Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика самостоятельной работы учеников по специнструменту.Обучение игре на инструменте – процесс весьма сложный и не однозначный. Важную, а порой определяющую роль играют самостоятельны занятия, их целенаправленность и эффективность, знание выработанных опытом приёмов, раскрытие заложенных природой способностей. Урок по специальности является центральным в целостном процессе общения ученика с инструментом. Фактически С.Р. начинается во многом на уроке, урок затем подводит её определённые итоги. Д.Ойстрах считал, что умение продуктивно работать самостоятельно – талант, который может быть развит, обогащён при внимании к нему педагога. Самостоятельность ученика – один из показателей педагогического мастерства учителя. Г.Нейгауз писал: «Я твёрдо убеждён, что умение работать самостоятельно надо воспитывать с детства. Сознание ученика должно быть на уровне его «практических действий», поэтому с первых шагов надо приучать его понимать, что он играет». Педагог по специальности должен давать ученику весь комплекс знаний, необходимых для изучения того или иного произведения. Понятно – для этого он должен быть знающим, всесторонне культурным музыкантом. Максимальная эффективность самостоятельных занятий в основном зависит от таких компонентов как: систематичность, план занятий, но самое главное – их качественность. То, что касается систематичности. Важно не только иметь ежедневные многочасовые занятия на инструменте, но и определить наиболее оптимальное время для эффективной работы, присущее тому или иному нервному типу, и именно на него переносить основной объём занятий. Задача преподавателя, в этом смысле, объяснить и подготовить ученика к знанию того, что систематичность занятий требует проявления определённых волевых усилий и настойчивости. Известно – наиболее продуктивные самостоятельные занятия – запланированные. Составляя план занятий следует учесть объём поставленных исполнительских задач, распределение материала по времени и порядок чередования. Не должно быть ни одного движения, ни одной ноты, без ясного представления, зачем это делается. Прежде всего в самостоятельных занятиях «необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Играющие большей частью этого различия не понимают и вместо работы просто сидят за инструментом и музицируют, а это величайшая ошибка, с которой необходимо вести борьбу». (А.Б.Гондельвейзер) Также важно, чтобы все занятия на инструменте заканчивались анализом того, какие качественные улучшения произошли в игре, каким методом это было достигнуто и какие недоработки и недостатки надо решить в следующий раз. Итак, занятия на инструменте должны быть максимально осознанными. Все элементы работы осмысленны и усвоены сознательно. Поэтому максимально эффективны занятия в состоянии эмоционального подъёма, творческого настроения, хорошего физиологического и психического состояния. Словами Н.Метнера: «Утомлённый слух так же, как и утомлённые пальцы, не может контролировать звук и вообще не только не способен работать, но вызывает общее раздражение и тошноту к работе». К сожалению сознательность действий – удел не многих. Однако занятия примут более высокую результативность при участии интеллекта (тоже нуждается в развитии). Знание стиля, характера, смысла музыкального произведения позволяет добиваться наилучшего исполнительского результата, максимального воплощения музыкальной идеи. Некачественный конечный результат занятий многих обучающихся во многом является ещё и следствием того, что они не умеют, возможно не хотят, но, скорее всего, просто не обучены анализировать сам процесс занятий и его результат. Вопрос качества занятий можно обозначить как первостепенный. Проблема в том, что занимаясь самостоятельно, ученик зачастую делает это механически, бездумно повторяя учебный материал, тем самым приобретая и закрепляя вредные навыки. Необходимо в С.Р. обратить внимание на такие явления как: мобильность, активность, энергия. Вырабатывать умение создавать дома психологическое ощущение игры на эстраде. Развивать внимание, сосредоточенность, концентрацию, способность поддерживать оптимальный психический и физический тонус. Каждодневным элементом самостоятельных занятий на инструменте должно стать чтение нот с листа. Необходимо постоянно тренироваться в чтении нот, постепенно усложняя тексты и задачи в них. Также обязательно систематическое повторение пройденных произведений для накопления материала. Самостоятельность ученика может и должна проявиться в выборе репертуара. Таким образом появляются возможности ознакомления с большим количеством исполнительского материала, формирования художественного вкуса. Высшим уровнем профессиональной состоятельности можно назвать умение заниматься без инструмента.
|