Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несуществующее животное.





Прежде всего полезно оценить способ построения образа, характери­зующий тип воображения и мышления ребенка, его подход к творческой

задаче. При ниjком уровне изобразительной техники способ построения об­раза в большей мере отражается в названии животного, чем в его внешнем виде.

Наиболее низкий ("нулевой") уровень - это изображение реального животного (зайца, собаки, крокодила, человека...). Для шестилетнего возрас­та такой способ изображения - свидетельство низкого уровня развития вооб­ражения, но не признак отклонения от нормы. Для более старшего ребенка это показатель отклонений либо в умственном развитии, либо в эмоциональ­ной сфере. В частности, к подобному способу построения образа приводит сильное повышение уровня тревоги: ребенок боится отойти от реальности и позволить себе фантазирование.

Несколько более высокий вариант, относящийся, однако, к тому же уров­ню, - это изображение животных, не существующих, но существовавших когда-то или же позаимствованных из литературы или кино (динозавр, дра­кон, змей-горыныч...). Этот вариант говорит о бедности воображения и, как правило, типичен для детей с низким общекультурным уровнем.

Первый уровень - конструирование, собирание нового существа из де­талей реальных животных (например, голова человека, тело медведя, заячьи уши, птичий хвост). Обычно конструкция отражается и в названии: "челове­ке-медведь-заяц", "слоно-корова", "летающий медведь" и т.п. Этот способ характерен для рационалистического подхода к задаче. Он говорит не о каких-либо психологических отклонениях, а лишь о низкой творческой направлен­ности, об "исполнительской", а не творческой установке. В начале младшего школьного возраста (примерно до восьми лет) такая установка является наи­более типичной. При рационалистическом способе создания образа даль­нейшая оценка определяется количеством прототипов и степенью их разно­родности. Так, комбинация из пяти животных - это, разумеется, более слож­ное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Корова с рыбьими плавни­ками -- показатель более развитого воображения, чем та же корова с лошади­ными ногами.

Второй уровень - создание целостного образа нового, несуществую­щего животного в соответствии с общей схемой животного, но без привлече­ния деталей конкретных животных (хотя результат и может отдаленно напо­минать дракона, слонопотама или что-то еще). Такое животное имеет голову с глазами и ртом, туловище, конечности (ноги, руки, крылья, щупальца). На­звание в этом случае не включает указаний на прототипы, но иногда может строиться по той же модели, по которой строятся названия реальных живот­ных ("пусик", "бубозавр", "шанкоед"...). Этот тип образа характерен для ху­дожественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.

Третий уровень - создание абсолютно оригинального существа (не на­поминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме: голова с глазами и ртом, туловище, конечности). Этот способ говорит о твор­ческом складе личности. Он возможен у ребенка как с преимущественно рационалистическим, так и с преимущественно художественным подходом к действительности, если только у него есть реальные творческие возможно­сти. У детей младше 9-10 лет такой способ построения образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень воображения оце­нивается но степени естественности получившегося существа и, в частности, по степени соответствия между его внешним видом и описанием образа жизни. Если изображение слишком вычурно, то обычно это свидетельствует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о стремлении продемон­стрировать окружающим свою непохожесть на других, т.е. об оригинальности.

Описание образа жизни несуществующего животного дает дополни­тельную информацию об интеллектуальном развитии ребенка. Здесь глав­ным показателем является логичность описания рисунка. Так, все имеющие­ся органы должны для чего-то служить. Вместе с тем, иногда несоответствие между рисунком и описанием образа жизни объясняется не нарушениями логики, а эмоциональными причинами (подробнее об этом см. ниже).







Date: 2016-07-20; view: 282; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию