Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модели девиантного поведения
По мнению исследователей, разные проявления девиантности имеют один фундаментальный источник — расхождение между целями и средствами (способами) их достижения. В качестве таких средств могут выступать не только материальные, технические, финансовые и другие ресурсы, но и регулятивные механизмы управления (структурирование задач, сплочение групп, мотивация и др.). По Р. Мертону разные виды отклоняющегося поведения являются ответной (приспособительной) реакцией персонала на сложившийся дисбаланс целей и средств. С этой точки зрения различают следующие модели девиантного поведения: а) покорность — принятие одновременно и «предлагаемых целей, и предлагаемых средств»; б) ретритизм — «бегство от обстоятельств», означающее уход одновременно и от целей, и от средств (пассивность, самоустранение, пораженчество, диссидентство); в) инновация — согласие с предлагаемыми целями, но отказ от использования находящихся в распоряжении или предлагаемых средств; г) ритуализм — приверженность средствам в сочетании с неприятием поставленных целей; д) мятеж — отвержение целей и средств с одновременным предложением соответствующей замены. А. Томпсон разработал четыре обобщающих культурных прототипа девиантного поведения в зависимости от вовлеченности в группу и силы правил (структурирования обязанностей). Эти прототипы представлены в виде матрицы на рис. 2.16.
Рис. 2.16. Матрица прототипов девиантного поведения
Представленные прототипы поведения характеризуются следующим: 1) «ястребы» — конкурирующие индивидуалисты, хотят создавать свои правила в организации или менять их в свою пользу. Стремятся к усилению своей независимости, не отличаются преданностью и склонностью к стратегическому планированию; 2) в работе «ослов» главенствуют правила, недостаток автономии, часто низкий статус и относительная изолированность. Для них характерно стремление повысить независимость и обеспечить и интересы за счет саботажа, подмены, фальсификации, использования родственных отношений, обмана; 3) «волчьи стаи» практикуют девиации, осуществляемые в хорошо организованных и стратифицированных группах, для которых характерны иерархия, порядок, внутренний контроль и дисциплина, разделение и кооперация труда. Предполагается обучение технике и практике отклонений, используется внутреннее оказание и вознаграждение, проявляется сильная преданность группе (стае), склонность к долгосрочной стратегии; 4) «стервятники» основываются на группировках, которые минимально дифференцированы по рангам и функциям. Они зависят от информации и нуждаются в поддержке со стороны группы, но в же время ориентированы на собственные интересы. Характеризуются нестабильностью состава, форм поведения и стратегии действий в зависимости от изменяющихся возможностей. В целом деятельность в рамках каждого прототипа обладает общими структурными характеристиками, а также отчетливо связана с определенными видами девиантного поведения (кражи, обман, воровство, мошенничество и др.), что предполагает и разную управленческую реакцию на них со стороны менеджмента. Многие попытки зафиксировать девиации представляются неоднозначными, поскольку отклонение от правил происходит в соответствии с неявными и скрытыми интересами, в том числе с интересами менеджмента. Изменяющиеся рынки, новые формы организации, развивающиеся технологии способствуют возникновению новых вариантов и возможностей, приводящих к появлению новых видов и форм девиаций. Нормы и правила, выступающие критериальной основой поведения личности, представляют собой живое и динамичное явление, имеют конкретно-исторический характер, во многом носят отпечаток субъективизма и избирательности. В связи с этим критерии поведения в организации бывают размытыми, нормы поведения в разных группах не совпадают или даже противоречат одна другой. В таких условиях человек пребывает в состоянии нравственного выбора, решает морально-этические проблемы. Важнейшая задача менеджмента заключается в обеспечении и совершенствовании действенности нравственных норм организации, формировании высокой корпоративной культуры и морали. Date: 2016-11-17; view: 1767; Нарушение авторских прав |