Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика изучения музыкального произведения в классе специнструмента
Принципы работы над музыкальным произведением значительно отличаются от принципов изучения технологического материала. Изучение муз. материала – работа по воспитанию художественного мышления, формированию артиста-интерпретатора, ибо воздействие произведения на исполнителя огромно. Я.Хейфец: «Если в раннем возрасте я работал над сочинением, то теперь оно работает надо мной». Недопустимо использовать художественное произведение для разрешения технологических проблем, овладения тем или иным видом техники. Выбор произведения должен быть осуществлён с учётом достигнутого уровня мастерства исполнителя, развитие его мышления. Прежде чем начать работу над художественным произведением следует знать следующее: - При изучении муз.произведения требуется разделить понятия «нотная запись» и «художественный текст» сочинения. Если рассматривать собственно авторский письменный текст, то он не всегда полон (особенно музыка доклассического периода: Не расшифрованы мелизматика и цифрованный бас); нотный текст не фиксирует многого из задуманного композитором (он основа на которую наслаивается живая звучащая ткань, рождающаяся под руками исполнителей). Таким образом, нотный текст – своеобразная модель, рассчитанная на творчество исполнителя и расскрывающаяся в спектре различных трактовок. Исполнитель – преобразователь авторского нотного текста. - В ходе ознакомления с муз.произведением необходимо разграничивать два процесса. Музыкальное представление, (слышание внутренним слухом) и процесс озвучивания слышимого. Надобно знать, что некий звуковой «идеал» сочинения далеко не всегда может быть воплощён в реальном исполнительском процессе. Следовательно исполнитель имеет дело как бы с двумя различными планами сочинения. - Если рассматривать худ.произведение с точки зрения смысловой структуры, то можно выделить три слоя: «текст» (Выражен в авторской записи и исторически сложившихся исполнительских традициях. Включает всё, что связано с ним – черновики, наброски, варианты, высказывания самого автора о трактовке и образном содержании); Понятие «подтекст» широко употребляется в музыковедении. (В него входят структуры образной драматургии сочинения, формы, направленные на пробуждение у слушателя различных ассоциаций в сочетании с личностным опытом исполнителя). Понятие «надтекст» включает уровни высших структур мышления, в которых концентрируется мироотношение и эстетические позиции композитора и исполнителя, художественные концепции мира и человека. Исполнитель всегда в определённой степени трансформирует нотную запись. Э.Ансерме писал: «Никогда не играют то, что написано, но и никогда не следует играть ничего, что ни соответствовало бы музыкальному смыслу текста». На практике существуют три близких, но не идентичных музыкальных образа: авторский (полученный в итоге творческого процесса композиции); исполнительский (творческая реализация музыканта-исполнителя); слушательский.
10. «Инструктивный» материал, его роль в процессе обучения игре на музыкальном инструменте Возможна ли выработка профессиональной виртуозной техники без специального музыкального материала («Музыкальной инквизиции»)? Следует помнить, что до начала 19 века основой обучения игре на муз. инструменте был художественный материал. Но затем количество инструктивного материала стало лавинообразно нарастать (совершенствовались инструменты, усложнялся исполнительский материал и т.д.), обозначился путь «от техники к музыке». Следствием рационалистического подхода к искусству стало ложное заключение, что только путь от простого к сложному, то есть поступенность в овладении навыками гарантирует успех. Однако прогрессивная педагогическая практика подтверждает, что воспитание высокой культуры игровых движений вовсе не нуждается в чрезмерной их детализации и механических схемах, которые можно увидеть в некоторых технических нотных сборниках. (Мнение: в процессе воспитания музыканта возможны скачки; этот мат-л отвлекает от работы над худ-м материалом; он отнимает время, энергию часто приводит к профес-м заболеваниям). На тему надобности инструктивного материала существует много разных мнений. (Чрезмерное кол-во – вред, техника как самоцель – формализм, «ремесло». При этом Я.Хейфец, С.Рихтер и др. с удовольствием им занимались). Психологи установили закономерность: при исполнении чисто технического задания практически невозможно задействовать наиболее важные творческие механизмы человека, особенно фантазию. Тем не менее, рассмотрим, что есть инструктивный материал? Зачем он нужен? Речь идёт о вспомогательном исполн. материале: упражнениях, гаммах, этюдах. Мнение: подобный материал нужен, так как воспитание технических навыков есть необходимая предпосылка успешного решения исполнительских задач. Работа над техникой это: последовательное накопление и планомерное развитие основных приёмов игры, их разнообразных сочетаний и видоизменений; овладение определёнными приёмами (навыками), необходимыми при изучении конкретного произведения. Отношение к принципу постепенности и последовательности накопления навыков как к основе систематических занятий. Смысл работы над упражнениями: максимально конкретная работа над технич. проблемой - достижение звучащей выразительной техники, работа над беглостью и кантиленой. Максимальное расчленение задач. Гаммы – ладовые последовательности звуков, признанный многими тренировочный материал (цель и задачи: укрепление чувства тональности; достижение ровности падения и пальцев; развитие управляемой пальцевой беглости, пассажной техники; совершенствование приёмов звукоизвлечения). Но формальное, механическое изучение неэффективно. Польза, когда видна связь с худ. материалом. Этюды. Выбор этюдов должен соответствовать исполнительским задачам каждого периода обучения. Необходимо отбирать наиболее ценные и технически разнообразные этюды. Типы этюдов: мелодический, технический, художественный. Возможность замены этюдов пьесами виртуозного склада. Штриховое, метро-ритмическое, фактурное варьирование этюда в целях его всестороннего использования. Значение «больших» этюдов для развития выдержки в преодолении трудностей. Распределение времени на инструктивный материал в зависимости от периода обучения и этапа работы над материалом.
11. Приёмы воспитание художественного вкуса и творческой инициативы в классе специнструмента Если ребёнок сам пришёл в музыкальную школу (даже случайно), то у него есть 2 мотивации: музыкальная (личные особенности восприятия и мышления ребёнка); игровая (сам процесс). Однако у педагога всегда мотивация другая: научить, воспитать, подготовить. И, поскольку у педагога всегда лимит времени, важно помнить, что музыкальное развитие и постижение технологии игры должны быть слиты в один процесс. Основная задача обучения – формирование и развитие образно-ассоциативного мышления ребёнка, воспитание его художественного вкуса (Поэтому плохо когда педагог мало разговаривает с ребёнком, не учит его анализировать, думать). Также важно помнить о том, что все дети личности и к каждому нужен индивидуальный подход. В работе по воспитанию художественного вкуса и творческой инициативы следует обратить внимание на следующее: - Круг художественно-эстетических впечатлений должен быть чрезвычайно широк. Важен правильный подбор программы, с сочетанием элементов разных видов искусств: музыка, танец, рисунок, проза; разных видов творчества: пение, музицирование. - Развитие музыкального мышления и художественного вкуса. (Начинается с обсуждения и прочтения – можно голосом – непосредственно музыкального текста, а именно: муз. фразы, темы сочинения, мелодии). Затем обсуждение характера исполняемого произведения: мужественный, драматичный, лиричный, импульсивный, робкий и т.д. В процессе работы надобно пробовать исполнять один и тот же муз. материал по разному. С более взрослыми детьми подражать разным исполнителям, с последующим обсуждением достоинств и недостатков исполнения. - Развитие творческого отношения к исполнительству в целом и отдельным музыкантам-профессионалам. (Кто и как играет, что можно лучше, почему и что нужно поправить?). - Развитие творческих качеств и интерпретаторского начала. Здесь же истоки импровизации, сочинения, транспонирования. Развитию творческих качеств весьма способствуют: участие в коллективном музицировании, регулярные сценические выступления, регулярное посещение концертных и выставочных залов, участие в конкурсах и концертах (в любом качестве), и т.д..
Date: 2016-07-05; view: 367; Нарушение авторских прав |