Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогические основы дифференциации обучения. Индивидуальный, личностный и деятельностный подходы в обучении и воспитании.
Каждый человек неповторим. Неповторимость психики человека определяется особенностями развития потребностей и способностей, которые формируются в деятельности и общении с другими людьми носителями той или иной культуры, и обозначается понятием индивидуальность. Проблема индивидуальных различий очень сложна. Известно, что дети в одном и том же классе очень сильно отличаются друг от друга. Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека выступают способности. Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Психическое развитие ребенка не возможно без развития его способностей. Индивидуальные различия определяются и многими другими особенностями. Они зависят от темперамента, характера, особенностей функционирования познавательной сферы (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения), эмоционально-волевых особенностей. Чтобы успешно управлять развитием ребенка необходимо учитывать эти различия. Это предполагает индивидуальный подход к учащимся (т.е. учет их дифференциально-психологических различий: памяти, внимания, тех или иных способностей и др.), выявление того, чем данный ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим строить воспитательную работу. Индивидуальный подход необходим в двух отношениях: во-первых, он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей; во-вторых без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было расчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяется не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком. Особенно большое значение индивидуальный подход имеет при перевоспитании, т.е. в случаях, когда приходится формировать не только новые положительные свойства, но и преодолевать уже имеющиеся негативные. Когда индивидуальные особенности не учитываются в обучении и воспитании, более способные задерживаются в своем умст венном развитии: у них снижается познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, у них могут сформироваться такие отрицательные качества как лень, безответственное отношение к учению и пр. Для осуществления индивидуального подхода, как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что индивидуальный подход – это лишь частный аспект более общего, личностного подхода к школьнику, строящегося на изучений условий и обстоятельств включенности детей и подростков в систему отношений с взрослыми, учителями и сверстниками. Необходимо знать как «вписывается» ребенок в классный коллектив, как определяется его место в иерархии межличностных отношений, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированного в коллектив или вообще не сумевшая в нем адаптироваться.. Отечественная психология исходит из того, что определяющим условием развития личности человека является его многоплановая деятельность в которую он включен. Только в деятельности ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему на новом уровне осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть, внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Личность ребенка развивается в специфической для него деятельности – игре, общении, учении, труде. Однако реальная жизнь ребенка не складывается механически из отдельных видов деятельности. Каждый возраст характеризуется не только определенным составом различный видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности на том или ином этапе. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия ведущих типов деятельности школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс. Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Одной из таких форм индивидуализации учебного процесса является дифференцированный подход, на принципе которого строится комплектование классов. Наиболее эффективными считаются следующие формы дифференциации. а) Межшкольная дифференциация в виде специализации школ (физико-математические, языковые, и т.д.) б) внутришкольная межклассная дифференциация с определенным уклоном (гуманитарные и т.д.) с преимущественным вниманием к определенной группе учебных предметов. в) создание на младшей ступени обучения классов выравнивания или коррекции. Недостаток: – к детям коррекционных классов относятся, как правило, оскорбительно; г) естественная дифференциация. Это стихийная дифференциация внутри ученических классов в зависимости от уровня способностей, темпа обучения, интересов. В этом случае необходимо строгое обеспечение учебного процесса через индивидуализацию обучения. В современном российском образовании существуют две основные тенденции, на первый взгляд противоположно направленные, но по существу неотъемлемые друг от друга. Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Стандарти зация образования - это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить единство так называемого образовательного пространства (внутри одной страны или группы стран, например стран СНГ). В различных национальных системах образования соотношение вариативности и стандартизации может быть различным; так, в РФ степень стандартизации более высокая, чем в США._Стандарты образования могут быть содержательно-целевыми (когда объектом стандартизации является ожидаемый результат образования независимо от институциональной формы образования: например, существует общеевропейская система уровней владения иностранным языком), программными (т.е. адаптированными к конкретной форме и этапу образования: например, программа по тому же иностранному языку для IX класса общеобразовательной школы) и стандартами контроля (стандартизованные средства проверки достигнутых на данном этапе результатов образования). Date: 2016-11-17; view: 251; Нарушение авторских прав |