Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль искусства, природы и народной педагогики в формировании духовной культуры учащихся.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, восхищаясь красотой природы, считал её важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Он подчёркивал большое значение непосредственного общения детей с окружающей природой, которая, по его мнению, «. имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведённый ребёнком посреди рощи и полей,. стоит многих недель, проведённых на учебной скамье» [14, с. 287]. К сожалению, как показывает практика, учителя изобразительного искусства слабо используют воспитательные возможности природы в формировании духовности школьников. Уроки на темы природы они проводят преимущественно в условиях класса, в процессе выполнения учебных задач обращают внимание школьников, как правило, на формирование практических навыков изобразительной деятельности. Без сомнения, непосредственное общение детей с природой оказывает на них большое воздействие, пробуждает интерес к познавательной и игровой деятельности. Эффективность её воспитательного значения во многом зависит от организации учебно-воспитательной работы. Пассивное любование и констатация красоты природы без доступного детям эстетического анализа её объектов и явлений, без посильного создания ими на основе увиденного, прочувствованного художественного образа не способствует накоплению представлений школьников о красоте и выразительности природы. Опыт показывает, что развитие у детей способности видеть цвет многообразно, красоту форм, движений и т. п. эффективно происходит в процессе выполнения школьниками специальных упражнений. Поэтому важно, чтобы учитель владел методикой проведения подобных занятий, знал и понимал возможности детского возраста, видел особенности развития учащихся как всего класса в целом, так и отдельно каждого из них, что является решающим условием применения в учебно-воспитательном обучении личностно ориентированного подхода. В трудах русских педагогов есть конкретные высказывания о том, как нужно организовывать процесс развития у детей восприимчивости к красоте природы. Так, например, В. П. Вахтеров предлагал в процессе непосредственного восприятия природно-прекрасного читать стихи или прозу, изображающую красоту природы [16]. В. П. Водовозов советовал направлять внимание детей на восприятие красоты строения и цветовой окраски растений, животных, насекомых, на «прелесть» цветовых сочетаний оттенков в зелени, в небе, в воде. Педагог указывал, что в беседе с детьми о красоте природы важно обращать внимание и на те детали, которые, на первый взгляд, мало интересны для них. Он связывал воедино две стороны процесса эстетического освоения природы: эстетическое восприятие и эстетическую практическую деятельность учащихся, подчеркивал, что в раннем детстве вторая сторона играет особенно важную роль в развитии у детей способности воспринимать природно-прекрасное. Использование в процессе эстетического освоения школьниками природы литературного материала, как показывает опыт (особенно это касается выполнения иллюстраций к сказкам), который воздействует на ребенка своими образами, эмоциональным стро - ем, языком, способствует формированию представлений не только о красоте, но и о добре и зле, справедливости, вызывает духовные переживания. Итак, прогрессивные педагоги рассматривали развитие у подрастающего поколения способности к восприимчивости красоты природы как организуемую педагогически управляемую деятельность и выделяли в её структуре: • непосредственное восприятие природно-пре- красного; • восприятие красоты природы в произведениях литературы; • эстетическую практическую деятельность. Очевидно, что, призывая эстетически осваивать не только красивые, но и малоинтересные для детей предметы и явления природы, они вплотную подошли к пониманию выразительности природы, необходимости развивать у школьников эстетическую восприимчивость к разнообразным её ценнос - тям. Вместе с тем упомянутая выше структура имеет существенный недостаток: чётко не просматрива - ются цели, задачи педагогической деятельности, направленные на развитие у детей эстетической восприимчивости, размыто содержание воспитатель - ной работы. Практика показывает, что восприятие школьниками красоты природы, эстетическая практическая деятельность должны быть направлены: • на развитие у них способности переживать при- родно-прекрасное; • эстетический анализ предметов и явлений природы; • развитие умений применять полученные эстетические впечатления в практической художественной и других видах деятельности. Предлагаемая нами модель эстетического освоения школьниками природы предусматривает осуществление эстетической деятельности учащихся в виде педагогически обоснованных этапов. Первый этап - переживание красоты и выразительности природы на основе активизирования эмоционально-волевых сторон личности - предполагает включение детей в непосредственно-чувственный контакт с природой, в процессе которого школьники учатся воспринимать эстетический образ природы. Второй этап - элементарное эстетическое познание с преобладанием логически-мыслительных процессов, предусматривающее активизацию развития в эстетической практической деятельности школьников анализаторов, воспринимающих природно-прекрасное, на - копление учащимися первых-пятых классов широких эстетических представлений о природе, красо - те и выразительности форм, пропорций, конструкции, цвете, пространстве, объме её предметов и явлений. Третий этап - формирование опыта общения с природой, в том числе и с человеком как частью природы, на основе законов Истины, Добра и Красоты. Таким образом, эстетическое освоение природы школьниками направлено на восприятие - переживание - элементарное познание и осмысление её красо - ты и выразительности в эстетической практической деятельности, формирование отношения к природе. Соглашаясь в целом с позицией педагога, мы считаем, что одной эстетической оценки недостаточно для формирования духовности личности. Важно не только учить видеть красоту в природе, в действиях и поступках людей, давать им соответствующую оценку, но и прогнозировать с позиций эстетики и нравственности развитие ситуации, формировать у ребенка соответствующий стиль поведения в природе, в обществе, формировать адекватный задачам эстетики и нравственности образ жизни. Справедливости ради следует заметить, что декларируемые задачи воспитания «эстетического творца» не прижились в практике социалистического строительства. Фактически культивируемый социальной системой геноцид по отношению к человеку не в меньшей мере распространялся и на природу, последствия которого отчётливо проявляются и в настоящее время. Развитие у детей способности видеть эстетическое в окружающей действительности, в том числе и в природе, считал А. С. Макаренко, должно быть тесно связано с формированием у них культурных навыков, умения поступать в повседневной жизни в соответствии с законами красоты. Красивая жизнь, утверждал педагог, есть жизнь, связанная с эстетикой [18]. 35. Красота и эстетическая выразительность природы. Представления мыслителей и педагогов об эстетическом многообразии природы и её роли в воспитании подрастающих поколений. Для развития представлений об эстетическом освоении природно-прекрасного представляют интерес размышления относительно красоты природы русского религиозного философа В. С. Соловьёва. Признавая красоту в действительности, в том числе и в природе, фактом, произведением реальных естественных процессов, совершающихся в мире, он указывал на её многообразие, имеющееся «множество степеней» природно-прекрасного. В. С. Соловьёв считал, что в неорганическом мире некрасивые предметы - это просто безразличные в эстетическом отношении объекты (куча песка, булыжников), а в органическом - некрасивые (свиньи, черви и т. п.). Безобразные формы природа допускает, по его мнению, только в переходных стадиях; для увековечивания же своих произведений она старается сообщить им возможную в каждом виде красоту [23]. Подойдя вплотную к пониманию выразительности природы как эстетической ценности, философ ограничивается при её характеристике понятиями «красиво» и «некрасиво». В классификации эстетических ценностей, разработанной эстетической наукой, традиционно основным их видом является прекрасное, которое, в свою очередь, проявляется во многих конкретных вариациях: изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д. Другой вид эстетической ценности - возвышенное - также имеет ряд вариаций: величественное, величавое, грациозное и др. Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями - с безобразным (уродливым) и низменным. Трагическое и комическое характеризуют ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни челове - ка, общества, природы. Значительно реже в эстетической литературе упоминается о выразительности природы, хотя в русской языковой традиции употребление понятия «выразительный» как эстетической характеристики объекта встречается довольно часто. Выразительность как эстетическая ценность природы - необходимое условие существования её пред - метов и явлений. Диапазон восприимчивости выразительности, понимаемый человеком как «красивое», «удивительное», «смешное» и т. п., зависит от степени развития его анализаторов, воспринимающих прекрасное, умения видеть образы природы и посильно создавать их в собственном творчестве. Линии, фор - мы, движения, звуки и т. п. (компоненты выразительности), которые не воспринимались в искусстве в образах природы в одну эпоху, приобретают эстетическую ценность для других поколений. В реальной природе на выразительность её объектов влияют условия и образ жизни, климат, среда обитания и др. Каждая травинка, куст, дерево, насекомое, животное находят своё выражение в присущей только им форме, цветовой окраске, положении в пространстве и т. п. Так, например, два дерева, одно из которых выросло в лесу, а другое - в открытом поле, существенно отличаются друг от друга. На выразительность цветовой окраски рыб влияет цвет водоёма, в котором они живут. Выразительность звуков лягушек в весеннем пруду, токующих тетеревов и других животных связана с продолжением рода. Изменение зайцем-беляком окраски своей «шубы» в соответствующих условиях - стремление природы к сохранению вида, а может, и естественной цветовой гармонии. Ориентация современной школы на восприятие школьниками только красивого в природе дезориентирует их, культивирует мысль, что есть и некрасивое в ней, а значит, и ненужное, которое следует либо полностью изменить, либо уничтожить. В результате у детей может складываться образ природы как удовлетворяющей прежде всего практические нужды человека. В современных условиях глобального экологического кризиса у детей необходимо формировать с раннего возраста способность к эмоционально-чувственному восприятию эстетического образа приро - ды, который нами понимается как чувственное, целостное отражение в сознании субъекта выразительности её предметов и явлений, их как гармоничных, так и дисгармоничных черт, проявлений. Границы эстетического образа природы расширяются по мере развития органов внешних чувств ребёнка как проводников эстетических впечатлений. Чем лучше у него развита эстетическая восприимчивость, под которой мы понимаем способность к восприятию и эмоционально-чувственному отклику на красоту и выразительность цвета, формы, пропор - ций, конструкций, объёма предметов природы, пространства и т. п., формирующая эстетическую чувственность, т. е. способности ребёнка эмоционально- чувственно переживать многообразные проявления красоты и выразительности природы, тем глубже он познаёт её эстетический образ. В отличие от художественного образа, который рождается в воображении ребёнка и материализуется в том или ином изобразительном материале в конкретной, чувственно- осязаемой форме, эстетический образ представляет собой духовную форму выражения отношения человека к природно-прекрасному. Он формируется постепенно на протяжении многих лет, в ходе эстетической деятельности обогащается новыми эстетически - ми представлениями, переживаниями, оценками и т. п. Опыт показывает, что нередко в школьной практике у детей развивают фальшивые эстетические чувства к природе. Так, указывая на красоту природы, школьники в ответах на вопрос «Как следует относиться к красоте природы?» утверждают, что её нужно беречь. В то же время, оставаясь наедине с ней, многие из них ломают деревья, разоряют птичьи гнёз - да, обижают животных и т. п. Заученные знания о красоте природы не могут автоматически преобразова - ться в эстетические чувства. Эстетическое чувство даёт человеку возможность познать специфическое качество предмета - красоту; в то же время оно само возникает и развивается под воздействием красоты, в процессе специального на него воздействия, которое приводит к изменениям чувств в определённом направлении, к появлению их новых качеств. Эстетические чувства служат осно - вой формирования представлений человека о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, героическом и антигероическом, а значит, они лежат в основе понимания им красоты и выразительности природы, помогают осуществлять взаимодействие с внешним миром на более гармоничной, совершенной основе Date: 2016-07-05; view: 919; Нарушение авторских прав |