Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 г) Герои. Генералы. Паразиты, привыкшие жить чужим трудом. Глупы до абсурда, бессердечны, высокомерны, наглы, беспомощны. Привыкли всё получать в готовом виде. В критич. условиях готовы съесть друг друга, заботятся только о собств. благосостоянии. Не способны ценить чужой труд – мужик «развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералом пришло даже на мысль: ʺНе дать ли и тунеядцу частичку?ʺ». Мужик (народ). Сильный, умный, трудолюбивый, умелый, может сделать всё, способен выжить везде. «Громаднейший мужичина». Сумел даже смастерить лодку и доставить генералов в Петербург». Ирония: сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам, терпит обращение к себе, как к рабу, не способен на бунт, готов сам себя заковать в кандалы. Мизерную плату за свой труд считает справедливой. СХВ: аллегория (отнош. генералов и мужика – отнош. власти и народа), гипербола, фантастика (генералы «очутились на необитаемом острове»), ирония, гротеск («генерал… откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил»). Отличия от народных сказок: гипербола переходит в гротеск и абсурд, положит. герой высмеивается, смешение стилей речи. Форма сказочная, а содержание общ.-политическое.
Сказка «Дикий помещик» (1869 г) Образ помещика (российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев): глупый, после исчезновения крестьян деградирует «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные». Помещик – безвольное и глупое сущ-во, ни на что не способное без крестьянской поддержки. Чтобы вернуть к прилич. жизни, его изловили, изловивши, «высморкали, вымыли и обстригли ногти». Отличия от сказки: злая сатира, сарказм, смешение категорий добра и зла, уподобление человека животному (а не наоборот), в центре – отрицательный персонаж. СХВ: гипербола, гротеск, абсурд. «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Фантастическое: моментальное исполнение желаний, одичание помещика, летящие и роящиеся мужики. Реальное: угнетение крестьян, занятия помещика (игра в карты, приглашения в гости), налоги, подати, штрафы. Фантаст. помогает раскрыть все пороки реальности. Сказка «Премудрый пескарь» (1883 г.) Пескарь – образ запуганного обывателя, который живёт для себя, или даже существует. За сто лет пескарь не только ничего не сделал, но даже ни разу радости не почувствовал. «Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный. Жил под девизом: «Надо так прожить, чтобы никто не заметил». Считает, что лучше «не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться». Не имел семьи. Лишь под конец понял, что если бы все так жили, то «пискарий род давно перевелся бы!». Жил по завету отца: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» Основной приём – аллегория. Совмещение пространств: автор нарочно переплетает пространства: рыба попадает в реалии земной жизни (пескарь «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»). -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (1866 г) Две стороны теории Раскольникова: а) «Наполеоновская». деление людей на 2 типа: обыкновенных («Тварь дрожащая») и необыкновенных, кот. позволено переступать через жизни обыкн. б) «Мессианская» - одна смерти ради тысяч спасенных. истоки преступления: а) социальные (крайняя нищета, желание помочь матери и сестре, закончить образование; сострадание и желание помочь «униженным и оскорбленным»). б) философские (деление человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих»; разрешение крови «по совести» с целью осчастливить человечество; свобода и власть). в) психологические (душевные муки и поиск выхода из тупика, уязвленная гордость, желание испытать себя. Композиция: две части, в первой – преступление, во второй – наказание (действие преступления на душу героя). Сны Раскольникова. Сон о разбитой кляче - снится до совершения преступления. Сон о повторном убийстве старухи – бессилие героя. Сон о трихинах – философский итог романа. Намечен путь к спасению – отказ от теории. Двойники Раскольникова: студент в распивочной (озвучивает мысли Раскольникова, но для него идея абстрактна), Петр Петрович Лужин («экономическая теория» личной выгоды – опошленная и сниженная до быт. уровня теория Родиона. «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и людей можно будет резать»), Аркадий Иванович Свидригайлов (живёт по принципу вседозволенности, переступил через жизни жены, лакея Фильки, девочки-самоубийцы; предупреждение Раскольникову о возможной судьбе - ощущение пустоты, скуки, непричастности к миру, оторванности от людей и самоубийство в итоге), Порфирий Петрович (обвиняет, но понимает) и Соня Мармеладова (переступила через свою жизнь ради родных; от помешательства удерживает вера). Тема «маленького человека» у Достоевского: обладает сложной и противоречивой душой, не идеализирован, показан не только сочувственно, но и критически; имеет свою идеологию, обладает гордостью, амбициозностью, а потому обидчив. Это: Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня Мармеладова, пьяная девушка на площади, голодные дети на улице. Философия Мармеладова: «…бедность не порок, это истина… Но нищета… - порок-с В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». «Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» Соня Мармеладова. Заботится о других, жертвует собой ради семьи, кроткая, верующая. Функции в романе: оппонент Раскольникова, голос его совести: «Это человек-то вошь!». Указывает Родиону путь к спасению (предлагает целовать землю на перекрестке и вслух сознаться «Я убил!»). Сопровождает Раскольникова на каторге: «…за тобой пойду, всюду пойду!». Любовь Сони, её преданность, не требующая ничего взамен, готовность переносить муки воскрешают Раскольникова. Хронотоп: Действие происходит в Петербурге. Узкие улочки, серые, грязные. Город построен на болоте, там невозможно жить летом из-за вони и испарений. «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…». Жара – атмосфера преступления. Время одухотворено и может то растягиваться, то сжиматься. С момента «пробы» и до признания проходит около 2-х недель. Герой чаще всего находится на порогах, в прихожих, коридорах, площадках, лестницах, мостах.
Date: 2016-07-18; view: 619; Нарушение авторских прав |