Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели девиантного поведения





 

По мнению исследователей, разные проявления девиантности имеют один фундаментальный источник — расхождение между целями и средствами (способами) их достижения. В качестве таких средств могут выступать не только материальные, технические, финансовые и другие ресурсы, но и регулятивные механизмы управления (структурирование задач, сплочение групп, мотивация и др.).

По Р. Мертону разные виды отклоняющегося поведения являются ответной (приспособительной) реакцией персонала на сложившийся дисбаланс целей и средств. С этой точки зрения различают следующие модели девиантного поведения:

а) покорность — принятие одновременно и «предлагаемых целей, и предлагаемых средств»;

б) ретритизм — «бегство от обстоятельств», означающее уход одновременно и от целей, и от средств (пассивность, самоустранение, пораженчество, диссидентство);

в) инновация — согласие с предлагаемыми целями, но отказ от использования находящихся в распоряжении или предлагаемых средств;

г) ритуализм — приверженность средствам в сочетании с неприятием поставленных целей;

д) мятеж — отвержение целей и средств с одновременным предложением соответствующей замены.

А. Томпсон разработал четыре обобщающих культурных прототипа девиантного поведения в зависимости от вовлеченности в группу и силы правил (структурирования обязанностей). Эти прототипы представлены в виде матрицы на рис. 2.16.

Рис. 2.16. Матрица прототипов девиантного поведения

 

Представленные прототипы поведения характеризуются следующим:

1) «ястребы» — конкурирующие индивидуалисты, хотят создавать свои правила в организации или менять их в свою пользу. Стремятся к усилению своей независимости, не отличаются преданностью и склонностью к стратегическому планированию;

2) в работе «ослов» главенствуют правила, недостаток автоно­мии, часто низкий статус и относительная изолированность. Для них характерно стремление повысить независимость и обеспечить и интересы за счет саботажа, подмены, фальсификации, использования родственных отношений, обмана;

3) «волчьи стаи» практикуют девиации, осуществляемые в хорошо организованных и стратифицированных группах, для которых характерны иерархия, порядок, внутренний контроль и дисциплина, разделение и кооперация труда. Предполагается обучение технике и практике отклонений, используется внутреннее оказание и вознаграждение, проявляется сильная преданность группе (стае), склонность к долгосрочной стратегии;

4) «стервятники» основываются на группировках, которые минимально дифференцированы по рангам и функциям. Они зависят от информации и нуждаются в поддержке со стороны группы, но в же время ориентированы на собственные интересы. Характеризуются нестабильностью состава, форм поведения и стратегии действий в зависимости от изменяющихся возможностей.

В целом деятельность в рамках каждого прототипа обладает общими структурными характеристиками, а также отчетливо связана с определенными видами девиантного поведения (кражи, обман, воровство, мошенничество и др.), что предполагает и разную управленческую реакцию на них со стороны менеджмента.

Многие попытки зафиксировать девиации представляются неоднозначными, поскольку отклонение от правил происходит в соответствии с неявными и скрытыми интересами, в том числе с интересами менеджмента. Изменяющиеся рынки, новые формы организации, развивающиеся технологии способствуют возникновению новых вариантов и возможностей, приводящих к появлению новых видов и форм девиаций.

Нормы и правила, выступающие критериальной основой поведения личности, представляют собой живое и динамичное явление, имеют конкретно-исторический характер, во многом носят отпечаток субъективизма и избирательности. В связи с этим критерии поведения в организации бывают размытыми, нормы поведения в разных группах не совпадают или даже противоречат одна другой. В таких условиях человек пребывает в состоянии нравственного выбора, решает морально-этические проблемы. Важнейшая задача менеджмента заключается в обеспечении и совершенствовании действенности нравственных норм организации, фор­мировании высокой корпоративной культуры и морали.







Date: 2016-11-17; view: 1767; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию