Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебная группа как субъект совместной деятельности. Пихологическая структура группы. Роль лидерства и организованности группы в успешности деятельности.
Детерминантой развития личности ребенка и подростка является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее значимой для него группой. Чем содержательнее и привлекательнее для ребенка деятельность группы, тем ее воспитательное воздействие на него сильнее. То есть, развитие группы выступает и фактором развития личности. Детская группа проходит в своем становлении определенные этапы. По мере включения детей в различные виды игровой, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности и расширения сфер их взаимодействия как внутри группы, так и вне ее, группа начинает функционировать не просто как детская группа, а как качественно новое образование - субъект деятельности и общения. Она превращается в детский воспитывающий коллектив, обладающий возможностями усиливать эффективность воспитательного воздействия. Субъектность группы - это социально психологическая характеристика, определяющая группу как носителя активности, способной действовать целенаправленно на ее членов и на преобразование окружающей действительности. Субъектность группы выступает в различных аспектах, и зависит от тех целей, во имя чего она была сформирована. Так, если группа сложилась для того, чтобы в ней дети вместе проводили время, общались, играли и т.д., то она выступает как субъект общения и познания. Если же группа создана для того, чтобы осуществлять учебную деятельность, то в данном случае субъектность группы может выступать как субъект учебно-познавательной деятельности. Названные компоненты субъектности группы выступают как единое целое в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности между собой. Вместе с тем уровень развития того или иного компонента может быть различным. Например, если в учебной группе преобладают цели ее основной деятельности, во имя чего она была создана, то группа выступает как субъект учебной деятельности. Если же в ней завышается роль общения, а учебная деятельность уходит на второй план, то группа превращается в субъект общения, что в конечном итоге отрицательно сказывается как на уровне развития группы в целом, так и на каждом ее члене в отдельности. Для того чтобы детская группа превратилась в субъект деятельности и воспитательного воздействия, необходимы следующие условия: 1. Группа должна четко определить предмет и цель своей коллективной деятельности. Наличие этих компонентов предполагает предвосхищение результата деятельности, определение способов организации внутригрупповой активности и специфики межличностного взаимодействия, форм контроля действий отдельных индивидов и группы в целом. 2. Группа должна обладать высоким уровнем сплоченности или ценностно-ориентационного единства. В качестве показателя групповой сплоченности выступает степень совпадения мнений, оценок, установок, позиций членов группы по отношению к предмету деятельности. Высокая степень групповой сплоченности создается не в результате коммуникативной практики группы, а является следствием активной совместной групповой деятельности, имеющей общественно полезный характер. 3. Деятельность группы должна быть опосредована единым ценностным содержанием предмета совместной деятельности, что в социальной психологии определяется как предметно-ценностное единство группы (А.И. Донцов) Предметно - ценностное единство группы не является случайным совпадением индивидуальных ценностных устремлений. Оно проявляется в ориентации на законы и нормы объективных общественных отношений, которые в процессе взаимодействия детей друг с другом становятся тем самым законами и нормами деятельности составляющих коллектив индивидов. Группа, согласно исследований Л.И. Уманского, А.С. Чернышёва и др. имеет свою психологическую структуру. В ней выделяют три блока: 1) общественный блок» с подструктурами сорциальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельнсоти; 2) «личностный» блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания, входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельнсоти; 3) блок общих качеств – интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интра(внутри)групповая активность, интер(внешне)групповая активность Опираясь на понимание структуры группы, разработана система диагностической оценки уровня развития детских групп, которая широко ис пользуется в школьной практике. Для того, чтобы определить уровень развития группы, берутся за основу структурные компоненты учебной группы, которые можно изучать и измерять. Такими параметрами (компонентами) группы являются: 1) направленность активности группы; 2) организационное единство, 3) интеллектуальная активность; 4) психологический климат; 5) волевое единство; 6) эффективность деятельности группы. Для того чтобы учебная группа достигла высокого уровня развития социально-психологической зрелости, определяемого понятием «коллектив» она должна пройти следующие стадии развития: уровень развития диффузной группы, уровень развития группы-ассоциации и группы-кооперации. По результатам исследования строится профиль группы, даётся количественная и качественная характеристика и делается вывод об уровне развития детской группы как субъекта деятельности. Важнейшим фактором формирования личности ребенка, включенного в межличностные отношения, является деятельностное опосредование, выступающее как стимулирующий признак коллектива. Основными опосредующими факторами межличностных отношений выступают: - форма организации совместной деятельности детей. Чем выше степень совместимости деятельности детей в группе, тем рельефнее проявляются отношения взаимной согласованности, сотрудничества; - мотивация совместной деятельности детей, выступающая в виде отрицательного или положительного побуждения, стимулирования-наказания или награды членов группы за успехи и неудачи совместной деятельности; - содержательные характеристики совместной деятельности, т.е. то ради чего, во имя каких ценностей она совершается. По форме организации совместную деятельность подразделяют: на регламентированную и нерегламентированную. Регламентированная совместная деятельность -это деятельность детей в детских садах, школах, временных детских коллективах по самообслуживанию, выполнению посильных форм общественно-полезного труда, продуктивной совместной деятельности, представляющей собой творческую активность в художественно-изобразительной, технической и конструктивной жизнедеятельности общества. Все виды регламентированной деятельности в значительной степени задаются, контролируются и оцениваются взрослыми. Нерегламентированная совместная деятельность - это творчество самих детей. К ней относят игровую деятельность и СА модеятельную организацию сферы досуга и общения. Основными признаками совместной деятельности являются: - единство всех членов группы по месту, времени и действию; - совпадение индивидуальных целей с групповой целью, либо групповая цель становится целью каждого члена группы; - наличие связей, взаимозависимости в процессе деятельности; - наличие совместных переживаний, благодаря которым в детской группе особой силы достигают социально- психологические эффекты подражания взрослым и сверстникам, уподобление себя им и их себе. Совместная деятельность обладает своей динамикой. В своём развитии она проходит несколько этапов. Первый этап - младенчество. В озникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый-ребенок» Вторая стадия - ранний дошкольный возраст Деятельность детей в группе образует лишь формальное единство по месту, времени и действию. Это стадия предсотрудничества со сверстниками. Третья стадия развития совместной деятельности - средний дошкольный возраст Появляются предпосылки к совместным действиям в виде сотрудничества, в объединении детей на основе взаимного интереса к игре, в появлении избирательного отношения симпатий-антипатий. Четвертая стадия развития - старший дошкольный и младший школьный возраст. П оявляются «играющие коллективы», в которых существует общность требований, согласованность действий, единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре. Пятая стадия приходится на подростковый возраст. Формирующаяся деятельность в этом возрасте приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели деятельности, выработки ее плана, общей расстановки сил и предвосхищении ее результатов. Шестая стадия - юношеский возраст. Повышается социальная значимость целей и содержания совместной деятельности, расширяется кругозор юношей и девушек, потребность в самовыражении. В совместной деятельности важное значение имеют проявления лидерства тем или иным школьником. Под лидерством понимается степень влияния личности - члена группы – на группу в целом. Лидирующая личность всегда занимает активную жизненную позицию, она авторитетна для членов группы, с ней они идентифицируются. Существует много видов лидерства: лидер организатор, лидер-эрудит, лидер – умелец и др. Лидер в школьной может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. В одном случае они могут выполнять организующую роль, в другом – дезорганизующую. Через лидерство, как подчёркивал Л.И. Уманский, срабатывает один из механизмов самовыражения, самоопределения, раскрытия оргигинальности и творческих потенциалов личности и прежде всего это происходит в группе высокой социально-психологической зрелости. Date: 2016-11-17; view: 293; Нарушение авторских прав |