Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы психологической помощи школьникам в личностном развитии





Личность – это социальное качество, которое начинает формироваться сразу же после рождения ребенка. Ребенок, включаясь в различные виды общественных отношений и деятельности, осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Опыт личности - это динамическая система устойчивых чувств, умений и знаний, возникающих в процессе жизни и деятельности. Усваивая общественно-исторический опыт, ребенок сначала под руководством взрослых, а затем, постигая его самостоятельно, приобретает знания, навыки и умения, необходимые для жизни в человеческом обществе. Опыт личности – это итоговая совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей во внутреннем психическом плане (С.Л. Рубинштейн). То есть ребенок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно вводит в систему своего поведения те нормы и стереотипы, которые приняты в данном обществе.

Чтобы ребенок эффективно развивался как личность, ему необходима помощь взрослых. Ему надо создать такие условия, в которых социальный опыт усваивался наиболее эффективно.

Главным условием формирования личности является включение ребенка в различные виды деятельности и общения. Причем такие виды деятельности, которые соответствовали его возрасту и в которых наиболее полно раскрывались возможности ребенка. Это вид деятельности определяются как ведущие.

В процессе управления развитием личности ребенка и оказанием ему всесторонней помощи используются, как правило, два способа воздействия: прямой и косвенный.

Прямой способ - основан на волевом давлении на психику ребенка. Данный способ является прямым ответом на конкретную ситуацию и предполагает вынесение логически обоснованного требования для решения вопроса: приказать, что нужно сделать, наказать и т.д. К наиболее распространенным видам прямого воздействия на человека

относят убеждение и внушение.

Убеждение - это механизм воздействия на сознание личности путем обращения к ее собственному критическому суждению. Убеждение базируется на логических доказательствах и предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Поэтому приемы, содержание и формы убеждения должны соответствовать уровню развития личности, к которому оно адресовано. На результативность убеждения вли­яет также авторитетность источника, доступность и убедительность информации, и многие другие факторы.

Убеждение применяется, как правило, там, где ведется после­довательная целенаправленная работа с людьми основанная на их уважении. Другим распространенным способом воздействия на людей является внушение.

Внушение – это психологическое воздействие на психику другого человека в первую очередь на его эмоциональную, бессознательную сферу, или группы людей, помимо, а иногда и против их воли. Механизм внушения базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию.

Внушение основано главным образом на авторитетности источ­ника информации. Если внушающий не авторитетен, то внушение как механизм воздействия не действует. Внушение носит только вербальный характер. Во внушении очень большую роль играет экспрессивный элемент и, прежде всего, интонация голоса, которая создает в глазах внушаемого убедительность, значительность слов.

Внушение как механизм воздействия широко применя­ется в воспитательной работе с детьми. Посредством внушения детям прививаются многие нормы и правила поведения, правила личной гиги­ены, отношения к труду.

Чтобы прямой способ воздействия оказался эффективным, от педагога требуется глубокое знание и учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, ситуации, в которой он применяется, характер требований и др. При неумелом его использовании могут возникнуть напряженные ситуации между ребенком и взрослым.

Косвенный способ - предполагает опосредованное воздействие. Оказывается не прямо, а через формирование потребностей, мотивов деятельности, интересов, отношений и т.п. Данный способ, в сравнении с первым, считается более эффективным, так как он не унижает чувство собственного достоинства ребенка.

Важным средством воздействия на развивающуюся личность ребенка служит психологически грамотная оценка. К данному виду воздействия на ребенка относятся: поощрение, наказанные, порицание,

замечание, похвала, одобрение и ряд других, как положительных, так и негативных оценок.

Мудрая, своевременная оценка даже незначительного достижения ребенка в процессе социальной реабилитации, является для него важным сигналом продвижения вперед, о благополучном самоутверждении в социально-ценном направлении..


На результаты самовоспитания существенно сказывается появление у ребенка идеала, к которому он стремится. Удачно или неудач­но выбранный идеал во многом определяется его самооценкой. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как: самокритичность, высокая требовательность к себе, настойчивость, уверенность в себе, а если само­оценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность, некри­тичность.

Самовоспитание - это высший уровень развития саморегуляции и самоуправления собой. По мере повышения степени осознанности, оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием и не только подкрепляет его, но и создает реальные предпосылки для более эффективного формирования личности.

Необходимыми компонентами самовоспитания, которые важно вырабатывать у ребенка, являются способность к самоанализу личностного развития, самоотчету и самоконтролю. Процесс самовоспитания начинается в подростковом возрасте. Но самому подростку организовать его бывает нелегко, он нуждается в помощи взрослого. Подростка необходимо научить основам самопознания, самораскрытия, самосовершенствования, помочь ему в овладении таки­ми приемами самовоспитания, как: самоприказ, самоодобрение и самовнушение.

Особенно важно для организации самовоспитания познание себя.

Самопознание - это одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана тем, что прежде чем начать себя изучать, ребенок должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, а затем уже применять их к самопознанию.

Самопознание начинается в раннем детстве Сопоставляя себя с другими людьми у ребенка появляется стремление себя изменить. С этого начинается его самосовершенствование и ребенку в этом надо помочь.

 

Важным условием в создании психологического комфорта во взаимоот

ношениях с ребенком, является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый, взаимодействуя с ребенком, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Она позволяет помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах.

Чтобы научиться психологически поддерживать ребенка, необхо5

димо изменить привычный стиль общения с детьми. Вместо того, чтобы в общении с ребенком обращать внимание на ошибки и плохое поведение, неудачи при выполнении заданий, нужно сосредотачиваться на позитивных сторонах его поступков, находить их и поощрять то, что делает ребенок.

Поддержать ребенка - значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Надо понимать роль психологической поддержки и знать, что, оказывая ее, можно и разочаровать ребенка. Например, постоян­ные упреки типа «ты мог бы сделать лучше» приводят его к выводу: «А зачем стараться, я никогда взрослого не удовлетворю».


Необходимо помнить, что существуют факторы, на первый взгляд безо­бидные, но они могут привести к разочарованию детей. Такими факторами, по мнению психологов, могут быть: завышение требований к ребенку со стороны родителей и других участников социально-реабилитационного процесса, соперничество братьев и сестер, чрез­мерные амбиции ребенка и др. Как поддержать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки» поддержки. Так типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости от взрослого, навязывание нереальных стан­дартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Они не создают у ребенка ощущения психологической защиты, а приводят к переживаниям и мешают нормальному развитию личности.

Для того, чтобы оказать ребенку психологическую под­держку, взрослый должен пользоваться такими словами и действиями, которые бы работали на развитие его «Я-концепции» и чувство полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация удовлетворенности тем, чего достиг ребенок; обучение ребенка справляться с различными задачами; употребление словосочетаний, снижающих напряжение, типа: «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчеркивание веры в силы и возможности ребенка.

Не рекомендуется, осуществляя психологическую поддержку, акцентировать внимание на прошлых ошибках и неудачах ребенка, так как они направлены не на поддержку, а против него. Они могут вызвать

у него чувство преследования и привести к конфликту с взрослым. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

- забыть о прошлых ошибках и неудачах ребенка;

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- если у ребенка что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его спо­собность в достижении успеха;

- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

- очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, придется изменить требо­вания, перейти на решение менее легких задач, но делать это необходимо. Такой подход может помочь ребенку решать те задачи, которые ему под силу. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать его нужность

Важнейшими формами оказания психологической помощи выступает также психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологический тренинг и психотерапевтическая помощь.

Психологическое консультирование – область практической психологии, связанная с оказанием помощи подросткам и старшим школьникам в виде советов и рекомендаций.

Психологический тренинг – это система целенаправленных воздействий, имеющих целью развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, необходимых для успешной самореализации в различных видах деятельности.

Коррекционная деятельность ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с исправлением недостатков развития психики и свойств личности, неадекватных форм поведения и самочувствия. Главная задача психологической коррекции – укрепление психического здоровья, обеспечение гармонического формирования личности Психотерапия – комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека, направленного на устранение болезненных отклонений и их излечение

 







Date: 2016-11-17; view: 233; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию