Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инновационные формы организаций
Перспективные (инновационные) формы организаций связаны с передовыми научно-практическими разработками в области менеджмента и организационных технологий конца XX — начала XXI в. (П. Друкер, Т. Питере, Р. Уотерман, И. Ансофф, Э. Деминг и др.). Они характеризуются отказом от жестко детерминированной многоуровневой иерархии, построенной на вертикальном администрировании («структура в кулаке» по Г. Минцбергу), в пользу гибких инновационных форм, в основе которых лежат горизонтальные взаимосвязи (гетерархические и эдхократические), опирающиеся на знания и компетенцию исполнителей. Инновационные формы организаций включают в себя следующие виды структур: многомерные, организации с «внутренними рынками», сетевые, интегрированные, корпоративные, виртуальные, круговые, индивидуалистические, интеллектуальные, модульные, самонастраивающиеся, самообучающиеся, глобальные, клиентоориентированные и др. Достижение организационной эффективности в них обеспечивается за счет: а) знаний, интеллекта; б) творчества, инициативы; в) обучаемости, командности; г) инноватики, креативности; д) общекорпоративной системы ценностей, культуры и др. Инновационные формы организаций характеризуются принципиальным изменением схемы «организационного дизайна»: классические пирамидальные контуры заменяются новыми структурными построениями, отличающимися нетрадиционным рисунком (куб, круг, сеть, перевернутая пирамида). Многомерные организации — существуют автономные подразделения, самостоятельно и одновременно выполняющие специальные функции в нескольких направлениях: снабжение, производство и сбыт. На их взаимодействии строится трехмерная организационная структура (рис. 7.5). Рис. 7.5. Многомерная организация
Множественная структура свойственна современным крупным диверсифицированным компаниям, в которых деятельность отдельных подразделений осуществляется на разных организационных принципах. Например, в холдингах и конгломератах руководство материнской компании ведет финансовый контроль за дочерними фирмами и предоставляет необходимую помощь, но не влияет на их стратегию и структуру. Организации с «внутреннимирынками» характеризуются перенесением рыночных принципов на внутриорганизационные отношения, вследствие чего появляются предпринимательские подразделения, взаимодействующие на рыночной основе и образующие «внутрифирменную экономику». Организации предпринимательского типа построены в форме перевернутой пирамиды, на вершину которой выведены высококвалифицированные специалисты-профессионалы, а руководство организации находится на нижнем уровне иерархии (рис. 7.6). Такие структуры позволяют максимально полно реализовать ключевые компетенции, профессионализм, опыт и знания специалистов в процессе самостоятельного и оперативного решения задач организации. Рис. 7.6. Организация предпринимательского типа
Разновидностью таких структур являются предпринимательские организации, работа которых базируется на идеологии маркетинг-менеджмента. Приоритетами их деятельности выступают рыночная ориентация и удовлетворение потребностей клиентов. Именно эти факторы определяют их структуру, а также систему поощрения, компенсаций, критерии оценки эффективности работы в целом. Виртуальные организации построены на максимальном использовании современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Они-представляют собой стратегический альянс партнерских организаций с широко распределенными автономными звеньями, функционирующими по системе контрактов на основе интегрированных и локальных компьютерных сетей. Очертания этих организаций размыты (плавают). Подобные организации зачастую приобретают характер сверхсистем. Заключая субконтракты с внешними структурами, виртуальные организации образуют организационный «зонт» — структуру с широкой распространенностью в пространстве и во времени. В новейших научных исследованиях изучаются направления, основанные на проведении аналогий между процессами, протекающими в живых организмах и диалоговых компьютерных системах (например, Стирыаге). Такие системы связаны с электронными информационными системами, локальными диалоговыми сетями и средствами их поддержки, обеспечивающими распределенную работу больших коллективов людей в режиме прямого доступа. Структурой, эквивалентной нервной системе человека, можно считать сеть компьютерных диалоговых систем, позволяющую группам людей координировать свои действия друг с другом и с окружающей средой. Быстродействие, широта диапазона и разнообразие функций, взаимосвязей и действий в компьютерной сети обусловливают их аналогию с функционированием нервной системы, а всей организации — с поведением живого организма. Воплощением информационно ориентированного подхода к определению организационной структуры является модель жизнеспособной системы, разработанная С. Биером. Он утверждает, что структура нервной системы человека, эволюционировавшая в течение сотен миллионов лет, представляет собой наиболее подходящую модель для организационной структуры, которая должна оставаться жизнеспособной долгое время. В модели выделяются пять структур (функций), обеспечивающих работу на всех уровнях организации. Структура данной модели повторяется на каждом уровне, что обусловливает единый подход к функционированию всех подразделений и создает условия для успешного и устойчивого развития жизнеспособной системы, следовательно, и эффективной деятельности организации при любых изменениях во внешней среде. Важно, что это достигается за счет совершенствования системы связей и взаимоотношений внутри организации. В целом современные разработки принципиально по-новому представляют сущность организационных структур современных компаний: инфраструктура сложной организации выступает прототипом нервной системы живых организмов при адекватном проектировании и поддержке электронными диалоговыми средствами управления (РШ-соединения, нейротехнологии). В организациях инновационного типа успех формируется на уровне измерений нового поколения: • диверсификация операций; • нововведенческая экспансия; • эффективные интеграционные процессы; • глобальные информационные системы; • современные компьютерные технологии и средства телекоммуникаций; • мышление сетевого и глобального масштаба. В целом в динамике современного развития организационных структур отмечаются следующие тенденции: • формирование гетерархических (горизонтальных) структур; • развитие эдхократических отношений (свобода в действиях работников, компетентность, профессионализм); • расширение программно-целевых проектных групп; • рыночная ориентация на основе идеологии маркетинг-менеджмента; • выделение стратегических хозяйственных подразделений; • выделение инновационных креативных групп (команд); • усиление внутренней и внешней интеграции; • аутсорсинг (вывод персонала или функции за штат организации) и аутстаффинг (кадровый лизинг); • формирование инновационных типов структур. Модели управления в постиндустриальной экономике ориентированы на мобилизацию всех организационных ресурсов для достижения структурного и функционального эволюционирования организации на базе совершенствования взаимосвязей как внутри, так и вне ее границ. Термины Организация Законы организации Внешняя среда Внутренняя среда Организационная структура Механистические (иерархические, бюрократические), органические (адаптивные), современные (инновационные) структуры Проектирование организации Организационные отношения (формализованные и персонифицированные) Сотрудничество Жизненный цикл организации Высокоэффективная организация Перспективные (инновационные) формы организаций Заботься о клиентах и своем персонале, а рынок позаботится о тебе. Аксиома рынка Date: 2016-11-17; view: 414; Нарушение авторских прав |