Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Агрессивность, асоциальные тенденции.
По рисунку человека предположение об агрессивных тенденциях может быть сделано на основе непосредственного впечатления: когда изображенный человек производит на зрителя впечатление злого, агрессивного. Точки на лице, изображающие щетину, большие кулаки, оружие (пистолет, сабля и г.п.) также могут свидетельствовать об агрессивности. Для мальчиков в подростковом возрасте все эти признаки вполне нормальны, поскольку для этого возраста характерно повышение агрессивности. В дошкольном, младшем школьном и юношеском возрастах это признаки того, что у данного ребенка агрессивность повышена но сравнению со средним уровнем. В младшем школьном возрасте эти проявления могут свидетельствовать о преждевременном начале подросткового психологического кризиса. Особо большой рот, нарисованный с повышенным нажимом, изображение зубов (особенно если они выделены нажимом или нарисованы более тщательно, чем остальные части лица) - частые признаки вербальной агрессии, т.е. склонности ругаться, оскорблять других людей и т.п. На рисунке дерена агрессивные дети часто изображают четки, заканчивающиеся остриями наподобие штыка или кинжала. К проявлениям агрессивности чрезвычайно чувствителен тест "Несуществующее животное". Признаками агрессивности являются любые орудия нападения, такие как рога, когти, клыки, жало и т.п. Как и в рисунке человека, изображение зубов, как правило, отражает склонность ребенка к вербальной (словесной) агрессии. Иногда животное оказывается снабжено человеческим оружием типа пушки, лазера или же копья, лука. Любые острые выросты, которые сам ребенок не интерпретирует как оружие нападения, но которые производят соответствующее впечатление на зрителя, также служат показателями агрессивности. Напротив, оружие, явно непригодное для битвы (например, загнутые внутрь или затупленные рога), является проявлением не собственной агрессивности, а боязни агрессии и попытки (часто -неудачной) защититься от нее. В рисунке дома особое внимание следует обратить на окна и дверь. Если изображены большие окна и дверь (особенно — открытые), то это признак стремления к широким контактам. Такие рисунки характерны для экстравертных, общительных детей. Напротив, особо маленькие окна и дверь типичны для интровертных, замкнутых детей. Зарешеченные окна - это, как правило, признак того, что ребенок боится агрессии, у него имеется потребность в защите от потенциально опасного окружающего мира. Так же интерпретируются и оконные рамы в том случае, когда они утрированы и внешне напоминают решетку. Возможно и другое значение решеток: они могут выражать ощущение своей несвободы, полной зависимости от родителей ("тюремная решетка"). Весьма часто оба значения сочетаются, так как источником боязни окружающего мира часто является высокая зависимость ребенка от родителей. Если при ответе на вопрос о том, кто живет в доме, выясняется, что в нем живет только один человек, то это свидетельствует о чувстве одиночества. В рисунке дерева широко расходящиеся в стороны ветки (широкая крона) обычно свидетельствуют об экстравертности, направленности ребенка на общение. Изображение узкой кроны (например, как у пирамидального тополя) характерно для интровертных детей с низкой потребностью в общении (или опасающихся общения). Важнейший показатель эмоциональной насыщенности общения - изображение рук на рисунке человека. Редуцированные (резко уменьшенные) или отсутствующие кисти рук, отсутствие пальцев или полное отсутствие рук обычно говорит о недостаточной практике общения, которая может быть вызвана разными причинами. Это может быть сильная интровертивность или аутизация (тогда отсутствие кистей сочетается с признаками интровертности). Возможен вариант широкого, но формального, поверхностного общении (тоща отсутствие кистей сочетается с экстравертивной позой). Отсутствие кистей может быть также признаком невладения средствами общения (т. е. неумения общаться). Отсутствие кистей рук может быть мотивированным (руки за спиной или в карманах) и немотивиронанным (руки как бы обрезаны). Интерпретация в том и другом случае одинакова. Резкая преувеличенность кистей, особо длинные пальцы при экстравертной позе - это, как правило, показатель очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении. Если в пиктограмме рисунки людей подробны, а не условны, то их можно интерпретировать на основе тех же критериев, что и гест "Рисунок человека". Так, отсутствие кистей рук при детальной прорисовке других частей тела обычно указывает на серьезные проблемы в сфере общения. Date: 2016-07-20; view: 247; Нарушение авторских прав |