Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики раннего обучения детей игре на фортепиано.





Основная тенденция современного начального фортепианного музыкального образования состоит в усилении внимания фортепианных педагогов к важности слухового развития ребенка, и как следствие этого появляются различные методики раннего обучения детей. Это связано, прежде всего, с новыми исследованиями врачей и психологов, которые доказали, что ребенок в своем развитии проходит несколько так называемых критических периодов. Эти периоды характеризуются высокой степенью восприимчивости и ярко выраженной пластичностью мозга. Эти периоды получили названия – импрессинг. Несвоевременное начало занятий, пропущенный критический период – это и есть та основная причина, в силу которой редко реализовываются природные задатки детей. Трехлетний ребенок ещё не является сформированной личностью, в отличие от пятилетнего, и раннее начало обучения музыке является эффективным средством развития психической и интеллектуальной сферы, средством активации высших функций мозга. Именно на трехлетний возраст и падает первый мощный критический период импрессинга, а раннее музыкальное обучение обладает мощным воздействием благодаря особой роли в созревании мозга именно движений, связанных с кистью руки.

До недавних пор считалось, что представительство различных сенсорных участков в коре головного мозга в течение всей жизни человека остается неизменным. Однако современными исследованиями доказано, что архитектура мозга модифицируется у каждого ребенка по-своему и это зависит от их эксплуатации. Каждый ребенок воспитывается в разных условиях воздействия среды и архитектура мозга у каждого своя. Раннее начало обучения музыкой имеет ряд преимуществ. Пианистический аппарат значительно податливее, навыки координации легко формируются и закрепляются, так как ещё не окончательно сформирована костно-мышечная система. Музыкальное развитие также воздействует на психические недуги, ошибки в воспитании, помогает скорректировать дефекты и слабые стороны, а главное является мощным стимулом развития интеллекта детей. Для детей леворуких, наприаер, это способ развития его правой руки. Проверить, левша ли ребенок очень просто, достаточно попросить его разбежаться и прыгнуть. У левши толчковая нога всегда левая. Детям с речевыми расстройствами развитие навыка пения и сольфеджирования помогает нормализации дыхания, расслабляет их мышцы и повышает концентрацию внимания. Кроме того, существует ещё ряд преимуществ этого возраста – пластичность мышц и модифицирующиеся навыки координации, Они более легко осваиваются и закрепляются именно в трехлетнем возрасте. Когда же можно начинать занятия музыкой с детьми? Основным показателем является речевая готовность, что является показателем общего развития ребенка.

Многие педагоги пришли к выводу, что учить начинающих учеников одной игре просто невозможно – необходима комплексная методика воспитания, которая должна включать множество компонентов – гимнастику, физическую и дыхательную, погружение в мир музыки, обучение нотной грамоте и теории, сочинение и импровизацию.

Особенностью всех ранних методик обучения является предигровой, подготовительный период. Длительность его зависит от уровня музыкального восприятия, от интеллектуального и физического развития ребенка. Иногда это 2-3 недели, а иногда надо ждать и год, два. Обычно дети, обучающиеся по такой методике, приступают к игре на инструменте, зная очень много, но существуют несколько условий обязательных для педагога. Первое. Ребенок может перейти к игре на клавиатуре, только тогда, когда он на ней свободно ориентируется. Когда нотный текст он слышит, то есть произошло слияние слуха и зрения, сольфеджирует и благодаря специальным упражнениям, достигнут тот необходимый тонус мышц, который необходим для игры. Второе. Традиционный способ и подход к выучиванию семи звуков звукоряда архаичен и неправилен.

7.

Звукоряд должен возникать потом, позже как гамма. Третье. Знакомство с нотами должно начинаться не на бумаге, а на клавиатуре. Процесс обучения превращается в увлекательную игру, причем самое трудное бывает закончить урок и увести ребенка с урока. Используется при этом много игрушек, картинок и карточек.

Для работы с маленькими детьми необходимы опорные образы-символы. /Смотри подробно метод Юдовиной-Гальпериной./ Игра на инструменте – это всегда очень сильное эмоциональное воздействие на мозг и связана с включением всех систем – зрения, слуха, осязания. Поэтому остановимся подробнее на каждой.

Зрение. Прежде всего, надо обратить внимание на то, нет ли у ребенка сужения переферического поля зрения. Проверяется это просто – не поворачивает ли ребенок голову при нахождении глазами предмета – мяча, игрушки или просто руки. Нам очень важен не только горизонтальный охват клавиатуры, но и вертикальный. Именно поэтому так важно начинать обучение с черных клавиш, так как именно они служат ориентиром для вертикального зрения. Необходимо учитывать, что глаза маленького ребенка различают мелкие предметы только на расстоянии 30-35 см., а нотный пюпитр находится на расстоянии 50 см. Именно поэтому нужны крупные ноты. Ещё одна особенность зрения связана с фиксацией. Обратите внимание на руки ученика, когда он на них не смотрит, они всегда гораздо более естественны и пластичны и требование игры вслепую, на которое обращали внимание ещё педагоги 17 века, вам станет понятным. Поэтому игры в темноте, концерты при свечах, игра, закрыв руку платочком, просто прикрыв клавиатуру, приносят такую пользу детям.

В основу многих методик обучения этого возраста положена система цвето-музыкальных представлении Исаака Ньютона. До-красный, ре – фиолетовый, ми-синий, фа-голубой, соль-зеленый, ля-жёлтый, си-оранжевый. Но восприятие цвета очень индивидуально и, кроме того, дети в возрасте от трех до пяти не различают голубой и синий, фиксируя ясно, только красный, синий, желтый и зеленый. Поэтому в некоторых методиках используются другие цвета.

Слух. Мы знаем, что музыкальный слух включает несколько компонентов – звуковысотный, полифонический, гармонический, темброво-динамический и внутренний слух. Бывает ещё и вокальный, его отсутствие часто компенсирует внутренний. Что влияет на формирование гармонического слуха – прежде всего мажоро-минорная система. Поэтому понятия мажор-минор так важны уже в самом начале. Звуковысотный слух развивает сольфеджирование. Но гармонический слух и чтение взглядом нотного текста является основным для развития так необходимого для нас внутреннего слуха. Связь между зрением и слухом чрезвычайно важна, если она отсутствует, то беглое чтение с листа становится невозможным и сильно тормозит развитие ученика.

Осязание. Учеными выявлено, что каждый участок кожи имеет свое представительство в коре головного мозга, и даже различаются по размерам. Подушечки пальцев отличаются наибольшим представительством. Слух музыканта тесно связан с осязанием, и тактильная чувствительность индивидуальна.

Все методики раннего развития детей имеют раздел, связанный с ритмическими движениями под музыку, да и просто физические и дыхательные элементы физкультуры. Тело человека состоит из 639 мышц, в ходьбе участвуют 400, сколько же занято при игре на инструменте? Нам так необходимы мышцы опорно-двигательные, крупные мышцы спины, шеи, ног, мелкие мышцы рук, сгибатели-разгибатели. Любые нарушения приводят к сбою работы всех этих звеньев. Проверить это у ребенка не просто. Присмотритесь, как он ходит, сидит, бегает, можно просто свести лопатки к центру и если складка кожи образовалась равная, то это показывает вам на отсутствие сколиоза. Гимнастикой можно снять спазмы и откорректировать осанку. Более того, следить за этим необходимо на всем протяжении развития и обучения ребенка. Многие педагоги обратили внимание, что начало занятий с использования мелких мышц рук приводит к зажатости пианистического аппарата, и начинают обучение с развития крупных мышц, что имеет ряд безусловных преимуществ. Дыхательные упражнения, обычно это чередование различных по продолжительности вдохов и выдохов с участием рук или без них описаны в различной литературе довольно подробно.

Практика показывает, что часто дело не профессиональной непригодности того или иного ребенка, а в неправильных рабочих приемах педагогов. Человеческая природа несовершенна. Часто мы видим, как музыкальный талант сочетается с плохим физическим развитием ребенка. Педагог, форсирующий и выходящий за эти границы поставленные природой, часто наносит

8.

огромный вред своему ученику. Основная опасность часто скрывается уже в скрытых напряжениях при первом извлечении звука.

Наибольшую популярность среди методик раннего обучения и проблемами раннего развития в двадцатом веке получила система обучения венгерского педагога Зольтана Кодаи. Методика Зольтана Кодаи базируется на релятивной, то есть относительной системе Фриды Либенштейн. Ее школа под названием - Первоначальное обучение на фортепиано - вышла ещё в 1927 году и привлекла внимание педагогов к проблеме воспитания музыкального слуха, к освоению мажоро-минорной системы, когда дети начинают не с освоения нотной грамоты, а с освоения игры в различных тональностях по особой релятивной системе сольмизации. Именно этот принцип и лёг в основу системы Зольтана Кодаи, которая была внедрена в музыкальное образование всей Венгрии в общеобразовательных школах.

Другая методика раннего обучения детей связана с именем Карла Орфа. Её исходныйтезис стремление активизировать музицирование учеников путем импровизации и создания набросков собственной музыки. Техника игры на инструментах, по мнению Орфа, очень сложна и эмоционально сковывает ученика, для этого создаются специальные инструменты для коллективного музицирования. Причем, музыка должна быть связана с жестом, пантомимой, словом, танцем. Её нужно самому создавать и быть не столько её слушателем, сколько участником.

Очень большое распространение получила во второй половине 20 века система японского педагога Шиничи Сузуки. Основная его идея заключается в том, что усвоение речи ребенка идет от матери, так же, по его мнению, ребенок должен усвоить и музыкальную речь. Вторым главным компонентам обучения автор считает прослушивание дисков с записью той музыки, которую ребенок должен играть и множество различных форм музицирования детей вместе с родителями. См. подробнее в вопросе о школах.

 

Date: 2016-07-18; view: 2590; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию