Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ экономической безопасности предприятия и соблюдения коммерческой тайны





Экономическая безопасность бизнеса обусловлена способностью предпринимателя постоянно анализировать состояние и перспективы надежности существующих у него компонентов бизнеса, которые могут быть подвержены риску утраты и, следовательно, привести к убыткам разного вида.

В настоящее время практически ни у кого не вызывает возражений идея об обязательном создании на любом среднем и крупном предприятии системы
обеспечения экономической безопасности. В тоже время и в литературе, и в
хозяйственной практике сложились различные понимания системы
обеспечения экономической безопасности предприятия.

Необходим комплексный подход к решению проблемы безопасности предприятия, который предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, и все, элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности и единстве. Этот вывод в полном объеме относится к системе обеспечения экономической безопасности предприятия. Поэтому необходима комплексная система обеспечения экономической безопасности предприятия, которая включает в себя совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-экономического и правового характера, осуществляемых в целях защиты деятельности предприятия от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к экономическим потерям. В основе разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия должна лежать определенная концепция, которая в себя включает цель комплексной системы обеспечения экономической безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект и субъект, стратегию и тактику.

Цель данной системы можно сформулировать следующим образом: минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию предприятия, в том числе его финансовым, материальным, информационным и кадровым ресурсам на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Следует иметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономической безопасности предприятия принадлежит первичным экономико-правовым и организационным мерам, обеспечивающим фундамент (или основу) системы безопасности, в отличие от вторичных - технических, физических и прочих мер. В процессе достижения поставленной цели осуществляется решение конкретных задач, объединяющих все направления обеспечения безопасности.

К задачам, решаемым системой обеспечения экономической безопасности, обычно относятся:

- прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

- организация деятельности по предупреждению возможных угроз;

- выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

- принятие решений и организация деятельности по реагированию на

возникшие угрозы;

- постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия в целях максимальной эффективности должны основываться на определенных принципах: приоритет мер предупреждения; законность; комплексное использование сил и средств; координация и взаимодействие внутри и вне предприятия; сочетание гласности с конспирацией; компетентность; экономическая целесообразность; плановая основа деятельности; системность [9].

Нам представляется, что эти принципы могут быть дополнены. Во-первых, принципом непрерывности, который предполагает, что функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия должно осуществляться постоянно. Во-вторых, принципом обязательной дифференциацией мер. Имеется в виду, что выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации. Наконец, в-третьих, принципом полной подконтрольности системы обеспечения экономической безопасности руководству предприятия. Это необходимо и для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач без учета интересов предприятия в целом, и для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования. Объект и субъект системы обеспечения экономической безопасности предприятия, как показала практика, тесно взаимосвязаны. Объектом системы в целом обычно выступает стабильное экономическое состояние предприятия в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами защиты чаще выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые и т.п. Субъект системы обеспечения экономической безопасности предприятия, как правило, носит более сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды, которая окружает предприятие. Исходя из этого, можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность предприятия: внешние субъекты и внутренние. К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников хозяйственных отношений. Причем деятельность этих органов не может контролироваться самими предприятиями. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты хозяйственной деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение. К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности данного конкретного субъекта хозяйственной деятельности.


В качестве таких субъектов на ООО «ПИЛОТ» выступают: работники предприятия, приглашенных работников из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите деятельности на предприятии нет.

Банк, обслуживающий ООО «ПИЛОТ», не создает препятствий для использования собственных платежных средств учреждения, зачисление средств производится в соответствии с очередностью платежа, указанного в платежных документах.

Ключевыми сотрудниками рассматриваемого предприятия, обладающими информацией о деятельности организации, имеющими доступ к бухгалтерской, статистической отчетности являются директор и бухгалтер, имеющие соответствующее образование и степень квалификации, а также опыт работы.

Экономические интересы деятельности учреждения с государством, с физическими и юридическими лицами, защищены договорами и прочими документальными актами.

Для обеспечения экономической безопасности целесообразно в уставных документах и приказах руководителя иметь ссылки на виды коммерческой информации и перечень лиц, имеющих к ней доступ.


 

Выводы

В 2011 году товарооборот увеличился на 432,0 тыс. руб. (2,81 %). Это произошло за счет увеличения реализации прихожих, спальных гарнитуров и офисной мебели. Детская, мягкая и кухонная мебель менее пользовались спросом. Незначительное увеличение объема реализации товаров связано с экономической нестабильностью в стране в последний год.

В результате проведённого анализа мы видим, что за отчётный период произошло незначительное увеличение розничного товарооборота. Темпы роста реализации товаров выросли на 2,81%. Выработка на одного работающего уменьшилась на 10,03%, т.к. среднесписочная численность работающих увеличилась на 1 единицу. Среднегодовая выработка одного работника, занятого в реализации товаров, уменьшилась на 220,14ыс. руб., или на 10,04%. Среднедневная выработка уменьшилась на 0,91 тыс. руб., а среднечасовая выработка - на 0,12 тыс. руб.

По перечню выполняемых работ, имеющиеся кадры подходят, в основном, как по квалификации, так и по возрасту. 50% персонала имеют высшее образование, 25%- неполное высшее, 25%-среднее профессиональное.


В целом по образованию все кадры соответствуют занимаемым должностям. Следует отметить, что у сотрудников в большинстве своем стаж по специальности небольшой. Средний возраст работников коллектива 31 год. Коллектив на 50% состоит из женщин.

Стоимость основных фондов снизилась незначительно, техническое состояние в хорошей форме, за исключением автомобиля. Состояние автомобиля находится на этапе вложения в него материальных затрат для капитального ремонта. Движения основных фондов в 2010 - 2011гг. в анализируемом мебельном торговом доме не было. Коэффициент интенсивности используемой площади равен 0,95. Это говорит о том, что площадь используется в полном объеме.

В 2011 году по сравнению с 2010 г. Произошло увеличение собственных оборотных средств на 23500 тыс. руб. за счет снижения дебиторской задолженности. Это привело к увеличению активов предприятия, в частности увеличились товарные запасы.

На 2010 и 2011 гг. текущие финансовые потребности имеют положительную величину, т.е. у предприятия хватало денежных средств для финансирования ТФП. В 2011 году валюта баланса увеличилась на 29800 тыс.руб. Тем самым у нас увеличилась прибыль по сравнению с 2010 г., которая повлияла на увеличение товарных запасов в 2011 г. Снижение дебиторской задолженности (ДЗ) на сумму 33000 тыс. руб. и увеличение кредиторской задолженности (КЗ) на 6300 тыс. руб., разница от которых в 2011 г. составила 26700 тыс. руб. повлияла на увеличение СОС и снизила потребность в ТФП.

Тем не менее, СОС>ТФП, соответственно и ДС>0, т.е. дефицита денежных средств предприятие не испытывает. Кроме того, расчет ТФП в процентах к обороту показывает очень низкую его долю.

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) в 2010 и 2011 гг. больше единицы, поэтому предприятие ООО «ПИЛОТ» не испытывает дефицит в СОС.

Полная себестоимость затрат в 2011 году составила 14518,79 тыс. руб., что больше затрат на 2010 г. на 951,08 тыс. руб. или на 7,0 %. Наиболее крупными статьями затрат с наибольшим удельным весом как и в 2010 году являются затраты на закупку товаров, оплату услуг сторонних организаций, заработную плату, аренду.

При этом в 2011 году доход увеличился 432,0 тыс. руб.,(2,81%). Расходы увеличилась на 951,08 тыс. руб. (7 %). В т.ч. на закупку товаров на 216 тыс. руб. (2,81%) и на расходы по торговле на 735,08 тыс. руб. (12,47%) - за счет увеличения заработной платы. 30% от затрат на закупку товаров уходит на оплату складов, через которые проходит товар.

Чистая прибыль магазина уменьшилась на 478,19 тыс. руб. (28,68%), а рентабельность уменьшилась на 3,32%.

В связи с этим, мебельный торговый дом «ПИЛОТ» нуждается в разработке плана мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Это могут быть мероприятия по замене автотранспорта, уменьшение затрат на использование складов.


 


 

 

 

 

 

 

 

          ДП спец. 080502.65 ШИФР З.6.03.1009
         
Изм Лист № документа Подпись Дата
Разраб. Зайцев К. Ю.     Технологичес- кая часть Лит. Лист Листов
Провер. Кузнецова А. Д.          
Н. контр.       СПбГУСЭ ЭОП
Утвердил Ялунер Е. В.    

Технологическая часть


 

 

Технология торговли:совокупность параллельно или последовательно
выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации
товародвижения с использованием определенных средств и методов [17].

Товародвижение:процесс физического перемещения товара от
производителя в места продажи или потребления.

Звенностъ товародвижения:количество складских звеньев, через которые
проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на
основе перехода прав собственности на товар, так и без него.

Форма товародвижения:организационный прием, представляющий собой
разновидность способов продвижения товаров от производителя в места
продажи или потребления.

Транзитная форма товародвижения:форма товародвижения от
производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя
склады посредников.

Складская форма товародвижения:форма товародвижения от
производителя в места продажи или потребления через одно или несколько
складских звеньев посредников.

Товароснабжение:система мероприятий по доведению товаров от'
производителя до мест продажи или потребления.

Торгово-технологический процесс:последовательность операций,
обеспечивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения:
Операция торгово-технологического процесса: отдельная законченная
однородная часть торгово-технологического процесса.

Хранение товаров:процесс размещения товара складском помещении,
содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества.


 

 

 
 
Региональный оптовый склад

 


5% 5%

 
 

 


10%

       
 
Региональный оптовый склад
 
 

 


ООО «ПИЛОТ»
10%

       
   
 
 

 

 


Рис.4. Форма фактического товародвижения от поставщика до
Мебельного торгового дома ООО «ПИЛОТ»

 

Рис.4. «Форма товародвижения от поставщика до ООО «ПИЛОТ»
имеет структуру продвижения товаров через звенья посредников. Из этой
схемы видно, что путь товара от производителя до розничного продавца (ООО
«ПИЛОТ») увеличивает его конечную стоимость. При работе через
посредников цена продукции повышается примерно на 50%, что негативно
влияет на оборот товара и конкурентоспособность торговых точек по

сравнению с другими мебельными салонами. Чем больше звеньев в цепи
посредничества, тем выше конечная цена товара.

Для увеличения товарооборота и оборота денежных средств необходимо
искать пути закупки напрямую от производителя или по сокращенной схеме
посредничества. Закупка без наценок и услуг посредников снизит затраты на
закупку мебели и соответственно на конечную стоимость.

Рассмотрим содержание технологического процесса в Мебельном торговом доме.

Характерной чертой научно-технического прогресса на современном этапе является его развитие не только в промышленности, но и в других отраслях народного хозяйства - сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и т.д.

Будучи связанной, со многими отраслями народного хозяйства торговля
использует достижения научно-технического прогресса в каждой из них. Так,
научно-технический прогресс в сфере производства товаров народного
потребления оказывает существенное влияние на совершенствование форм и
методов продажи товаров. Развитие производства современных средств
оргтехники и вычислительной техники и их внедрение изменяют содержание
процессов управления торговой деятельностью.

Научно-технический прогресс в торговле наряду с внедрением передовой
техники проявляется также в совершенствовании технологии товародвижения и
продажи товаров, применении современных методов управления.

В настоящее время научно-технический прогресс в розничной торговле
характеризуется массовым внедрением прогрессивных методов продажи
товаров, наиболее эффективным из которых является самообслуживание. С
расширением самообслуживания систематически сокращается объем операций
в магазинах, относящихся к продолжению процесса производства в сфере
обращения. Увеличивается масса товаров, поступающих в магазины полностью
готовыми к продаже. В связи с этим возникает проблема изыскания способов

ускорения товародвижения от мест производства товаров до потребителей с
минимальными затратами труда и времени.

Значительное увеличение продажи товаров, расширение их ассортимента,
огромный поток документальной информации требует широкого
использования в торговле современной вычислительной техники и перехода к
автоматизированным системам управления.

Технологический процесс в торговле, в широком понимании, представляет собой совокупность способов и средств завершения процессов производства в сфере обращения, перемещения товаров из пунктов производства в районы потребления и их продажи.

Основными принципами организации технологических процессов в
непродовольственных магазинах являются: комплексных подход к выработке
оптимальных вариантов продажи товаров; соответствие технологии
современному научно-техническому уровню; экономическая эффективность
принятой схемы продажи товаров, сохранение качества товаров.

В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, различают три основные схемы технологического процесса продажи.

Перваявключает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приемки товаров и для их продажи.

Во второйсхеме технологический процесс состоит из трех операций:
приемки, хранения товаров и их продажи. В данном случае возникает
необходимость в помещении для хранения товаров.

 

Наиболее сложной является третья схема технологического процесса,
которая применяется при организации продажи товаров, требующих
предварительной доработки перед подачей их в торговый зал (например, освобождение от фабричной упаковки, утюжка, чистка, сборка и т.д.). Ее
применение требует наличия еще одного функционального помещения -
помещения для подготовки товаров к продажи. В большинстве случаев в
непродовольственных магазинах применяются одновременно все три схемы
технологического процесса.

Неотъемлемой частью любого технологического процесса в розничной
торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее
одной из основных его функций.

Составные элементы процесса продажи товаров в непродовольственных
магазинах можно разделить на основные и вспомогательные. К основным
относятся: предложение товара; консультации покупателей; операции по
отпуску товаров; расчетно-кассовые операции. К вспомогательным - приемка
товаров, размещение и укладка их на хранение; подготовка товаров, а также
рабочих мест и зон обслуживания покупателей к продаже; внутренняя
транспортировка товаров.

Подготовка товаров к продаже.Важнейшей операцией технологического
процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая
способствует освобождению продавцов и других работников от излишних
затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому
отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает
товарные потери и повышает коэффициент использования площади торгового
зала.

Специальные операции по подготовке товаров к продаже включает
комплектацию, сборку и монтаж изделий, поступающих в разборном виде,
устранение мелких дефектов и т.п.

Наряду с подготовкой товаров к продаже важным условием ускорения
обслуживания покупателей и повышения эффективности труда торговых
работников является подготовка рабочего места продавца или зоны
обслуживания.

Рабочее место или зона обслуживания - это место трудовых действий
работника или группы работников, оснащенное необходимыми предметами и
орудиями труда для выполнения тех или иных элементом процесса продажи
товаров.

Основными элементами подготовки рабочего места или зоны обслуживания являются: размещение и выкладка товаров, подготовка упаковочных материалов и инвентаря, проверка правильности работы кассовых аппаратов.

Ускорение обслуживания покупателей и повышения эффективности труда торговых работников в определенной степени зависят от размещения товаров в торговом зале магазина. В основу размещения товаров может быть положен товарно-отраслевой или комплексный принцип.

Основными принципами рационального размещения товаров в торговом зале магазина являются: обеспечение наиболее благоприятных условий для осмотра и выбора товаров покупателями; создание условий для облегчения и
повышения эффективности труда торговых работников в процессе продажи
товаров; закрепление за товарами постоянного места и соблюдение товарного
соседства; применение удобной схемы размещения товарного соседства;
применение удобной схемы размещения товарных запасов с целью создания
условий для своевременной подачи товаров в торговый зал и их продажи.

В связи с постоянным расширением ассортимента товаров увеличивается
время покупателей, необходимое на поиск и выбор нужных изделий. Этот
фактор требует повышенного внимания к правильной выкладке и рекламе
товаров.

Большое значение имеет правильная группировка товаров в торговом зале в зависимости от частоты спроса, габаритов, веса.

При выкладке товаров не допускается излишняя декоративность,
украшательство.

Большое значение имеет рекламное оформление магазинов, которое
решается с учетом архитектурных особенностей здания, интерьера магазина и
конструкции торгово-технологического оборудования.

Составные элементы процесса продажи товаров. Продажа товаров является заключительным этапом технологического процесса на торговом предприятии.

Особенность продажи товаров, последовательность проведения отдельных операций зависят от сложности ассортимента продаваемых товаров, характера спроса покупателей, применяемых методов продажи.

Несмотря на принципиальные отличия в организации продажи товаров с
применением прогрессивных методов (особенно самообслуживание) и
традиционного метода, они имеют и общие черты.

В магазинах с традиционным методом торговли процесс продажи
складывается из следующих операций:

- встреча покупателя и выявление спроса;

- предложение и показ товаров;

- помощь в выборе товаров и консультация;

- предложение сопутствующих товаров и новинок;

- проведение технических операций;

- оплата стоимости товаров;

- упаковка и выдача покупок.

Торговые помещениянесут основную функциональную нагрузку в магазине.

Их размеры, формы и пропорции обуславливают уровень обслуживания
покупателей, а также экономические показатели работы предприятий
(товарооборот, прибыль и др.). К этой группе помещений относятся торговые
залы, где осуществляется непосредственный процесс продажи товаров, а также
ряд других помещений для дополнительного обслуживания покупателей.

Оптимальным является торговый зал, форма которого приближается к
квадрату, так как она создает условия для организации кратчайших потоков

покупателей, улучшает их ориентацию в зале, приводит к большей
компактности объема всего здания.

В зависимости от размеров и формы торгового зала, особенностей товарного ассортимента и методов продажи в непродовольственных магазинах
применяются различные варианты размещения оборудования. Основными из
них являются: линейная, островная, выставочная, боксовая, комбинированная.

Во всех случаях планировка торгового зала преследует цель - повысить
эффективность использования торговой площади, организовать рационального
движение покупательских потоков, обеспечить максимальные удобства
покупателям при выборе товаров.

Состав и площади помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже определяются, прежде всего, размером магазина, особенностями торгового процесса и физико-химическими свойствами товаров.

В небольших непродовольственных магазинах разгрузка транспортных
средств и приемка товаров осуществляются на специальных разгрузочных
площадках. В крупных магазинах для разгрузки транспортных средств
оборудуют закрытые площадки, а приемка товаров ведется в помещениях,
откуда товары поступают на хранение.

Площадь хранения магазина зависит от объема товарооборота и специфики хранения отдельных групп товаров. Размещают товары по складским помещениям с учетом их физико-химических свойств и допускаемых товарного соседства.

Административно-бытовые помещения магазина, предназначены для
оперативных и функциональных отделов, общественных организаций, для
отдыха, в зависимости от архитектурно-планировочного решения здания могут
быть расположены в отдельном блоке первого или верхнего этажей

Рассмотрим принципы планирования торговли.

Особое значение для планирования торговли имеет социально-
экономическое прогнозирование развития потребностей и спроса населения,
тенденций развития рынка товаров народного потребления. Это обязательная
стадия разработки планов не только на отраслевом уровне, но и на каждом
торговом предприятии, так как торговля реализует товары населению, спрос
которого стохастичен, т.е. не поддается прямому планированию или
согласованию заранее и подвержен влиянию множества факторов.

Цели плановдолжны быть реальными, т.е. вытекать из объективных
тенденций и материально-технических возможностей общества; базироваться,
на учете всех основных резервов расширения объемов и улучшения качества
торговой деятельности, а также повышения ее экономической эффективности
путем экономии затрат.

Планирование торговли прямо связано с реализацией целевых
межотраслевых программ, поскольку от торгового обслуживания в
значительной мере зависят освоение регионов, достижение определенных
социальных целей. В тоже время материально-техническое обеспечение
развития торговли и товародвижения зависят от других отраслей народного
хозяйства (например, производства торгового оборудования, строительства
торгово-складской сети, обеспечение дорогами и подвижным составам
транспорта). Поэтому необходима балансовая увязкаотраслевых показателей
торговли с другими плановыми экономическими показателями, как
обеспечивающими развитие торговли, так и, наоборот, зависящими от нее.
Например, план развития торговли должен быть согласован с программами и
планами рационализации денежного обращения и кредитования, как
взаимосвязанными с объемом товарооборота и поступлением наличных денег
из торговой выручки.

Торговая деятельность находится под непосредственным влиянием
производственных, транспортных, финансовых, демографических, социальных
и других факторов, формулирующих рынок товаров. Поэтому при
планировании торговли на всех уровнях необходимо учитывать разнообразные
комплексные связи и зависимости на рынке в формировании спроса и
товарного предложения. Комплексность планирования требует выделения
приоритетных программ, их согласования с ресурсами, правильного
прогнозирования возможных экономических и социальных последствий,
разработки альтернативных решений.

Торговля как отрасль народного хозяйства представляет собой комплекс
звеньев, различных служб, торговых систем. Внутриотраслевой аспект
комплексностив планировании торговли означает, что в планах развития
отрасли должны достигаться увязка и сбалансированность хозрасчетных
звеньев и подсистем. Например, координация планов оптового и розничного
торговых звеньев, планирования товарных запасов и материально-финансовых
ресурсов, необходимых и достаточных для их формирования; согласования
размещения структуры торговой сети, объемов и структуры товарооборота.

Для того, чтобы плановое руководство торговлей было последовательным и текущая хозяйственная деятельность была ориентирована на долговременные
цели и интересы отрасли, должен соблюдаться принцип непрерывности
планирования.

Торговое оборудование.

Технический прогресс - это внедрение новой, более эффективной техники, передовой технологии, современных методов организации труда.

Повышение эффективности торговли достигаться в основном за счет
внедрения новейшей техники и научной организацией труда. В условиях
напряженного положения с трудовыми ресурсами это единственный путь
дальнейшего развития отрасли.

Основными направлениями в развитии торговой техники в настоящее время являются: создание высокопроизводительного, надежного оборудования и систем комплексной механизации для торговых предприятий; определение
номенклатуры оборудования и механизмов, а также систем комплексной
механизации и автоматизации для предприятий новых типов на перспективу.

Быстрейшее освоение и производство такого оборудования, как контрольно-кассовые машины (ККМ), копировальных аппаратов, электронный аппарат для сканирования документов и др. значительно улучшат обслуживание, сэкономят время покупателей и продавцов.

Особое значение имеет правильное использование и эксплуатация
имеющегося оборудования. Всегда следует сопоставлять производительность
машины и количество документов, которое она должна обработать, емкость
оборудования и потребность в нем.

При неправильной эксплуатации и неумелом обращении машины и
механизмы портятся и выходят из строя. В результате дорогостоящее
оборудование не используется, работа производится вручную,
производительность труда снижается, предприятие несет убытки, процесс
обслуживания покупателей замедляется. Вот почему работники торговли, в
первую очередь лица, обслуживающие оборудование, должны хорошо знать
устройство машин, механизмов и правила их эксплуатации. Только при
соблюдении этого условия механизации труда даст должные результаты.

Процесс механизации труда в торговле должен проходить в плановом
порядке. Торговая организация, крупное предприятие должны иметь
экономически обоснованную перспективу технического оснащения. Планы
комплексной механизации в магазинах обязательно согласовываются со
схемами механизации на складах торговли и промышленности, откуда
поступают товары.

Важным участком в торговле, требующим комплексной механизации,
является учет. Работники ежедневно производят огромный объем учетных и

вычислительных работ. Современное состояние вычислительной техники
позволяет почти полностью освободиться от ручных операций.

Успешное функционирование торговли, ее совершенствование во многом
зависят от того, насколько успешно и быстро пойдет внедрение технического
прогресса, повышение эффективности отрасли на основе комплексной
механизации и автоматизации трудовых процессов.

К немеханическому оборудованию относятся горки, прилавки, шкафы,
контейнеры, столы, стеллажи, витрины, и др., т.е. оборудование для приемки,
хранения, выкладки товаров и подготовки их к продаже.

Использование удобного, красивого, вместительного оборудования
способствует рациональной организации торговли, экономному использованию
площади, повышает пропускную способность магазина, улучшает внешний вид
помещений.

Современное немеханическое оборудование должно быть легким, прочным, простой и красивой формы и в тоже время недорогим. Для того, чтобы можно было изменять форму различных видов оборудования и переставлять его, в настоящее время широко применяются сборно-разборные типовые конструкции, а также передвижное оборудование.


 

 

Охрана труда и техника безопасности

 

 

 

 

 

          ДП спец. 080502.65 ШИФР З.6.03.1009
         
Изм Лист № документа Подпись Дата
Разраб. Зайцев К. Ю.     Охрана труда и техника безопасности Лит. Лист Листов
Провер. Волосевич А. Н.          
Н. контр.       СПбГУСЭ ЭОП
Утвердил Ялунер Е. В.    

 


 

 

Производственный контроль - это комплекс обязательных мероприятий
по контролю соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-
противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые
самостоятельно проводятся индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами. Задача производственного контроля - обеспечение
безопасности и (или) безвредности для человека и окружающей среды в
процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции и
товаров, при выполнении работ и оказании услуг.

Обязанность по производственному контролю за соблюдением
санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий возложена на индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц Федеральным законом "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
(ст.32). Осуществление производственного контроля является обязательным
условием работы всех организаций - юридических лиц независимо от
организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей.

Порядок организации производственного контроля изложен в
санитарных правилах СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение
производственного контроля за соблюдением санитарных правил и
выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических)
мероприятий" (в ред. Изменений и дополнений № 1, утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 № 13) [1].

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель самостоятельно,
до начала осуществления деятельности, составляет программу (план)
производственного контроля (далее - программа). Программа составляется в
произвольной форме и должна включать следующие данные:

- перечень нормативных документов, в том числе официально изданных
санитарных правил в соответствии с осуществляемой деятельностью;


- перечень должностных лиц (работников), на которых возложены
функции по осуществлению производственного контроля;

- перечень объектов производственного контроля, а также химических
веществ, биологических, физических и иных факторов, представляющих
потенциальную опасность для человека и окружающей среды (контрольных
критических точек), в отношении которых необходима организация
лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых
осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и
испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных
исследований и испытаний). Основанием для выбора точек, в которых
осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания,
определения периодичности отбора проб и проведения исследований, перечня
химических веществ, биологических, физических и иных факторов, являются
санитарные правила, гигиенические нормативы, данные санитарно-
эпидемиологической оценки, нормативно-техническая документация на
выпускаемую продукцию.

- перечень должностей работников, подлежащих медицинским
осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;

- перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов
деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и
подлежащих санитарно - эпидемиологической оценке;

- мероприятия по обеспечению безопасности реализуемой и
вырабатываемой продукции, процесса выполнения работ, оказания услуг, в том
числе методы лабораторного контроля;

- перечень форм учета и отчетности, установленной действующим
законодательством по вопросам, связанным с осуществлением
производственного контроля;

- перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой
производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих
угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций,
при возникновении которых осуществляется информирование населения,
органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Разработанная программа утверждается руководителем организации,
индивидуальным предпринимателем, либо уполномоченными в установленном
порядке лицами.

При изменении требований санитарного законодательства, вида или
существенных изменениях деятельности (изменение нормативно-технических
документов, ассортимента вырабатываемой или реализуемой продукции,
оказание новых видов услуг; реконструкция, перепланировка, изменение
мощности предприятия и др.) в программу необходимо вносить
соответствующие изменения и дополнения.

Мероприятия по проведению производственного контроля
осуществляются юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, которые несут ответственность за его своевременность,
полноту и достоверность.

Для учета результатов производственного контроля следует вести
журнал регистрации результатов контроля, в котором указываются
мероприятия, выполненные ответственным лицом в рамках производственного
контроля, а также мероприятия по устранению выявленных нарушений
санитарного законодательства. Кроме того, должны оформляться журналы
учета, предусмотренные соответствующими санитарными нормами и
правилами.

Общее руководство и ответственность за состояние охраны труда
возлагаются на директора, который обязан:

1. Осуществлять руководство работой по охране труда, соблюдению законодательства о труде и по выполнению постановлений и распоряжений
вышестоящих организаций и директивных документов по вопросам охраны
труда;

2. Осуществлять руководство работой во всех подразделениях в строгом
соответствии с действующими положениями, правилами и нормами техники
безопасности и производственной санитарии;

3. Разрабатывать перспективные и текущие планы мероприятий по технике
безопасности и соглашения по охране труда, заключаемые с профсоюзными
органами;

4. Не допускать ввод в эксплуатацию помещение до полного его оборудования
и устройства санитарно-бытовых помещений, оснащенных вентиляцией,
отоплением, предусмотренными проектами и действующими нормами и
правилами, а также без приемки их соответствующей комиссией.

5. Обеспечивать необходимыми материально-техническими средствами для
выполнения мероприятий по технике безопасности и оздоровлению условий
труда;

6. Выполнять предписания органов государственного надзора, санитарно-
эпидемиологических служб, технической инспекции труда профсоюза
дальнейшему улучшению условий труда;

7. Обеспечивать нормальную работу и использование по назначению
санитарно-бытовых помещений, снабжать работников бесплатной
спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами в
соответствии с действующими нормами;

8. Организовывать своевременное обучение руководителей подразделений и
всех работающих правилам и нормам техники безопасности производственной
санитарии и трудовому законодательству, обеспечивать их инструкциями,
правилами, нормами и другой необходимой литературой, а также вести
широкую пропаганду безопасных приемов и методов труда;

9. Организовывать проведение медицинского осмотра рабочих и служащих в соответствии с существующим положением, назначать приказом по
объединению лиц, ответственных за состояние и безопасную эксплуатацию
зданий, подконтрольных органам Госгортехнадзора и Госэнергонадзора,
участвовать в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев на
производстве и обеспечивать выполнение мероприятий по их предупреждению;

10. Принимать меры по ликвидации причин травматизма и сообщать о
несчастных случаях в соответствии с действующим "Положением о
расследовании и учете несчастных случаев на производстве";

11. Привлекать к ответственности в установленном порядке лиц, нарушающих
трудовое законодательство, правила и нормы техники безопасности и
производственной санитарии или выполняющих приказы и другие директивные
документы об охране труда.

12. Периодически проводить собрания по вопросам охраны труда с анализом
причин производственного травматизма и заболеваний, разрабатывать меры по
их устранению.

Директор (администратор) обязан:

- осуществлять систематический контроль за безопасностью труда работающих, за своевременным и качественным проведением инструктажей в соответствии с ГОСТом;

- обеспечивать исправное состояние оборудования, аппаратов, инструмента,
надлежащее состояние рабочих мест, производственных помещений и мест
общего пользования, не загромождать доступы к пожарным кранам и
первичным средствам пожаротушения;

- осуществлять контроль за своевременной выдачей работающим положенной
им санитарно-гигиенической одежды, за своевременностью и качеством ее
стирки, чистки и ремонта;

- контролировать прохождение сотрудниками медицинских осмотров;

- выполнять требования контролирующих органов, обеспечивать устранение
выявленных при проверке нарушений норм и правил охраны труда;

- сообщать вышестоящему руководству о каждом несчастном случае, в течение
24 часов расследовать совместно с лицом, на которое возложены эти
обязанности, несчастный случай, выяснить его обстоятельства и причины, а
также определить мероприятия, предупреждающие повторение подобных
случаев.

Санитарно-бытовые помещения должны содержаться в чистоте и
периодически подвергаться дезинфекции в сроки, согласованные с органами
санитарного надзора.

Запрещается использование санитарно-бытовых помещений не по
назначению.

Требования к устройству, расположению, содержанию рабочих мест:

1. Оборудование должно быть размещено в соответствии с действующими
"Санитарными правилами по устройству, оборудованию и содержанию
торгового дома" и "Нормами технологического проектирования".

2. Установка дополнительного оборудования, не предусмотренного проектом,
допускается только с разрешения технической и санитарной инспекции;

Санитарные требования к содержанию:

1. Стены и потолки всех помещений должны быть гладкими, ровными,
удобными для очистки.

2. В торговом зале, подсобных помещениях для застилки полов
используется ковролин.

3. После окончания должна производиться тщательная влажная уборка.

4. Работники по уборке производственных помещений должны быть
обеспечены всем необходимым (пылесосом, содой, формалином,
моющими средствами).

5. К проведению генеральной уборки и санитарного дня привлекается весь
персонал. В помещениях обметается пыль со стеллажей, витрин, стен и
потолков, моются люстры и плафоны настенных светильников,
радиаторы отопления, окна и двери.

Требования к электробезопасности.

Электроснабжение помещения по степени обеспечения надежности
относится ко П-Ш категории с оборудованием электропитания на напряжении
380\220 в соответственно по двум или одному фидеру.

К работе с электроаппаратурой и электроинструментами допускаются
лица, прошедшие инструктаж и обучение безопасным методам труда, проверку
знаний правил безопасности и инструкции в соответствии с занимаемой
должностью применительно к выполняемой работе.

Электроаппаратура и электроинструмент должны соответствовать
ГОСТу.

Контроль за сохранностью и исправностью электроинструмента и
переносных электрических светильников должен осуществляться лицом,
специально уполномоченным на это.

Пожарная безопасность

Здание торгового дома относится ко II степени огнестойкости.
Пожарная безопасность регламентируется ГОСТами.

Ответственное лицо несет полную ответственность за выполнение
инструкций и правил пожарной безопасности.

Ответственное лицо периодически, не реже одного раза в год, проводит
инструктаж по пожарной безопасности для всего персонала с личной подписью
в журнале.

Весь личный состав торгового дома обязан безоговорочно выполнять
требования по обеспечению пожарной безопасности и не реже одного раза в
три месяца принимать участие в генеральной уборке рабочих мест и всех
помещений.

Ответственное лицо составляет противопожарный расчет из наиболее
подготовленных мастеров и лиц обслуживающего персонала и организуют
учебу с ними. Список лиц пожарного расчета с распределением их
обязанностей при возникновении пожара вывешивается на видном месте.

Все поступающие на работу лица должны быть проинструктированы о
мерах пожарной безопасности. Первичный инструктаж проводится
одновременно с оформлением на работу с началом работы по специальности,
вторичный инструктаж проводит на рабочем месте лицо, ответственное за
пожарную безопасность.

Противопожарный инструктаж (первичный и вторичный) должен быть
четким, кратким и содержать:

- ознакомление вновь поступающих работников с противопожарным
режимом, установленным в парикмахерской;

- ознакомление с возможными причинами возникновения пожара и
действиями при его обнаружении на рабочем месте.

Проведение инструктажа должно сопровождаться ознакомлением с
правилами и приемами пользования первичными средствами пожаротушения.

На основе данных Правил должны быть разработаны инструкции о
мерах пожарной безопасности с учетом производства.

Инструкции по пожарной безопасности должны предусматривать:

- специальные мероприятия для отдельных процессов, несоблюдение
которых может вызвать загорание;

- порядок и место хранения пожароопасных веществ и материалов;
- места, где запрещается курение и применение открытого огня, а также место,
где курение разрешено;

- порядок содержания средств пожаротушения, пожарной связи и
сигнализации, их нахождение, порядок подачи звуковых сигналов и телефон
пожарной охраны. Должны быть указаны лица, ответственные за содержание и
исправность средств пожаротушения и сигнализации;

- порядок сбора, хранения и удаления (уничтожения) пожароопасных
материалов, их отходов;

- способы применения первичных средств пожаротушения;

- поведение и обязанности работников мебельного торгового дома в
случае возникновения пожара (разграничение обязанностей по оповещению о
пожаре, тушению очагов пожара, эвакуации людей и материальных ценностей).

Заведующий или лицо, ответственное за пожарную безопасность,
обязаны:

- не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

- разъяснять подчиненному персоналу правила пожарной безопасности и
порядок действия в случае пожара;

- следить за соблюдением противопожарного режима всеми сотрудниками, а
также за своевременным выполнением предложенных противопожарных
мероприятий;

- следить, чтобы перед сдачей смены или окончанием работы проводилась
тщательная уборка помещений и рабочих мест, а водопровод, газ и
электричество были включены (кроме дежурного освещения);

- следить за исправностью приборов отопления, вентиляции, электроприборов и электропроводки; принимать безотлагательные меры к устранению
неисправностей;

- следить за соблюдением правил пожарной безопасности при эксплуатации
печного отопления и др. обогревательных приборов;

- назначать лиц, ответственных за топку печей и эксплуатацию других
обогревательных приборов;

- организовывать добровольную пожарную дружину и принимать меры по ее
обучению;

- обеспечивать исправное содержание и постоянную готовность к действию
имеющихся средств пожаротушения, а также средств пожарной связи и
сигнализации;

- при загорании, до прибытия пожарной команды, принимать меры по
ликвидации пожара;

- иметь подробный план расстановки сотрудников во время тушения пожара,
порядка и очередности эвакуации людей и материальных ценностей и
ознакомить с ним всех сотрудников парикмахерской.

Соблюдение Правил пожарной безопасности является обязанностью
всех сотрудников парикмахерской.

В помещениях мебельного торгового дома запрещается хранить
легковоспламеняющиеся вещества вблизи отопительных печей и приборов
отопления.

Не разрешается пользоваться электроплиткой для обогрева помещения.
Курить и пользоваться открытым огнем следует только в отведенном
для этого месте.

Запрещается использовать в качестве абажуров салфетки, ткань, бумагу
и прочие горючие материалы без специальных каркасов, исключающих
соприкосновение электроламп с абажуром.

Запрещается складывать на батареи отопления и печи вату, белье и
другие материалы.

Использование нагревательных приборов без огнестойких подставок
(кафель, асбест и т.д.) запрещается.

При первых признаках пожара - задымлении, запахе гари - необходимо
вызвать пожарную команду по телефону или средством пожарной
сигнализации и принять меры к ликвидации очага пожара своими силами.

При появлении запаха газа необходимо вызвать пожарную команду,
принять меры к проветриванию помещения. При этом запрещается курить,
включать и выключать электроприборы, пользоваться открытым огнем.

Лицо, уходящее из помещения мебельного торгового дома последним,
должно оставить запись в журнале о выполнении противопожарных правил.

Требования к средствам пожаротушения.

Каждое помещение должно быть обеспечено огнетушителями,
пожарным инвентарем (ведра пожарные, ткань асбестовая, ящики с песком,

пожарные стенды) и пожарными инструментами (ломы, ножницы для резки
решеток и др.).

Все средства пожаротушения должны находиться на видных местах,
загромождать доступ к ним запрещается.

Пожарный инвентарь и первичные средства пожаротушения,
находящиеся в помещении мебельного торгового дома, передаются под
ответственность администратора. Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных, производственных и др.целей, не связанных с пожаротушением, категорически запрещается.

Весь пожарный инвентарь и средства пожаротушения должны
периодически проверяться и испытываться с занесением результатов проверки
и испытаний в журнал.

Порядок действия администрации при ликвидации пожаров.

При возникновении пожара действия администрации должны быть
направлены в первую очередь на обеспечение безопасности и эвакуации людей.

Работник, обнаруживший пожар или загорание, обязан:

-немедленно сообщить об этом в городскую охрану;
-приступить к тушению очага пожара имеющимися в торговом доме, на складе
или на рабочем месте средствами пожаротушения;

-вызвать к месту пожара заведующего или другое должностное лицо.
Заведующий или другое должностное лицо, прибывшее к месту пожара, обязан:

-проверить, вызвана ли пожарная команда;

-поставить в известность о пожаре руководство вышестоящей
организации;

-выделить для встречи пожарных лицо, знающее расположение
подъездных путей и водоисточников;

-проверить включение и работу автоматической (стационарной)
системы пожаротушения;

-удалить из помещения за пределы опасной зоны всех работников, не,
занятых ликвидацией пожара;

-в случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их
спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства;

-при необходимости вызвать газоспасательную, медицинскую и другие
службы;

 


 

 

Проектная часть

 

 

 

 

 

          ДП спец. 080502.65 ШИФР З.6.03.1009
         
Изм Лист № документа Подпись Дата
Разраб. Зайцев К. Ю.     Проектная часть Лит. Лист Листов
Провер. Гарбузов В. Ф.          
Н. контр.       СПбГУСЭ ЭОП
Утвердил Ялунер Е. В.    

 


 

 







Date: 2016-07-18; view: 377; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.122 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию