Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Построение организационной структуры
Поведение организации в значительной степени определяется конфигурацией системы управления — организационной структурой, которая отражает состав и взаимосвязи между иерархическими уровнями и функциональными звеньями управления. Эффективность работы организационной структуры в большей степени, чем формальное распределение функций между подразделениями, зависит от человеческого поведения. С учетом этого под организационной структурой следует понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. В рамках организационной структуры протекает управленческий процесс (движение информации, действие коммуникаций, принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, установлены права и ответственность за выполнение этих функций. Связь структуры с ключевыми категориями управления (целями, функциями, процессом, персоналом и др.) обеспечивает ее влияние на процесс достижения поставленных целей. Главными элементами организационной структуры являются: уровни и звенья управления, разделение и кооперация труда, связи (линейные, горизонтальные и диагональные) и отношения (субординации и координации), степень централизации (децентрализации), сфера контроля и др. Департаментизация (департаментализация) означает процесс организационного обособления отдельных видов работ, т.е. процесс деления организации на блоки (департаменты), имеющие четко определенные конкретные задачи, обязанности и несущие ответственность. Основные требования, предъявляемые к организационным структурам: а) оптимальность — рациональность достижения целей организации; б) гибкость — способность менять форму в соответствии с потребностями; в) адаптивность — способность адекватно реагировать на изменения среды; г) оперативность — своевременность реагирования на изменения; д) устойчивость — стабильность функционирования при разнообразных внутренних и внешних воздействиях; е) надежность — гарантированность бесперебойной работы и качественного выполнения функций; ж) экономичность — превышение результата функционирования структуры над затратами на ее содержание. Структура организации непосредственно влияет на ее работу. Зарубежный опыт показывает, что в успешных компаниях незначительные корректировки структуры проводятся ежегодно, а кардинальные изменения осуществляются с периодичностью один раз каждые четыре года — пять лет. Поведение организации зависит от особенностей организационной структуры, которые подразделяются на механистические (иерархические), органические (адаптивные) и современные (инновационные). Механистические (иерархические) структуры основаны на принципах рациональной бюрократии (от франц. ЪигеаисгаПе < франц. Ьигеаи — бюро, канцелярия + греч. кгаШ — власть, господство, буквально — господство канцелярии) М. Вебера: жесткой иерархии власти, формализации правил и процедур, централизованном принятии решений, четко определенной ответственности. Это функциональные, линейные, линейно-функциональные и ди-визиональные (продуктовые, потребительские, региональные) структуры. Большая часть современных организаций построена по принципу линейной и функциональной департаментизации. Их основу составляет «шахтный» принцип организационного устройства и специализация управленческих звеньев на функциональных областях (маркетинг, производство, финансы, персонал). Условная схема линейно-функциональной структуры управления представлена на рис. 7.2. Рис. 7.2. Линейно-функциональная структура управления
Эта структура имеет определенные достоинства (разделение и специализация труда, исключение дублирования, профессиональная компетентность) и недостатки (чрезмерная централизация руководства, перекладывание ответственности, длинная цепь команд), свойственные всем механистическим структурам. Структуры данного типа достаточно широко распространены, и существует многолетний опыт их применения. Органические (адаптивные) структуры характеризуются нечеткой иерархией, гибкостью структуры власти, динамичностью задач, широкой специализацией, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко распределяемой ответственностью. Они включают в себя проектные, матричные, программно-целевые, командные (бригадные) виды структур. К примеру, проектная структура формируется при разработке и реализации организацией проектов (освоение новых продуктов, технологий, модернизация производства и др.). Создание временной проектной группы в рамках уже существующей структуры позволяет объединить в сплоченную команду наиболее компетентных специалистов. Принципиальная схема проектной структуры приведена на рис. 7.3. Рис. 7.3. Проектная структура управления
Проектные структуры имеют свои достоинства (высокая гибкость и креативность, реализация преимуществ команд, повышение профессионализма и личной ответственности исполнителей) и недостатки (дублирование функций, двойственность подчинения, эффект группового эгоизма), обусловливающие сферу их применения. Современные (инновационные) структуры отличаются децентрализацией и дебюрократизацией организационного устройства, демократизацией отношений, эффективными гетерархическими связями, эдхократическими установками, позволяющими преобразовать фиксированную управленческую пирамиду в плоскую подвижную конструкцию. Такие структуры состоят из сетевых, виртуальных, многомерных организаций с «внутренними рынками», модульных, круговых, интегрированных, конгломератных, клиентоориентированных, самонастраивающихся и др. Выбор типа организационного устройства определяется ситуационными факторами с учетом совокупности внешних и внутренних условий, в которых действует конкретная организация. Поведенческие особенности организаций разных типов заключаются в следующем. Механистические структуры формализуют поведение организации и ограничивают- деятельность персонала благодаря регламентации действий и трудовых операций, жесткой системе контроля. Формализация поведения позволяет снизить его вариативность и в конечном счете — возможность управлять и прогнозировать организационное поведение. Органические структуры отличаются гибкостью организационного поведения, многонаправленностью коммуникаций, неформальными отношениями персонала на основе взаимного согласования и сотрудничества. Отсутствие стандартизации поведения организации дает возможность решать инновационные задачи. Чем менее предсказуема, более динамична и более сложна окружающая среда, тем больше механистические структуры заменяются на органические или органические структуры частично включаются в механистические. Инновационные структуры характеризуются высокой адаптивностью и открытостью организационного поведения, его «интеллектуальностью», от которой зависит способность организации к самообучению, саморазвитию и опережающему управлению. Это обусловливает нестандартность, креативность поведенческих моделей инновационной организации, внедрение которых определяет перспективные направления организационного строительства. Динамика организационного развития требует рационального конструирования организации в целях создания эффективного механизма управления. Формирование такого механизма должно опираться не только на опыт, аналогии, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования. Проектирование (от лат. рщесШз — брошенный вперед) предполагает адекватное реагирование на изменения внутреннего и внешнего окружения, стремительные перемены в деловой среде и требованиях к ней. При этом важно учитывать, что организационная структура представляет собой поведенческую систему, в которой люди и образуемые ими группы постоянно вступают в разнообразные взаимоотношения для решения общих задач. Методика проектирования организации предусматривает три стадии, прохождение которых осуществляется по принципу «сверху вниз»: 1) стадия композиции — формирование общей структуры аппарата управления (цели и проблемы организации, иерархия и звенность, централизация и децентрализация, формы взаимодействия с внешней средой); 2) стадия структуризации — определение состава основных подразделений и связей между ними (разделение труда и специализация, департаментализация и кооперация, координация, распределение полномочий и ответственности); 3) стадия регламентации — разработка регламентирующих характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности (должностные обязанности, состав подразделений, служебные регламенты и процедуры выполнения работ, трудоемкость работ, расчет затрат). При построении организации необходимо сочетание научных подходов с экспертно-аналитической работой, изучением передового отечественного и зарубежного опыта. Критерием эффективности организационного конструирования является устойчивое развитие и успешное достижение организацией поставленных целей. Динамизм внешней и внутренней среды организации обусловливает возрастающее значение ситуационного организационного проектирования, определяющего выбор структуры организации адекватно изменяющимся социально-экономическим условиям, обновленным бизнес-стратегиям, деловым ситуациям, технологическим достижениям, потребностям рынка и др. Также важен учет неформальных аспектов организационного взаимодействия (социокультурных, моральных, социально-психологических, кросс-культурных, поведенческих). Анализ и модификация организационной структуры на всех ее уровнях — постоянный процесс, который требует от менеджера непрерывной исследовательской работы, мониторинга текущей деятельности для поиска оптимальной организационной формы. Это предопределяет переход от многоуровневой иерархической структуры к гетерархическим (горизонтальным) структурам управления, построенным на принципах групповой самоорганизации, командного взаимодействия, социального контроля и саморегуляции поведения. Любая организация представляет собой двуединство организационных отношений — формализованных и персонифицированных. Формализованные отношения ориентируют работников на установление и соблюдение жестких требований, обеспечивая достижение целей на основе отношений руководства и подчинения. Различают следующие формализованные управленческие отношения: 1) автократические — работники подчиняются воле руководителя; 2) технократические — работники подчиняются производственному процессу; 3) бюрократические — работники подчиняются организационному порядку в ущерб интересам дела. Формализованные отношения выполняют мобилизующую функцию и регламентируются организационной документацией, официально утвержденными положениями (уставом организации, учредительным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, положениями об отделах, должностными инструкциями, схемами, графиками и др.). Требования этих документов обязательны для исполнения всеми работниками организации, за их невыполнение (ненадлежащее выполнение) должно предусматриваться наказание. Персонифицированные отношения ориентируют на «мягкие» требования, основаны на авторитете руководителя, личных взаимосвязях, дают работникам самостоятельность в решении проблем. Выделяют следующие персонифицированные отношения: а) демократические, которые вовлекают персонал в управление организацией; б) гуманистические, которые развивают человеческие отношения; в) инновационные, которые поощряют творчество и нововведения в организации, формируют прогрессивный тип корпоративной культуры. Персонифицированные отношения выполняют стимулирующую функцию и не имеют официальной регламентации — они опираются на «неписаные» нормы и правила, «моральный кодекс организации», учитывающий общепринятые культурные, нравственные, этические нормы и ценности. Пренебрежение этими правилами официально ненаказуемо, но может вызвать порицание со стороны коллектива и иметь тяжелые последствия при неформальном взаимодействии. Характер отношений в организации определяет модели управленческих ориентации руководителя, которые могут различаться в зависимости от перечисленных типов организационных отношений. Главное направление в поиске и реализации оптимальной модели управленческой ориентации руководителя — сочетание достоинств и исключение недостатков разных типов организационных отношений. Поведение организации следует ориентировать на гармоничное сочетание формализованных и персонифицированных отношений и управленческих ориентации в целях установления продуктивного сотрудничества в организации. Сотрудничество выступает как интегральная характеристика поведения организации, отражающая процессы партнерства, равноправия, солидарности, взаимного уважения и ответственности в организационных отношениях. Уровень сотрудничества в организации может быть охарактеризован с помощью совокупности показателей: 1) результативность — степень достижения общей цели; 2) эффективность — рациональность достижения цели; 3) осмысленность — осознанность цели и готовность к совместным действиям; 4) этичность — соответствие средств достижения цели нормам этики; 5) сплоченность — командность, групповая солидарность. При оценке поведения организации все параметры следует применять в динамическом единстве и взаимосвязи. Сотрудничество развивается в рамках многочисленных формализованных и персонифицированных связей на разных уровнях: а) внутри организации — внутрифирменное сотрудничество, направленное на достижение общей цели усилиями всех и каждого; 6) вне организации — продуктивное взаимодействие с внешним окружением (потребителями, партнерами, конкурентами и др.). Основой эффективного сотрудничества в организации является формирование высокопродуктивных команд, главными характеристиками которых выступают: групповая компетентность, взаимодополняемость, «заряженность» на результат, креативность, инновационная готовность, солидарная ответственность, преданность командной идеологии. Организация сотрудничества предполагает разработку и выполнение программы сотрудничества, содержащей описание технологии достижения конечного результата. Программа сотрудничества включает в себя ответы на 10 ключевых вопросов: • кто, что будет делать; • какими средствами располагает организация; • как использовать имеющиеся ресурсы; • какова зона деятельности; • каким образом отчитываться; • когда должны быть получены результаты; • почему они должны быть такими; • насколько выполнима программа; • с кем взаимодействовать; • каков порядок несения ответственности. Программа сотрудничества должна быть направлена на достижение конкретной цели, которая может быть: 1) краткосрочной — для реализации текущих и оперативных задач; 2) среднесрочной — для решения тактических задач организации; 3) долгосрочной — для обеспечения стратегии на перспективу. В целом уровень сотрудничества отражает степень развития организационной демократии как базы эффективного управления организацией.
Date: 2016-11-17; view: 622; Нарушение авторских прав |