Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогические основы применения наглядности, ТСО и компьютеров в обучении.⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Одним из важнейших условий оптимизации учебного процесса является использование наглядных и технических средств обучения. Они помогают на всех стадиях обучения успешно развивать мышление детей, активизировать их творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, и, в целом, способствовать более эффективному обучению и воспитанию молодежи. По назначению технические средства обучения подразделяются на информационные, контролирующие и обучающие. К информационным - относятся аудиовизуальные, т.е. слухозрительные технические средства обучения, такие, как: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая проекция, лингофонное оборудование и др. С помощью информационных средств обучающимся предъявляется учебная информация, а также усиливается её наглядность. Аудивизуальные средства используются как при групповом обучении, так и индивидуальном. Контролирующие технические средства предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Обучающие технические средства предназначены для индивидуализации процесса обучения. Дидактические возможности обучающих машин определяются степенью совершенства заложенных в них обучающих программ. В основе использования наглядности и технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полного и точного представления об изучаемых вопросах. Для восприятия очень важно то, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Но основную информацию обучаемые получают с помощью сигналов, воспринимаемых слуховыми анализаторами. Отсюда следует, что зрительный анализатор обладает значительными потенциальными резервами для увеличения ввода с его помощью обучающей информации. Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные, и, наконец, слухо Вые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой и эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению и абстрагированию. Для правильной оценки эффективности применения экранных средств важно знать психологические особенности их восприятия. Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку фильма как источника информации, а с другой, - возможность учащегося усваивать передаваемую информацию с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Сложную и очень объемную информацию превышающую возможность детского восприятия учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. С точки зрения психологии восприятия и воздействия на детей экранно-звуковые средства следует оценивать также и, как инструмент управляющий вниманием. На экране управление вниманием осуществляется выделением главного изображения средствами динамики, композицией кадра и монтажной сменой планов. Наконец кино и телевидение не только управляет вниманием, но и усиливает возможности видения человека. Киноглаз зорче глаза человека и он может заметить то, что недоступно человеку. С помощью наглядных пособий и технических средств можно привлечь богатые возможности выразительных средств различных видов искусств (изобразительного, кинемотографа, театрального, телевидения и др. с помощью которых легче достичь учебной цели. Особое место в технических средствах обучения занимают компьютеры. Они обладают огромными возможностями, как в передаче информации, так и в выполнении функций обучения и контроля. Психологические основы их применения во многом аналогичны применению технических средств. Вместе с тем к использованию компьютерных систем предъявляются свои специфические требования. Первая группа требований связана с отбором и характером рекомендуемого к освоению материала, определяющего предметно-содержательную основу учебной среды. В связи с тем, что компьютерная предметная среда представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую в себя весь набор имеющихся возможностей для построения модели объекта требования этой группы включают: - выявление и описание области знания; - определение логико-предметного контекста; - определение типа знаковых средств; - определение и описание системы учебных и конкретно-практических задач; - обеспечение доступности изучаемого материала, но в то же время недопущения его узнавания в результате проб и ошибок Выполнение этих требований позволяет обеспечивать единство логико-психологической основы конкретного учебного предмета или его раздела. Вторая группа требований касается операционального обеспечения учебных действий учащихся, а также режимов обмена действиями между пользователем и ЭВМ. В неё входят такие требования, как: - планирование действий и операций на ЭВМ должно исходить из структуры объекта; - соблюдение последовательности действий; - возврат к исходным действиям; - обеспечение выбора между дискретным и непрерывным режимами; - трансформации объектов на экране; - обеспечение возможности оперативно представлять содержание и результат действия;; - обеспечение фиксирования каждой операции и др. Третья группа требований относится к организационному обеспечению учебной среды, состоящей из передачи способов взаимодействия учителя и учащихся (индивидуально-групповое, межгрупповое, внутригрупповое), расположение участников и т.п. И, наконец, особая группа требований связана с обеспечением правильного контроля в процессе функционирования компьютерных систем обучения. Такие системы должны обеспечивать: - самоконтроль для учащихся; - оперативный сбор информации о процессе выполнения учебных действий; - представление этой информации на мониторе. Date: 2016-11-17; view: 292; Нарушение авторских прав |