Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трансформирующее значение сдвигов.
В вышеупомянутых сдвигах психоэвротической пропорции эти пропорции служат показателем не только отношениям количественной пропорции между психотическим и кумулятивным, но и еще количественным показателем двух следующих, один за другим, этапов кумулятивного компонента. Если какой либо эврореактивный тип из эвротимика, благодаря сдвигу психоэвротической пропорции, стал эвроидом, то этим мы представляем себе прежде всего количественную разницу между настоящим и предыдущим этапом. Т. е., вместе с этим переходом из одного состояния в другое, мы представляем, себе, что произошел скачек из одного «количества» в другое «количество» высшего или нисшего порядка. Процесс этот мы должны обозначить, как процесс трансформирующий «количество» в «количество» («количественный скачек»). Помимо таких трансформаций количественных, могут быть еще трансформации, где одно «качество» переходит в другое «качество» (помимо количества). Такой вроцесс трансформации из качества» в «качество» происходит тогда, когда психоэвротическая личность, под влиянием данного сдвига, из эвротика музыканта, примерно, делается эвротиком живописцем, т. е. меняется его профессиональная квалификация по существу, где один вид одаренности трансформируется в другое, нечто новое для данной личности. 1-й процесс мы назовем вроцессом транфсормации «количества» в «количество». 2-й процесс мы называем процессом трансформации «качества» в «качество». При 1-х процессах, при-сдвигах происходит обычное (в вышеприведенном смысле) изменение психоэвротической пропорции, без изменения самой профессии (например, музыкант остается музыкантом, хотя бы и с другой пропорцией). При 2-х процессах, сдвиг меняет посуществу профессию данной личности, как что, например, из музыканта он делается ученым или живо-кисцем. Ломброзо, наблюдавший и исследовавший творчество душевнобольных, отмечает, что творчество и артистические наклонности душевнобольных лишь у немногих обусловливаются старой профессией до болезни и приобретенными привычками до болезни, т. е. появляется новый род творческой артистической деятельности, не бывшей у них прежде. Часто прежняя артистическая профессия или деятельность притупляется или опускается (например, у живописцев), реже обостряется. Как пример трансформации одаренности из одного «качества» в другое «качество» Ломброзо приводит следующий случай: (Цит. по Ломброзо «Гениальн. и помешат.» изд. Павленкова, 1893 г.). Так, занимавшийся всю жизнь физикой известный физик Мельмур, вследствие смерти его жены в день свадьбы, заболевает с горя психически. Заболевши, он перестает совершенно заниматься своей специальностью и делается словесником. Другой пример у Ломброзо: извечный живописец Мак Кленел, заболевши психически, перестает быть живописцем и делается поэтом. Ниже мы приводим примеры таких трансформаций (благодаря сдвигам психоэвротической пропорции) из одного «качества» в другое «качество». Вильям Блэк—английский художник и поэт живший с 1757 года по 1827 год—представляет пример того, как под влиянием болезни происходит сдвиг психоэвротической пропорции: он делается художником, не будучи им до болезни, причем особенность его творчества была та, что все его произведения живописи были плодами его галлюцинаций. Так некий Allan Cunningham свидетельствует о том, как и с каких моделей Блэк писал свои картины. Однажды вечером к нему, Блэку, пришел один из его приятелей и застал его за работой: он писал картину и именно изображение Лотта из библии. Писал его с большим усердием человека, пред которым сидит капризный натурщик. Он вглядывался в одно место, как будто.с натурщика, и рисовал, опять вглядывался и опять рисовал, а между тем перед ним решительно никого не было. — Не. мешайте мне,—-шепчет художник ему, мне тут один позирует. — Позирует Вам? вскрикивает прият ель удивленно, где же он и кто он такой? Я решительно ничего не вижу. — Но я его зато вижу,—отвечает Блэк с гордостью. Здесь он, а его имя Лотт. Вы можете о нем читать в святом писании. Он позирует мне сейчас для его портрета. Таким образом Блэку служили моделью его галлюцинации. Точно также, как галлюцинации зрительные служат ему моделью в живописи, так галлюцинации слуховых органов служат ему источником поэтического творчества. Он говорит: «Я пишу стихи, когда дух мне приказывает и в момент, когда я писал, я вижу как слова по всем направлениям летят по комнате»... Вся его эвроактивность выливается у него в форме галлюцинации. Его стихи как бы притекают откуда то извне, со стороны какого то другого источника, он только их слышит и записывает. Об этом он писал в письме от 25-IV 1803 г., где он сам объяснял—каким образом создано было одно из больших его произведений. Он пишет: «Я писал это произведение непосредственно под диктовку по 12, а иногда по 30 стихов за раз, без всяких обдумываний и помимо моей воли. Таким образом существует это невероятное произведение, на создание которого, кажется, будто понадобилась длинная жизнь, а на самом деле создано положительно без всякого труда и без всякой подготовки. Как яркий пример резкого сдвига психоэвротической пропорции, трансформирующего эвроактивность таким образом, что «качестве» переходит в другое «качество», представляет из себя- знаменитый шведский ученый Сведенборг. Сведенборг,живший с 1688 года по 1772 год, был крупный ученый в естествознании призванный, по своим данным, занимать высшее положение среди ученых Швеции. В 1743 году, под влиянием психической болезни, он переживает резкий сдвиг в своей психической жизни, в результате которого получается не только сдвиг меняющий его психоэвротическую пропорцию из потенциального эвроида в патологического эвроида, но и трансформирующий его одаренность таким образом, что из ученого-естественника он превращается в теолога-метафизика. Все, что было им создано и написано до этого сдвига, носит характер чистого естествознания. Переживши этот сдвиг—он теряет всякий интерес к естественным наукам. Все его последующее обильное творчество, после этого сдвига, носит характер совершенно противоположный: философский и теософический с религиозно-метафизическим содержанием. В 1745 году он заявляет об отставке от всех должностей, занимаемых им. В одной из автобиографий, позже, он дает этому поступку такое объяснение: «Госпадь явился мне, его рабу в 1743 г. и открыл мне одновременно глаза на новый духовный мир. Так, он мне открыл тот высший дар, который, до настоящего дня, дает мне возможность вращаться среди духов и ангелов. С тех пор многие, мне открывшиеся тайны, я стал публиковать. Так, среди прочих других, я открыл, для истины и мудрости, в высшей степени ценные вещи: о небе, об аде, о состоянии человека после смерти... О словах и их духовном значении»... До 1743 года ученый натуралист, занимавший высокое положение среди естествоиспытателей тогдашнего мира, о таких вещах никогда не говорил и не думал попасть в такое состояние, чтоб говорить об этом. Понятно, что в этом злополучном 1743 году, он был одержим резким шизофреническим приступом. В дневнике того же времени, когда он все это переживал, он описывает свои сновидения полные женских образов, среди которых его сексуальность разряжается в эротических оргиях, которые он называет: «nachtliche Hauptpassion». О своих видениях Сведенборг сначала говорил совершенно открыто, позже стал сдержаннее. Но часто слышали, как он в своей комнате ночью громко разговаривал, спорил с злыми духами. Позже же это происходило также и днем. Его часто видели с лицом и взглядом резко изменившимся—в глазах «горел огонь». На него смотрели как на умалишенного. В церквах он уже перестал бывать, так как он там не находил себе покоя от всяких «злых духов», которые постоянно при проповедях спорили и возражали. Во время своих шизофренических приступов он галюцинировал. Об этом он сам рассказывает таким образом: «Вечером однажды я ел в одной гостинице в Лондоне, по окончании моей трапезы перед моими глазами стал застилать туман и.я увидел весь пол покрытый отвратительными животными и гадами, змеями, ящерицами. Я сильно перепугался и еще более перепугался, потому что стало почти темно. Но вскоре темнота пропала и моим глазам предстал человек, окруженный сиянием, сидящий в углу, громким голосом он обращается ко мне: «не ешь так много» и человек этот затем исчезает, а когда я пришел в себя, я пошел домой... На следующую ночь этот сияющий образ явился ко мне опять со словами: «Я Господь Бог, создатель и избавитель, я тебя избрал, чтоб ты сокровенный смысл святого писания людям пояснил». В эту ночь открылись мне мои внутренние глаза, так что я всех духов неба и ада видеть мог»... Все, что Сведенборг переживал в состоянии его болезни, все его видения, послужили ему материалом для его нового теологического творчества. В свое время Сведенборг был знаменит своими некоторыми новыми творениями, которые якобы должны были доказывав его ясновидение, а также сношения с «потусторонним» миром мертвых. Из всего этогo мы видим, что Сведенборг, под влиянием психической болезни, переживает тaкoй сдвиг, что из естественника натуралиста превращается в теолога-спиритуалиста. Как другой пример, где сдвиги психотической пропорции трансформируют «качество» в другое «качество», мы можем еще привести немецкого художника-скульптора Карла Штауфер-Берн (Karl Stauffer-Bern) (1857—1891 г.). Высокоталантливый человек, отягченный наследственностью (отец страдал приступами депрессивных состояний), он переживает в 1889 году такой психический сдвиг, в связи с началом маниакального заболевания. Сначала, вследствие столкновения с окружающей средой, он попадает в флорентийскую тюрьму, а затем в психиатрическую больницу. Здесь он впадает в депрессивное состояние, через год он лежит больной, после попытки отравиться хлоралом. Этой попытке предшествовало покушение покончить свою жизнь неудачным выстрелом из револьвера. При наступлении маниакального приступа (после депрессии),—картина резкого возбуждения, с повышенным ассоциативным процессом и повышенным речевым и двигательным возбуждением, быстрой сменой планов и бреда величия, типично обрисовывающих болезнь. Во время этого маниакального периода он забрасывает свою обычную профессию офортиста-скульптора. Он делается поэтом. Поэтический экстаз охвачывает все его существо, вплоть до периода улучшения. Из письма, написанного в феврале 1890 года своим родным, во время пребывания во флорентийской психиатрической лечебнице, мы видим характерные черты его маниакальной психики. «Смотрите, я настолько большой художник и поэт, что даже в 4-х голых стенах я ни на минуту не скучаю. У меня такая фантазия, что я изо дня в день беспрерывно работаю. Как только я буду на свободе, я напечатаю мои стихи, которые займут около 300 страниц и пущу в продажу. Эти вещи абсолютно оригинальны. Заглавие будеч такое: Карл Стауфер-Бсрн Poesiae lopus I «стихи молодого Bepтеpa, составлены и изданы Вильгельмом мейстером». Литературная продуктивность его правда резко окрашивается маниакальным состоянием, о чем можно заключить по чрезмерно повышенному самочувствию, по скачкообразному легко отклоняющемуся мышлению. Как пример, где патологическое возбуждение вызывает усиленный поток мыслей говорит следующий отрывок: «Тут мне Бог предложил эти стихи в моей голове, чтоб бороться за правду и краску; и мне ничего не оставалось делать, как записывать то, что мне напевал незнакомый голос. Может быть он (бог) музу, свою рабыню послал, чтобы разделять со мной несчастье? Не знаю. Но это я определенно знаю, что я в последние недели находился под сильным давлением, благодаря чему я стал поэтом душой и телом. Под сильным давлением также, наконец, в эту книжечку карандаш стих за стихом заносил. Из этого отрывка видно, что Стауфер-Берн стал эврореактивным поэтом под влиянием маниакального состояния, не будучи им никогда раньше. Таким образом, на этом случае мы видим, что психотический сдвиг, развернувшийся в форме маниакальных приступов, сдвинул психо-эвротическую пропорцию одаренности настолько, что для изобразительного творчества скульптора, этот сдвиг оказался уничтожающим, но зато для скрытого поэтического дарования,'бывшего до сих пор заторможенным, этот сдвиг открыл до cnk пор неведомый поток поэтического творчества. И даже, быть может, дарование по своей полноценности куда выше стоящее дарования скульптора, которое ^проявлялось в препсихоти-ческом. состоянии. ; Таким образом сдвиг психо-эвротической пропорции дал ска-Чек не только'из одного «количества» в другое «количество», но из одного «качества» в другое «качество». ^ Тут (в случае Стауфер-Берна) мы видим, что каждое «качество» имеет свою благоприятную пропорцию! скалы психотиче-ёкого компонента. Передвигаясь (во время сдвига) по этой скале, соответствующее «количество»—«качество» находит, или более благоприятную для себя психотическую градацию, или, наоборот, |аенее благоприятную, или совсем уничтожающую градацию. |Гак, для дарования скульптора у Стауферн-Берна—благоприятно Препсихотичеекое состояние (до $кале психотизма). При сдвиге же из препсихотического в психотическое состояние, дарование ^скульптора пропадает, следовательно, для этого «качества» этот рдвиг оказался уничтожающим. Зато, для скрытого поэтического ткачества», психотическое оказалось более благоприятным: открылся в нем новый талант—поэтический. Наиболее типичные формы этих сдвигов будут следующие 1. Сдвиги психо-эвротическсй пропорции из группы высши: форм (эвро-френические формы, эвроидные формы) в сторон; нисшей группы (эвротимические формы), т. е. сцвиги психо-эв ротической пропорции.переходят в р е г р е с с ив ну t форму. 2. Сдвиги психо-эвротических пропорций от нисших груг в высшие группы. Например: переход эвротимика или эврои; в высшую эврофреническую форму. Сдвиги, эти имеют тевденцию переходить из нисших груг психо-эвротических пропорций в более высшую, а потому м их называем прогрессивной формой сдвигов психо-эвротически пропорций.. Date: 2016-07-22; view: 304; Нарушение авторских прав |