Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и этапы деловой карьеры





 

Важным фактором успешного персонального развития является карьерный рост сотрудников. Организации, ориентированные на долгосрочную эффективную деятельность, должны рассматривать вопросы служебного продвижения персонала как важный резерв развития человеческих ресурсов.

Деловая карьера (от франц. саrriere) — успешное профессиональное продвижение с развитием навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Карьера означает не только продвижение по службе, профессиональное совершенствование и самоопределение, но и род занятий, вид деятельности, социальный статус. Карьера отражает индивидуально осознанные позицию и поведение, основанные на опыте и деятельности работника на протяжении его трудовой жизни.

Стремление к карьерному росту представляет собой один из ведущих мотивов человеческой деятельности. Неучет карьерных устремлений персонала ведет к негативным последствиям: даже самый квалифицированный специалист, остающийся на своем месте более пяти-шести лет, начинает терять интерес к работе, что в конечном счете приводит к снижению продуктивности и качества его деятельности.

Карьерный рост следует трактовать в двух аспектах:

1) как процесс, в котором ведущую роль играет сам индивид;

2) как продвижение, в котором более активную роль играет руководитель, продвигающий индивида по карьерной лестнице.

В первом случае действует внутренняя мотивация индивида, которым движут мотивы роста, во втором случае активизирующим фактором выступает опосредованное стимулирование и управление деятельностью индивида.

Выделяют множество мотивов, ведущих к карьерному росту: самостоятельность; автономию; стремление к более высокому уровню компетентности, безопасности и стабильности; расширение своих возможностей; предпринимательскую креативность, поnhебность в перспективе; стиль жизни; лидерство, первенство; материальное благосостояние; обеспечение более комфортных и здоровых условий жизни и др. Важно, что сама возможность карьерного продвижения реально ведет к самостоятельной интенсификации жизнедеятельности индивида. Существуют несколько видов деловой карьеры:

• внутриорганизационная и межорганизационная;

• специализированная и неспециализированная;

• административная и профессиональная;

• вертикальная, горизонтальная и диагональная;

• ступенчатая и центростремительная (скрытая);

• статичная и динамичная.

В процессе служебного продвижения разные виды карьеры сочетаются один с другим.

Д. Сьюпер выделяет четыре типа карьеры в зависимости от особенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей человека, в целом формирующих показатель стабильности карьеры: стабильная, обычная, нестабильная и карьера с множественными пробами.

При оценке поведения работников с позиции их карьерной перспективности используются два критерия: уровень текущей про­фессиональной компетенции и потенциал продвижения (профессиональный, деловой, личностный). Как указывают Б. 3. Мильнер и Ф. Лиис, по этим критериям различают четыре типа карьерного поведения сотрудников, приведенных в виде матрицы на рис. 2.13.

Рис. 2.13. Матрица типов карьерного поведения работников

 

Характеристика представленных типов карьерного поведения работников состоит в следующем:

1) «звезды» — уровень трудовой отдачи, профессиональная компетенция и потенциал продвижения высокие;

2. Поведение человека в организации

2) «учащиеся» («новички») — потенциал продвижения высокий, но компетенция низкая;

3) «середнячки» — уровень профессиональной компетенции достаточный, но шансы на продвижение малы;

4) «сухостой» — профессиональная компетенция низкая и шансы на продвижение невелики.

Поведение работника в организации меняется в зависимости от этапа деловой карьеры. По Вудкоку и Френсису профессиональ­ная жизнь человека проходит пять этапов карьерного роста, смена которых сопровождается определенными кризисными (переломными) периодами (рис. 2.14). Их появление может сопровождаться возникновением ряда негативных последствий, в частности, снижением личной и производственной эффективности. В связи с этим важно, чтобы новые виды деятельности работника в каждый период соответствовали его личным возможностям и потребностям.

Стадии

На каждом из этапов деловой жизни ставятся определенные цели и удовлетворяются разные потребности работника:

1) предварительный этап (до 25 лет): профессиональное самоопределение, учеба, испытания, начало самоутверждения; ведущая потребность — безопасность существования;


2) этап становления (25—30 лет): освоение профессии, формирование навыков, получение квалификации, самоутверждение, начало достижения независимости; ведущие потребности — безопасность существования, приемлемый уровень оплаты труда;

3) этап продвижения (30—45 лет): рост квалификации, продвижение по службе, приобретение новых навыков и опыта, рост самоутверждения, начало самовыражения; ведущие потребности — высокий уровень оплаты труда, творчество, самоактуализация;

4) этап сохранения (45—60 лет): пик профессионального совершенствования, обучение молодежи, стабилизация независимости, рост самовыражения; ведущие потребности — повышение уровня оплаты труда, сохранение здоровья, появление других источников дохода;

/ 5) этап завершения (60—65 лет): подготовка к уходу на пенсию, поиск достойной замены, обучение кандидата, пик самовыражения и уважения; ведущие потребности — сохранение уровня оплаты труда, сохранение здоровья, повышение интереса к другим источникам дохода;

6) пенсионный этап (после 65 лет): занятие новым видом деятельности, самовыражение в новой сфере, стабилизация уважения; ведущие потребности — сохранение здоровья, увеличение размера пенсии и других источников дохода.

В целом по мере продвижения по карьерной лестнице человек стремится к должностному росту и расширению сферы ответственности. Успешное преодоление возникающих при этом про­блемных (кризисных) ситуаций, разрешение внутренних и внешних противоречий обеспечивают последующее продуктивное развитие индивида.

Данное представление динамики и траектории карьерного продвижения условно, поскольку на разных этапах карьера может не только расти, но и оставаться на прежнем уровне либо начать двигаться вниз. В этом случае достигается карьерное плато — положение, после которого дальнейшее повышение должностного уровня маловероятно.

Реальная модель карьерного цикла работника имеет инвариантный характер, обеспечивающий широкий набор возможных конфигураций, адаптированных к ситуационным факторам личностного и организационного порядка. С личностных позиций на выбор профессионального пути, как правило, влияют два фактора:

а) представления человека о хорошей, по его мнению, карьере;

б) потребности (мотивы) и реальные возможности человека.

Как правило, выбор осуществляется на основе сочетания нескольких факторов.

 







Date: 2016-11-17; view: 423; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию