Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение восприятию музыки 3 page
Музыкальный материал для слушания включает произведения классической, современной и народной музыки. В младших классах дети слушают только небольшие пьесы или фрагменты из крупных музыкальных произведений (важно, чтобы эти фрагменты носили законченный характер). При выборе музыкального материала учитываются как общие требования, предъявляемые к репертуару для уроков музыки в общеобразовательной школе, так и специальные, связанные с особенностями развития нарушенной слуховой функции у глухих школьников. Каждое музыкальное произведение должно быть художественным, интересным для детей, педагогически целесообразным (направленным на решение обучающих задач). При выборе музыкального материала важно учитывать и то, что восприятие музыки у глухих школьников формируется при сопоставлении контрастных звучаний. Дети определяют сходство и различие выразительных средств, характера музыки на доступном музыкальном материале. Приведем несколько примеров. В первом классе при обучении различению марша и танца целесообразно использовать марш и вальс. Они имеют различные метрические структуры: четную (4/4) — марш и нечетную (3/4) — вальс, поэтому при определенной тренировке глухие первоклассники могут различать их на слух. Если как пример танца использовать польку (2/4), то учащимся будет сложнее ориентироваться в метрических отношениях, так как в обоих случаях представлена четная метрическая структура. При подборе музыкального материала для слушания маршей, танцев и песен разного характера следует иметь в виду, что первоклассники не могут узнавать на слух любые марши, танцы и песни. Им под силу выполнить задание только при условии ограниченного выбора — две-три пьесы. Кроме того, при различении пьес дети должны иметь возможность опереться на доступные им средства музыкальной выразительности. Например, сопоставляя «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Марш» С. Прокофьева и «Встречный марш» С. Чернецкого, первоклассники прежде всего услышат, что эти произведения в разном темпе и разного характера. Сопоставляя характер музыки и темповые отношения, они научатся узнавать эти марши. Во втором классе рекомендуется семь пьес из «Детского альбома» П. Чайковского. Учащиеся могут научиться различать «Вальс» и «Марш деревянных солдатиков» прежде всего по жанровым признакам; «Болезнь куклы» и «Новую куклу» — по настроению; «Старинную французскую песенку» и «Итальянскую песенку» — по песенному и танцевальному характеру; в «Песне жаворонка» дети услышат звуки высокого регистра (трели поющей птицы). Таким образом, каждая пьеса имеет определенную характеристику, доступную слуховому восприятию учащихся. В процессе обучения слушанию музыкальных пьес у школьников формируется слушательская культура: непрерывность внимания, умение дослушивать произведение до конца. Нередко, узнав музыку по первым тактам, дети сразу же стремятся ответить. Такую поспешность поощрять не следует. Иногда ученики невнимательно слушают музыку. В таких случаях следует предложить им послушать пьесы еще раз. Одобрение учителем внимательных учеников будет способствовать старанию остальных. Для развития у учащихся умений слушать музыку используются различные методические приемы. Учитель организует внимательное слушание музыки с помощью предварительных вопросов, например: «Послушайте и скажите, какая музыка», «Послушайте и скажите, какой темп музыки: быстрый или медленный», «Послушайте и скажите, какую пьесу я сыграла», «Послушайте и скажите, как называется музыка: марш, танец или песня?», «Слушайте внимательно и скажите: одинаковая музыка или разная?», «Почему ты так думаешь?», «Послушайте две пьесы: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Я думаю, вы сразу сами сможете сказать, как называется пьеса, которую вы слушали». При многократном слушании одних и тех же пьес необходимы вопросы и задания, активизирующие восприятие учащихся. Например, дети слушают «Песню жаворонка» П. Чайковского и говорят, что музыка легкая, быстрая. Учитель предлагает послушать произведение еще раз и определить, какие звучали звуки: низкие, средние или высокие, каким голосом поет жаворонок. При следующем прослушивании он предлагает определить, как поет птичка (одинаково или нет). Дети отвечают, что жаворонок поет то тихо, то громко, и моделируют руками динамические оттенки: громко — руки на колени, тихо — за спину. Учитель поясняет: птичка летает то ближе, то дальше. Необходимо воспитывать у школьников умение аргументировать свои ответы. Дети не должны угадывать. Например, при различении марша и танца (вальса) ученик первого класса говорит: «Это марш, потому что музыка бодрая, в умеренном темпе, громкая, удобно идти» или «Это танец, потому что музыка спокойная, плавная, негромкая, можно танцевать вальс». Важно побуждать детей к самостоятельному выбору решений. Этому способствует определенный психологиче-
ский настрой в классе, вселяющий в каждого ученика уверенность в том, гго при определенном старании он обязательно научится выполнять задание. Слово учителя является одним из важных методических; приемов работы. Оно должно быть эмоциональным, лаконичным, соответствующим уровню речевого развития учащихся. Под эмоциональностью следует понимать комментарий, раскрывающий прежде всего чувства и настроения, переданные в музыке. Например, при слушании пьес «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. Чайковского учитель передает соответствующие радостные и грустные чувства, тепло | и ласково рассказывает о колыбельной, весело и задорно — о русской пляске. Глухие дети эмоционально настраиваются на восприятие характера музыки, откликаясь прежде всего на эмоции, выражаемые учителем. Пояснения учителя должны быть предельно краткими, раскрывающими прежде всего музыкальный образ. Такой комментарий помогает глухому ученику настроиться на восприятие музыки. Например, знакомя школьников с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского, учитель говорит: «Идут не настоящие солдаты, а маленькие,! игрушечные (демонстрирует игрушечных солдатиков). Они ij идут легко, быстро, отрывисто (показывает игрушкой). Музыка легкая, быстрая, отрывистая. Послушайте». Комментарии учителя должны быть понятны глухим, детям. Новые слова, термины, характеризующие музыку, не растолковываются непосредственно перед слушанием. Они усваиваются учащимися в процессе обучения различ- j ным видам деятельности, связанным с музыкой. Например, j с первых занятий, на которых школьники учатся маршировать под музыку, им предлагают задание: «Музыка бодрая, веселая, идите бодро», и они отрабатывают именно такой характер ходьбы по подражанию учителю. В дальнейшем, когда учащиеся слушают, например, «Марш» С. Прокофье- j ва, они понимают пояснения учителя о том, что музыка бодрая. Пониманию учащимися словесного пояснения учителя j содействует также обыгрывание ситуаций с помощью игрушек или фигурок на фланелеграфе. Например, при работе над музыкальной сказкой «Теремок» учитель показывает, как в теремок идет медведь, и говорит: «Пришел медведь». Затем спрашивает: «Как идет медведь?» Ученики отвечают: «Медленно». Учитель подчеркивает движениями игрушки, что медведь идет тяжело, медленно, и говорит: «Медведь идет тяжело, медленно. Послушайте музыку медведя. Музыка тоже медленная, тяжелая, звуки низкие». Словесные пояснения учителя могут носить форму кратких рассказов, бесед, пояснений, постановки вопросов. Приведем пример краткого рассказа перед слушанием второклассниками пьесы Д. Кабалевского «Три подружки». Предварительно учитель заготавливает таблички с новыми для детей словами: Резвушка, Злюка, Плакса. — Композитор' и мальчик пошли гулять. Они встретили девочку (демонстрируется рисунок, на котором изображена Резвушка). Девочка веселая. Она резво прыгала, бегала. Мальчик назвал ее Резвушкой. Потом они встретили другую девочку (демонстрируется рисунок, на котором изображена Злюка). Девочка была злая. Игрушки детям не давала. Всех детей прогоняла: «Уходи, уходи!» Мальчик назвал ее Злюкой. Затем они встретили третью девочку (демонстрируется рисунок, на котором изображена Плакса). Девочка все время плакала: «А... а...» «Почему ты плачешь?» — спросил мальчик. «Не знаю», — сказала девочка. Мальчик назвал ее Плаксой. (По ходу рассказа иллюстрации прикрепляются на доску.) Дома мальчик нарисовал девочек, которых встретил (учитель указывает на картинки, прикрепленные к доске). Вам нравятся картинки? Покажите Резвушку, Злюку, Плаксу. (Дети, выполняя задание, читают таблички с этими словами и прикрепляют каждую из них над соответствующей картинкой.) Композитор сказал: «Я расскажу о девочках в музыке». Послушайте музыку. Вы сами сможете узнать, о какой девочке рассказал композитор. Школьники слушают и видят исполнение музыки учителем. Они самостоятельно узнают части пьесы Д. Кабалевского «Три подружки». Приведем пример беседы о музыке на материале темы «Танцы различного характера». Учитель. Сегодня мы будем слушать танцы. Какие танцы вы знаете? Дети. Русский танец. Учитель. Правильно. Русский танец вам знаком. (Кдоске прикрепляется иллюстрация, на которой изображены танцующие русскую плясовую). Послушайте музыку и скажите, какая музыка. После слушания русской народной песни «Заинька, попляши» диалог продолжается. Учитель. Какая музыка? 1 Дети знают, что композитор сочиняет музыку. 12-3506 Дети. Веселая, быстрая, считать на «два». Учитель. Какие еще танцы вы знаете? Дети называют танцы, которые они исполняли или видели в чьем-либо исполнении (польку, вальс, народные и современные танцы). Учитель, предвидя, какие танцы назовут ученики, предварительно готовит иллюстрации, таблички и музыкальное сопровождение. После каждого слушания обсуждается характер музыки, известные детям средства музыкальной выразительности (динамика, темп, метр, характер звуковедения). Затем учитель называет танцы, незнакомые детям, показывает иллюстрации к ним, исполняет музыку, демонстрирует танцевальные движения (звучат два-три танца: мазурка, полонез, танцы в современных ритмах). Словесные пояснения учителя опираются на наглядные музыкальные примеры, внимание учащихся следует привлекать к особенностям музыки. Приведем пример рассказа о симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Рассказ инсценируется с помощью фигурок или сопровождается показом иллюстраций. Музыкальные фрагменты органично вливаются в рассказ. При знакомстве с содержанием симфонической сказки используется следующее оборудование: портрет С. Прокофьева, иллюстрации к сказке, наглядные пособия «Симфонический оркестр», «Инструменты симфонического оркестра», таблички с новыми словами. Учитель рассказывает: Композитор Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк». (Показывает портрет композитора.) В сказке он рассказал о смелом мальчике Пете, о злом волке, о птичке, утке, кошке и охотниках. (Показывает иллюстрации.) Музыку исполняет симфонический оркестр. Музыку Пети исполняют две скрипки, альт и виолончель, музыку птички — флейта, утки — гобой, кошки — кларнет, дедушки — фагот, волка — валторны, охотников — литавры и большой барабан. Рассказ сопровождается показом инструментов на иллюстрациях и чтением детьми их названий по табличкам. Рано утром Петя пошел гулять. Ему было весело. (Иллюстрация 1.) Послушайте бодрую, веселую музыку Пети. Петя идет приплясывая и поет. Покажите, как идет Петя. Слушайте музыку. Музыка бодрая, веселая, похожая на марш, и на танец, и на песню. Вдруг он увидел птичку. (Иллюстрация 2.) Птичка была веселой. Она пропела: «Все вокруг спокойно и хорошо». Послушайте легкую, веселую музыку птички. Звуки высокие. Птичка поет легко, весело. Потом Петя увидел утку. (Иллюстрация 3.) Утка шла переваливаясь. Она была неповоротливая. Покажите, как ходит утка. Правильно: переваливается с боку на бок, идет неповоротливо. В музыке слышно, как она крякает. Послушайте. Вдруг Петя увидел, что по траве крадется кошка. (Иллюстрация 4.) Она захотела съесть птичку. Послушайте музыку кошки. Вы услышите, как мягко идет хитрая кошка. (Учитель демонстрирует походку кошки.) Музыка в низком регистре. Послушайте, как идет хитрая кошка. Петя крикнул птичке: «Спасайся!» Птичка быстро села на ветку — поэтому кошка ее не поймала. (Иллюстрация 5.) Вышел дедушка. (Иллюстрация 6.) Он сказал Пете: «Зачем ты пошел гулять? Вдруг придет волк?» Послушайте музыку дедушки. Он говорит не быстро, басом. Дедушка взял Петю за руку и повел домой. «В лес не ходи», — сказал дедушка и запер калитку. (Иллюстрация 7.) Вдруг из леса вышел огромный серый волк. (Иллюстрация 8.) Музыка звучит «страшно», слышно, как воет волк. Послушайте. Все испугались. Кошка быстро полезла на дерево. Утка стала убегать. Она старалась, бежала быстро. (Иллюстрация 9.) Но волк ее поймал и съел. Волкстал ходить поддеревом. На дереве сидели птичка и кошка. (Иллюстрация 10.) Это увидел Петя. (Иллюстрация 11.) Он не испугался. Петя взял веревку, залез на дерево. (Иллюстрация 12.) Петя сказал птичке: «Лети и кружись над волком. (Иллюстрация 13.) Осторожно, чтобы волк тебя не съел». Птичка полетела. (Иллюстрация 14.) Петя накинул петлю на хвост волка и привязал его кдереву. (Иллюстрация 15.) Из леса вышли охотники. Они шли и стреляли. (Иллюстрация 16.) Послушайте музыку охотников. Она похожа на марш. Охотники хотели убить волка. Петя сказал: «Не убивайте волка. Давайте отведем его в зоопарк». (Иллюстрация 17.) Слушайте музыку. Важным методическим приемом, способствующим развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, осознанию ее характера, является двигательное моделирование музыкального образа. При самостоятельном выборе и исполнении движений дети ориентируются на общее настроение музыки, ее темп, динамику, метр, ритм, характер звуковедения, звуковысотные соотношения. Например, они воспроизводят в разных движениях образы деревянных солдатиков и бодро идущих детей при слушании «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского и «Марша» С. Прокофьева. Учащиеся импровизируют движения при слушании пье- 12* сы Д. Кабалевского «Три подружки», передавая характер музыки. Они копируют повадки, походку, передают в дни» жениях характер животных при слушании фрагментов и(| музыкальных сказок. При обучении слушанию музыкальных произведений широко используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации (к сказке «Щелкунчик» Гофмана, «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина); рисунки (к пьесе Д. Кабалевского «Три подружки» изображения трех девочек — Резвушки, Злюки, Пли- ксы); иллюстрации из журналов (различные танцы, хоры, оркестры, изображения музыкальных театров); игрушки, бибабо, фланелеграф с картинками; репродукции; слайды, фотографии; учебные наглядные пособия («Инструменты симфони- ческого оркестра»). Использование иллюстративного материала помогае'| заинтересовать детей, настроить их на восприятие музыки определенного характера. Полезно использовать видеотехнику с записью музыкальных спектаклей (балетов, опер), концертов, кинофильмов и др. Это содействует более глубокому пониманию детьми ее держания музыкального спектакля, более эмоциональному восприятию ими музыки, прочувствованию атмосферы театра, концертного зала, ознакомлению учащихся с ведущими отечественными и зарубежными исполнителями. Обучение слушанию музыки, различению и узнаванию музыкальных пьес предполагает условия ограниченного выбора. Система работы состоит из нескольких этапов, каждый из которых включает число занятий, необходимых для прочного усвоения материала учащимися (Е.З. Яхнина, 1997). На первом этапе дети знакомятся с музыкальными пьесами, которые будут учиться узнавать. J|; Школьники видят их исполнение учителем, слушают пьесу (или фрагмент ее), словесно определяют характер музыки, доступные им средства выразительности. Целесообразно побуждать учащихся к самостоятельной характеристике услышанного. Этому способствует поста- новка учителем соответствующих вопросов типа: «Какая музыка: веселая, грустная или спокойная?», «Какой темп: быстрый, медленный или умеренный?» Если дети затрудняются самостоятельно рассказать о характере музыки, учитель использует таблички с соответствующей терминологией. На первом этапе обучения учитель использует методические приемы целенаправленного прослушивания музыки, ответы на вопросы, беседу, краткий рассказ, пояснение, двигательное моделирование музыкального образа, применяет иллюстрации. На втором этапе школьники не менее двух раз прослушивают каждую пьесу. Название пьесы им сообщает учитель: «Слушайте марш», «Слушайте танец». Слушая музыку, дети видят исполнение музыкального произведения учителем. После прослушивания они словесно определяют характер музыки и средства музыкальной выразительности. Таблички с названиями пьес и иллюстрации к ним учитель прикрепляет на доску. После ответов учащихся таблички с соответствующей терминологией, характеризующей музыку, также прикрепляются на доску. Затем школьники учатся самостоятельно узнавать музыкальные пьесы (примерная инструкция учителя: «Я не скажу, что буду играть: марш или танец. Узнайте сами»). Музыкальный материал предъявляется в последовательности, исключающей догадку, например: марш — танец — марш — марш — танец. (Такой прием сохраняется на всех этапах обучения.) При ответах дети не только называют пьесу, но обязательно определяют ее характер и средства выразительности. Например, прослушав марш, ученик говорит: «Это марш». Учитель спрашивает: «Почему ты так думаешь?» Ученик отвечает: «Потому что музыка бодрая, в умеренном темпе, громкая». На третьем этапе учащиеся сразу должны узнавать музыкальные пьесы, прослушанные на предыдущих занятиях. Дети видят исполнителя и клавиатуру. На этом этапе таблички не используются. После слушания музыки в исполнении учителя ребята словесно характеризуют услышанное. На четвертом и пятом этапах школьники учатся воспрщ нимать музыкальный материал предыдущих занятий тоЛяН ко на Слух. Музыку исполняет учитель. Обучение проводит-1 ся аналогично второму и третьему этапам. На шестом этапе ученики воспринимают эти же музщ кальные пьесы в грамзаписи. Дети неоднократно слушаю*] пьесы, а затем учатся самостоятельно их узнавать. На седьмом этапе ученики сразу определяют, какая звучит пьеса (без предварительного ее прослушивания). В процессе обучения дети также учатся самостоятельна определять жанр и характер во впервые услышанной пьеОМ Например, первоклассники научились узнавать и<и| полняемые учителем или в грамзаписи «Марш» С. Про'| кофьева, «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чай' ковского и народную песню «Перепелочка» как пример»»! марша, танца и песни, а также узнавать марши, танпШ и песни разного характера. Они упражняются в самосто«'| тельном определении жанра при слушании новых пьес, В этих пьесах должны быть ярко выражены жанровые при! знаки. Учитель исполняет вальсы, марши, песни, а де'Щ сразу называют жанр этой музыки: марш, танец или песня! Сначала школьники упражняются в самостоятельном ом ределении жанра в условиях, когда они видят исполнен им учителем музыкальной пьесы, затем определяют жанр мш слух, после этого — в грамзаписи. Музыкальный материал не повторяется: чем больше дети прослушают пьес, тем) j прочнее у них закрепится умение определять жанр усльИ шанной музыки. Вот примерный музыкальный материал!| «Полька» Д. Кабалевского, «Полька» С. Рахманинова,-! «Вальс» Д. Кабалевского, «Вальс» из балета «Золушка* j С. Прокофьева, «Вальс» Шуберта, русская народная плясО™ вая песня «Камаринская», «Марш» JI. Бетховена, «Марш» Д. Кабалевского, «Пусть всегда будет солнце» А. Островско- У го, «Наш край» Д. Кабалевского, «Катюша» М. Блантера. Аналогично второклассники упражняются в само- j стоятельном определении характера прослушанной пьесы, Сначала они учатся узнавать пьесы разного характера в ус - ловиях ограниченного выбора: две части пьесы JI. Бетховена «Веселая. Грустная», три части пьесы Д. Кабалевского «Три подружки», пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского при выборе из семи. Обучение включает описанные выпи семь этапов. Затем дети учатся воспринимать характер |> новой музыкальной пьесе, исполняемой учителем и в грамзаписи. Приведем примерный музыкальный материал: фрагменты пьес из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Камаринская» М. Глинки, «Весенние воды» С. Рахманинова, «Жаворонок» М. Глинки, «Скворцы прилетели» И. Дунаевского, пьесы из «Альбома для юношества» Р. Шумана. В третьем классе дети знакомятся с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и волк», балетом и оперой на сказочный сюжет. Они слушают музыку в грамзаписи. Поэтому обучение включает только первый, шестой и седьмой этапы работы. Приведем фрагменты занятий (слушание музыки) по теме «Марш—танец—песня — основные музыкальные жанры» (1 класс). Напомним, что на музыкально-ритмическом занятии эта работа занимает не более 10 мин. Занятие 1 Учащиеся слушают фрагмент из «Марша» С. Прокофьева. Затем учитель спрашивает: «Что я играла?» Школьники отвечают: «Марш». Учитель говорит: «Правильно, это марш, потому что удобно идти. Я еще раз сыграю марш, а вы красиво, бодро идите на месте». Ученики выполняют задание. Затем дети слушают фрагменты танца («Вальс из балета «Спящая красавица» П. Чайковского). Учитель спрашивает: «Что я играла?» Учащиеся отвечают: «Танец» (вариант ответа: «Вальс»). Учитель подтверждает: «Правильно, это танец. Танец называется «Вальс». Я сыграю иальс, а вы танцуйте. Придумайте движения сами». Школьники выполняют задание. Учитель одобряет детей: «Молодцы. Мне понравилось, как танцевали Наташа, Оля, Игорь. Они танцевали красиво, плавно, в умеренном темпе, потому что музыка спокойная, плавная, в умеренном темпе. Я еще раз сыграю марш. Послушайте и скажите, какая музыка: бодрая, спокойная или грустная; какой темп: быстрый, медленный или умеренный; музыка громкая, тихая или негромкая». После слушания учащиеся отвечают на вопросы. Учитель одобряет правильные ответы и прикрепляет на доску картинку, на которой изображены весело идущие дети, таблички с названием жанра (например, марш) и характеристикой музыки. Аналогично дети характеризуют музыку танца (вальса). Занятие 2 Дети неоднократно слушают фрагменты из «Марша» С. Прокофьева и «Вальса» П. Чайковского (видят клавиатуру и исполнителя). Перед каждым слушанием учитель сообщает, что школьники будут слушать (марш или вальс). После прослушивания фрагментов ученики определяют характер музыки и музыкальные средства выразительности. Затем учитель исполняет музыкальные фрагменты в последовательности, исключающей догадку, например: марш — вальс — марш — марш. Отвечая на вопрос: «Это марш или вальс?», дети аргументируют ответ, называя характер музыки и музыкальные средства выразительности. Занятие 3 Школьники закрепляют умения, сформированные на втором занятии. Они один-два раза слушают те же фрагменты из пьес, что и на предыдущем занятии. Перед слушанием учитель сообщает, какую пьесу он будет исполнять. После того как дети вспомнили музыку, учитель предъявляет музыкальные фрагменты в последовательности, исключающей догадку. Ученики слушают музыку, сидя лицом к пианино. После слушания они называют пьесу. Занятие 4 Узнавание фрагментов из марша и вальса. Учащиеся слышат и видят исполнение музыкальных фрагментов учителем, который сразу предлагает: «Слушайте музыку. Скажите, что я играла: марш или вальс?» Дети слушают и отвечают на вопрос, называя жанр, характер музыки и известные им средства выразительности. Каждую пьесу дети слушают не менее трех раз. Пьесы предъявляются в последовательности, исключающей догадку. (Так же следует исполнять музыкальные фрагменты и на всех следующих занятиях.)
|