Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сдвиги психо-эвротической пропорции П-й группы. От пигмей группы к более высшей группе (прогрессивные сдвиги).
Сюда относятся такого рода сдвиги психо-эвротической пропорции, когда у латентного эвротимика, под влиянием какого-либо экзогенного заболевания (скажем, прогрессивный паралич и проч.), психо-эвротическая пропорция сдвигается таким образом, что данный эвро-активный тип, из латетного эвротимика, превращается в психотического эрроида. Как на яокий пример такого рода сдвига психо-эвротической пропорции укажем на случай художника Брохйса. А. Луначарский, по поводу устроенной в Лозанне русско-польской картинной выставки, сообщает в «Дне» (№ 348) такого рода данные о художнике С. Брохисе *). «...Брохис, как мне удалось узнать.—пишет Луначарский,— сын зажиточного кожевенного или сапожного фабриканта в России. Отец в нем художественных талантов не поощоял, да чуть ли и сам покойный не ощущал в себе никаких дарований этого рода до приезда своего за границу, куда был послан своим отцом с чисто коммерческими поручениями. Но, попав в Париж, С. Брохис внезапно почувствовал непреодолимое влечение к живописи и не без борьбы, не без лишений, отстоял свое право остаться р Париже и учиться любимому *) Цит. из Бюлл. Литер, и Жизни.№ 9 1916 г., стр. 444 _ 904 _ искусству. К этому времени по возрасту своему, он был уже человеком зрелым. На близких ему людей производил впечатление человека робкого, в духовном отношении несколько ограниченного, а в смысле специальных живописных дарований—никаких надежд не подающего. Ни к старому благородному стилю, ни к смелому новаторству последних годов, покойный не чувствовал никакой симп-атии. Его больше привлекала шикарная манера некоторых вполне второстепенных полумастеров, эффектная и внешняя виртуозность которых казалась бедному Брохису вершиной искусства. «Ах, гели бы мне писать так, как Х«, восклицал он и называл при этом художника, имеющего успех исключительно среди бравурной живописи. Таким Брохкс уехал из Парижа, восемь месяцев тому назад, в, Лозанну. Кажется, уже в Париже заметны были за ним некоторые странности. Он страдал разными, нервными мелкими расстройствами. В Лозанне положение стало быстро ухудшаться. Симптомы сделались тревожными. Пришлось пригласить врачей, Врачи заподозрели прогрессивный паралич. Приблизительно через полгода после переезда в Лозанну, покойный, уже явно ненормальный человек, был вдруг охвачен могучим порывом творчества. Ни с кем не разговаривая, почти не выходя из ком-н^ы, небрежно питаясЬу Брохис пишет одну карчину за другой. Все 370—небольшие полотна: nature morte и пейзажи. Больной не придает им никакого значения по их окончании. Он бросает конченную вещь в угол, натягивает опять полотно или ч-io. подходящее попалось под руку и в лихорадке продолжает творить. Странные произведения эти казались, как близким художника, так и психиатрам особенно ярким симптомом крушения духовных сил Брохиса. Ничего яапоминающего его прежние старания достигнуть вкусной красочности и ловкого рисунка. На взгляд людей, мало привыкших к новейшим исканиям в области искус-тсва, это было просто малевание сумасшедшего. Так, можно сказа-ib, за мольбертом и умер Брохис, явным образом от прогрессивного паралича. Картины его ^валялись беспризорным хламом в каком то темном углу. Нельзя не выразить глубокЬй благодарнопи двум русским художникам в Лозанне (В. Явленскому и М.Веревкиной), которые, раз получив возможность взглянуть на эти вещи, со всем рвением, если хотите, даже с благоговением, отдались восстановлению погибавшего наследства. Многие картины оказались отсыревшими, продырявленными, запыленными, хотя от роду то им было всего несколько месяцев. Еще несколько недель и замечательная серия была бы навсегда утеряна. Я думаю, что нисколько не ошибусь, признав ее, даже безотносительно к ее удивительному происхождению, за очень большую артистическую ценность. Мне кажется, что, распроданная по одиночке, она несколько потеряет, хотя и каждое отдельное —204— полотно остается сильным и интересным. В целом же это как бы связная живописная исповедь оригинальнейшей души. Особенно отмечу здесь,ч-10 картины Брохиса, вызывающие восторг у ультрамодернистов, в ю же время находят высокую оценку и со стороны самых неуступчивых консерваторов. Не'свое мнение выражаю я, говоря о их высокой артистической ценности, а, если не ошибаюсь, поголовное мнение сотен лиц, посетивших выставку. Преувеличивать оригинальности их не надо. Этот Брохи второй манеры, этот новый, неожиданный, подземный Брохис вдруг вырвавшийся откуда-то и начавший хозяйничать в руинах мозга первого Брохкеа, не е неба упал. Заметны влияния Сезанна, сильное увлечение и хорошее понимание валентности, стремление к вещности, убедительности, настойчивой реальности изображаемого. Огромный нервозный порыв, который проносится во всем сумрачном мире, отражающемся на 18 полотнах Брохиса роднит его с произведениями последнего, т. е. заметьте, сумасшедшего периода\уворчества Ван-Гога. Однако это не Сезанн и не Ван-Гог. У Брохиса оказалась совершенно своеобразная гамма мрачных, каких ю пепельных, зловещих, таинственных тонов, каких нет у его новых метров. Да и откуда появились с?ми метры?^Ведь первый Брохкс, нормальный Брохис, их не признавал rf ими не интересовался? Это странные и, как с первого взгляда ясно, больные видения. Больной Брохис не интересуется живым в мире, но не живой мир видит живым и жутк$т. Вещи кажу-юя ему теперь интересными, страшно интересными.Он пишет их портреты.Они—то притаившиеся у него, хранящие какой-то секрет, то ужасно важные, внушительные. Книга лежит, и вся полна сознанием своей веское'! и. Тяжелый Будда жив, но жив не человекоподобной внешностью,—это одна маска,—а внутренней жизнью заколдованного куска материи; материя вся заколдована и зла. Любопытно записать ее—эту ехидную злобу, и можно без чрезмерного ужаса к ней приближаться: она хоть живая и злая, но пошевелиться не может. И все это написано жесткой, темной кистью, уверенно, широко, отчетливо, с мастерским чувством V^leur'ов. Но хуже в мире второго Брохиса растениям. -Цветы у него сильно страдают; каждый лепесток их словно с болью высвободился, вырвался из косного и как то напряженно вытаращился ва свет в испуге, не умея жить, предчувствуя смерть. Цветы словно жаждут расти и расширяйся, а вме^е с тем, кроме больного усилия и страха, жизнь им ничего не несет. Деревья особенно похожи на вангоговские. Вероятно, это ветер заставляет их так топорщиться, щетиниться, так махать метками, закрученными в отчаянии?—Нет, это только кажется, ©ни сами шевелятся таким образом. Дома у Брохиса все зловещи. Вовсе не потому, чтобы можно ВЫло предположить, будто в них живут злые и опасные люди. ^рояшее всего, что в них живу-i люди пришибленные и запуган- - - 205 — ные. Выстроили себе дом, жилище, не упустили из виду зачарованную жизнь материи, и теперь дом живет сам и не любит своих жильцов^. Таким образом, из этого случая с художником Брохисом. нам видно, как из латентного эвротимика, под влиянием экзогенного заболевания (прогрессивным параличем, в данном случае) вместе с психотическим-сдвигом происходит сдвиг психо-эвротической пропорции прогрессивного характера (в высшую .форму из низшей формы) 11-ой группы. Точно также, как яркий, аналогичный Брохису, пример, резкого сдвига психо-эвротической пропорции, представляет из себя художник Иозефзон. Иозефзон, известный шведский художник, резко отмечает в своей продукции грань—до болезненного сдвига его психики и после сдвига. В его «здоровое» время (препсихотиче-ское) Иозефзон—художник натуралист. Произведения его ^того времени, давшие ему положение известного художника, носят характер реализма, но, благодаря психическому сдвигу, вследствие резкого шизофренического заболевания, происходит полный переворот в его творчестве. Рождается совершенно другой Иозефзон. От его реализма ничего не остается. Между его произведениями этого периода психотического и произведениями пре-психотического—полная пропасть. И именно характеризуется демоническим и фантастическим содержанием, без определенных. форм очертаний. Эти произведения его, нарисованые в спокойных линиях и без экстатичности, при отсутствии пропорций и формы (свойственные натурализму), однако ничуть не уменьшают их большие -художественные" достоинства," богатого топкого вкуса, глубокого проникновения и тонкого чутья для декоративного творчества. Таким образом творчество этого периода дало совершенный новый мир гипостатически скрытых художественных ценностей, быть может, более ценных, чем продуцированных им в его период. реалистического направления. Сюда же относятся и те примеры исключительных вундер- киндов-эвроидов, которые отличаются высокой талантливостью и в период их физической и психической зрелости переживают такой психический сдвиг, который не только не снижает их психо-эвротическую пропорцию (как это чаще бывает у вундеркиндов), но, наоборот—психо-эвротическая пропорция сдвигается в высшую (прогрессивную) форму, так что из эвроида данный вундеркинд превращается в высший эвро-френический тип (гения). Таким примером является Моцарт—вундеркинд, сделавшийся затем Моцартом—великим композитором. Date: 2016-07-22; view: 325; Нарушение авторских прав |