Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дама с собачкой» (1899). Последнее прозаическое произв. Чехова о любви.





Происходит постепенное «расфутляривание» человека, обретение им истинного смысла жизни. С курортного романа начинается настоящая любовь. Гурову чувство возвращает утерянную духовность. Полюбив, начинает осознавать красоту окруж. мира. Например, когда они сидели на скамейке, “подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. И эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”. Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”! Чехов снижает образ героини, не идеализирует — это самая обыкновенная женщина. Любовь — реальное чувство к реальному человеку; такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека. В финале будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, “что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. Самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь. И лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем, оставаясь равнодушным, совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через годы. • Две жизни Гурова: внешняя (брак, быт, служба, чтение газет; устойчивая жизнь, подобная окружающим) и внутренняя (Анна Сергеевна «по вечерам глядела на него из книжного шкафа, из камина, из угла, он слышал её дыхание…»).

Пьеса «Вишнёвый сад» (1903) Чехов: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»

Новаторство: основополож. «новой драмы». Нет ключевого события, мало внешних событий. «Бессюжетность». Выносятся за сцену главные события. Изображает в драмах повседневность, быт, само течение жизни. Отказ от внешней интриги, конфликт изнач. не разрешим – стержнем действия стан. внутр. конфликт. Отсутствует четкое деление на + и – персонажей, главных и второстепенных. Смысмлы слов размыты. Важен подтекст. Герои не слышат друг друга. Система персонажей. • Представители уход. эпохи: Любовь Андреевна Раневская (не может спасти то, что ей дорого; непрактична, мечтательна; «Хороший она человек. Лёгкий, простой человек» - Лопахин), Леонид Андреевич Гаев, Варя, Фирс. • Молодое поколение (стремятся к неопределенному «прекрасному» будущему): Петя Трофимов (прозорлив, но переходит на пустой пафос: «Мы выше любви!»; больше говоит, чем делает; «Да, я облезлый барин, и горжусь этим!»), Аня.Ермолай Алексеевич Лопахин – герой-деятель, энергичный, активный, реалист-прагматик. «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен» (Петя). Не способен понять ценность сада. «Ермолай, битый, малограмотный Ермолай… купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете». Своим трудом выбился из «мужиков» в богачи».

Мотивы: неизменность героев, кажд. говорит об одном и том же. Жизнь же вокруг меняется. Детство – идиллия, утрач. рай. Все куда-то спешат, живут в ожидании 22 августа – дня торгов. Мотив разрушения: Епиходов что-то ломает, Дуняша разбивает блюдечко, Раневская роняет кошелек. Всё обречено на разрушение. Непонимание – герои не слышат друг друга. Мотив смерти.

Вишневый сад – комп. центр пьесы. Это: символ жизни, детства, красоты, счастья, прошлого России, обреч. на гибель.

«Вдруг раздался отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный».

И. А. Бунин.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915)

Имеет притчевый характер. Герой – господин из Сан-Франциско – не имеет ни имени, ни фамилии, ни истории. Массовый буржуазный человек. Модель современной буржуазной цивилизации воплощается в образе парохода. Название его «Атлантида» указывает на конец мира. События происходят среди океана, символ. неупорядоченную стихию. Насыщенность символами сближает рассказ с произв. символистов. Достигнут высокий «уровень реальности». На смерти героя повеств. не заканчивается – его смерть лишь фрагмент неостановимого течения жизни. В финале – всё та же «Атлантида», в трюме которой лежит труп. Со скал Гибралтара за пароходом наблюдает дьявол. Смерть выступает в роли глав. разоблачителя лжи и порока целой цивилизации. Герои не только не чувствуют величия и красоты жизни и смерти, у них действительно значительное – ничтожное, а мелкое – неподобающе важное. (Черта поэтики Бунина – сближение высокого и низкого и т.п.)

Хронотоп: в действит. героя события соответств. календарю, вписаны в географ. путешествие. Всё точно. Нерушимый порядок жизни вносит мотив искусственности. В действ. «живой жизни» импульсы жизни ощущ. персонажами. Стихия её, невед. герою, служит контрастом его миру. В ней нет графиков и маршрутов. В автор. точке видения время расшир.до тысячелетий, пространство – до «синих звёзд неба». Жанр – новелла. Смерть героя переводит произв. из плана быта в план бытия.

Новелла «Чистый понедельник» (1944)

Пафос бунинского мира – это ценность Единичного при ценности Единого. Прелесть конкретного, ценность единичного, неповторимость индивидуального включены в космический контекст. Повествование от первого лица. Образ героини воспринимается через 2 сознания: героя-участника и дистанцированное сознание повествователя. Мировоззрение героя после событий другое – изображая себя в 1912 году, повествователь прибегает к иронии, вскрывая свою ограниченность в восприятии любимой. Тональность рассказа говорит о внутр. зрелости и глубине повествователя.

Образ глав. героини: нет имени, просто – Она. Противоречивая натура. Образованная, утонченная, умная. Кажется какой-то отстраненной от окруж: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом» При этом она умеет наслаждаться жизнью, получает удовольствие от чтения, вкусной еды. Не может найти себя. Накануне «чистого понедельника» герою открывается, что девушка глубоко религиозна. Это не формальная религиозность: «Это не религиозность. Я не знаю что…». В пн героиня уезжает, а позже в письме сообщает о намерении принять постриг.

Хронотоп: картина России 1910-х годов противопост. Руси древней, вековой, настоящей, напоминающей о себе в храмах, обрядах: «И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Максим Горький (Алексей Пешков)

Рассказ «Старуха Изергиль» (1895) Раннее (романтическое) творч-во писателя. Воспоминания о Бессарабии. Поднята тема сильной личности и ставится философ. проблема: каким должен быть человек?

Трёхступенчатая композиция. Раскрывает идею: от эгоиста лары через гедонизм Изергиль – к альтруисту Данко. Единство повеств. придаёт рамочный сюжет, «рассказ в рассказе». Сюжеты объединены идейно и художественно типом сильной личности и темами свободы. Рассказы Изергиль мотивированы: легенда о Ларе – мелькнувшей в степи тенью, история о любовных приключениях – пением, легенда о Данко – появлением в степи голубых огоньков. Два рассказчика: автор-повествователь (выступает с раздумьями, размышлениями, оценками) и старуха Изергиль.

Образ Лары: сын женщины и орла («глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»). Гордый, презрительный, эгоистичный. Изгнан из племени, имя означ. «отверженный». Убивает красивую девушку за то, что та оттолкнула его. Индивидуалистическая философия Ларры: желает только брать, но ничего не давать взамен («Разве вы пользуетесь только своим?») Наказание для Лары – его же свобода. «Это страшное наказание!... Наказание ему – в нём самом! Пустите его, пусть он будет свободен». В ответ он сначала смеётся, но жизнь невыносима: он хочет умереть.

Образ Данко: красивый и смелый юноша. Берется вывести своё племя из леса на свободу. «В очах его светилось много силы и живого огня». В пути люди ропщут на него и хотят убить. «Данко посмотрел на тех, ради которых он понёс труд, и увидел, что они – как звери!» Но любовь к людям превыше всего. Он вырывает горящее сердце и освещает им путь. Когда он выводит людей, все забывают о нем. Данко умирает, и «только один осторожный человек заметил это, и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»

Данко и Ларра – герой и антигерой. Сильные личности, соотносимые со сверхчеловеком Ницше. осознание человеческой слабость вызывает у Данко желание помочь, а у лары – чувство собств. исключительности.

Образ Изергиль: на фоне легенд рассказ старухи о своей жизни тоже звучит легендарно. Изергиль, живущая страстями, воплощает тип сильной личности в реальности. Ценит свободу, никогда не была рабой. Восхищается подвигами: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Пьеса, социально-философская драма «На дне» (1902)

Тематика и проблематика: правда о жизни социальных низов показана с беспощадностью. Показан трагизм судеб «бывших людей». Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась…», слесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету!». В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы автор подчеркивает из безнравственность. В пьесе ставятся филосф. проблемы разобщенности, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.

Гл. герои: Лука. Странник лет 60-ти, «с палкой в руке, с котомкой за плечами». Прошлое неизвестно, возмож. проблемы с законом. Лука поучает, шутит, утешает. Речь доброжелательно и афористична. «Любить – живых надо… живых…». «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо!». «Во что веришь, то и есть…», «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…», «Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Герои о Луке. Сатин: «Для многих был… как мякиш для беззубых», «Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал», «Он – умница!», Клещ: «Правды он… не любил, старик-то». Лука разбудил в ночлежниках всё самое хорошее, но потом исчез.

Сатин. Имя – Константин. Когда-то был телеграфистом и образован, теперь шулер и алкоголик. Отсидел в тюрьме за убийство «из-за родной сестры». Ни во что не верит, считает себя мертвым, ему не чуждо сострадание. Клещ: «Ты умеешь не обижать». В монологах Сатина выраж. автор. позиция: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!»

Конфликт: две «правды» в пьесе. Лука (утешительная ложь) и Сатин («Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»)

 

Александр Александрович Блок. Поэма «Двенадцать» (1918)

Сюжет: отряд из 12-ти человек идёт по ночным заснеженным улицам революционного Петрограда. Готовы на всё. «…и идут без имени святого/ Все двенадцать – вдаль./ Ко всему готовы,/ Ничего не жаль». На лихаче несутся Ванька с Катькой. Катьку убивают, Ванька сбегает. Убийца девушки Петька, кот. когда-то её любил, мучается угрызениями совести, но тов. его осуждают: «Не такое нынче время,/ Чтобы нянчиться с тобой!». Отряд встречает шелудивого пса и пытаются его отогнать, впереди видят чей-то образ, стреляют в него. Идут дальше: «Позади – голодный пёс <…> Впереди – Иисус Христос»

Поэма имеет стройную кольцевую композицию. Все главы попарно симметричны. пространство в поэме: Вселенная – город – движение отряда – внутри отряда – внутренний мир Петра. Затем наоборот.

Герои: названы по именам только двое – Андрюха и Петруха – остальные безымянны. Отряд – как разбойники, стреляют, убивают, грозят грабежами: «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!», «Али руки не в крови/ Из-за Катькиной любви?», похожи на уголовников. Революция дает возможность осущ. личной мести под прикрытием классовой ненависти. Однако число человек отряда совпадает с числом первых учеников Христа. Убийцы, но просят благословения: «мировой пожар в крови –/ Господи, благослови!». Готовы отдать за революцию жизнь.

Образ Христа. Финал неоднозначен. «...Впереди – с кровавым флагом,/ И за вьюгой невидим,/ И от пули невредим,/ нежной поступью надвьюжной,/ Снежной россыпью жемчужной,/ В белом венчике из роз –/ Впереди – Иисус Христос». Трактовка: • появление Христа – залог человечности в людях, подтвержд. – совесть Петьки. Христос – символ обновления. • Иисус освящает действия красногвардейцев. Символ бунтарской стихии, указывает путь в новый мир. • Берёт на себя грех за убийц. Идёт как на Голгофу. • Герои стреляют в Христа – расстреливают будущее. • Блок относ. к Христу неоднозначно, сомневался, но в итоге написал: «А всё-таки Христа я никому не отдам».

Символика: ветер, метель, вьюга – бесовское начало, стихия, неподвластная человеку, революция. Старый пёс – символ старого мира. «И старый мир, как пёс безродный». Перекрёсток – место выбора – или нехорошее место.

Язык поэмы: «голос улицы». песни, плясовые, марши, романсы, молитву, лозунги, штампы.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Date: 2016-07-18; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию