Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Матрица форм внутрифирменного оппортунизма
Предконтрактный оппортунизм работников выглядит как: • неблагоприятный отбор — завышение нанимаемыми работниками реальных способностей, навыков, знаний; • изменение планов — нанимаемый работник скрывает свои планы от работодателя; • шпионаж — нанимаемый сотрудник устраивается на работу, чтобы получить внутрифирменную информацию. • Послеконтрактный оппортунизм работников проявляется: • в отлынивании — выполнении работы с меньшей отдачей, чем следует по договору; • в небрежности — сознательно допускаемой халатности, небрежном отношении к оборудованию и т.п.; • в использовании служебного положения — применении материалов и оборудования для «внеконтрактного» использования. Оппортунизм менеджеров по отношению к работникам означает: • установление испытательного срока — наем работника на испытательный срок с преднамеренным последующим его увольнением; • проявление конкуренции между организациями — действия, направленные на то, чтобы данный работник «не достался» организации-конкуренту; • занижение оценки деятельности работника по сравнению с реальной; • поручение большего объема работ, не соответствующего декларируемому уровню оплаты труда; • проявление личных симпатий, благодаря которым происходит распределение работ, премий и других вознаграждений. Как показывают исследования, наиболее распространенными формами оппортунизма в современных организациях являются: • саботаж; • «сидячие забастовки» (формальное выполнение обязанностей); • опоздания, прогулы, абсентеизм; • создание брака; • нелояльность к клиентам; • неприязнь к коллегам; • «нелюбовь» к руководству; • поиск новой работы; • плохие отзывы о собственной организации; • деструктивная критика нововведений; • нежелание поддерживать инновации; • неготовность к изменениям и др. В общем смысле саботаж (от франц. (sabotage saboter) — стучать башмаками) — намеренный срыв работы путем отказа от нее или умышленно небрежного ее выполнения или разрушения, причиняемые работниками. Данный термин возник как название акции, к которой в трудовых конфликтах прибегали французские мельники: с помощью своих башмаков они останавливали мельницы. В современной хозяйственной практике появляются разные формы саботажа: порча товаров, техники, продукции, подрыв репутации, публичное разоблачение и др. Одной из форм оппортунистического поведения является обструкция (от лат. оbstructio — преграда, помеха) — протест, действия, направленные на срыв трудовых заданий. Возможна пассивная обструкция, которая состоит в формальном выполнении персоналом своих обязанностей. Впервые эта практика стала применяться в Италии в 1905 г. и используется в различных странах до сих пор. Она заключается в абсолютно точном соблюдении работниками только тех требований, которые предусмотрены нормами, правилами и инструкциями в организации. Поскольку реальная практическая деятельность гораздо шире организационных регламентов, эта ситуация приводит к серьезным сбоям в работе, что позволяет определить данный феномен как «забастовка по-итальянски». Распространенной формой оппортунистического поведения в организации является трудовой абсентеизм персонала (от лат. absens (absentis) — отсутствующий). Он означает уклонение работников от выполнения обязанностей, отсутствие на работе без уважительной причины (невыходы, прогулы и др.). По мнению специалистов, среди глубинных причин оппортунизма работников можно назвать: • нежелание развиваться, осваивать и применять новые знания, навыки, брать на себя ответственность за свою работу, делиться информацией в необходимом объеме и надлежащего качества; • неумение и нежелание работать коллективно; • ограниченность мышления, неспособность мыслить стратегически, нежелание заглядывать в будущее; • нежелание переходить к сотрудничеству как внутри организации, так и с другими организациями; • косность мышления, нежелание (неспособность) видеть другую точку зрения, «зависание» в позиции «или — или» вместо перехода к позиции «и — и». Оппортунизм, как правило, наиболее распространен в крупных организациях с большой численностью персонала, в структурах с ослабленным контролем, несовершенной системой мотивации, неэффективным лидерством и т.п. Для предотвращения (смягчения) негативных последствий оппортунизма и отклоняющихся форм поведения в целом специалисты рекомендуют следующие меры, успешно применяемые в передовых организациях: • введение гибких графиков работы; • предоставление возможности брать работу на дом; • применение накопительной системы учета отработанного времени; • увеличение продолжительности ежегодных отпусков с возможностью самостоятельного планирования работником их использования; • установление персональных выходных дней; • поощрение свободным временем; • разработка специальных программ, поощряющих присутствие на работе. В целом изучение проявлений оппортунизма и других поведенческих девиаций, их сопоставление с конкретными формами поведения работников в организации дает возможность менеджеру построить более совершенную систему предотвращения недобросовестного поведения, что в конечном счете способствует повышению продуктивности организационных взаимодействий и, следовательно, эффективности организационной деятельности. Date: 2016-11-17; view: 552; Нарушение авторских прав |