Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тревожность, страхи, боязнь агрессии, острая тревога.





Наиболее распространенный признак тревожности, проявляющийся во всех рисуночных методиках, - это многочисленные самоисправления. Особенно показательны бессмысленные исправления (такие, которые не ве­дут к реальному улучшению результата). Исправления могут вноситься со стиранием прежних линий или без стирания (в последнем случае вместо од­ной линии появляется несколько).

Характерный признак тревожности - линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок опасается, что, если он проведет ее сразу (одним движением), то она может пойти не туда, куда нужно. Для тревожных детей типична штриховка всего рисунка или какой-либо его части. При ост­рой тревоге штриховка обычно бывает размашистой, небрежной.

В пиктограмме ребенок с повышенной тревожностью, опасаясь за­быть слово, часто вводит в рисунок массу дублирующих друг друга уточне­ний (например, к словам "вкусный ужин" рисуется и тарелка, и чашка, и часы, напоминающие о вечернем времени, и луна, напоминающая о том же самом}.

При детализации, порожденной тревожностью, отсутствует целостный художественный образ, характерный для детализации при художественно-образном складе мышления. В отличие от детализации, вызванной недостаточным развитием абстрагирования, в данном случае отсутствуют специфи­ческие трудности при работе с абстрактными понятиями ("развитие", "со­мнение").

Если у ребенка действительно плохая память (что устанавливается по методике "10 слов", то уточняющая детализация - это проявление вполне оправданных компенсаторных механизмов. О детализации как признаке тревожности в пиктограмме можно говорить лишь при нормальной па­мяти.

Отделение рисунков друг от друга линиями или рамочками, нумера­ция рисунков тоже могут говорить о тревожной заботе ребенка не перепу­тать рисунки между собой. Это проявления особой педантичности, которая чаще всего служит компенсаторным механизмом при высокой тревожности.

В тесте "Несуществующее животное" частым признаком тревожно­сти служит необычно большое количество глаз, ушей и прочих органов чувств (например, локаторы или антенны), призванных напряженно следить за ми­ром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы. Соответствующая тематика отражается и в описании образа жизни. Признаком тревожности служит описание различных способов предохранения от возможной опас­ности (нападения хищников, стихийных бедствий, холода, жары, недостатка еды и т.п.).

В тесте "Красивый рисунок" для повышенного уровня тревожности типично использование сближенных тонов, мягких (светлых) оттенков, тон­ких градаций по светлоте. Оно часто встречается у детей с недостаточной уверенностью в себе и говорит также о высокой сензитивности (чувствитель­ности).

В рисунке дома подчеркнутые стены (выделенные линией с сильным нажимом или многократно наведенными линиями) указывают на потреб­ность ребенка в надежности и, следовательно, на тревожность, недостаточ­ную уверенность в себе.

О тревожности, неуверенности в себе говорит отрицательная оценка, даваемая себе ребенком в процессе деятельности ("Я плохо умею рисо­вать", "Человека я нарисовать не могу", "Что-то не то у меня получается") или по ее окончании ("Ничего не получилось!"). Такие оценки обычны у ребенка, привыкшего к неуспеху. Очень часто речь идет не об абсолютном неуспехе, а об относительном - т.е. о несоответствии между достигаемыми результатами и завышенным уровнем притязаний. Этот признак тревожно­сти может проявляться во всех тестах, ис пользуемых при обследовании.

Для того, чтобы выдвинуть предположение о повышенном уровне тре­вожности, достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных выше при­знаков, если он встречается регулярно и достаточно ярко выражен. Если же признаки тревожности присутствуют в одних тестах и отсутствуют в других, то это значит, что тревогу у ребенка вызывает определенная жизненная сфе­ра, ассоциации с которой вызывает данная методика. Так, проблемы само­оценки и трудности общения часто приводят к проявлениям тревожности в рисунке человека. Если признаки тревожности проявляются в рисунке дома, то можно предположить, что для ребенка нагрузочная тематика, связанная с его домом и семьей (в частности, такое бывает у детей, родители которых недавно развелись, у беженцев, лишившихся своего дома, и т.н.). О неблаго­получии семейной сферы ярко свидетельствует локальное повышение тре­вожности в тестах "Рисунок семьи" и "Семья животных".


Работа с эмоционально нагрузочным понятием обычно сопровождает­ся повышением мышечного тонуса, который обнаруживается в усилении нажима па карандаш. Поэтому при чтении пиктограммы полезно, перевер­нув лист, посмотреть, на каких рисунках карандаш сильно продавил бумагу. Например, если сильным нажимом выделено слово "обман", то это может свидетельствовать о том, что ребенка часто обвиняют во лжи (возможно, справедливо).

Об эмоциональной нагрузке свидетельствует также локальный отказ от рисования (если, конечно, он не связан с трудностью символизации абст­рактных понятий) и забывание определенных слов. Например, если ребенок говорит, что не может сделать рисунок к слову "дружба", или на стадии вос­произведения оказывается не в состоянии вспомнить это слово, то это часто служит признаком неблагополучия в сфере общения.

Эмоциональная нагрузка может проявиться в частичном уходе or зада­ния или специфическом содержании рисунков. Примером может служить отсутствие каких-либо атрибутов слепоты (палочки, очков, повязки) в рисун­ке к словосочетанию "слепой мальчик". Пели для запоминания слова "друж­ба" изображены не люди, а два животных, то это позволяет заподозрить нагрузочность соответствующей сферы.

Признаками эмоциональной нагрузки являются также застревание на каком-то отдельном рисунке, его предельная детализация или же неожидан­ная схематизация; сильное увеличение или, напротив, уменьшение одного из рисунков по сравнению с остальными; спонтанная вспышка мимической активности или словесных комментариев или же, напротив, неожиданная замк­нутость ребенка, охотно комментировавшего прочие слова, — короче, любые формы особой выделенности отдельного рисунка на фоне других. Гораздо реже дети любовно и подробно прорисовывают и комментируют не травматичсскую сферу, а сферу поддержки, эмоционального комфорта. Тогда она выступает как островок благополучия в морс эмоциональных нагрузок.

Реакция на слова, нагрузочные для всех людей (''слепой мальчик", "бо­лезнь"), характеризует не область эмоциональной травмы, а общую устой­чивость к стрессу. Поскольку это все же всего лишь слова, то в норме их стрессовая нагрузка довольно слаба. Если словосочетание "слепой мальчик" вызывает сильную реакцию, то это свидетельство низкой устойчивости к стрессу.

При повышенной тревожности, а особенно - при наличии страхов на рисунках человека и животных (в частности, в тесте "Несуществующее жи­вотное") часто изображаются глаза преувеличенного размера. Особенно ха­рактерно зачернение (штриховка с сильным нажимом) радужки или всего глаза. В этом случае можно предположить, что у ребенка имеется фобия (например, страх темноты, высоты, животных, замкнутых пространств или еще чего-либо).

В тесте "Несуществующее животное" на выявление страхов направ­лен вопрос о том, боится ли животное чего-либо. Указание на боязнь того, чего действительно боятся многие животные (хищников, огня, человека) не является признаком страхов. Такими признаками служат:

• описание страхов, не типичных у животных, зато частых у детей (темноты,
высоты, змей, насекомых);


• "застревание" на описании того, чего боится придуманное животное,
особо длинный перечень страхов (даже если каждый из них вполне
распространен в животном мире).

Утверждение о полной бесстрашности животного не говорит ни о нали­чии страхов, ни об их отсутствии (но чаще встречается у детей, имеющих страхи).

Особую группу составляют признаки, говорящие о боязни агрессии часто встречающейся при повышенном уровне тревожности. В тесте "Несу­ществующее животное" к таким признакам относятся любые защитные аксессуары, панцирь, щит, иглы (как у ежа), чешуя, броня, особо толстая кожа (она может быть не видна на рисунке, но описываться в рассказе). Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. При этом сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе ребенок сообщает, что его животное "размером с гору". Иногда ребенок старается сделать свое животное как можно больше, чтобы оно никою не боялось, но из описания образа жизни выясняется, что его главное занятие - защищаться от хищни­ков. В таком случае о боязни агрессий можно говорить с полной уверенно­стью.

При боязни aгрессии в описании образа жизни часто указывается труднодоступность жилища (например, "живет в пещере, куда никто не может забраться"). Специально на выявление боязни агрессии направлен вопрос о том, есть ли у придуманного животного враги. Нормальным является указа­ние небольшою количества врагов. Как полное отрицание наличия врагов, так и их долгое развернутое перечислении - признаки боями агрессии.

На рисунке дома боязнь агрессии и стремление защититься от окру­жающего мира часто проявляется в изображении забора.

Подробное изображение коры на рисунке дерева, так же как панцирь или броня на рисунке несуществующего животного, указывает на боязнь агрессии и потребность в защите.

Для состояния острой тревоги типично резкое увеличение размеров рисунка, так что он занимает практически весь лист (а иногда и не помещает­ся на листе). Увеличение размера рисунков характерно также для импульсив­ных детей. Однако, если увеличение размеров наблюдается только в рисун­ках, относящихся к какой-либо одной сфере, то это свидетельствует не об общем повышении уровня тревоги, а об особой значимости данной сферы. Например, если дом нарисован особо большим (занимающим почти весь лист), в то время как размер остальных рисунков не увеличен, то это может быть проявлением того, что весь мир для ребенка исчерпывается его домом, семьей. Для дошкольника такое ощущение нормально, в возрасте старше 7 лет это уже проявление определенных психологических проблем (возможно, недостаточной самостоятельности ребенка, его чрезмерной замкнутости на родителях).

В тесте "Красивый рисунок" ситуативно обусловленное состояние ост­рой тревоги проявляется в повышенной напряженности цвета, его чрезмер­ной яркости, резкой контрастности используемых цветовых сочетаний, преобладании ярко-красного или темно-красного циста. Эти признаки ха­рактерны также для состояния стресса, высокой эмоциональной напряжен­ности. Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности.







Date: 2016-07-20; view: 297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию