Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие эмоционально-чувственной сферы и познавательных процессов учащихся на занятиях по изобразительному искусству.
Психологи и педагоги отмечают большое значение эмоций в жизни и деятельности ребёнка. Эмоции побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве, зачастую определяют его поведение и поступки в повседневной жизни. Как известно, в психологии различают низшие и высшие чувства. К низшим относят чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей (голод, жажда и т. п.). Высшие чувства включают в себя нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические чувства. Нравственные чувства (моральные) возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей, в процессе их общения и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами, существующими в обществе. Интеллектуальными называются те чувства, которые возникают в познавательной деятельности человека. Они выражаются в любознательности, в переживаниях, связанных с поиском истины. Эстетическими называют те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании пре - красного, возвышенного, трагического, комического. Формирование духовности школьников, в процессе эстетического освоения природы, необходимо связывать не только с установлением, в чем красота природы. Педагогически важно сформировать положительные эмоциональные реакции на природно-прекрасное, потребность к повторным подобным ощущениям, понимание, что красиво в отношениях человека к природе, к другому человеку как части природы, а что в этих отношениях недопустимо и аморально с точки зрения объективных законов Истины, Добра и Красоты. Важно не только дать учащимся определённый багаж знаний и помочь накопить эстетические представления о красоте природы, но прежде всего дать представление о духовной связи человека с природой. Развитие эмоций и формирование эстетических чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием личности ребёнка. Для воспитания школьников средствами прекрасного представляют интерес ощущения, которые возникают в процессе взаимодействия органов внешних чувств с объектами и явлениями окружающего мира. Таким образом, ощущения отражают отдельные свойства объектов и явлений окружающей действительности, воздействующие на органы чувств непосредственно. В результате человек узнает о таких свойствах предметов, как цвет, шероховатость, гладкость, запах и т. д. восприятие обеспечивает ориентировку человека в окружающем мире. Оно связано с мышлением, речью, памятью, вниманием. В процессе восприятия происходит обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков, анализ и синтез. в процессе эстетического освоения природы необходимо доступно ставить перед учащимися учебные задачи и предлагать понятный алгоритм их выполнения. В формировании духовной культуры школьников особое внимание следует уделять развитию у них потребностей наслаждаться прекрасным в действительности, природе, искусстве, совершать красивые, морально приемлемые в обществе поступки, стремления, например, не только сохранять красоту природы, но и приумножать её. На уроках по изобразительному искусству нередко приходится опираться на схожие друг с другом ранее воспринятые предметы, на возникающие ассоциации. Ассоциации делятся, как известно, на простые и сложные. Простые ассоциации, в свою очередь, различают по сходству, по смежности, по контрасту. Ассоциации по сходству в процессе эстетического освоения природы проявляются в установлении связей между предметами и явлениями природы, которые имеют сходство. Ассоциации по смежности проявляются в связи объектов или явлений, которые находятся рядом в пространстве или следуют по времени друг за другом. Для ассоциаций по контрасту характерно установление связей между прямо противоположными предметами и явлениями. В сложных ассоциациях устанавливаются причинно-следственные связи, которые отражают наиболее важные, существенные связи между предметами и явлениями. эффективность формирования духовной культуры во многом обусловлена знанием учителем особенностей той или иной возрастной группы школьников. Уровень эстетической восприимчивости зависит от возраста школьника, его художественного опыта, интереса к эстетическим впечатлениям вообще. Переживание красоты и выразительности природы на основе активизирования эмоционально-волевых сторон личности предполагает включение детей в непосредственно чувственный контакт с природой, в процессе которого школьники учатся воспринимать её эстетический образ. Для эстетического познания объектов (явлений) действительности характерно преобладание логически-мыслительных процессов, предусматривающее активизацию развития в эстетичес - кой практической деятельности школьников анализаторов, воспринимающих природно-прекрасное, накопление учащимися первых-пятых классов широких эстетических представлений о природе, красоте и выразительности форм, пропорциях, конструкциях, цвете, пространстве, объёме её предметов и явлений. Date: 2016-07-05; view: 869; Нарушение авторских прав |