Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тревожность, страхи, боязнь агрессии, острая тревога.
Наиболее распространенный признак тревожности, проявляющийся во всех рисуночных методиках, - это многочисленные самоисправления. Особенно показательны бессмысленные исправления (такие, которые не ведут к реальному улучшению результата). Исправления могут вноситься со стиранием прежних линий или без стирания (в последнем случае вместо одной линии появляется несколько). Характерный признак тревожности - линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок опасается, что, если он проведет ее сразу (одним движением), то она может пойти не туда, куда нужно. Для тревожных детей типична штриховка всего рисунка или какой-либо его части. При острой тревоге штриховка обычно бывает размашистой, небрежной. В пиктограмме ребенок с повышенной тревожностью, опасаясь забыть слово, часто вводит в рисунок массу дублирующих друг друга уточнений (например, к словам "вкусный ужин" рисуется и тарелка, и чашка, и часы, напоминающие о вечернем времени, и луна, напоминающая о том же самом}. При детализации, порожденной тревожностью, отсутствует целостный художественный образ, характерный для детализации при художественно-образном складе мышления. В отличие от детализации, вызванной недостаточным развитием абстрагирования, в данном случае отсутствуют специфические трудности при работе с абстрактными понятиями ("развитие", "сомнение"). Если у ребенка действительно плохая память (что устанавливается по методике "10 слов", то уточняющая детализация - это проявление вполне оправданных компенсаторных механизмов. О детализации как признаке тревожности в пиктограмме можно говорить лишь при нормальной памяти. Отделение рисунков друг от друга линиями или рамочками, нумерация рисунков тоже могут говорить о тревожной заботе ребенка не перепутать рисунки между собой. Это проявления особой педантичности, которая чаще всего служит компенсаторным механизмом при высокой тревожности. В тесте "Несуществующее животное" частым признаком тревожности служит необычно большое количество глаз, ушей и прочих органов чувств (например, локаторы или антенны), призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы. Соответствующая тематика отражается и в описании образа жизни. Признаком тревожности служит описание различных способов предохранения от возможной опасности (нападения хищников, стихийных бедствий, холода, жары, недостатка еды и т.п.). В тесте "Красивый рисунок" для повышенного уровня тревожности типично использование сближенных тонов, мягких (светлых) оттенков, тонких градаций по светлоте. Оно часто встречается у детей с недостаточной уверенностью в себе и говорит также о высокой сензитивности (чувствительности). В рисунке дома подчеркнутые стены (выделенные линией с сильным нажимом или многократно наведенными линиями) указывают на потребность ребенка в надежности и, следовательно, на тревожность, недостаточную уверенность в себе. О тревожности, неуверенности в себе говорит отрицательная оценка, даваемая себе ребенком в процессе деятельности ("Я плохо умею рисовать", "Человека я нарисовать не могу", "Что-то не то у меня получается") или по ее окончании ("Ничего не получилось!"). Такие оценки обычны у ребенка, привыкшего к неуспеху. Очень часто речь идет не об абсолютном неуспехе, а об относительном - т.е. о несоответствии между достигаемыми результатами и завышенным уровнем притязаний. Этот признак тревожности может проявляться во всех тестах, ис пользуемых при обследовании. Для того, чтобы выдвинуть предположение о повышенном уровне тревожности, достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных выше признаков, если он встречается регулярно и достаточно ярко выражен. Если же признаки тревожности присутствуют в одних тестах и отсутствуют в других, то это значит, что тревогу у ребенка вызывает определенная жизненная сфера, ассоциации с которой вызывает данная методика. Так, проблемы самооценки и трудности общения часто приводят к проявлениям тревожности в рисунке человека. Если признаки тревожности проявляются в рисунке дома, то можно предположить, что для ребенка нагрузочная тематика, связанная с его домом и семьей (в частности, такое бывает у детей, родители которых недавно развелись, у беженцев, лишившихся своего дома, и т.н.). О неблагополучии семейной сферы ярко свидетельствует локальное повышение тревожности в тестах "Рисунок семьи" и "Семья животных". Работа с эмоционально нагрузочным понятием обычно сопровождается повышением мышечного тонуса, который обнаруживается в усилении нажима па карандаш. Поэтому при чтении пиктограммы полезно, перевернув лист, посмотреть, на каких рисунках карандаш сильно продавил бумагу. Например, если сильным нажимом выделено слово "обман", то это может свидетельствовать о том, что ребенка часто обвиняют во лжи (возможно, справедливо). Об эмоциональной нагрузке свидетельствует также локальный отказ от рисования (если, конечно, он не связан с трудностью символизации абстрактных понятий) и забывание определенных слов. Например, если ребенок говорит, что не может сделать рисунок к слову "дружба", или на стадии воспроизведения оказывается не в состоянии вспомнить это слово, то это часто служит признаком неблагополучия в сфере общения. Эмоциональная нагрузка может проявиться в частичном уходе or задания или специфическом содержании рисунков. Примером может служить отсутствие каких-либо атрибутов слепоты (палочки, очков, повязки) в рисунке к словосочетанию "слепой мальчик". Пели для запоминания слова "дружба" изображены не люди, а два животных, то это позволяет заподозрить нагрузочность соответствующей сферы. Признаками эмоциональной нагрузки являются также застревание на каком-то отдельном рисунке, его предельная детализация или же неожиданная схематизация; сильное увеличение или, напротив, уменьшение одного из рисунков по сравнению с остальными; спонтанная вспышка мимической активности или словесных комментариев или же, напротив, неожиданная замкнутость ребенка, охотно комментировавшего прочие слова, — короче, любые формы особой выделенности отдельного рисунка на фоне других. Гораздо реже дети любовно и подробно прорисовывают и комментируют не травматичсскую сферу, а сферу поддержки, эмоционального комфорта. Тогда она выступает как островок благополучия в морс эмоциональных нагрузок. Реакция на слова, нагрузочные для всех людей (''слепой мальчик", "болезнь"), характеризует не область эмоциональной травмы, а общую устойчивость к стрессу. Поскольку это все же всего лишь слова, то в норме их стрессовая нагрузка довольно слаба. Если словосочетание "слепой мальчик" вызывает сильную реакцию, то это свидетельство низкой устойчивости к стрессу. При повышенной тревожности, а особенно - при наличии страхов на рисунках человека и животных (в частности, в тесте "Несуществующее животное") часто изображаются глаза преувеличенного размера. Особенно характерно зачернение (штриховка с сильным нажимом) радужки или всего глаза. В этом случае можно предположить, что у ребенка имеется фобия (например, страх темноты, высоты, животных, замкнутых пространств или еще чего-либо). В тесте "Несуществующее животное" на выявление страхов направлен вопрос о том, боится ли животное чего-либо. Указание на боязнь того, чего действительно боятся многие животные (хищников, огня, человека) не является признаком страхов. Такими признаками служат: • описание страхов, не типичных у животных, зато частых у детей (темноты, • "застревание" на описании того, чего боится придуманное животное, Утверждение о полной бесстрашности животного не говорит ни о наличии страхов, ни об их отсутствии (но чаще встречается у детей, имеющих страхи). Особую группу составляют признаки, говорящие о боязни агрессии часто встречающейся при повышенном уровне тревожности. В тесте "Несуществующее животное" к таким признакам относятся любые защитные аксессуары, панцирь, щит, иглы (как у ежа), чешуя, броня, особо толстая кожа (она может быть не видна на рисунке, но описываться в рассказе). Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. При этом сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе ребенок сообщает, что его животное "размером с гору". Иногда ребенок старается сделать свое животное как можно больше, чтобы оно никою не боялось, но из описания образа жизни выясняется, что его главное занятие - защищаться от хищников. В таком случае о боязни агрессий можно говорить с полной уверенностью. При боязни aгрессии в описании образа жизни часто указывается труднодоступность жилища (например, "живет в пещере, куда никто не может забраться"). Специально на выявление боязни агрессии направлен вопрос о том, есть ли у придуманного животного враги. Нормальным является указание небольшою количества врагов. Как полное отрицание наличия врагов, так и их долгое развернутое перечислении - признаки боями агрессии. На рисунке дома боязнь агрессии и стремление защититься от окружающего мира часто проявляется в изображении забора. Подробное изображение коры на рисунке дерева, так же как панцирь или броня на рисунке несуществующего животного, указывает на боязнь агрессии и потребность в защите. Для состояния острой тревоги типично резкое увеличение размеров рисунка, так что он занимает практически весь лист (а иногда и не помещается на листе). Увеличение размера рисунков характерно также для импульсивных детей. Однако, если увеличение размеров наблюдается только в рисунках, относящихся к какой-либо одной сфере, то это свидетельствует не об общем повышении уровня тревоги, а об особой значимости данной сферы. Например, если дом нарисован особо большим (занимающим почти весь лист), в то время как размер остальных рисунков не увеличен, то это может быть проявлением того, что весь мир для ребенка исчерпывается его домом, семьей. Для дошкольника такое ощущение нормально, в возрасте старше 7 лет это уже проявление определенных психологических проблем (возможно, недостаточной самостоятельности ребенка, его чрезмерной замкнутости на родителях). В тесте "Красивый рисунок" ситуативно обусловленное состояние острой тревоги проявляется в повышенной напряженности цвета, его чрезмерной яркости, резкой контрастности используемых цветовых сочетаний, преобладании ярко-красного или темно-красного циста. Эти признаки характерны также для состояния стресса, высокой эмоциональной напряженности. Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности. Date: 2016-07-20; view: 297; Нарушение авторских прав |