Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические основы управления познавательными процессами на уроке.





Основной формой организации учебной работы в школе является классно-урочная форма, которая возникла еще в ХУ1 в. Теоретические основы классно-урочной формы обучения заложены в трудах славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). При классно-урочной форме организации учебной работы учащиеся распределяются по классам, занятия в классах проводятся по единым учебным планам и программам. Каждый класс имеет постоянный состав учащихся, Учащиеся при успешном выполнении учебной программы ежегодно переводятся на следующий год обучения. Наличие постоянного состава учащихся в классе позволяет сформировать ученический коллектив высокого уровня развития, который благоприятно может влиять на развитие личности каждого учащегося. Урок является такой формой организации процесса обучения в классе, при которой учебные занятия проводятся по твердому расписанию; на каждом уроке выполняется определенная часть программы; занятия проводятся учителями со всем классом и при этом применяются различные методы обучения, предусматривающие выполнение учащимися общеклассных, групповых и индивидуальных работ. Отдельные уроки строятся таким образом, чтобы они в своей совокупности составляли систему уроков, объединенных общностью цели, целостностью и единством учебных программ, последовательностью и логикой развертывания учебного процесса.

В основе урока лежит познавательная деятельность учащихся и действия учителя, направленные на передачу детям знаний и формирование на их основе соответствующих навыков и умений. Учебная или учебно-познавательная деятельность – это особая форма социальной активности личности, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий. Главным в учебной деятельности является учение – цель которого – научение. Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью: усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учебная деятельность имеет свою структуру. Как и любая деятельность она включает в себя внешние действия (движения,

письмо, речь, различные измерения и т.п) и внтренние действия (перцептивные, мнемические, умственные, символические).

Перцептивные действия - связаны с восприятием окружающей действительности (рассматривание, слушание, наблюдение).

Символические действия (изображения, обозначения, высказывания)

Процессы запоминания реализуются путем специальных мнеми

ческих действий.

Мышление осуществляется посредством особых умственных действий, выполняемых человеком про себя (действия анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования)

Все эти действия обычно переплетаются. С учетом специфических особенностей учебной деятельности и строится процесс обучения. Например, используют такие методы как сообщение, показ. Им соответствуют такие способы обучения как слушание, чтение, наблюдение.

Любая деятельность порождается определенными мотивами и протекает в определенных условиях. Чтобы возникло учение в учебной ситуации, должны быть мотивы, движущие школьника к овладению определенными знаниями и умениями. Такие мотивы могут быть двух типов – внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся побудители такого типа, как: наказание, угроза, требование, ожидание будущих благ и др. Знания и умения в этих случаях служат средством для достижения других основных целей (избежание неприятного, удовлетворить честолюбие и т.д.) Сама цель – учение при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей.

К внутренним мотивам относятся такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели. Одно из центральных мест среди внутренних мотивов занимает познавательный интерес. В формировании мотивов учения играют многие факторы, но, прежде всего, содержание предмета, умело преподнесенное учителем, а также словесные подкрепления – оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Отрицательное отношение к учению может быть вызвано как субъективными, так и объективными причинами. К субъективным причинам относят: отсутствие соответствующей положительной мотивации, отсу4тствие успеха в деятельности. К объективным причинам – учебный материал не способствует развитию любознательности; приемы и методы, используемые учителем, не способствуют пробуждению активности и др.

Усвоить знания по какому-либо предмету – значит усвоить систему научных понятий – исторических, математических, искусствоведческих, психологических и др. Понятие – одна из логических форм мышления,


высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления. Чтобы школьник овладел знаниями и понятиями его надо обучать приемам самой умственной деятельности, с помощью которых достигается обнаружение, выделение и объединение существенных признаков изучаемых явлений и предметов (классификация, сопоставление, синтез, анализ и др.)

Результативность учебной деятельности зависит от уровня развития следующих познавательных процессов: 1, Внимания. Внимание, писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, есть та единственная дверь нашей души, через которую непременно проходит все, что есть в сознании: следовательно этой двери не может миновать ни одно слово учителя, иначе оно не войдет в душу ребенка. Главная задача учителя – постоянно поддерживать умственную активность учащихся. Внимание учащихся поддерживается четкой организацией всего урока, его логикой, темпом и т.д.

2. В усвоении учебного материала велика роль чувственного наглядного отражения – восприятия. Восприятие учебного материала – это отражение в голове ученика совокупности отдельных свойств и частей во взаимосвязи друг с другом. Успешность восприятия зависит от активной работы нескольких анализаторов (слухового, зрительного, двигательного и т.д.) А это в свою очередь достигается соблюдением дидактического принципа наглядности. С психологической точки зрения очень важно правильно организовать процесс наглядности (предметной, изобразительной, словесной, знако-символической). Важно развивать целенаправленное восприятие, превращать процесс восприятия в процесс наблюдения. Правильная организация восприятия материала во многом обеспечивает его понимание. Учителю важно самому продумать, как обеспечить процесс понимания материала. Поэтому нужен учет особенностей содержания учебного материала (теоретический, практический, абстрактный), степени его трудности, оснащения наглядно-иллюстративных средств и т.д.

3.Пониманию учебного материала во многом способствует создание правильных ярких образов воображения. Не случайно на уроках черчения в целях лучшего понимания мы создаем мысленно образ детали или какого-то другого объекта, а подчас и выражаем его в схеме, рисунке. Отсутствие образов или неверный образ может мешать пониманию

4. Полученная и переработанная с помощью мышления и воображения информация должна быть сохранена в памяти школьника, с тем, чтобы в любой момент можно было бы воспроизвести то, что нужно. Для правильной организации закрепления в памяти учебного материала не

обходимо знать: закономерности протекания процессов памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания, забывания; индивидуальные особенности памяти: приемы рационального запоминания. Запоминание завист от характера деятельности. Оно будет в том случае эффективнее, если будет происходить в активной деятельности.







Date: 2016-11-17; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию