, имеют возможность продолжить образование в средних профессиональных и высших учебных заведениях, получают квалификацию по востребованным современным обществом профессиям. Это содействует их адаптации в трудовой, социально-бытовой и культурной жизни, достижению полноценного социального статуса. Важное значение придается максимально раннему (с первых месяцев жизни) выявлению нарушений слуха у детей. Комплексная медико-психологическая и педагогическая помощь глухим и слабослышащим детям должна быть оказана с момента обнаружения нарушения слуха. Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого и раннего возраста проходит под руководством сурдопедагога при условии слухопротезирования ребенка, создания в семье условий для соблюдения общих требований к воспитанию и общению с ним, физическому и психическому развитию. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения. С детьми проводится специальная работа по развитию слуховой функции (восприятию речи, неречевых звучаний, музыки), формированию произносительной стороны речи. Полученные результаты свидетельствуют, что «уже к полутора годам у малышей вне зависимости от степени снижения слуха появляется 10—30 слов, включая ле- петные (в отдельных случаях — более 70), к двум годам короткие фразы, на четвертом году жизни дети начинают рассказывать о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. Имея индивидуальные слуховые аппараты, в пределах одного помещения они могут слышать обращенную к ним речь. Примечательно, что они начинают воспринимать на слух не только специально отработанный материал, но и практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются, в основном, лишь типичные для данного возраста. Если посторонний человек не видит слуховых аппаратов, то у него и не возникает мысли, что дети не слышат» (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 1995). Исключительно высокие результаты коррекционного обучения достижимы при сочетании раннего начала занятий и отсутствия у ребенка дополнительных нарушений психофизического развития с постоянной целенаправленной работой родителей под руководством сурдопедагога. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха пред- дошкольного и дошкольного возраста (с 1,5—2 до 7 лет) организуется в специальных детских садах, а также в интегрированных условиях в детских садах общего типа; кроме того, проводятся систематические коррекционные занятия в сур- дологических центрах и кабинетах, в реабилитационных центрах, с детьми могут заниматься родители под руководством сурдопедагога (Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, Б.Д. Корсунская, Н.И. Белова, А.А. Венгер, Г.Л. Выготская, Л.А. Головчиц, Э.И. Леонгард, Н.Г. Морозова, Н.А. Морева, Э.В. Миронова, Е.П. Микшина, Л.П. Носкова, Т.В. Пелымская, А.Д. Салахова, Н.Д. Шматко и др.). Дошкольное воспитание строится на основе общих закономерностей развития детей с нормальным слухом с учетом сенситивных периодов в развитии психических процессов. В процессе образовательно-коррекционной работы обеспечивается разностороннее развитие детей с нарушениями слуха, приобщение их ко всему, что доступно слышащим сверстникам, осуществляется умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание. Важное значение придается обучению речи глухих и слабослышащих детей с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей, интенсивному развитию речевого слуха, слухо-зрительного восприятия речи, слухового восприятия неречевых звучаний и музыки (с помощью различных типов электроакустической аппаратуры), формированию произносительной стороны речи. Обучение сло- весной речи, в том числе устной, проходит на всех занятиях и в режимные моменты при активном использовании естественных и специально созданных ситуаций общения. Реализуется деятельностный подход к воспитанию: коррекци- онная, образовательная и воспитательная работа проводится в условиях использования и развития основных видов детской деятельности. В работе в оглохшими детьми, овладевшими речью до возникновения нарушения слуха и сохранившими ее в той или иной степени, в первоначальный период специального обучения важное значение придается сохранению речи и восстановлению устной коммуникации, развитию восприятия речи (зрительно-слухового, зрительного, зрительно-вибрационного), обеспечению дальнейшего общего и речевого развития. Большинство детей с нарушениями слуха школьного возраста в настоящее время обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов (специальных школах для глухих детей и специальных школах для слабослышащих и позднооглохших детей). В нашей стране создана дифференцированная система образования детей с нарушениями слуха. Крупным достижением отечественной сурдопедагогической науки и практики является то, что учащиеся специальных школ получают образование общегосударственного цензового уровня (P.M. Боскис, Т.А. Власова, С.А. Зыков, К.Г. Коровин, Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина, К.А. Волкова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, М.И. Никитина, Л.П. Носкова, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Е.Г. Речицкая, В.Б. Сухова, Н.И. Шелгунова, Н.Ю. Донская и др.). Образование в специальных школах ориентировано на формирование всех сторон личности, разностороннее развитие учащихся с нарушенным слухом. Коррекционная работа в специальной школе пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и сопутствует ходу усвоения детьми всего объема школьных знаний. В образовании детей с нарушениями слуха используется особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов, имеются специальные коррекционные курсы, применяются наряду с общими методами обучения специальные методы и методические приемы, создаются особые условия сообщения и отработки знаний. Важнейшей задачей является обучение школьников языку в условиях коммуникативно-деятельностной системы. Обучение языку не ограничивается рамками одного учебного предмета. Оно осуществляется в ходе всего учебно- воспитательного процесса в условиях специально созданной слухо-речевой среды при постоянном использовании различных типов электроакустической аппаратуры (стационарной коллективного и индивидуального пользования, индивидуальных слуховых аппаратов). Важное значение придается работе, направленной на развитие слухо-зритель- ного и слухового восприятия учащихся, а также произносительной стороны речи. При этом соблюдается дифференцированный подход с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития, навыков восприятия и воспроизведения устной речи, а также индивидуальных особенностей каждого ученика. Коррекционная работа с внезапно оглохшими детьми в первоначальный период обучения включает специальную работу по восстановлению устной коммуникации, сохранению речи. В процессе образовательно-коррекционной работы школьники овладевают основными видами речевой деятельности, у них развивается речемыслительная деятельность. Язык по мере его освоения оказывает стимулирующее воздействие на все сферы психической деятельности, качественно преобразует мышление, память, волевое поведение, весь личностный облик ученика. Специфичность построения образовательно-коррекци- онного процесса в специальных школах проявляется в том, что в единстве решаются задачи пропедевтического характера, направленные на общее и речевое развитие учеников, их подготовку к сознательному овладению системой школьных знаний и умений (практическое овладение языком, расширение, уточнение, коррекция представлений, знаний детей об окружающем мире, развитие восприятия, в том числе слухового, формирование наглядных и отвлеченных обобщений), и задачи планомерного и целенаправленного обучения детей основам наук, овладения ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни, для любой сферы деятельности. Обучение глухих школьников с подготовительного по седьмой класс строится на основе специальных программ. В дальнейшем учащиеся занимаются по программам общеобразовательной школы общего назначения. Образование учащихся школ для слабослышащих и позднооглохших детей отличается наибольшим своеобразием на первой ступени (подготовительный, 1—4 классы), что связано со специфическими требованиями к развитию речи у слабослышащих и восстановлению устной коммуникации у позднооглохших, с необходимостью восполнения пробелов в запасе сведений об окружающем мире и обеспечения должного уровня познавательной деятельности. На второй (неполная средняя школа) и третьей ступени (средняя школа) используются программы и учебники массовой школы (напомним, что в структуре специальных школ для слабослышащих и позднооглохших детей имеется два отделения: в первое принимают детей, владеющих развернутой самостоятельной речью при наличии небольшого аграмматизма и недостатков произношения, во второе — детей с глубоким речевым недоразвитием). В особые классы в специальных школах выделяют детей с различными множественными нарушениями, например с нарушением слуха в сочетании с умственной отсталостью, с нарушением слуха в сочетании со сниженным зрением. Обучение в этих классах проходит по специальным программам. Важное значение в процессе обучения детей в специальных школах придается лечебно-восстановительной работе, которая строится исходя из наличия определенных клинических особенностей учащихся. В настоящее время в нашей стране, наряду с дальнейшим развитием действующей государственной системы, разрабатываются и внедряются в практику новые подходы к образованию детей с нарушениями слуха и альтернативные системы: билингвистический подход, при котором средствами педагогического воздействия признаются равноправными оба языка: национальный словесный язык и национальный жестовый язык (Г.Л. Зайцева, 1998, и др.); верботональный метод, разработанный в поликлинике «SUVAG» (Загреб, Хорватия) (Л.А. Черкасова, Л.И. Рулен- кова, 1999). Получили развитие различные формы интегрированного обучения: в обычных классах и группах учатся дети с нарушениями слуха, подготовленные в результате длительной коррекционной работы к обучению в среде нормально слышащих сверстников; в специальных классах и группах обучаются дети с нарушениями слуха (с учетом особенностей их развития), при этом воспитанники активно участвуют в общешкольных мероприятиях, посещают ряд занятий и уроков совместно со слышащими детьми; в смешанных классах и группах обучаются вместе дети, имеющие нарушения слуха (не более одной трети в классе), и нормально слышащие (в условиях уменьшенной наполняемости класса, проведения уроков и занятий педагогом-де- фектологом) (Н.Н. Малофеев, Э.И. Леонгард, И.М. Гиле- вич, Э.И. Миронова, Л.И. Тигранова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.). Таким образом, современная дифференцированная система образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, обеспечивает реализацию их права на образование, разностороннее развитие, что имеет большое значение для социальной адаптации. 2.2. Восприятие музыки при нарушениях слуха Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-испол- нителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку, особенно в период развития музыкального восприятия у детей. Выявлена также роль тактильно-вибрационной чувствительности у музыкантов: например, скрипач воспринимает не только на слух звуки скрипки, но и вибрацию скрипки и смычка в его руках. Отмечается, что у музыкантов-исполнителей по сравнению с другими людьми наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности, почти в два раза. Одновременное воздействие вибрации на ухо и на руку музыканта позволяет ему воспринимать такие слабые вибрации, которые оказываются ниже порога чувствительности при изолированном слуховом восприятии (М.П. Могиль- ницкий). Важное значение для восприятия музыки слышащими людьми имеют кинестетические ощущения. Музы- кальное восприятие, особенно ритма музыки, сопровождается определенными, пусть не всегда заметными движениями. В процессе развития восприятия музыки широко используется пение, для которого важны не только слуховые, но и кинестетические ощущения от движения речевых органов. Двигательное моделирование отдельных музыкальных структур, общего настроения музыки широко используется для развития восприятия музыки. Рассмотрим сенсорную основу восприятия музыки у детей с нарушениями слуха. Глухие и слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его поверхности или ощущая его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха, вызванные звучащим инструментом. Однако о восприятии музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить в значительной мере условно. Л.И. Перес лени и Т. В. Розанова отмечают, что «гораздо более ограниченные возможности по сравнению с чувствительностью слуховой в отношении анализа и синтеза звуковых воздействий не позволяют воспринимать музыку в единстве всех ее выразительных и изобразительных средств...» («Психология глухих детей», 1971). Возможности восприятия музыки на основе вибрационной чувствительности значительно ограничены. Дети отличают шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (рояль). С помощью вибрационной чувствительности глухие различают только резко противопоставленные звучания. Им доступно (без электроакустической аппаратуры) лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах фортепиано. В этом диапазоне музыкальных звуков глухие дети способны научиться различать динамические оттенки, при этом меццо-форте они слышат как тихое звучание, а фортиссимо — как громкое. Они различают также темповые изменения — чередование аккордов быстрых и медленных. Важнейший выразительный элемент музыки — мелодию глухие дети на основе вибрационной чувствительности не воспринимают. Ограниченность восприятия музыки на основе вибрационных ощущений связана также с тем, что при выполнении движений под музыку (ходьба, бег, гимна- стические и танцевальные движения) дети все время изменяют положение в пространстве, их ноги не находятся постоянно на полу, и вибрации воздействуют попеременно на разные участки тела. Чередующееся напряясение и расслабление мышц при движении также затрудняет восприятие ребенком вибрационных воздействий. Определенное вспомогательное значение для развития у глухих и слабослышащих детей восприятия музыки имеет зрительный анализатор. Прежде всего это связано с восприятием характера музыки. В первоначальный период знакомства с музыкой дети с тяжелыми нарушениями слуха не умеют даже вычленять музыкальное звучание как особый акустический сигнал. Однако, наблюдая за эмоциональным и выразительным исполнением педагога, они понимают, что данное звучание эмоционально окрашено, «заряжаются» соответствующим настроением: весело приплясывают, медленно, «задумчиво» кружатся и др. В дальнейшем эмоциональный отклик педагога на музыку также помогает детям глубже прочувствовать ее характер. С помощью зрительного восприятия клавиатуры и пианиста глухие и слабослышащие уточняют свои слуховые и вибрационные ощущения от музыкального звучания, соотносят их с конкретными словесными определениями средств музыкальной выразительности. Например, при обучении восприятию регистров фортепиано они видят и осознают, что исполнение в правой части клавиатуры соответствует высоким звукам, в левой — низким, посередине — средним. Сенсорная основа восприятия музыки детьми с нарушениями слуха включает широкое использование двигательного анализатора. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития восприятия музыки у глухих и слабослышащих детей. В процессе коррекционно-развивающего обучения широко используются музыкально-ритмические движения, игра на элементарных музыкальных инструментах. Восприятию ритмического рисунка содействуют также кинестетические ощущения от речевых органов в процессе мелодекламации. В сурдопедагогике были неоднократные попытки формирования у глухих детей слухового восприятия музыки (с по- мощью электроакустической аппаратуры). Однако из-за использования звукоусиливающей аппаратуры, уступающей по своему качеству современной, и в связи с недостаточной слуховой тренировкой в целом (развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний) у детей с тяжелыми нарушениями слуха возможности слухового восприятия были ограничены. Это не позволяло расширить у них сенсорную основу восприятия музыки, ограничивало возможности ее использования в коррекционно-образовательных и воспитательных целях (М. Богданов-Березовский, И.Н. Мусатов, З.Е. Пунина, Л.Я. Брозелио, A.M. Кыштымова, Г.И. Яшун- ская и др.). В 1969 г. в нашей стране в НИИ дефектологии по инициативе его директора академика Т.А. Власовой была начата экспериментальная работа по созданию системы интенсивного развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей. К этому времени в отечественной сурдопедагогике имелись исследования, связанные с изучением слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Этой проблемой занимались исследователи: Б.С. Преображенский, Ф.А. Pay, В.К. Орфинская, Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, Д.В. Фельдберг, P.M. Боскис, Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков, A.M. Масюнин, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, И.Г. Багрова и др. Е.П. Кузьмичева отмечает: «Каждый из них внес свой вклад в изучение слуховой функции и слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей....Однако ограниченное время для слуховой тренировки, а также использование звукоусиливающей аппаратуры, уступающей по своему качеству современной, не позволили исследователям ставить вопрос о создании системы обучения глухих восприятию речи на слух....Остаточный слух...использовался в основном для восприятия неречевых звуков и как вспомогательное средство при коррекции произношения». В своих исследованиях ученые учитывали также международный опыт развития нарушенной слуховой функции, особенно достижения поликлиники «SUVAG» (Загреб, Хорватия). В результате многолетних исследований под руководством профессора Е.П. Кузьмичевой разработана оригинальная дифференцированная педагогическая система интенсивного развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Работа по развитию слухового восприятия у каждой категории детей имеет свои цели и задачи. Определены содержание и методика развития нарушенной слуховой функции у детей, начиная с первых месяцев жизни, созданы государственные программы по развитию слухового восприятия в специальных детских садах и специальных школах для глухих и слабослышащих детей, методики развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний и музыки у детей с нарушениями слуха (Е.П. Кузьмичева, И.Г. Багрова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина). Разработанная в нашей стране система интенсивного развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха базируется на следующих положениях. Нарушенная слуховая функция, как любая функция, развивается при постоянном целенаправленном воздействии в определенных условиях. Раннее выявление нарушений слуха (с первых месяцев жизни) и проведение коррекционной работы с детьми начиная с младенческого возраста, в условиях постоянного использования электроакустической аппаратуры, является важным условием успешности развития слухового восприятия, результативности коррекционно- развивающего обучения в целом. Знание общих закономерностей развития глухого и слабослышащего ребенка, использование в процессе обучения пластичности нервной системы служит важной предпосылкой для развития нарушенной слуховой функции в условиях специального обучения. У большинства детей с нарушениями слуха имеется определенный слуховой резерв, который реализуется в условиях систематической слуховой тренировки (с использованием электроакустической аппаратуры) и является основой для развития речевого слуха. Развитие речевого слуха воспитанников осуществляется в ходе всей образовательно-коррекционной работы в условиях специально созданной слухоречевой среды (при постоянном использовании различных типов электроакустической аппаратуры), предусматривающей активное речевое поведение детей с нарушениями слуха. Речевой слух формируется у детей в процессе развития различных форм словесной речи, прежде всего устной, способности ее восприятия и воспроизведения; развитие речевого слуха происходит в неразрывной связи с усвоением детьми словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительной стороны устной речи, развития всей познавательной деятельности ребенка. Развивающееся в процессе специального обучения восприятие речи на слух создает принципиально новую полисенсорную основу для формирования, развития и коррекции устной речи, позволяет создать единую систему слуховых и кинестетических связей и тем самым приблизить процесс формирования устной речи у ребенка с нарушениями слуха к естественному. Развитие речевого слуха у детей с нарушениями слуха носит поэтапный характер; уровень развития речевого слуха не всегда согласуется с состоянием тонального слуха, который является определяющим только на первоначальном этапе слуховой тренировки; основными факторами, обусловливающими развитие речевого слуха, являются степень сформированности слуховой функции, уровень общего и речевого развития, способность ребенка к семантической интерпретации поступающей речевой информации, к моделированию высказывания по отдельным опознавательным признакам. Работа по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих в специальных детских садах и специальных школах (коррекционных образовательных учреждениях I и II видов) строится на основе специально разработанных программ при реализации дифференцированного подхода к учащимся, учитывающего состояние нарушенной слуховой функции, уровень общего и речевого развития, навыки восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальные психофизические особенности детей. На фронтальных уроках и занятиях основным способом восприятия речевого материала является слухо-зритель- ный (с помощью электроакустической аппаратуры), при этом воспитанники определенный речевой материал воспринимают только на слух (упражнения органично входят в содержание урока или занятия, мотивированы его ходом, носят непродолжительный характер); речевой материал включает прежде всего словарь по основному содержанию урока или занятия (слова, словосочетания, фразы, выводы и др.), а также фразы, связанные с организацией деятельности детей; специальная работа над восприятием и воспроизведением данного речевого материала содействует более успешному и прочному усвоению содержания урока (занятия). На индивидуальных занятиях содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение глухих детей различению, опознаванию и распознаванию на слух речевого материала (слов, словосочетаний, фраз, а также текстов; в связи с коррекцией и автоматизацией произносительных навыков, а также с исправлением грамматических ошибок дети воспринимают на слух слоги, слогосочетания и отдельные звуки). На специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия в детском саду, на занятиях в слуховом кабинете в специальной школе, а также на музыКально-ритмических занятиях дети учатся воспринимать на слух неречевые звучания и музыку (различать звучания, определять их количество, продолжительность, громкость, прерывистость, ритм, направления звука, высотные отношения звуков, узнавать высокий и низкий, мужской и женский голос, оркестровое, хоровое и сольное исполнение, инструментальную и вокальную музыку, неречевые звуки окружающего мира — бытовые и уличные шумы, голоса птиц, зверей, определять характер музыки и доступные средства музыкальной выразительности, различать и узнавать фрагменты из музыкальных произведений), а также воспринимать на слух различный речевой материал. Основу формирования устной речи у глухого ребенка составляет умение воспринимать определенный речевой материал слухо-зрительно и на слух, воспроизводить его внятно (понятно для окружающих), достаточно естественно и выразительно, действовать адекватно воспринятому; на индивидуальных занятиях основным способом восприятия речевого материала -3S06 49 является слуховое (слухо-зрительное восприятие используется как вспомогательное средство); начиная с 6 класса, когда у учащихся накоплен значительный слуховой словарь, основным способом восприятия речевого материала на индивидуальных занятиях является слухо-зрительный (с помощью индивидуального слухового аппарата) с последующим его опознавани-) ем только на слух. • В работе со слабослышащими детьми особое значение придается увеличению расстояния, на котором дети с помощью слухового аппарата и без аппарата разборчиво воспринимают на слух знакомый и незнакомый (сначала только по звучанию, а затем — по значению) речевой материал и неречевые звучания; со слабослышащими с I и II степенью тугоухости проводится тренировка в восприятии на слух речи не только разговорной громкости, но и шепота; восприятие речевого материала на слух проходит в разных условиях — при использовании подсказывающей ситуации (например, подбирается тематически однородный материал, объявляется заголовок текста, предъявляется наглядный иллюстративный материал) и вне ситуации; в помещениях, изолированных от шума, и в условиях, близких к естественным, в одном помещении и из другого помещения; речевой материал может предъявляться учителем (товарищем), с магнитной пленки, по радио и телевидению. Развивающаяся в ходе специального обучения слуховая функция (восприятие и воспроизведение устной речи, неречевых звучаний) служит основой для формирования устной речи, активизации устной коммуникации, обогащения представлений детей о неречевых звучаниях окружающего мира. В условиях системы интенсивного развития слухового восприятия изучены возможности восприятия на слух основных элементов музыки глухими школьниками (с помощью электроакустической аппаратуры), выявлено влияние состояния тонального слуха (по данным субъективной пороговой аудиометрии) на восприятие элементов музыки, разработаны содержание и методические пути развития у глухих детей восприятия музыки (Е.З. Яхнина, 1989). Рассмотрим результаты педагогического эксперимента, Что позволит более полно представить возможности развитии сенсорной основы восприятия музыки у детей с тяжелыми нарушениями слуха. Экспериментальное изучение слухового восприятия музыки глухими школьниками В процессе экспериментального исследования, направленного на изучение слухового восприятия глухими школь- никами элементарных звуковысотных, ритмических, темповых и динамических отношений в музыке, прежде всего определялся диапазон звуков фортепиано, который дети иоспринимают на слух, выявлялись возможности восприятия отношений одинаковых и контрастных звуков из разных регистров фортепиано, а также внутри одной (первой) октавы, основных элементов мелодического рисунка — восходящего и нисходящего звукорядов, поступенного и скачкообразного звукорядов. Также выявлялись возможности испытуемых в восприятии различных ритмических формул, состоящих из звуков одинаковой и разной длительности, фрагментов двух мелодий с разным ритмическим рисунком, фрагментов из музыкальных пьес с четной и нечетной метрической структурой (марш и вальс), а также музыки в быстром, умеренном и медленном темпе, громкой, тихой и негромкой музыки. Обучающий и констатирующий эксперименты проводились по специально разработанной методике. В констатирующем эксперименте все опыты проводились с испытуемыми индивидуально, каждый сеанс не более 20—30 мин, чтобы исключить влияние утомляемости на результаты эксперимента. При проведении опытов использовался стационарный слуховой аппарат «Viennatone МНА», предназначенный для глухих (микрофон аппарата помещался рядом со средним регистром фортепиано; испытуемый находился на расстоянии 1,5 м от фортепиано); пол кабинета, где проводились опыты, в значительной мере поглощал вибрацию (линолеум на железобетонной основе, покрытый ковром). Применение одного и того же слухового аппарата позволило сопоставить результаты обследования у разных испытуемых независимо от технических характе- 4* ристик их собственных слуховых аппаратов. Режим усиления подбирался для каждого испытуемого индивидуально с учетом состояния его слуховой функции. При этом использовалась методика выработки двигательной реакции на музыкальное звучание. Испытуемый выполнял задание: «Музыка — хлопай, музыки нет — стой» сначала в условиях, когда он видел и слышал музыку, затем зрительное восприятие клавиатуры и пианиста исключалось. Режим усиления на аппарате определялся при восприятии испытуемым негромкой музыки и уточнялся при восприятии тихой музыки и громкой, а также одноголосного звучания мелодии в низком, среднем и высоком регистрах фортепиано. Проведение каждого опыта предполагало определенную подготовку к нему испытуемого. В процессе этой подготовки ребенок учился выполнять задание: отвечать на вопрос, моделировать движениями элементы музыки или соотносить их с соответствующим графическим изображением (например, записью ритмического рисунка мелодии нотными знаками). При этом ученик видел исполнение музыки экспериментатором, воспринимал ее элементы с помощью слухового аппарата и выполнял задание. После того как экспериментатор убеждался, что задание школьником понято, проводилась контрольная часть опыта. Испытуемый поворачивался спиной к фортепиано: таким образом исключалось восприятие клавиатуры и пианиста (экспериментатора). Каждый музыкальный фрагмент, различные комбинации звуков ребенок прослушивал по 5 раз и выполнял предложенное задание. Музыкальный материал в процессе подготовки и при проведении опыта не менялся. В контрольной части опыта этот материал предъявлялся всем испытуемым в одинаковой последовательности. При этом порядок его предъявления исключал возможность догадки. Для оценки ответов испытуемых были определены следующие критерии: элемент музыки считался воспринятым с оценкой «хорошо» при 4—5 правильных ответах из пяти, невоспринятым — при двух и менее правильных ответах из пяти. Остальные результаты квалифицировались как выполнение задания с оценкой «удовлетворительно». Констатирующий эксперимент проводился при поступлении детей в школу, а также в конце каждого года экспериментального обучения (первый—третий классы). Использование одной и той я<е методики позволяло сопоставлять результаты опытов на протяжении всего исследования. Обучающий эксперимент проходил в школе НИИД (учитель JI.B. Глубокова) на специальных занятиях (экспериментальные уроки ритмики — 2 раза в неделю и кружки по эстетическому воспитанию учащихся средствами музыки). Специально разработанная программа обучения включала формирование у глухих школьников различных видов деятельности, связанных с музыкой (ее восприятия, выполнения движений под музыку, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах). Развитие у учащихся слухового восприятия звуковысотных, ритмических, темповых и динамических отношений в музыке проходило прелюде всего на уроках и занимало не более 10 мин. В условиях целенаправленного обучения у детей формировались умения различать и опознавать на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в условиях использования индукционной петли) элементарные звуковысотные, ритмические, динамические и темповые отношения в музыке, узнавать их в мелодии или музыкальной пьесе. Программа была разработана с учетом принципа формирования у учащихся все более дифференцированного восприятия музыкальных структур в процессе сопоставления контрастных звучаний, например развития восприятия звуковысотных отношений (регистровых соотношений, высотных соотношений звуков в среднем регистре), а затем все более тонкого сопоставления звуков: внутри одной (первой) октавы различных звукорядов — поступенных и скачкообразных, восходящих и нисходящих — как основных элементов мелодии. При развитии восприятия темповых и ритмических отношений дети сначала учились различать темпы музыки (быстрый — медленный, быстрый — медленный — умеренный), затем метрические отношения (двух и трехдольный метр, двух-, трех- и четырехдольный метр), наконец ритмические формулы и мелодии песен по ритмическому рисунку. При обучении восприятию динамических отно- шении в музыке дети учились различать и опознавать громкую, тихую и негромкую музыку сначала при выборе из двух структур, затем из трех. Музыкальный материал подбирался с учетом необходимости исключения (при восприятии учащимися музыкальных структур) опоры на более доступные средства музыкальной выразительности. Например, звукоряды исполнялись в одинаковом темпе и с одинаковой силой звучания, в одном ритме; музыкальные фрагменты, используемые при восприятии темповых отношений, имели одинаковую продолжительность и исполнялись негромко. Обучение восприятию элементов музыки проходило на полисенсорной основе с использованием индивидуальных слуховых аппаратов в условиях индукционной петли. Слушая музыкальный материал, дети сначала видели исполнение музыки учителем, затем зрительное восприятие клавиатуры и пианиста исключалось. На занятиях школьники учились воспринимать элементы музыки в условиях ограниченного выбора. Сначала они неоднократно прослушивали материал при соответствующем комментарии учителя, а затем учились самостоятельно узнавать' его. Через несколько уроков, когда дети справлялись с заданием, предварительное прослушивание исключалось: ученики сразу называли услышанный элемент музыки. В дальнейшем дети учились самостоятельно называть знакомые элементы музыки во впервые услышанной мелодии или пьесе. При этом внимание школьников постоянно обращалось на значение элементов музыки как средств выразительности. Рассмотрим результаты педагогического эксперимента. У всех испытуемых глухота была врожденной или рано приобретенной (до овладения речью). Основными причинами снижения слуха были инфекционные заболевания матери в период беременности (корь, краснуха, грипп и др.), несовместимость резус-фактора матери и ребенка, инфекционные заболевания ребенка на первом году жизни (менингит, корь, вирусный грипп, свинка, скарлатина и др.), применение в лечении высоких доз некоторых антибиотиков, а также наследственное снижение слуха. До поступления в школу все дети обучались в специальных дошкольных учреждениях для глухих. Дети имели разную степень и характер нарушения слухо- иой функции (по данным субъективной тональной пороговой иудиометрии): большинство (75%) воспринимали диапазон частот до 500—4000 Гц, небольшая часть — ограниченный диапазон частот до 250 Гц, полный диапазон исследуемых частот (до 6000—8000 Гц) воспринимали 11% испытуемых..V всех отмечался горизонтальный или нисходящий характер аудиометрической кривой: большая потеря слуха на пысоких тонах по сравнению с низкими. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о том, что на начало обучения в школе возможности испытуемых в восприятии элементарных звуковысотных, ритмических, темповых и динамических отношений в музыке достаточно ограниченны. Звуки по всей клавиатуре фортепиано слышали 66% учащихся. Более трети испытуемых воспринимали неполный диапазон звуков: от субконтр- октавы до первой октавы включительно — 20% детей, до иторой — 10%, до третьей — 4% детей. Воспринимали высотные отношения одинаковых и контрастных звуков из разных регистров 53% учащихся, некоторым детям (22%) оказалось доступно восприятие высотных отношений одинаковых и разных звуков в первой октаве (в интервале септимы). Ни один ребенок не воспринимал разницу в звучании основных элементов мелодического рисунка — посту- ненного и скачкообразного, восходящего и нисходящего авукорядов. Наиболее доступными для детей оказались динамические, темповые и ритмические отношения в музыке. Большинство различали громкую, тихую и негромкую музыку, быстрый и медленный темпы. Все дети воспринимали разницу в звучании ритмических формул, состоящих из звуков одинаковой длительности. Отношения основных типов метрических структур — четного и нечетного (марш — вальс) — воспринимали 53% испытуемых. Только для немногих детей оказалось доступным различение ритмических формул, состоящих из звуков разной длительности. Ни один ученик не смог отличить фрагменты мелодий с разным ритмическим рисунком. Влияние состояния слуха (по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии) на результаты опытов неоднозначно. При анализе экспериментальных данных пре- жде всего учитывался диапазон воспринимаемых испытуемыми частот как одна из важнейших характеристик тонального слуха глухих (JI.B. Нейман, 1961). На начало обучения возможности восприятия детьми звуков фортепиано по всей клавиатуре, а также высотных отношений одинаковых и контрастных звуков из разных регистров достоверно зависели от состояния их тонального слуха. При общей тенденции зависимости рассматриваемых параметров следует отметить, что у некоторых испытуемых возможности восприятия звуков фортепиано прямо не соотносились с состоянием их тонального слуха. При сопоставлении результатов восприятия испытуемыми высотных отношений контрастных и одинаковых звуков из разных регистров фортепиано и состояния их тонального слуха также выявлена определенная зависимость между этими данными. Почти половина учащихся, справившихся с заданием, воспринимали диапазон частот до 6000—8000 Гц, остальные — до 1000—4000 Гц. У детей, не выполнивших задание, отмечалось разное состояние тонального слуха: у большинства — ограниченный диапазон воспринимаемых частот (до 250—500 Гц). Не обнаружено определяющего влияния состояния тонального слуха на результаты восприятия детьми высотных соотношений одинаковых и разных звуков внутри одной I октавы, а также темповых, динамических, метрических и ритмических отношений в музыке. У большинства испытуемых с близкими показателями состояния тонального слуха (диапазон воспринимаемых частот и пороги восприятия) были получены разные результаты, и наоборот, у части школьников, имеющих существенные различия в состоянии тонального слуха, результаты опытов оказались одинаковыми. Все испытуемые, независимо от состояния их тонального слуха, не смогли отличить посту- пенный и скачкообразный, восходящий и нисходящий звукоряды, а также мелодии двух песен с разным ритмическим рисунком. Результаты обучающего эксперимента, проводившегося в каждом классе школы для глухих детей в течение трех лет (1—3 классы), показали, что у всех школьников развивается слуховое восприятие (с помощью электроакустической аппа- ратуры) элементарных звуковысотных, ритмических, темповых и динамических отношений в музыке. Большинство детей воспринимали динамические, темповые и ритмические отношения уже к концу первого года обучения. В конце третьего класса все испытуемые воспринимали на слух динамические, темповые и метрические отношения в музыке, отличали ритмические формулы, состоящие из звуков одинаковой и разной длительностей, фрагменты мелодий с разным ритмическим рисунком; 87% испытуемых слышали полный диапазон звуков фортепиано. Все испытуемые воспринимали на слух звуки низкого и среднего регистров фортепиано до II октавы включительно; 13% — до III октавы включительно. Таким образом, диапазон воспринимаемых испытуемыми на слух звуков фортепиано расширился. Уже с первого года обучения дети различали высотные отношения одинаковых и контрастных звуков из разных регистров (в пределах воспринимаемых ими). Выяснялось, что глухим школьникам доступны достаточно тонкие слуховые дифференцировки: к концу третьего года обучения все дети воспринимали высотные отношения одинаковых и разных звуков, исполняемых последовательно в I октаве в интервалах септимы и сексты; большинство — в интервале квинты (96% учащихся) и кварты (76% учащихся), а некоторые даже слышали различие звуков в интервалах терции (57% учащихся) и секунды (13% учащихся). Всем третьеклассникам доступно восприятие основных элементов мелодического рисунка — поступенного и скачкообразного, восходящего и нисходящего звукорядов. Таким образом, в результате экспериментального обучения слуховое восприятие элементов музыки глухими школьниками стало более дифференцированным, что имеет большое значение для восприятия музыки в целом. Результаты педагогического эксперимента свидетельствовали о том, что при целенаправленном обучении у глухих детей в условиях системы интенсивного развития нарушенной слуховой функции (с помощью электроакустической аппаратуры) развивается слуховое восприятие элементов музыки. Им становятся доступными достаточно тонкие слуховые дифференцировки при восприятии звуковысотных, темповых, метрических, ритмических и динамических отношений. Достоверная зависимость восприятия испытуемыми элементарных музыкальных структур от состояния их слуха (по данным субъективной тональной пороговой аудиомет- рии) выявлена только на первом году обучения при восприятии учащимися звуков фортепиано в полном диапазоне регистров, а также одинаковых и контрастных звуков из разных регистров. Независимо от состояния тонального слуха у всех испытуемых оказалось возможным развить восприятие звуковысотных, темпоритмических и динамических отношений. Следует отметить, что у некоторых испытуемых с более тяжелой потерей слуха результаты обучения оказались выше, чем у детей, тональный слух которых более сохранен как в отношении диапазона воспринимаемых частот, так и в отношении величины пороговых интенсив- ностей. В педагогическом эксперименте проводилось также динамическое изучение состояния слуховой функции испытуемых. Исследование слуха проходило в конце каждого учебного года с помощью субъективной тональной пороговой ау- диометрии. Известно, что улучшение состояния тонального слуха глухих школьников благодаря интенсивному развитию их речевого слуха отмечалось у 76,6% детей (Е.П. Кузьмичева, 1985). При введении в процесс обучения работы по развитию у учащихся восприятия музыки тональный слух улучшился у 100% испытуемых (расширился диапазон воспринимаемых частот в сторону высоких тонов и понизились пороги восприятия), при этом у 85% испытуемых изменения тонального слуха произошли на оба уха, у 15% — на одно ухо. Оказалось, что улучшение показателей на хуже слышащее ухо произошло у всех испытуемых, на лучше слышащее — у 85% детей. У части испытуемых расширение диапазона воспринимаемых частот произошло на 2—3 октавы и более, у некоторых школьников — только на одну октаву. Полученные данные свидетельствуют о важности обучения восприятию музыки как одного из направлений развития остаточного слуха у глухих детей (Е.З. Яхнина, 1989). Результаты педагогического эксперимента имели принципиальное значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса с привлечением музыкальных средств. Выявленные возможности развития у глухих школьников слухового восприятия музыки позволили по- новому подойти к использованию музыкальных средств в образовательно-коррекционной работе. Результаты исследования явились основанием для введения в специальные школы для глухих детей новой учебной дисциплины — му- зыкально-ритмических занятий. 2.3. История использования музыкальных средств в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха При определении содержания обучения и воспитания детей с нарушениями слуха традиционно учитываются приоритетные направления формирования личности слышащих детей. Одно из таких направлений — музыкальное вос питание. Понимая значение музыки в развитии слышащего ребенка, сурдопедагоги стремились использовать музыкальные средства в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. Первые попытки использования музыки относятся к середине XIX в. Так, в 1859 г. директор Санкт-Петербург- ского училища для глухонемых Я.Т. Спешнев, ученик и преемник В.И. Флери, впервые в России ввел в учебный план зкспериментальные занятия с использованием музыки. М. Богданов-Березовский в книге «Положение глухонемых в России» (1901) отмечает, что эти уроки уже за один учебный год дали заметные результаты. Он приводит выдержку из обращения в Опекунский совет управляющего училищем с просьбой разрешить ввести систематические занятия с использованием музыки: «Я совершенно убежден, что музыка, равно как и пение, может не только весьма благодетельно содействовать развитию у глухонемых органов слуха и благозвучности разговора, но вместе с тем и в отношении морального их направления иметь полезное влияние, а потому весьма желательно, чтобы музыка и пение включены были в числе предметов курса воспитания глухо немых». К сожалению, ходатайство было отклонено и эти уроки не были включены в учебный план. В нашей стране музыкальная ритмика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, стала применяться с 30-х гг. XX в. Ритмика, кроме своей основной цели — развитие общей моторики и координации дви- жений и воспитание ритма через движения (основная идея Жака Далькроза — первого организатора ритмики как предмета) в условиях работы с детьми, имеющими нарушения речи и слуха, стала" использоваться для развития ритмической структуры устной речи. Впервые логопедическую ритмику начали применять в работе с заикающимися детьми в качестве одного из направлений в системе лечения логоневрозов. Подчеркивалось значение упражнений, сочетающих движение и речь, для исправления заикания: ритм движений в данных упражнениях содействует нормализации просодической структуры речи (Н.Г. Александрова, Н.А. Власова, В.А. Гиляровский, В.А. Гринер, Н.С. Са- мойленко, Е.Ф. Pay, В.И. Рождественская, Ю.А. Флоренская, Е.Ф. Шершенева и др.). Через движение к ритму речи — такой подход с использованием двигательных упражнений под музыку и соединения их с речью начали разрабатывать с 1926 г. в ритмическом кабинете Научно-практического института слуха и речи в Ленинграде. Этот новый подход не ограничивал ритмику выполнением только ритмических движений под музыку, а расширял ее возможностью улучшения произносительной стороны речи глухих детей, воспитания «говорящего глухонемого» (Н.Г. Александрова, Н.П. Збруева, З.И. Пунина, И.Н. Мусатов, Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, М. Шейблауэр). Полученные данные свидетельствовали о перспективности разрабатываемого подхода и позволили уже с 1929 г. ввести уроки ритмики в учебный план школ для глухих де- | тей. Перед этими уроками были поставлены задачи художе-;1 ственного и нравственного воспитания учащихся средства- | ми музыки, физического их развития, расширения кругозора, подготовки к трудовой деятельности, обогащения словаря. Особое значение придавалось формированию | у школьников ритмической структуры речи, что осуществ-! лялось с помощью развития у детей свободных, ритмичных, координированных движений, соединения их с музыкой | и словом (И.Н. Мусатов, 1941; З.Е. Пунина, Л.Я. Брозелио, ' A.M. Кыштымова, 1948). 1 В настоящее время логопедическая ритмика широко используется в работе с детьми и взрослыми, имеющими различные нарушения (Волкова ГЛ. Логопедическая ритмика. Учебное пособие для студентов. — M.: Просвещение, 1985). При проведении уроков ритмики ориентация глухих детей на музыкальное звучание осуществлялась прежде всего на основе вибрационной чувствительности и зрительного восприятия исполнения музыки учителем. При опоре на иибрационные ощущения глухие дети воспринимали лишь аккордовое звучание в низком и среднем регистрах фортепиано, различали контрастные динамические и темповые отношения в музыке, простейшие ритмы и метрический акцент. Использование специально сконструированного для уроков I «итмики звукоусиливающего аппарата не оказывало глухим учащимся существенной помощи в восприятии музыки. О этим аппаратом дети могли воспринимать лишь звуки рояля в низком и среднем регистрах до половины I октавы и различать скорость чередования звуков и их силу. У детей с большой потерей слуха сенсорная основа восприятия музыки была резко сужена, что ограничивало возможность использования музыкальных средств для их обучения и воспитания. В дальнейшем создание новой, более качественной стационарной звукоусиливающей аппаратуры позволило в условиях специального обучения расширить возможности восприятия элементов музыки учащимися. Так, результаты обучения в слуховом кабинете глухих школьников со значительными остатками слуха, полученные И.Г. Багровой (1973), показали, что дети могут научиться различать на слух звучание некоторых музыкальных инструментов, определенные тембры певческих голосов, узнавать мелодии песен, получить представление о звучании хора и оркестра. В I960—1970-х гг. уроки ритмики были исключены из учебного плана школы для глухих детей. Музыка в грамзаписи использовалась в основном на занятиях в слуховом кабинете. Эти занятия проводили в младших классах два раза в неделю. Слушание музыки составляло лишь небольшую их часть. Школьники учились различать на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры характер музыки (грустный, веселый) и определенные средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный), метр (двух-, трех-, четырехдольный), регистры (низкий и высокий), тембры певческих голосов (мужской, женский) и музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, труба), а также сольное и коллективное исполнение инструментальной и вокальной музыки.
Определенное место ритмические упражнения под музыку должны были занимать на уроках физкультуры. Дети учились изменять движения, ориентируясь на темп (быстрый, медленный), динамику звучания (громкая, тихая), характер звуковедения (плавная, отрывистая музыка), акцент. Звукоусиливающую аппаратуру на уроках физкультуры не использовали. Трудно представить себе реализацию этой программы в практике, так как один учитель должен был совмещать и умение играть на фортепиано, и владение методикой преподавания глухим детям физкультуры и ритмики. Не вызывает сомнения, что использование музыки в таких условиях не могло в достаточной мере способствовать решению коррекционных задач, практически не способствовало эстетическому воспитанию учащихся. Таким образом, с 1960-х гг. (вплоть до введения музыкально-ритмических занятий в учебный план специальных школ) музыкальные средства в коррекционной работе с глухими детьми использовались недостаточно. Возможности музыки для развития учащихся были реализованы только в практике отдельных учителей-энтузиастов. В дошкольной сурдопедагогике использованию музыкальных средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми всегда придавалось важное значение. В 1900 г. выдающимися сурдопедагогами и учеными Ф.А. Pay и Н.А. Pay был открыт в Москве первый детский сад для глухих детей. Н.А. Pay, отмечая причины, побудившие к открытию такого детского сада, писала: «Когда мне пришлось увидеть глухих дошкольников, меня поразили их одинаковые лица. Все они были не по возрасту серьезны, тусклы. В их глазах не светилось того огонька жизнерадостности, который я привыкла видеть в детских глазах. Мне показалось, что этого «молчания в глазах» не должно быть даже у глухих детей...» (Н.А. Pay, 1947). Одной из организационных форм работы, содействующих преодолению этого «молчания в глазах», стали музыкальные занятия. Они рассматривались «как неотъемлемая часть воспитательной и речевой работы». Отмечалось, что «эти занятия воспитывают в глухонемом ребенке тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, координируют и корригируют движения, способствуют организованности детского коллектива, выработке навыков ориен-
тировки, внутренней собранности ребенка. Музыкальные нанятая помогают сурдопедагогу в развитии у детей дыхания, голоса, четкого произношения звуков, слоговых сочетаний; вырабатывают путем «пения» песенок и посредством речевых игр правильные слоговое и логическое ударения и ритмичность речи. Видами музыкальной работы являются «пение», т.е. протяжное и ритмичное произношение, пляска, игры и ритмизированные движения под музыку» (Н.А. Pay, 1947). Приведем пример занятия в младшей группе (из кн.: Pay Н.А. Дошкольное воспитание глухонемых. — М., 1947). Дети входят в зал под музыку. У рояля они садятся на стульчики. Педагог предлагает детям встать, подойти к роялю и положить ручки на деку рояля. Так дети «слушают». Затем детей отводят от рояля — они слушают на близком расстоянии и при этом смотрят на руки музыкального педагога. Дети сидят на стульчиках, лицом к музыкальному работнику: перед ними на таком же стульчике сидит групповод-педагог. Она под аккорды рояля громко тянет «а-о-у», затем произносит это отрывисто: а а а, опять тянет, причем делает жест рукой: «длительно», «коротко». Дети подражают. Педагог дает упражнения на сочетания: папапа-пааа, попопо-пооо, па па па; пааа, папа, паа. После этого дети опять подходят к роялю и «осязают» звук. Затем педагог дает им погремушки; когда музыка звучит, дети гремят ею, подняв погремушку вверх; когда нет музыки, опускают погремушку. Дети отбегают в конец зала и следят за движениями рук педагога: как только зазвучит музыка, они бегут к роялю, берут погремушки и гремят. Эта игра повторяется несколько раз с вариациями. Дети ждут или бегут в игре; они останавливаются или садятся на корточки при прекращении музыкального звучания. Важное значение в коррекционной работе с дошкольниками придавалось развитию остаточного слуха. В 50-е гг. в слухо-речевых ясельных группах и детских садах проводилась специальная работа по развитию у детей восприятия неречевых звучаний музыкальных игрушек, речи (без аппаратуры либо при использовании электроакустического прибора тонвариатора) (Е.Ф. Pay, 1950). На музыкальных занятиях широко использовались музыкально- двигательные упражнения. Е.Ф. Pay отмечала: «Развитие движения рук и ног, подвижные игры, физкультминутки, пляска и прочее особенно необходимы детям, оглохшим после мозговых заболеваний, у которых нарушены правиль-
ная координация движений и равновесие; благодаря специальным двигательным занятиям выправляются вялые, некоординированные движения этих детей. Кроме того, музыкальные занятия воспитывают у детей тактильно-ви- брационное чувство. Они научаются различать верхний и нижний регистры рояля, его звучание, паузы, перемену темпа, силу звука и разный ритм, что способствует улучшению качества речи. Основываясь на этих соображениях, систематически проводятся музыкально-двигательные упражнения и игры, принятые в детских яслях для слышащих детей, но несколько видоизмененные и приспособленные к детям с недостатком слуха. Например, дети под музыку делают движения руками: хлопают в ладоши (громко, тихо) соответственно звучанию инструмента; меняют положение по определенному музыкальному сигналу (дети сидят на стульчиках, а по сигналу-аккорду прячутся за спинки стульчиков). Кроме того, с детьми проводятся музыкально-двигательные игры, например, игра в паровоз. Дети на стульчиках «едут» и кричат «у-у-у», двигая ручками в такт; с переменой ритма музыки или по сигналу (аккорду) встают и гуляют по комнате; затем (по новому сигналу) опять садятся на стульчики и едут. Музыкально-двигательные занятия с детьми слухо-рече- вой группы служат вспомогательным средством, не только организующим моторику и слуховое внимание детей, но и воспитывающим у них эстетическое чувство и побуждающим их к проявлению активности» (Е.Ф. Pay, 1950). Интересный вопрос, возможно отражающий дискуссии в сурдопедагогике, ставит проф. Н.Г. Морозова в предисловии к книге Г.И. Яшунской «Музыкальное воспитание глухих дошкольников» (1977): «Не отвлекают ли занятия с музыкой педагогов от их основной задачи — обучить глухого ребенка разговорной речи; подготовить его к дальнейшему приобретению знаний и активному восприятию окружающей среды?» Отвечая на этот вопрос, Н.Г. Морозова подчеркивает важное значение использования музыки в коррекционной работе: «Общение с музыкой ускоряет разностороннее развитие детского организма: улучшает осанку, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, повышает жизнен-
ный тонус. Движения становятся свободными, ритмичными, красивыми. Глухой ребенок постоянно напряжен, всматривается в окружающую обстановку, в лица взрослых и детей... Слушая музыку и находясь в ритмическом движении, он переключает свое внимание, получая таким образом разрядку. Музыкальное воспитание благотворно сказывается на развитии голосового аппарата дошкольника. У детей усиливается внимание, воображение, слуховая и словесная память, появляется более свободная ориентировка в пространстве, способность создавать музыкально-двигательные образы... Музыка вовлекает их в коллективную игру, помогает непринужденному общению друг с другом». Разработанная Г.И. Яшунской методика обучения направлена на привитие ребенку устойчивого интереса к музыкальным занятиям, на формирование умений воспринимать и чувствовать музыку, создавать музыкально- двигательные образы с помощью педагога и воспитателя, добиваться пластичности, выразительности движений, ориентироваться в пространстве и согласованно двигаться с другими детьми. В связи с существенно ограниченными возможностями восприятия музыки на основе тактильно-вибрационной чувствительности Г.И. Яшунская делает вывод о необходимости создания специальной музыки для глухих, основной особенностью которой является аккордовое изложение как в правой, так и в левой руке, отсутствие legato, подчеркнутое акцентирование аккордов левой рукой на низких регистрах, исполнение левой рукой громче, чем правой. Специфично и использование пауз различной протяженности (короткие, длинные, очень длинные), которые побуждают глухого ребенка вслушиваться в му- аыку, ждать ее начала и окончания. При этом пианино должно быть расположено так, чтобы каждый ребенок мог подойти к нему, прислониться и всем телом почувствовать мибрацию. Оригинальный подход был разработан и к развитию речи глухих детей. Г.И. Яшунская и композитор В.В. Заполь- |'кий создали «Звуковую азбуку», в которой последовательно систематизированы упражнения, направленные на раз- питие голоса, речевого дыхания, просодической структуры I м'чи в процессе декламации под музыку различного речево-
го материала, доступного дошкольникам (отдельных слов, фраз, маленьких стихотворных текстов, а также слогов и слогосочетаний). Каждое упражнение имеет свою сюжетную основу, близкую интересам и доступную пониманию глухих дошкольников («Кукласпит», «Кот Мяу» и др.), что способствует развитию у детей заинтересованности и потребности в таком виде деятельности. Приведем примеры занятий в младшей и старшей группах специального детского сада для глухих детей. Конспекты занятий Примерный конспект занятия в младшей группе Задачи. Учить детей умению воспринимать музыку на основе зрительного и тактильно-вибрационного анализаторов. Выполнять движения, показанные воспитателем. Подготовка к занятию. Музыкальный руководитель предварительно разучивает весь музыкальный материал занятия со взрослыми (сурдопедагогом и воспитателем), определяет местоположение в зале каждого из них, отрабатывает материал речевых инструкций (через табличку, дактильно). В зале расставляются стулья полукругом, приготавливаются таблички со словами «Идите», «Встаньте», «Сядьте», «Слушайте», «Бегите», «Нет», «На», «Погремушки», «Песня», «Привет». Ход занятия Дети вместе с воспитателем и сурдопедагогом входят в зал и останавливаются у дверей. Музыкальный руководитель показывает табличку «Сядьте». Дети рассаживаются, взрослые помогают им. Сурдопедагог садится перед детьми, воспитатель продолжает стоять. Первое задание (индивидуальное). «Игра с погремушками». Музыкальный руководитель показывает детям табличку «Погремушки» и дает погрему Date: 2016-07-05; view: 1096; Нарушение авторских прав |