Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика swot анализа





МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


(по материалам диссертации на соискание степени кандидата экономических наук Карповой Ольги Константиновны 
на тему “Планирование устойчивого развития промышленного предприятия на основе процессного подхода: 
инструментарно-мотодическое обеспечение”)

№ п/п Методы и инструменты планирования Краткая характеристика Результат
1 этап: Анализ среды – основа выработки стратегии развития
Обязательные (наиболее распространенные)
1. SWOT-анализ SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной деятельности предприятия, это сжатый анализ маркетинговой информации на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки. Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов. Матрица-SWOT, матрица возможностей, матрица угроз
2. Конкурентный анализ Конкурентный анализ - это глубокое всестороннее исследование конкурентного положения предприятия и доступных рынков в целях формирования эффективной стратегии развития. Конкурентный анализ отрасли включает в себя несколько разделов (этапов): - определение главных экономических характеристик отрасли; - определение движущих сил развития отрасли; - оценка сил конкуренции; - оценка конкурентных позиций соперничающих предприятий в отрасли; - анализ ближайших конкурентов, их возможных действий; - определение ключевых факторов успеха; - оценка перспектив развития отрасли Главные экономические характеристики отрасли, характеристики основных конкурентов, ключевые факторы успеха, перспективы развития отрасли  
3. Сравнительный отраслевой анализ Объект такого анализа — показатели предприятий одной отрасли, например, оборот и производительность труда, рентабельность Отраслевая система технико-экономических мультипликаторов
4. Анализ ресурсов Анализ ресурсов – это анализ внутренней среды предприятия. Такой анализ рекомендуется проводить в три этапа: 1. создание профиля ресурсов – нужно описать и оценить имеющиеся в наличии финансовые (например, выручка), организационные (например, информационные системы), технологические ресурсы. Можно также сравнить свои ресурсы и ресурсы ближайшего конкурента. 2. определение сильных и слабых сторон – созданный профиль ресурсов сопоставляется с требованиями рынка. Тем самым предприятие определяет свои сильные стороны, исходя из которых и можно разработать успешную стратегию. Кроме того, идентифицируются слабые стороны, которые должны быть внимательно проработаны и по возможности элиминированы. 3. идентификация специфических компетенций – сильные и слабые стороны предприятия сравниваются с сильными и слабыми сторонами основного конкурента. Таким образом выделяются те области деятельности, в которых данное предприятие обладает несомненными конкурентными преимуществами.   Профиль ресурсов, сильные и слабые стороны предприятия, специфические компетенции
5. Конкурентный анализ по модели “5 сил” М. Портера Анализ уровня конкуренции в отрасли по модели «5 сил конкуренции» Майкла Портера проводился путем анализа пяти внешних сил: <!--[if!supportLists]-->• <!--[endif]-->рыночной властью поставщиков; <!--[if!supportLists]-->• <!--[endif]-->рыночной властью покупателей: <!--[if!supportLists]-->• <!--[endif]-->властью существующих конкурентов; <!--[if!supportLists]-->• <!--[endif]-->угрозой появления новых конкурентов; <!--[if!supportLists]-->• <!--[endif]-->угрозой появления товаров-субститутов. Анализ составляющих элементов (детерминант) этих сил позволяет определить «узкие места» проекта, с тем чтобы максимально эффективно приложить усилия к укреплению его устойчивости и ослаблению позиций конкурентов. Анализ проводился в два этапа: <!--[if!supportLists]-->1. <!--[endif]-->Присвоение количественных показателей детерминантам пяти сил методом экспертной оценки. <!--[if!supportLists]-->2. <!--[endif]-->Анализ сильных и слабых сторон текущей конкурентной ситуации, а также возможных компенсационных мероприятий. Расчет рыночной власти основных детерминант
Рекомендуемые
1. Функционально-стоимостной анализ Объектом функционально-стоимостного анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Этот анализ позволяет оптимизировать, с точки зрения соотношения «затраты—результаты», выполнение процессов, требуемых для разработки и производства того или иного продукта. Используя этот метод можно быстро оценить объем прибыли, ожидаемый от производства того или иного товара или услуги Планируемая прибыль от производства и/или реализации продукции
2. Бенчмаркинг (benchmarking) Бенчмаркинг — аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом данного анализа являются продукты и их компоненты, а также функции и процессы на предприятии, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции. В центре анализа чаще всего стоит сравнение одних и тех же функций, выполняемых различными предприятиями отрасли для выявления «лучшего в своем классе». Цель такого анализа — обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и причин этих явлений в сравнении с «лучшим в своем классе» и принятие соответствующих мер по их устранению Сравнительный анализ бизнес-процессов предприятия и бизнес-процессов анализируемых компаний, области для улучшения деятельности предприятия
2 этап: Определение миссии и целей организации
Обязательные (наиболее распространенные)
1. Мозговой штурм Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Проекты миссий предприятия, цели предприятия
2. Дерево целей Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева») Иерархия целей
Рекомендуемые
1. Бизнес-инжиниринг Бизнес- инжиниринг (business-engineering) - это современная технология управления, основанная на системном подходе. Компания как отрытая система описывается формально, точно, полно и всесторонне путем построения базовых информационных моделей предприятия (в первую очередь, организационно-функциональной структуры и бизнес- процессов) во взаимодействии с моделью внешней среды. При формулировании мисси предприятия определяется необходимый набор функций, обеспечивающий эффективный процесс ее разработки. Процесс разработки миссии предприятия, миссия как внутрифирменный регламент
2. Методы нейро-лингвистического программирования Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) предоставляет новый набор технических средств и методов позволяющих, во-первых, организовать процесс определения миссии и целей более эффективно, во-вторых, повысить качество непосредственно самой миссии и целей предприятия. Цели и миссия предприятия, разработанные с учетом психологических особенностей заинтересованных сторон
3. Методы внутреннего и внешнего PR На последней стадии разработки мисси и целей предприятия – объявлении и распространении, необходимо воспользоваться методами внутреннего и внешнего PR для обеспечения имиджа организации на базе делового кредо Улучшение делового имиджа предприятия
3 этап: Выбор стратегии и базовых сценариев
Обязательные (наиболее распространенные)
1. Метод Бостонской консалтинговой группы (матричный) Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка Матрица «темп роста – доля рынка»
2. Метод «Мак-кинси» (матричный) Основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки) Матрица «Мак-кинси»
3. Метод кривых освоения Метод основан на построении зависимости между размером затрат на производство и его объема Определение эффективности от освоения новой продукции (эффективность качества реализации процесса освоения)
4. Модель Shell/DPM, Модель Shell/DPM представляет двумерную таблицу, где оси Х и Y отражают соответственно сильные стороны организации (конкурентная позиция) и отраслевую (продукт-рынок) привлекательность. Точнее, ось Х отражает конкурентоспособность бизнес-сектора организации (или его способность извлекать преимущества из тех возможностей, которые имеются в соответствующей бизнес-области). Ось Y таким образом является общим измерением состояния и перспектив отрасли. На основе анализа конкурентной позиции и отраслевой привлекательности определяются возможные стратегии Проекты стратегий
5. Модель ADL/LC Сочетание двух параметров - 4 стадий жизненного цикла производства и 5 конкурентных позиций - составляют так называемую матрицу ADL, состоящую из 20 ячеек. Модель предполагает выбор уточненной стратегии развития предприятия на базе рассмотренной матрицы Проекты стратегий
6. Метод жизненного цикла товара Метод основан на определении стратегических направлений и действий для каждой стадии жизненного цикла товара (освоение, рост, зрелость, спад) Стратегические направления развития продуктов
Рекомендуемые
1. PIMS-анализ Анализ основан на использовании эмпирической модели, связывающей широкий диапазон стратегических пере­менных (таких, как рыночная доля, качество продукта, вертикальная интеграция) и ситуационных переменных (скорость роста рынка, стадия развития отрасли, интенсивность потоков капитала) с величиной при­быльности и способностью организации генерировать наличность Проекты стратегий
2. Анализ «разрывов» При анализе «разрывов» сравнивают три возможных сценарии развития фирмы: · 1) какого оборота (прибыли и других характеристик работы предприятия) можно достичь, если в будущем в процессе продаж ничего не изменится (сценарий А); · 2) какого оборота можно достичь, если попытаться при максимальном напряжении сил проникнуть более интенсивно с существующим продуктом на существующие рынки (сценарий Б) и дополнительно развивать новые продукты и/или новые рынки (сценарий В). Разницу между результатами по сценариям Б и А называют оперативным разрывом, а между результатами по сценариям В и Б - стратегическим разрывом. Эта терминология подчеркивает нововведений в стратегическом плане фирмы - разработки новых продуктов или выхода на новые рынки, или и того и другого вместе. Сценарии развития предприятия
4. Анализ портфеля Портфельный анализ -стратегический анализ диверсифицированной. Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/ прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Цель портфельного анализа – согласование бизнес-стратегий и распределение финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями компании. Матрицы анализа портфеля бизнесов
5. Метод проверочного списка Метод основан на определении экспертной оценки проектов с учетом выделенных «факторов успехов» (критериев). Оценки даются в качественном виде (измерены в порядковой шкале). Метод актуален для экспресс оценки возможных стратегий Экспертная оценка проектов
6. Метод оценки по системе баллов Метод основан на определении экспертной оценки проектов с учетом выделенных «факторов успехов» (критериев). Оценки даются в количественном виде (измерены в порядковой шкале). Экспертная оценка проектов
4 этап. Разработка базовой стратегии
Обязательные (наиболее распространенные)
1. Модель И. Ансоффа Модель развития товара/рынка И. Ансоффа (матрица Ансоффа) позволяет использовать одновременно несколько стратегий. Она основывается на предпосылке, что наиболее подходящая стратегия для интенсивного роста объема продаж может быть определена решением продавать существующие или новые продукты на существующем или на новом рынках. Данная матрица Ансоффа представляет собой схему, предназначенную для помощи менеджерам в принятии решения о выборе стратегии, а также служит диагностиеским инструментом. Матрица Игоря Ансоффа предназначена для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. Согласно этой модели в целях обеспечения целостности стратегический план предприятия должен содержать финансовую и административную стратегии. Причем финансовая стратегия представляет собой совокупность правил и средств, направленных на обеспечение прироста финансового потенциала предприятия. В свою очередь, административная стратегия предполагает набор правил по организационному развитию предприятия. Стратегия развития предприятия, с одной стороны, должна быть связана с конкретными стратегическими альтернативами, а с другой - с синергическим эффектом как характеристикой целостности предприятия. Наиболее существенным отличием модели стратегического планирования И. Ансоффа является учет обратной связи, которая обеспечивает интерактивность процедуры формирования стратегического плана и непрерывность ее реализации. Проекты стратегий
2. Модель Г. Стейнера Эта модель представляет собой матрицу, включающую классификацию рынков и классификацию продуктов на существующие; новые, но связанные с существующими; и совершенно новые. Матрица показывает уровни риска и соответственно степень вероятности успеха при различных сочетаниях рынок-продукт. Модель используется: - для определения вероятности успешной деятельности при выборе того или иного вида бизнеса; - выбора между различными видами бизнеса, в том числе при определении соотношения инвестиций для разных деловых единиц, т.е. при формировании портфеля ценных бумаг фирмы. Проекты стратегий
3. Модель Д.Абеля Помощью матрицы Д. Абеля возможно определить область бизнеса в трех измерениях: 1) обслуживаемые группы покупателей; 2) потребности покупателей; 3) технология, используемая при разработке и производстве продукта. Первым важнейшим критерием оценки по матрице Абеля является соответствие рассматриваемой отрасли общему направлению деятельности компании, с тем, чтобы использовать синергический эффект в технологии и маркетинге. Другими критериями выбора являются привлекательность отрасли и «сила» бизнеса (конкурентоспособность). Проекты стратегий
4. Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма активно применяется при разработке стратегий предприятия. Для этого формируется рабочая группа, включающая в себя сотрудников предприятия, проводятся обсуждения вариантов стратегий и окончательный выбор проекта стратегии. Проекты стратегий
Рекомендуемые
1. Качественное развертывание планов Качественное развертывание планов – инструмент, позволяющий посредством развертывания задач, работ, ресурсов, ответственности, деятельности предприятия по обеспечению такого качества на каждом этапе, которое гарантировало бы получение конечного результата, соответствующего ожиданиям руководства предприятия. Область применения методики охватывает планирование и оценку деятельности предприятия на год, квартал, месяц. Методика распространяется и на руководителей предприятия, и на всех сотрудников в области планирования персональной деятельности. Проекты стратегий, проекты бюджетов, иерархия целей
5 этап. Реализация стратегии
Обязательные (наиболее распространенные)
  Методы сетевого планирования Методы, основная цель которых заключается в том, чтобы сократить до минимума продолжительность проекта. Основываются на разработанных практически одновременно и независимо методе критического пути и методе оценки и пересмотра планов PERT (Program Evaluation and Review Technique). Сетевая диаграмма
  Структура Разбиения Работ Структура разбиения работ является изначальным инструментом для организации работ, обеспечивающим разделение общего объема планируемых работ в соответствии со структурой их выполнения в организации. На нижнем уровне детализации выделяются работы, соответствующие детализированным элементам деятельности, отображаемым в сетевой модели. Структура разбиения работ предоставляет иерархический формат, который помогает руководителям в: - структуризации работ на основные компоненты и подкомпоненты - обеспечении направленности деятельности на достижение всего комплекса целей - разработке системы ответственности за выполнение работ - разработке системы отчетности и обобщения информации. Структурная схема организации
Рекомендуемые
1. Система сбалансированных показателей Стратегическая карта сбалансированной системы показателей представляет собой модель, демонстрирующую, как стратегия объединяет нематериальные активы и процессы создания стоимости. Финансовая составляющая описывает материальные результаты реализации стратегии при помощи традиционных финансовых понятий. Такие показатели, как ROI, стоимость для акционеров, прибыльность, рост доходов и удельные издержки, являются отсроченными индикаторами, свидетельствующими об успехе или провале стратегии компании. Клиентская составляющая определяет предложение потребительной ценности для целевых клиентов. Потребительское предложение в данном случае - условие, при котором нематериальные активы создают стоимость. Постоянное соответствие действий и возможностей предложению потребительной ценности клиентам является решающим фактором воплощения стратегии в жизнь. См. также Техническое задание на разработку ССП Стратегические карты
6. Оценка и контроль выполнения стратегии
Обязательные (наиболее распространенные)
1. Стратегический аудит Стратегический аудит — это проверка и оценка качества работы тех подразделений организации, в которых ведется стратегическое управление. Такой аудит может быть либо всеобъемлющим, т.е. затрагивать этапы процесса стратегического управления, либо направленным — затрагивать лишь часть процесса. Кроме того, аудит может быть формализованным, т.е. строго следовать организационным правилам и процедурам, или неформализованным, дающим менеджеру широкую свободу при принятии решений о том, как проводить оценку работы организации и когда это делать. Оценка качества разработанных стратегий
2. Внутренний аудит Внутренний аудит - это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления Отчет о внутреннем аудите
Рекомендуемые
1. Диагностическая самооценка Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности, эффективности и уровне зрелости системы управления персоналом. Самооценку обычно инициирует руководство организации. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы управления персоналом и определения основных областей для улучшения. Периодичность самооценки обеспечивает регулярную возможность выявления возникающих недостатков, составления планов их устранения, осуществления контроля изменений, а, следовательно, позволяет оптимизировать работу предприятия на благо Клиента и Персонала. Отчет о самооценке, области для улучшения

На этой странице Вы можете разместить свои методы и инструменты стратегического планирования написав нам

 

8 (863) 261-55-31, 248-6241 
8 (904) 500-50-29 
8 (988) 534-97-47 

www.master-effect.biz

МЕТОДИКА SWOT АНАЛИЗА

 

Рассмотрим, как можно разработать стратегический план предприятия, с помощью методики SWOTанализа.

Стратегический план предприятия – это документ описывающий видение бизнеса в перспективе, а также обоснование выбора направлений его развития. Обычно для разработки стратегического плана используют один из следующих подходов.

Первый – это создание образа бизнеса в будущем (целей) и выработка путей, как этих целей достигнуть. Второй – анализ существующего положения предприятия, оценка его ретроспективных показателей (например, анализ продаж, анализ изменения активов, выручки от реализации и др.) и создание на основе полученных данных и прогноза развития бизнеса.

Наилучший результат достигается путем сочетания этих двух подходов.

Анализ продаж компании может состоять из следующих этапов:

▪ группировка клиентов,

▪ анализ затрат на обслуживание каждой группы клиентов,

▪ анализ доходов от обслуживания каждой группы каждой группы клиентов,

▪ сравнение доходов с затратами по каждой группе клиентов и выделение целевых групп.

Для каждой целевой группы анализируется:

▪ потребности клиентов (существующие и будущие),

▪ продукты: требования клиентов и соответствие им продуктов (цена, качество, упаковка, сроки обслуживания и другое)

▪ каналы сбыта: распространение информации, места продажи, возможности доставки и другое), Внесите получившийся список сильных, слабых сторон, возможностей и угроз компании в аналитическую таблицу 1. Затем сравнивая взаимодействия каждой сильной и слабой стороны с возможностями и угрозами, на пересечении строк и столбцов укажите их степень взаимодействия (5 – максимально взаимосвязаны, 1 – нет связей). В итоговых столбцах и строках посчитайте сумму полученных значений – это вес каждой сильной и слабой стороны, угрозы и возможности в общей их совокупности.
Для удобства в пользовании результаты SWOT-анализа могут представлены следующим образом:


Таблица 2. Сильные, слабые стороны,угрозы и возможности ООО «УТЕПЛИТЕЛЬ»

▪ Балл ▪ Наименование
▪ Сильные стороны
 (в чем компания преуспела или какая-то особенность, придающая ей дополнительные возможности) ▪ 70 ▪ Репутация на рынке
▪ 67 ▪ Нововведения (превращение исследований в продукцию)
▪ 66 ▪ Лояльность сотрудников
▪... и т.д.
▪ Слабые стороны
 (отсутствие чего-то важного для функционирования компании, то, что ей не удается или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия) ▪ 73 ▪ Доступ к финансированию
▪ 73 ▪ Отсутствие собственной складской базы и офисных помещений
▪ 71 ▪ Взаимодействия между уровнями управления
▪... и т.д.
▪ Возможности
 (то, что дает компании шанс сделать что-то новое, завоевать новых клиентов, внедрить новые технологии и т.п.) ▪ 108 ▪ Разработка корпоративной стратегии
▪ 105 ▪ Внедрение управленческого учета
▪ 103 ▪ Обучение персонала (технические навыки, техноогия продаж, маркетинговые исследования, ведение переговоров, работа в базе 1С: 8.0)
▪... и т.д.
▪ Угрозы
 (это то, что может нанести ущерб компании, лишить ее существенных преимуществ) ▪ 96 ▪ Барьеры на пути к проникновению на рынок
▪ 95 ▪ Барьеры на пути к выходу из бизнеса
▪ 93 ▪ Разрыв отношений с партнерами
▪ и т.д.

▪ доходы и затраты по каждой группе продуктов

Мы предлагаем технологию, разработки стратегического плана, основанную на применении метода экспертных оценок, метода анализа сильных, слабых сторон, угроз и возможностей (SWOT-анализ), метода разработки стратегий увязки сильных и слабых сторон, метода разработки стратегий нейтрализации угроз или их конвертации в возможности.

Технология предполагает последовательное применение названных выше методов. Для ее реализации требуется проведение опроса (интервью) собственников или руководителей бизнеса, умение составлять аналитические таблицы и проводить их качественный и количественный анализ.

В целях описания технологии мы будем использовать представленные ниже понятия в указанных значениях:

 

Миссия - Сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует компания.
     
Видение - Количественные и качественные показатели, определяющие основные направления развития компании.
     
Стратегия - Долгосрочное, качественно определенное направление развития компании, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимодействий внутри организации, а также позиции компании в окружающей среде.
     
Цель - Конкретное состояние отдельных характеристик компании, достижение которых является для нее желанным и на достижение которых направлена ее деятельность.

 

Реализацию технологии разработки стратегического плана покажем на примере ООО «УТЕПЛИТЕЛЬ», которое занимается оптовой торговлей стекловатной и каменоватной группами утеплителей, используемые в гражданском и промышленном строительстве.

Date: 2016-07-18; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию