Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие эмоционально-чувственной сферы и познавательных процессов учащихся на занятиях по изобразительному искусству.





Психологи и педагоги отмечают большое значе­ние эмоций в жизни и деятельности ребёнка. Эмоции побуждают человека к деятельности, помогают пре­одолеть трудности в учении, работе, творчестве, зачастую определяют его поведение и поступки в повседневной жизни.

Как известно, в психологии различают низшие и высшие чувства. К низшим относят чувства, связан­ные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей (голод, жаж­да и т. п.).

Высшие чувства включают в себя нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические чувства.

Нравственные чувства (моральные) возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей, в процессе их общения и во многом опре­деляются нормами морали и нравственными прин­ципами, существующими в обществе.

Интеллектуальными называются те чувства, кото­рые возникают в познавательной деятельности чело­века. Они выражаются в любознательности, в пе­реживаниях, связанных с поиском истины.

Эстетическими называют те чувства, которые воз­никают у человека при восприятии и создании пре - красного, возвышенного, трагического, комического.

Формирование духовности школьников, в процессе эстетического освоения природы, необходимо связывать не только с установлением, в чем красота природы. Педагогически важно сфор­мировать положительные эмоциональные реакции на природно-прекрасное, потребность к повторным подобным ощущениям, понимание, что красиво в отношениях человека к природе, к другому чело­веку как части природы, а что в этих отношениях недопустимо и аморально с точки зрения объектив­ных законов Истины, Добра и Красоты. Важно не только дать учащимся определённый багаж знаний и помочь накопить эстетические представления о красоте природы, но прежде всего дать представле­ние о духовной связи человека с природой.

Развитие эмоций и формирование эстетических чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях ста­новятся внутренним достоянием личности ребёнка.

Для воспитания школьников средствами прекрасного представляют интерес ощущения, которые возникают в процессе взаимодействия органов внешних чувств с объектами и явлениями окружающего мира.

Таким образом, ощущения отражают отдельные свойства объектов и явлений окружающей действи­тельности, воздействующие на органы чувств непос­редственно. В результате человек узнает о таких свойствах предметов, как цвет, шероховатость, глад­кость, запах и т. д.

восприятие обеспечивает ориен­тировку человека в окружающем мире. Оно связано с мышлением, речью, памятью, вниманием. В процессе восприятия происходит обнаружение объекта в вос­принимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков, анализ и синтез. в процессе эстетического освоения природы необходимо доступно ставить перед учащимися учебные задачи и предлагать понятный алгоритм их выполнения.

В фор­мировании духовной культуры школьников особое внимание следует уделять развитию у них потребностей наслаждаться прекрасным в действительности, при­роде, искусстве, совершать красивые, морально при­емлемые в обществе поступки, стремления, например, не только сохранять красоту природы, но и приумножать её.

На уроках по изобразительному искусству нередко приходится опираться на схожие друг с другом ранее воспринятые предметы, на возникающие ассоциации. Ассоциации делятся, как известно, на простые и слож­ные. Простые ассоциации, в свою очередь, различают по сходству, по смежности, по контрасту.

Ассоциации по сходству в процессе эстетического освоения природы проявляются в установлении свя­зей между предметами и явлениями природы, которые имеют сходство.

Ассоциации по смежности проявляются в связи объектов или явлений, которые находятся рядом в пространстве или следуют по времени друг за другом.

Для ассоциаций по контрасту характерно уста­новление связей между прямо противоположными предметами и явлениями.

В сложных ассоциациях устанавливаются причин­но-следственные связи, которые отражают наиболее важные, существенные связи между предметами и явле­ниями.

эффективность формирования ду­ховной культуры во многом обусловлена знанием учителем особенностей той или иной возрастной группы школьников.

Уровень эстетической восприимчивости зависит от возраста школьника, его художественного опыта, интереса к эстетическим впечатлениям вообще. Переживание красоты и выразительности природы на основе активизирования эмоционально-волевых сторон личности предполагает включение детей в непосредственно чувственный контакт с природой, в процессе которого школьники учатся воспринимать её эстетический образ. Для эстетического познания объектов (явлений) действительности характерно пре­обладание логически-мыслительных процессов, пре­дусматривающее активизацию развития в эстетичес - кой практической деятельности школьников анали­заторов, воспринимающих природно-прекрасное, накопление учащимися первых-пятых классов широ­ких эстетических представлений о природе, красоте и выразительности форм, пропорциях, конструкциях, цвете, пространстве, объёме её предметов и явлений.







Date: 2016-07-05; view: 869; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию