Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и виды поведенческих девиаций





 

Весьма актуальной в настоящее время, но недостаточно изученной областью организационного поведения являются поведенческие девиации.

В общем смысле под девиантностью подразумевается любое отклонение от общепринятых норм и правил. В организационном поведении девиация — это действия, которые не вписываются в установленные в организации предписания (ожидания), включая любое недозволенное поведение работника на рабочем месте. Причем такое поведение может быть связано с нарушениями как формальных, так и неформальных правил и норм.

Формы проявления девиантного поведения в организации могут быть разными, например, неисполнение (или ненадлежащее исполнение) приказов; нарушение условий договоров, графиков; мошенничество, обман, воровство; уклонение от уплаты налогов; саботаж; подделка документов, фальсификация продукции; злоупотребление властью; использование ресурсов не по назначению, предоставление ложной информации.

Рамки девиантности достаточно широки: это могут быть собственники, менеджмент организации, рядовые сотрудники, индивидуальные или корпоративные клиенты и др.

Причинами девиантного поведения выступают:

• субъективные факторы — несоответствие личных целей и целей организации, а также личностные и психологические особенности, девиантные наклонности работников;

• объективные факторы — обстоятельства, возникающие по вине руководства (противоречивые распоряжения, несовместимые требования, правила, допускающие разное толкование).

Более продуктивными представляются ситуационные объяснениия, когда условия производственной деятельности исследуются в асоциальном контексте, причем возможно способствование девиациям и даже их создание.

В зависимости от степени отклонений девиации в организационном поведении могут вызывать неодинаковые по тяжести последствия: от конфликтов и сбоев локального характера до полной; дезорганизации всей системы управления. В свою очередь, это может привести к падению эффективности работы, подрыву имиджа организации, утрате рыночных позиций, потере ключевых клиентов и другим серьезным последствиям.

Формы поведения, связанные с нарушением норм, предписаний, дисциплинарных рамок, определяются как девиантное поведение. Различают несколько его разновидностей:

а) противоправное поведение — несоблюдение норм права, преследуемое по закону;

б) административно-управленческое деструктивное поведение — нарушения в отношении организации и ее целей (превышение служебных полномочий и злоупотребление ими, невыполнение или недобросовестное выполнение функциональных обязанностей);

в) дисфункциональное поведение — проявление профессиональной некомпетентности, приводящее к функциональным нарушениям;

г) индивидуально-целевое деструктивное поведение — эгоистическое поведение индивида;

д) групповое деструктивное поведение — проявление группового эгоизма;

е) консервативное поведение — отказ, игнорирование инноваций;

ж) имитационное поведение — завуалированное деструктивное поведение;

з) манипулятивное поведение — воздействие скрытого характера;

и) асоциальное поведение — проявление привычек и склонностей, осуждаемых обществом.

Наиболее тяжелой формой является деструктивное девиантное поведение, которое не соответствует официально установленным или фактически сложившимся в данной среде нормам и ожиданиям и приводит нарушителя (девианта) к наказанию, изоляции, лечению или исправлению. Основными видами поведения такого рода являются преступность, алкоголизм, наркомания.

Деликт — проступок, правонарушение. «Делинквент» — термин, используемый для обозначения лиц с социально отклоняющимся поведением (правонарушителей). В отличие от девиантного, т.е. социально неодобряемого, но не противоречащего правовым нормам поведения, делинквентное поведение связано с нарушением законодательно установленных требований. В организационном поведении основное внимание уделяется изучению девиантного (некриминального) поведения.

Слабые и случайные формы девиантного поведения, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (рассогласование позиций, например, оплошности, грубости, ошибки, ложь, умолчание, бездействие, халатность, обман), фиксируются общественным вниманием, корректируются непосредственно и по ситуации участниками взаимодействия (правилами вежливости, сохранения достоинства личности, контролем психологической агрессивности, юмором и др.). Как правило, слабые формы отклонений имеют открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию поведения.

Устойчивые формы девиантного поведения в зависимости от их социальных последствий вызывают определенное осуждение, наказание и мобилизацию позитивных сил организации для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем.

Особое место в поведенческих девиациях в организации занимают управленческие манипуляции руководителя.

Манипулятивное поведение — это скрытое влияние на работника или группу лиц для достижения определенных целей — личных или управленческих (например, принятие непопулярного решения). Для манипулятивных приемов управления характерно отсутствие возможности у подчиненных сделать осознанный выбор, применение менеджером негласных форм воздействия с пренебрежительным отношением к управляемым. Необходимое поведение достигается без осознания истинных целей воздействия, которые скрываются, маскируются или подменяются другими, а сам работник воспримается не как целостная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Манипулирование может быть как осознанным (целенаправленным), так и неосознанным (следование планам). Для обеспечения доверия персонала манипулятор-руководитель использует следующие приемы:

• фрагментарное (селективное) изложение информации;

• смешение лжи и правды;

• расстановка акцентов на успехах;

• перекладывание вины на обстоятельства или других людей;

• апелляция к «высоким материям»;

• «горный штурм»;

• использование слухов;

• семантическое манипулирование;

• использование парадокса повтора;

• представление «выгодных ассоциаций»;

• «заигрывание» с персоналом и др.

• Манипулирование властью обозначается понятием «макиавеллизм» (от трудов Н. Макиавелли). Использование субъектом манипулирования хитрости и обмана, согласно В. Парето, определяется как «власть лис».

Манипулятивные формы воздействия на персонал позволяют; руководителю, не нарушая правовых норм, добиваться намеченных целей, однако при этом страдает морально-этическая составляющая организационных отношений. Как правило, манипулятивное поведение приводит к разрушению доверия и взаимного уважения, подрыву авторитета руководителя.

 

Date: 2016-11-17; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию