Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения.
Тема поэта и поэзии, поэта и толпы: «Нет, я не Байрон, я другой…» Сравнение своей судьбы с английским поэтом. Незаменимость человеч. и поэт. признания поэта («…кто/ Толпе мои расскажет думы?/ Я – или Бог – или никто!»). «Смерть поэта» - соед. черты элегии и сатиры. Судьба Пушкина осмысл. как судьба поэта. Комп.: в первой строфе романт. образ поэта. 2-ая строфа – «убийца». След. часть – реминисценция на пушкинское творчество. Антитезы – невозможн. понимания между поэтом и светом. В закл. – обвинение («надменные потомки известной подлостью прославленных отцов»). «Поэт». Образ боевого кинжала, который превратился в игрушку. Образ поэта, чья судьба подобна судьбе кинжала. Если раньше голос его звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных», то сейчас поэты отреклись от борьбы. «Пророк» - гонимый людьми гений. Трагическое непонимание людьми свободной творч. личности. Темы одиночества, смысла жизни: «Выхожу один я на дорогу» (1841 г, за неск. дней до дуэли) – итог творч-ву, выходит в открытый мир с бесконечной дорогой. Герой ищет высшей свободы, которая не требует бунта, протеста – подразум. гармонию с природой и полноту жизни. «Нищий» - черствость, бездушие людей. «И скучно и грустно» - печальная, одинокая душа поэта. Усталость, тоска. Жизнь – «пустая и глупая шутка». «Три пальмы» - вопрос нужно ли покоряться судьбе? - В пользу исканий и борьбы. Пальмы ропщут на Бога: «без пользы в пустыне росли и цвели мы», за что наказаны – «пали без жизни питомцы столетий». «Тучи» - несвобода лир. героя. «Парус» - лир. герой страдает от разлада с окруж. миром и с самим собой. Тема любви: «Из-под таинственной, холодной полумаски» - сосред. на жен. образе («пленительные глазки», «лукавые уста»). «Нет, не тебя так пылко я люблю …» - восприятие любви и возлюбленной как замены иного, абсолютного чувства. В возлюбл. герой видит черты идеальной любимой: «Я говорю с подругой юных дней,/ В твоих четах ищу черты другие,/ В устах живых уста давно немые,/ В глазах огонь угаснувших очей». «Нищий» - трагич. любовь. Тема любви к родине: «Родина». Противопост. своего патриотизма – официальному. Контраст официальной великой России («слава, купленная кровью») с Россией с безбрежными степями, с «печальными» деревнями, с пьяными мужичками. Тема анализа совр. общества: «Как часто, пёстрою толпою окружён…» - контраст надменных людей «большого света» и безмятежного мира юности. Романт. приём «погружения» в воспом. Финал – протест против бездушного света. «Дума» - изобр. поколение, как внутренне опустошенное. «Печально я гляжу на наше поколенье!/ Его грядущее – иль пусто, иль темно»
Н.В. Гоголь. Реалист. обществ. комедия «Ревизор». (1835г.) Осн. прием – сатира. Гротескное чиновничество. В Ревизоре собрано в кучу «всё дурное в России» Оригинальность композиции: начинается сразу с завязки («Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»). Кольцевая. В финале «оканчивается драма и сменяет её онемевшая мимика». Герои: Иван Александрович Хлестаков – «тоненький, худенький», «без царя в голове». Никого не обманывает, плывёт по течению. Глуп и необразован. Хлестаковщина – многознач. понятие, обознач. душевную пустоту, эгоизм, инфантильность, фантазерство, приспособленчество, манерность. Герой о себе: «Я везде, везде». Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий. Чиновник, глав. мошенник, улаж. пробл. с помощью денег. Солиден, серьёзен, неглуп. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ. «Смотритель училищ протухнул насквозь луком». Чинопочитатель.»и души нет, и язык как в грязь звякнул» перед чином выше. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья. «волнодумец», так как прочел 5-6 книг, любитель псовой охоты – в суд. дела не смотрит. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений – услужлив, суетлив, доносчик и плут. Полицейские: Свистунов (берёт взятки, ворйет серебряные ложки) и Держиморда («для порядка всем ставит фонари под глазами»). Осип, слуга Хлестакова – «умнее своего барина». Трезвый ум, народная смекалка. Образ уездного города: образ всей России в целом. Все слои населения. Запечатлел все характ. черты общ. отнош. времени. Смех – единственный положит. герой в комедии. Смех над всей русс. действит. «Чему смеётесь? – Над собою смеётесь!..» Конфликт. Глубокое противоречие между занятиями чиновников и представлениями об общ. благе. Беззаконие, казнокрадство, взяточничество. Страх не даёт чиновникам различить ложь Хлестакова. Проблематика в том, что люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Социальный и нравственный упадок общества. Писатель призывает зрителей и читателей заглянуть в душу. • «Немая сцена» (полторы минуты) – гл. узел, где развязывается всё содержание пьесы; как бы символ нравственной расплаты за действия чиновников, настигнувшая справедливость. Новаторство: общественный конфликт на первом плане; отказ от любовного конфликта; главный герой не присутствует ни в завязке, ни в кульминации, ни в развязке. основа действия – социальные начала. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Петербургская» повесть «Шинель» (1842г) 2 части: история с шинелью (шинель – вечная идея героя: мир его – это бездушный мир чинов и денег) и «фантастическое окончание» (утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния). Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник, мелкий бедный чиновник, типичен, его смерть ничего не меняет. «Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват», имеет обыкновение «совсем не оканчивать фразы», живёт службой, смиренный и безропотный, вынослив. Тип «маленького человека». Отказ от житейский благ роднит его со святым. Конфликт в том, что у героя отнимают его единственное достояние. Если герой убог духовно, то в сцене с ограблением его страдания возвышаются – «на него обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира». Хронотоп: Петербург – пространство бюрократического автоматизма. Враг героя – северный питерский мороз. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Поэма «Мёртвые души». (Значимость лирического начала) Эпос: широкий охват действительности, много действ. лиц, сюжетность. Лирика: лир. отступления (оценка поступков героев, размышления о смысле жизни, о судьбе России, о тайнах творчества), яркие описания природы. Тематика и проблематика: куда идёт страна? Энциклопедическое исследование всех насущных проблем: состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянств, их отнош. с народом; судьбы народа и родины; что есть человек, в чем смысл жизни. Павел Иванович Чичиков. приобретатель-авантюрист, сюжетообразующий персонаж. Цель – накопление капитала. Деликатен, своеобразен, имеет историю. Манилов – тип праздного мечтателя. Хозяйство его в упадке, сам он пошл и пуст; слащавость речи, необразованность. Коробочка – накопительница; в её образе «дубинноголовость», упрямство, закостенелость, ограниченность. Бережлива, недоверчива, скудоумна. Ноздрев («совать нос не в своё дело») – «разбитной малый», кутила; главная страсть – нагадить ближнему. тип человека, который несмотря на «благородную наружность» «нагадит так, как простой коллежский регистратор». Собакевич, походит на медведя. Груб, прямолинеен, неприветлив. Все предметы его будто говорили: «И я тоже Собакевич!». Тип «кулака». Плюшкин – мелочный и подозрительный; характер дан в развитии. Предметы вокруг носят отпечаток гнилости, упадка, разложения. Всё пропадает. Предел падения человека – «прореха на человечества» • Мотив дороги. Бричка Чичикова, въезжающая в город, символ. путь, по кот. устремилась Русь. В конце – образ птицы-тройки (символ России). «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?» Повесть о капитане Копейкине – вставная новелла. Связана композиц. с историей Чичикова – версия того, кем тот может быть. Антитеза: «подлец» Чичиков и честный Копейкин. Одна из целей – желание указать на бездушие чиновников. - ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Date: 2016-07-18; view: 266; Нарушение авторских прав |