Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общение, понятие, структура. Педагогическое общение как фактор успешности учебной деятельности и
Развития личности Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. В качестве знаков-средств общения выступают мимика, жесты, действия, слова. То есть, общение это не просто взаимодействие, а сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнеров по общению. Благодаря общению, человечество создает и передает от поколения к поколению общественный опыт, знания, формы культуры, традиции, нравы, обычаи, реализует свои потребности во взаимодействии с другими людьми. В общении раскрывается внутренний мир одного человека другому, его индивидуальные особенности, проявляется его характер, культура, интеллект. В результате общения с другими людьми человек становится личностью. В процессе общения у ребенка формируется активная речь, являющаяся основой для психического и личностного развития, он учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. У него формируются коммуникативные и другие качества личности, необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный мир. Общение в жизни человека выполняет различные функции. В наиболее распространенной классификации выделяют три его стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения - это обмен информацией между партнерами. Задача говорящих в процессе передачи информации – повлиять друг на друга, обогатиться знаниями, сведениями, которыми располагает партнер по общению, уточнить непонятное и т.п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации, представляющей интерес для общающихся людей. Интерактивная сторона общения характеризуется тем, что в ходе общения люди стремятся не только передать информацию, но и повлиять друг на друга. Данная задача реализуется партнерами по общению в процессе организации ими своеобразной совместной деятельности, основанной на межличностном взаимодействии. Каждый участник вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде вы
разительных жестов и это продолжается до тех пор, пока информация не будет понята партнерами по общению. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений. Основными механизмами познания другого человека выступает идентификация (уподобление) и рефлексия. В ходе восприятия и межличностного познания могут возникать эффекты, искажающие поступающую информацию - эффект первичности, эффект новизны, эффект ореола и др. Эти явления обозначаются в психологии термином «каузальная атрибуция». Каузальная атрибуция (англ. attributo – приписывать, наделять) – интерпретация субъектом своего восприятия, причин и мотивов поведения других людей, полученная не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности, а путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы должны домысливаться им. Знание этих механизмов позволяет более точно выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Процесс передачи информации в общении осуществляется с помощью различных знаковых систем. Выделяют два вида коммуникации: вербальную - в качестве знаковых систем используется язык, и невербальную - в ходе данной коммуникации применяются различные неречевые знаковые системы. Главным средством вербальной коммуникации является язык. Язык - это система знаков, выражений, действий и правил, используемых для передачи мысли другим людям. Общение для партнеров доступно лишь тогда, когда используется один и тот же язык. Основной единицей языка является слово. Слово - это знак, символ, значение посредством которого обозначаются все явления реального мира, встречающиеся в жизнедеятельности человека. Язык реализуется в речи. Речь - это язык в действии, исторически сложившаяся в ходе взаимоотношений и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает в себя внешний (чувственный) и внутренний компоненты. Внешний компонент проявляется в действиях артикуляционного аппарата, в произнесении голосом слов и словосочетаний, в жестах, мимике, пантомимике. Чувственный компонент - это эмоциональная окрашенность речи. Он связан с передачей чувств и отношений говорящего человека к предмету: спокоен, огорчен, взволнован. Внутренний компонент - с его помощью происходит перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений. В психологии общения выделяют два вида речи: внешнюю и внутреннюю. К внешней речи относят устную и письменную речь. Устная речь - это вербальное общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Разновидностями устной речи являются диалогическая и монологическая речь. Диалогическая речь возникает в процессе общения двух или нескольких людей, когда появляется необходимость в согласовании совместных действий или мыслей. Диалог всегда ведется в условиях эмоционального контакта и взаимного восприятия. Разговаривающие люди воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией. Диалогическая речь при общей теме разговора называется беседой. Монологическая речь - это изложение мыслей, знаний, информации одним человеком. Примером монологической речи может служить рассказ, лекция, выступление. Монологическая речь может присутствовать и в диалоге, если партнер по общению излагает свои мысли в законченном виде. Письменная речь - это вербальное (словесное) общение с помощью письменных текстов. Ей присущи графическое изображение, грамматические и синтаксические конструкции, правила написания. Благодаря письменной речи, человек приобретает знания, и приобщаются к мировой культуре. Письменной речью овладевают в процессе обучения детей в школе. Основа письменной речи - алфавит, представляющий собой совокупность букв, слогов и других графических знаков, расположенных в соответствии с определенными правилами. Внутренняя речь - это речь с использованием языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Ее основное назначение - осмысление специфики предстоящей устной или письменной речи. Во внутренней речи мысль и язык сливаются в неразрывный комплекс. Благодаря внутренней речи, словесно выражаются процессы восприятия мира, переживания личности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения.
Чтобы речь была доступной и понятной партнеру по общению она должна отвечать определенным требованиям. К основным свойствам речи относят: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность. Содержательность речи определяется качеством информации и доказательностью высказываемых в ней мыслей и суждений. Понятность - зависит от знания слушателями той области, к которой относится речь говорящего, от его умения строить краткие и синтаксически правильные предложения, следить за логикой изложения, не злоупотреблять специальными терминами. Выразительность - определяется эмоциональной насыщенностью речи, четкостью и ясностью произношения слов, умелого использования пауз, интонации. Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, их убеждение и поведение. Процесс общения протекает по определенным социально-психологическим закономерностям, в условиях социального контроля на основе определенных правил, норм, образцов поведения, сложившихся в обществе на протяжении истории. Они охватывают все стороны жизни: семейные и деловые отношения, этические и эстетические нормы, нормы морали и многое другое. Нормы поведения в обществе начинают прививаться ребенку с раннего детства и служат ему затем формой опосредованного контроля за своими действиями и поступками. Ориентировка на нормы и правила поведения позволяет человеку использовать их как критерии, сравнивать свои поступки и формы поведения с тем, как это делают другие люди и регулировать их, не допуская осложнений во взаимоотношениях. В случае же несоблюдения или нарушения норм и правил поведения в действие вступают механизмы социального контроля в виде осуждения, неодобрения, наказания. Конечная цель этих санкций - добиться, чтобы человек, нарушивший их, мог скорректировать свое поведение, как этого требует общественная мораль. Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения как: умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими
процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат. Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах: - как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися и, - как управление общением детей в школьном коллективе. Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются: - стили общения (демократический, авторитарный, либеральный). - индивидуальный стиль общения педагога; - установка преподавателей на отдельных учеников; - учет личных особенностей учащихся; - учет уровня развития коллектива; - наличие умения профессионального общения
Date: 2016-11-17; view: 330; Нарушение авторских прав |