Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темп деятельности. Ригидность.





При анализе выполнения ребенком заданий важно обращать внимание па темп его деятельности. Как отмечалось выше, замедленность темпа деятельности - одна из нередко встречающихся причин школьных трудно­стей. Однако иногда медленное выполнение заданий объясняется не истин­ной замедленностью темпа деятельности, а определенными личностными особенностями. Так, избыточное время может тратиться при перфекцио-низме, т.е. стремлении выполнить любую работу на самом высшем уровне, довести ее до идеала, В рисуночных тестах перфекционизм проявляется в повышенной тщательности работы, внимании к мелочам, особо аккуратной штриховке рисунков. Перфекционизм типичен при сочетании эпилептоидных черт личности с повышенной тревожностью. Эпилептоидность связа­на также с высокой ригидностью, склонностью застревать на однотипных деталях. Эта склонность проявляется в подробном вырисовывании много­численных одинаковых окошек в доме, в тщательном изображении кирпичей или бревен, из которых он сложен, черепицы на крыше. Так же тщательно вырисовывается каждый листок в кроне дерева.

В. Показатели личностных особенностей и сферы общения

Демонстративность.

В рисуночных тестах демонстративность проявляется, прежде всего, в украшательстве, наличии необязательных деталей. Например, в рисунках людей - это оборки, кармашек, узор на платье, перья на шляпе. В рисунке дома - занавески и цветы на окнах, наличники, конек па крыше, колонны, карнизы. В рисунке дерева - цветы, грибы или ягоды, изображенные вокруг него.

Необязательные детали не следует путать со второстепенными. Так, шея и уши - детали, обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные по сравнению с туловищем, ртом или глазами; а вот бантики на туфлях -деталь совершенно не обязательная, украшательская. Из второстепенных (но обязательных) деталей демонстративные дети предпочитают ресницы, при­ческу, нередко тщательно вырисовывают губы,

На рисунке человека для демонсративных детей типично изображение не "просто человека", а определенного персонажа: короля, принцессы, ры­царя, клоуна, феи, бандита и т.п. Точно также в рисунке дома - это изображе­ние не обычного дома, а виллы, дворца, теремка, церкви. В рисунке дерева -это выбор экзотических пород деревьев, таких как пальма, кипарис, кедр, эвкалипт (разумеется, данный перечень относится к детям, живущим в сред­ней полосе, для которой перечисленные деревья не типичны). По сравнению с тенденцией к украшательству этот признак демонстративности является второстепенным.

Демонстративность в рисунке несуществующего животного, как и везде, проявляется в вычурности, изысках, украшательстве. Это может быть узор на шкуре животного, глаза с длинными загнутыми ресницами, бантики и т.п. В рассказе об образе жизни часто (особенно у девочек) подчеркивается красота животного или его исключительность и превосходство над прочими созданиями.

Для демонстративных, детей, стремящихся привлечь к себе внимание окружающих, характерны позитивные самооценочные высказывания, пред­варяющие реальное выполнение задания ("Я хорошо умею рисовать", "Та­кие рисунки получаются у меня лучше всего"), сопровождающие его ("У меня хорошо получается") или относящиеся к достигнутому результату ("Смотрите, как хорошо получилось!"). Такая оценка часто наблюдается у детей, привыкших к похвалам взрослых и свидетельствует о достаточно яркой демонстративное'™. Обычно она не связана с высокой самооценкой, а слу­жит средством поправиться проверяющему, заранее завоевать его располо­жение. Встречаются случаи, коша в позитивных самооценочных высказываниях проявляется гиперкомпенсация сниженной самооценки, неуверен­ности в себе.

Высказывания, выражающие позитивное отношение к деятельности ("Мне нравится рисовать", "Рисование - мое любимое занятие" и т.п.) - это мягкая и социально принятая форма разговора о себе. Такие выска­зывания позволяют показать свое положительное отношение к обследо­ванию и, тем самым, служат средством понравиться проверяющему. Они типичны для детей с мягкой (т. е. не ярко выраженной) демонстративностью, направленностью на сотрудничестно и склонностью к избеганию социальных конфликтов.

У демонстративных детей нередко наблюдается сильное развитие защит­ного фантазирования (оно особо типично при синдромах ухода от деятель­ности и психологической инкапсуляции), В тесте "Несуществующее жи­вотное" защитное фантазирование проявляется в особо подробном расска­зе об образе жизни животного, в его явной идеализации. В самом рисунке для детей с защитным фантазированием типично изображение животных с крыльями. В рисунке дерева для детей с защитным фантазированием типич­но изображение особо большой, но слабо проработанной, эскизной кроны. Такой рисунок говорит о том, что ребенок больше склонен к мечтам и абст­рактным планам, чем к реальной деятельности и конкретному планирова­нию своих действий. Тщательная проработка кроны, напротив, характерна для детей, склонных к детальному планированию действий.







Date: 2016-07-20; view: 497; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию