Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение восприятию музыки 3 page






Класс Чет- Содержание работы
  верть  
    Слушание музыкальных фрагментов из сказки с му­
    зыкальным сопровождением (например, «Тере­
    мок») и узнавание их (выбор из трех-четырех).
    Определение в музыкальных пьесах характера и
    доступных средств музыкальной выразительности
    (динамики, темпа, метра, характера звуковедения:
    отрывистая, плавная музыка)
  IV Самостоятельное определение жанра в новой му­
    зыкальной пьесе. Знакомство с маршем-танцем,
    маршем-песней, танцем-песней. Определение в
    музыкальных пьесах характера и доступных
    средств музыкальной выразительности (динамики,
    темпа, метра, характера звуковедения)
    Различение частей в музыкальной пьесе «Веселая.
    Грустная» Л. Бетховена, «Три подружки» Д. Каба­
    левского
    Определение характера музыки (грустная, веселая,
    резкая и т.д.) и доступных средств музыкальной вы­
    разительности
  II Слушание и узнавание на слух фрагментов из му­
    зыкальной сказки (выбор из четырех-пяти) (напри­
    мер, «Кошкин дом» В. Золотарева). Определение
>s о   характера и доступных средств музыкальной выра­
О. О   зительности
1- m III Узнавание музыкальных пьес из «Детского альбо­
    ма» П. Чайковского (выбор из двух):
    — «Вальс» и «Марш деревянных солдатиков»,
    — «Болезнь куклы» и «Новая кукла»,
    — «Старинная французская песенка» и «Итальян­
    ская песенка»,
    — перечисленные пьесы и «Песня жаворонка» при
    выборе из семи.
    Определение характера музыки и доступных
    средств музыкальной выразительности
  IV Определение характера во впервые прослушанной
    небольшой музыкальной пьесе
    Знакомство с кратким содержанием симфониче­
>s s   ской сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Знаком­
1- Ф   ство с составом симфонического оркестра. Разли­
£   чение музыкальных тем:
    — Пети и волка,


Класс Чет­верть Содержание работы
    — дедушки и кошки,
    — Пети и кошки,
    — дедушки и волка
  II Продолжение работы над симфонической сказкой «Петя и волк» Различение музыкальных тем: Пети, дедушки, волка и кошки (выбор из четы­рех), утки и птички, Пети, дедушки, волка, кошки, птички, утки (вы­бор из шести).
т   Определение характера музыки и средств музы­
    кальной выразительности, включая тембровые от­
    ношения
  III Знакомство с кратким содержанием оперы на ска­зочный сюжет («Сказка о царе Салтане» Н. Римско- го-Корсакова). Знакомство с некоторыми певче­скими голосами. Узнавание музыкальных фрагмен­тов (выбор из трех—шести). Определение характе­ра и средств музыкальной выразительности, вклю­чая тембровые отношения
  IV Знакомство с кратким содержанием балета на ска­зочный сюжет «Щелкунчик» П. Чайковского. Узна­вание музыкальных фрагментов (выбор из трех— шести). Определение характера музыки и средств музыкальной выразительности, включая тембровые отношения

Музыкальный материал для слушания включает произве­дения классической, современной и народной музыки. В младших классах дети слушают только небольшие пьесы или фрагменты из крупных музыкальных произведений (важно, чтобы эти фрагменты носили законченный характер).

При выборе музыкального материала учитываются как общие требования, предъявляемые к репертуару для уроков музыки в общеобразовательной школе, так и специальные, связанные с особенностями развития нарушенной слуховой функции у глухих школьников.

Каждое музыкальное произведение должно быть худо­жественным, интересным для детей, педагогически целесо­образным (направленным на решение обучающих задач).


При выборе музыкального материала важно учитывать и то, что восприятие музыки у глухих школьников форми­руется при сопоставлении контрастных звучаний. Дети оп­ределяют сходство и различие выразительных средств, ха­рактера музыки на доступном музыкальном материале.

Приведем несколько примеров.

В первом классе при обучении различению марша и тан­ца целесообразно использовать марш и вальс. Они имеют различные метрические структуры: четную (4/4) — марш и нечетную (3/4) — вальс, поэтому при определенной тре­нировке глухие первоклассники могут различать их на слух. Если как пример танца использовать польку (2/4), то учащимся будет сложнее ориентироваться в метрических отношениях, так как в обоих случаях представлена четная метрическая структура.

При подборе музыкального материала для слушания мар­шей, танцев и песен разного характера следует иметь в виду, что первоклассники не могут узнавать на слух любые марши, танцы и песни. Им под силу выполнить задание только при условии ограниченного выбора — две-три пьесы. Кроме того, при различении пьес дети должны иметь возможность опе­реться на доступные им средства музыкальной выразитель­ности. Например, сопоставляя «Марш деревянных солдати­ков» П. Чайковского, «Марш» С. Прокофьева и «Встречный марш» С. Чернецкого, первоклассники прежде всего услы­шат, что эти произведения в разном темпе и разного характе­ра. Сопоставляя характер музыки и темповые отношения, они научатся узнавать эти марши.

Во втором классе рекомендуется семь пьес из «Детского альбома» П. Чайковского. Учащиеся могут научиться раз­личать «Вальс» и «Марш деревянных солдатиков» прежде всего по жанровым признакам; «Болезнь куклы» и «Новую куклу» — по настроению; «Старинную французскую песен­ку» и «Итальянскую песенку» — по песенному и танцеваль­ному характеру; в «Песне жаворонка» дети услышат звуки высокого регистра (трели поющей птицы). Таким образом, каждая пьеса имеет определенную характеристику, доступ­ную слуховому восприятию учащихся.

В процессе обучения слушанию музыкальных пьес у школьников формируется слушательская культура: не­прерывность внимания, умение дослушивать произведение


до конца. Нередко, узнав музыку по первым тактам, дети сразу же стремятся ответить. Такую поспешность поощрять не следует.

Иногда ученики невнимательно слушают музыку. В та­ких случаях следует предложить им послушать пьесы еще раз. Одобрение учителем внимательных учеников будет способствовать старанию остальных.

Для развития у учащихся умений слушать музыку ис­пользуются различные методические приемы. Учитель организует внимательное слушание музыки с помощью предварительных вопросов, например: «Послушайте и скажите, какая музыка», «Послушайте и скажите, ка­кой темп музыки: быстрый или медленный», «Послушайте и скажите, какую пьесу я сыграла», «Послушайте и ска­жите, как называется музыка: марш, танец или песня?», «Слушайте внимательно и скажите: одинаковая музыка или разная?», «Почему ты так думаешь?», «Послушайте две пьесы: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Я думаю, вы сразу сами сможете сказать, как называется пьеса, кото­рую вы слушали».

При многократном слушании одних и тех же пьес необ­ходимы вопросы и задания, активизирующие восприятие учащихся. Например, дети слушают «Песню жаворонка» П. Чайковского и говорят, что музыка легкая, быстрая. Учитель предлагает послушать произведение еще раз и оп­ределить, какие звучали звуки: низкие, средние или высо­кие, каким голосом поет жаворонок. При следующем про­слушивании он предлагает определить, как поет птичка (одинаково или нет). Дети отвечают, что жаворонок поет то тихо, то громко, и моделируют руками динамические оттен­ки: громко — руки на колени, тихо — за спину. Учитель по­ясняет: птичка летает то ближе, то дальше.

Необходимо воспитывать у школьников умение аргумен­тировать свои ответы. Дети не должны угадывать. Напри­мер, при различении марша и танца (вальса) ученик перво­го класса говорит: «Это марш, потому что музыка бодрая, в умеренном темпе, громкая, удобно идти» или «Это танец, потому что музыка спокойная, плавная, негромкая, можно танцевать вальс».

Важно побуждать детей к самостоятельному выбору ре­шений. Этому способствует определенный психологиче-


 

ский настрой в классе, вселяющий в каждого ученика уве­ренность в том, гго при определенном старании он обяза­тельно научится выполнять задание.

Слово учителя является одним из важных методических; приемов работы. Оно должно быть эмоциональным, лако­ничным, соответствующим уровню речевого развития уча­щихся. Под эмоциональностью следует понимать коммента­рий, раскрывающий прежде всего чувства и настроения, пе­реданные в музыке. Например, при слушании пьес «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. Чайковского учитель переда­ет соответствующие радостные и грустные чувства, тепло | и ласково рассказывает о колыбельной, весело и задорно — о русской пляске. Глухие дети эмоционально настраивают­ся на восприятие характера музыки, откликаясь прежде всего на эмоции, выражаемые учителем.

Пояснения учителя должны быть предельно краткими, раскрывающими прежде всего музыкальный образ. Такой комментарий помогает глухому ученику настроиться на восприятие музыки. Например, знакомя школьников с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского, учи­тель говорит: «Идут не настоящие солдаты, а маленькие,! игрушечные (демонстрирует игрушечных солдатиков). Они ij идут легко, быстро, отрывисто (показывает игрушкой). Му­зыка легкая, быстрая, отрывистая. Послушайте».

Комментарии учителя должны быть понятны глухим, детям. Новые слова, термины, характеризующие музыку, не растолковываются непосредственно перед слушанием. Они усваиваются учащимися в процессе обучения различ- j ным видам деятельности, связанным с музыкой. Например, j с первых занятий, на которых школьники учатся марширо­вать под музыку, им предлагают задание: «Музыка бодрая, веселая, идите бодро», и они отрабатывают именно такой характер ходьбы по подражанию учителю. В дальнейшем, когда учащиеся слушают, например, «Марш» С. Прокофье- j ва, они понимают пояснения учителя о том, что музыка бод­рая. Пониманию учащимися словесного пояснения учителя j содействует также обыгрывание ситуаций с помощью игру­шек или фигурок на фланелеграфе. Например, при работе над музыкальной сказкой «Теремок» учитель показывает, как в теремок идет медведь, и говорит: «Пришел медведь». Затем спрашивает: «Как идет медведь?» Ученики отвечают:


«Медленно». Учитель подчеркивает движениями игрушки, что медведь идет тяжело, медленно, и говорит: «Медведь идет тяжело, медленно. Послушайте музыку медведя. Му­зыка тоже медленная, тяжелая, звуки низкие».

Словесные пояснения учителя могут носить форму крат­ких рассказов, бесед, пояснений, постановки вопросов.

Приведем пример краткого рассказа перед слушанием второклассниками пьесы Д. Кабалевского «Три подруж­ки». Предварительно учитель заготавливает таблички с но­выми для детей словами: Резвушка, Злюка, Плакса.

— Композитор' и мальчик пошли гулять. Они встретили девочку (де­монстрируется рисунок, на котором изображена Резвушка). Девочка ве­селая. Она резво прыгала, бегала. Мальчик назвал ее Резвушкой. Потом они встретили другую девочку (демонстрируется рисунок, на котором изображена Злюка). Девочка была злая. Игрушки детям не давала. Всех детей прогоняла: «Уходи, уходи!» Мальчик назвал ее Злюкой. Затем они встретили третью девочку (демонстрируется рисунок, на котором изо­бражена Плакса). Девочка все время плакала: «А... а...» «Почему ты пла­чешь?» — спросил мальчик. «Не знаю», — сказала девочка. Мальчик на­звал ее Плаксой. (По ходу рассказа иллюстрации прикрепляются на дос­ку.) Дома мальчик нарисовал девочек, которых встретил (учитель указы­вает на картинки, прикрепленные к доске). Вам нравятся картинки? По­кажите Резвушку, Злюку, Плаксу. (Дети, выполняя задание, читают таб­лички с этими словами и прикрепляют каждую из них над соответствую­щей картинкой.) Композитор сказал: «Я расскажу о девочках в музыке». Послушайте музыку. Вы сами сможете узнать, о какой девочке рассказал композитор.

Школьники слушают и видят исполнение музыки учителем. Они само­стоятельно узнают части пьесы Д. Кабалевского «Три подружки».

Приведем пример беседы о музыке на материале темы «Танцы различного характера».

Учитель. Сегодня мы будем слушать танцы. Какие танцы вы знаете?

Дети. Русский танец.

Учитель. Правильно. Русский танец вам знаком. (Кдоске прикре­пляется иллюстрация, на которой изображены танцующие русскую пля­совую). Послушайте музыку и скажите, какая музыка.

После слушания русской народной песни «Заинька, попляши» диалог продолжается.

Учитель. Какая музыка?

1 Дети знают, что композитор сочиняет музыку. 12-3506


Дети. Веселая, быстрая, считать на «два».

Учитель. Какие еще танцы вы знаете?

Дети называют танцы, которые они исполняли или видели в чьем-ли­бо исполнении (польку, вальс, народные и современные танцы). Учитель, предвидя, какие танцы назовут ученики, предварительно готовит иллю­страции, таблички и музыкальное сопровождение. После каждого слуша­ния обсуждается характер музыки, известные детям средства музыкаль­ной выразительности (динамика, темп, метр, характер звуковедения).

Затем учитель называет танцы, незнакомые детям, показывает иллюстрации к ним, исполняет музыку, демонстрирует танцевальные движения (звучат два-три танца: мазурка, полонез, танцы в современ­ных ритмах).

Словесные пояснения учителя опираются на наглядные музыкальные примеры, внимание учащихся следует при­влекать к особенностям музыки.

Приведем пример рассказа о симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

Рассказ инсценируется с помощью фигурок или сопрово­ждается показом иллюстраций. Музыкальные фрагменты органично вливаются в рассказ.

При знакомстве с содержанием симфонической сказки используется следующее оборудование: портрет С. Про­кофьева, иллюстрации к сказке, наглядные пособия «Сим­фонический оркестр», «Инструменты симфонического оркестра», таблички с новыми словами.

Учитель рассказывает:

Композитор Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк». (Показывает портрет композитора.)

В сказке он рассказал о смелом мальчике Пете, о злом волке, о птич­ке, утке, кошке и охотниках. (Показывает иллюстрации.)

Музыку исполняет симфонический оркестр.

Музыку Пети исполняют две скрипки, альт и виолончель, музыку птич­ки — флейта, утки — гобой, кошки — кларнет, дедушки — фагот, волка — валторны, охотников — литавры и большой барабан.

Рассказ сопровождается показом инструментов на иллюстрациях и чтением детьми их названий по табличкам.

Рано утром Петя пошел гулять. Ему было весело. (Иллюстрация 1.) Послушайте бодрую, веселую музыку Пети. Петя идет приплясывая и по­ет. Покажите, как идет Петя. Слушайте музыку. Музыка бодрая, веселая, похожая на марш, и на танец, и на песню.


Вдруг он увидел птичку. (Иллюстрация 2.) Птичка была веселой. Она пропела: «Все вокруг спокойно и хорошо». Послушайте легкую, веселую музыку птички. Звуки высокие. Птичка поет легко, весело.

Потом Петя увидел утку. (Иллюстрация 3.) Утка шла переваливаясь. Она была неповоротливая. Покажите, как ходит утка. Правильно: перева­ливается с боку на бок, идет неповоротливо. В музыке слышно, как она крякает. Послушайте.

Вдруг Петя увидел, что по траве крадется кошка. (Иллюстрация 4.) Она захотела съесть птичку. Послушайте музыку кошки. Вы услышите, как мягко идет хитрая кошка. (Учитель демонстрирует походку кошки.) Музыка в низком регистре. Послушайте, как идет хитрая кошка.

Петя крикнул птичке: «Спасайся!» Птичка быстро села на ветку — поэ­тому кошка ее не поймала. (Иллюстрация 5.)

Вышел дедушка. (Иллюстрация 6.) Он сказал Пете: «Зачем ты пошел гулять? Вдруг придет волк?» Послушайте музыку дедушки. Он говорит не быстро, басом.

Дедушка взял Петю за руку и повел домой. «В лес не ходи», — сказал дедушка и запер калитку. (Иллюстрация 7.)

Вдруг из леса вышел огромный серый волк. (Иллюстрация 8.) Музыка звучит «страшно», слышно, как воет волк. Послушайте. Все испугались. Кошка быстро полезла на дерево. Утка стала убегать. Она старалась, бе­жала быстро. (Иллюстрация 9.) Но волк ее поймал и съел.

Волкстал ходить поддеревом. На дереве сидели птичка и кошка. (Ил­люстрация 10.)

Это увидел Петя. (Иллюстрация 11.) Он не испугался. Петя взял веревку, залез на дерево. (Иллюстрация 12.) Петя сказал птичке: «Лети и кружись над волком. (Иллюстрация 13.) Осторожно, чтобы волк тебя не съел».

Птичка полетела. (Иллюстрация 14.) Петя накинул петлю на хвост вол­ка и привязал его кдереву. (Иллюстрация 15.)

Из леса вышли охотники. Они шли и стреляли. (Иллюстрация 16.) Послушайте музыку охотников. Она похожа на марш.

Охотники хотели убить волка. Петя сказал: «Не убивайте волка. Да­вайте отведем его в зоопарк». (Иллюстрация 17.) Слушайте музыку.

Важным методическим приемом, способствующим раз­витию эмоциональной отзывчивости на музыку, осознанию ее характера, является двигательное моделирование музы­кального образа. При самостоятельном выборе и испол­нении движений дети ориентируются на общее настроение музыки, ее темп, динамику, метр, ритм, характер звукове­дения, звуковысотные соотношения. Например, они воспро­изводят в разных движениях образы деревянных солдатиков и бодро идущих детей при слушании «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского и «Марша» С. Прокофьева. Учащиеся импровизируют движения при слушании пье-

12*


сы Д. Кабалевского «Три подружки», передавая характер музыки. Они копируют повадки, походку, передают в дни» жениях характер животных при слушании фрагментов и(| музыкальных сказок.

При обучении слушанию музыкальных произведений широко используется иллюстративный материал:

книжные иллюстрации (к сказке «Щелкунчик» Гоф­мана, «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина);

рисунки (к пьесе Д. Кабалевского «Три подружки» изображения трех девочек — Резвушки, Злюки, Пли- ксы);

иллюстрации из журналов (различные танцы, хоры, оркестры, изображения музыкальных театров);

игрушки, бибабо, фланелеграф с картинками;

репродукции;

слайды, фотографии;

учебные наглядные пособия («Инструменты симфони- ческого оркестра»).

Использование иллюстративного материала помогае'| заинтересовать детей, настроить их на восприятие музыки определенного характера.

Полезно использовать видеотехнику с записью музыкаль­ных спектаклей (балетов, опер), концертов, кинофильмов и др. Это содействует более глубокому пониманию детьми ее держания музыкального спектакля, более эмоциональному восприятию ими музыки, прочувствованию атмосферы теат­ра, концертного зала, ознакомлению учащихся с ведущими отечественными и зарубежными исполнителями.

Обучение слушанию музыки, различению и узнаванию музыкальных пьес предполагает условия ограниченного выбора. Система работы состоит из нескольких этапов, ка­ждый из которых включает число занятий, необходимых для прочного усвоения материала учащимися (Е.З. Яхни­на, 1997).

На первом этапе дети знакомятся с музыкальными пье­сами, которые будут учиться узнавать. J|;

Школьники видят их исполнение учителем, слушают пьесу (или фрагмент ее), словесно определяют характер му­зыки, доступные им средства выразительности.

Целесообразно побуждать учащихся к самостоятельной характеристике услышанного. Этому способствует поста-


новка учителем соответствующих вопросов типа: «Какая музыка: веселая, грустная или спокойная?», «Какой темп: быстрый, медленный или умеренный?» Если дети затруд­няются самостоятельно рассказать о характере музыки, учитель использует таблички с соответствующей термино­логией.

На первом этапе обучения учитель использует методиче­ские приемы целенаправленного прослушивания музыки, ответы на вопросы, беседу, краткий рассказ, пояснение, двигательное моделирование музыкального образа, приме­няет иллюстрации.

На втором этапе школьники не менее двух раз прослу­шивают каждую пьесу. Название пьесы им сообщает учитель: «Слушайте марш», «Слушайте танец». Слушая музыку, дети видят исполнение музыкального произве­дения учителем. После прослушивания они словесно опре­деляют характер музыки и средства музыкальной вырази­тельности.

Таблички с названиями пьес и иллюстрации к ним учи­тель прикрепляет на доску. После ответов учащихся таб­лички с соответствующей терминологией, характеризую­щей музыку, также прикрепляются на доску.

Затем школьники учатся самостоятельно узнавать музы­кальные пьесы (примерная инструкция учителя: «Я не ска­жу, что буду играть: марш или танец. Узнайте сами»). Музыкальный материал предъявляется в последовательно­сти, исключающей догадку, например: марш — танец — марш — марш — танец. (Такой прием сохраняется на всех этапах обучения.)

При ответах дети не только называют пьесу, но обяза­тельно определяют ее характер и средства выразительно­сти. Например, прослушав марш, ученик говорит: «Это марш». Учитель спрашивает: «Почему ты так думаешь?» Ученик отвечает: «Потому что музыка бодрая, в умеренном темпе, громкая».

На третьем этапе учащиеся сразу должны узнавать му­зыкальные пьесы, прослушанные на предыдущих заняти­ях. Дети видят исполнителя и клавиатуру. На этом этапе таблички не используются.

После слушания музыки в исполнении учителя ребята словесно характеризуют услышанное.


На четвертом и пятом этапах школьники учатся воспрщ нимать музыкальный материал предыдущих занятий тоЛяН ко на Слух. Музыку исполняет учитель. Обучение проводит-1 ся аналогично второму и третьему этапам.

На шестом этапе ученики воспринимают эти же музщ кальные пьесы в грамзаписи. Дети неоднократно слушаю*] пьесы, а затем учатся самостоятельно их узнавать.

На седьмом этапе ученики сразу определяют, какая зву­чит пьеса (без предварительного ее прослушивания).

В процессе обучения дети также учатся самостоятельна определять жанр и характер во впервые услышанной пьеОМ Например, первоклассники научились узнавать и<и| полняемые учителем или в грамзаписи «Марш» С. Про'| кофьева, «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чай' ковского и народную песню «Перепелочка» как пример»»! марша, танца и песни, а также узнавать марши, танпШ и песни разного характера. Они упражняются в самосто«'| тельном определении жанра при слушании новых пьес, В этих пьесах должны быть ярко выражены жанровые при! знаки. Учитель исполняет вальсы, марши, песни, а де'Щ сразу называют жанр этой музыки: марш, танец или песня!

Сначала школьники упражняются в самостоятельном ом ределении жанра в условиях, когда они видят исполнен им учителем музыкальной пьесы, затем определяют жанр мш слух, после этого — в грамзаписи. Музыкальный материал не повторяется: чем больше дети прослушают пьес, тем) j прочнее у них закрепится умение определять жанр усльИ шанной музыки. Вот примерный музыкальный материал!| «Полька» Д. Кабалевского, «Полька» С. Рахманинова,-! «Вальс» Д. Кабалевского, «Вальс» из балета «Золушка* j С. Прокофьева, «Вальс» Шуберта, русская народная плясО™ вая песня «Камаринская», «Марш» JI. Бетховена, «Марш» Д. Кабалевского, «Пусть всегда будет солнце» А. Островско- У го, «Наш край» Д. Кабалевского, «Катюша» М. Блантера.

Аналогично второклассники упражняются в само- j стоятельном определении характера прослушанной пьесы, Сначала они учатся узнавать пьесы разного характера в ус - ловиях ограниченного выбора: две части пьесы JI. Бетховена «Веселая. Грустная», три части пьесы Д. Кабалевского «Три подружки», пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского при выборе из семи. Обучение включает описанные выпи


семь этапов. Затем дети учатся воспринимать характер |> новой музыкальной пьесе, исполняемой учителем и в грамзаписи. Приведем примерный музыкальный материал: фрагменты пьес из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Камаринская» М. Глинки, «Весенние воды» С. Рахманино­ва, «Жаворонок» М. Глинки, «Скворцы прилетели» И. Ду­наевского, пьесы из «Альбома для юношества» Р. Шумана.

В третьем классе дети знакомятся с симфониче­ской сказкой С. Прокофьева «Петя и волк», балетом и опе­рой на сказочный сюжет. Они слушают музыку в грамзапи­си. Поэтому обучение включает только первый, шестой и седьмой этапы работы.

Приведем фрагменты занятий (слушание музыки) по те­ме «Марш—танец—песня — основные музыкальные жан­ры» (1 класс). Напомним, что на музыкально-ритмическом занятии эта работа занимает не более 10 мин.

Занятие 1

Учащиеся слушают фрагмент из «Марша» С. Прокофьева. Затем учи­тель спрашивает: «Что я играла?»

Школьники отвечают: «Марш». Учитель говорит: «Правильно, это марш, потому что удобно идти. Я еще раз сыграю марш, а вы красиво, бодро идите на месте». Ученики выполняют задание.

Затем дети слушают фрагменты танца («Вальс из балета «Спящая красавица» П. Чайковского). Учитель спрашивает: «Что я играла?» Уча­щиеся отвечают: «Танец» (вариант ответа: «Вальс»). Учитель подтвер­ждает: «Правильно, это танец. Танец называется «Вальс». Я сыграю иальс, а вы танцуйте. Придумайте движения сами». Школьники выполня­ют задание. Учитель одобряет детей: «Молодцы. Мне понравилось, как танцевали Наташа, Оля, Игорь. Они танцевали красиво, плавно, в уме­ренном темпе, потому что музыка спокойная, плавная, в умеренном тем­пе. Я еще раз сыграю марш. Послушайте и скажите, какая музыка: бод­рая, спокойная или грустная; какой темп: быстрый, медленный или уме­ренный; музыка громкая, тихая или негромкая».

После слушания учащиеся отвечают на вопросы. Учитель одобряет правильные ответы и прикрепляет на доску картинку, на которой изобра­жены весело идущие дети, таблички с названием жанра (например, марш) и характеристикой музыки. Аналогично дети характеризуют музы­ку танца (вальса).

Занятие 2

Дети неоднократно слушают фрагменты из «Марша» С. Прокофьева и «Вальса» П. Чайковского (видят клавиатуру и исполнителя). Перед каж­дым слушанием учитель сообщает, что школьники будут слушать (марш


или вальс). После прослушивания фрагментов ученики определяют ха­рактер музыки и музыкальные средства выразительности.

Затем учитель исполняет музыкальные фрагменты в последова­тельности, исключающей догадку, например: марш — вальс — марш — марш. Отвечая на вопрос: «Это марш или вальс?», дети аргументируют ответ, называя характер музыки и музыкальные средства выразитель­ности.

Занятие 3

Школьники закрепляют умения, сформированные на втором занятии. Они один-два раза слушают те же фрагменты из пьес, что и на предыду­щем занятии. Перед слушанием учитель сообщает, какую пьесу он будет исполнять. После того как дети вспомнили музыку, учитель предъявляет музыкальные фрагменты в последовательности, исключающей догадку. Ученики слушают музыку, сидя лицом к пианино. После слушания они на­зывают пьесу.

Занятие 4

Узнавание фрагментов из марша и вальса. Учащиеся слышат и видят исполнение музыкальных фрагментов учителем, который сразу предла­гает: «Слушайте музыку. Скажите, что я играла: марш или вальс?»

Дети слушают и отвечают на вопрос, называя жанр, характер музыки и известные им средства выразительности. Каждую пьесу дети слушают не менее трех раз. Пьесы предъявляются в последовательности, исклю­чающей догадку. (Так же следует исполнять музыкальные фрагменты и на всех следующих занятиях.)

Date: 2016-07-05; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию