Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава шестая спортивные виды физических упражнений
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В целях всестороннего развития детей дошкольного возраста применяются следующие спортивные виды физических упражнений: передвижение на лыжах, катание на сапках, коньках, велосипеде, плавание и др. Они способствуют укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а также формированию в той или иной мере всех физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость и др.) эмоциональная окраска занятий помогает детям. Наряду с описанием техники упражнений, включенных в «Программу воспитания», мы приводим и более сложные, с тем, чтобы при наличии благоприятных условий и общей физической подготовленности детей воспитатели могли использовать их в старших группах детского сада более длительное время выполнять упражнения, не испытывая усталости, что в свою очередь обусловливает развитие силы и выносливости. Так как эти занятия проводятся в специальной одежде при различной температуре воздуха, увеличивается эффект закаливании. Спортивные виды физических упражнений приближают детей 'к природе, помогают полнее познавать ее явления (свойства снега, ветра, льда, воды и др.), развивать эстетические чувства, положительные эмоции. Коллективные занятия, особенно прогулки за пределы участка детского сада, воспитывают товарищескую взаимопомощь, коллективизм. Проведение спортивных видов физических упражнений в различных условиях способствует воспитанию волевых качеств (смелость, выдержка, решительность и др.)- Уход за лыжами, коньками, санками, велосипедом и другим инвентарем приучает детей к аккуратности, трудолюбию.
§ 2. ЛЫЖИ
Общая характеристика передвижения на лыжах. Исследования, проведенные в дошкольных учреждениях1, показали возможность обучения детей дошкольного возраста передвижению на лыжах, положительное влияние этих занятий на организм ребенка. Передвижение на лыжах — циклическое движение, благоприятно влияющее на развитие костного аппарата и всех групп мышц. Исследование М. П. Голощекиной показало, что у детей, которые систематически занимались ходьбой па лыжах, не наблюдалось отклонений в развитии попы. Ходьба на лыжах укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системi,i. По данным М. П. Голощекиной, спирометрия у девочек 6 лет увеличилась в результате занятий лыжами на 40% (1000—1400 куб. см), у мальчиков 6 лет — на 41,5% (1070—1544 куб. см). Выбор места для занятий. Для начального обучения передвижению на лыжах выбирается место, где можно проложить небольшую лыжню и где имеются невысокие горки с отлогими скатами. В дальнейшем следует проводить занятия на удлиненной лыжне (от 80 и более метров) и более крутых горках. Когда дет освоят способы передвижения, научатся делать повороты, подниматься па небольшие горки и спускаться с них, необходимо проводить лыжные прогулки в парке, в лесу, выбирая средне пересеченную местность. Одежда и обувь ребенка. Одежда детей должна быть плотной, хорошо защищающей от ветра и не стесняющей движений. Во избежание перегревания не следует одевать детей слишком тепло. Для передвижения на лыжах можно рекомендовать комбинезон из водоотталкивающей ткани на утепленной подкладке или лыжным костюм. Под комбинезон или лыжный костюм одевается теплое белье или шерстяной костюм. Из головных уборов наиболее удобны вязаные шапки, шапки-ушанки (в ветреную погоду). На руки следует надевать шерстяные варежки, а поверх их кожаные или брезентовые рукавицы. Для катания на лыжах используются ботинки на утепленной подкладке, с широкой носовой частью. В более холодную погоду следует надевать две пары шерстяных носков. Валяная обувь нежелательна: нога в ней перегревается, вес обуви и лыж с креплениями давит на слабым мышечный свод стопы, что может привести к его уплощению. Подбор лыж, палок и уход за ними. Необходимо, чтобы лыжи и палки соответствовали росту ребенка. Если лыжи поставить вертикально, то они должны доходить до кончиков пальцев вытянутой вверх руки, а палки достигать подмышек. Петли на палках делаются такого объема, чтобы в них проходили кисти рук лыжника в рукавицах. Дли крепления лыж к ноге пользуются различными креплениями: для валенок употребляется мягкое кожаное крепление, для обуви с жестком подошвой — металлическое (полужесткое) крепление. Крепления подгоняются по обуви. Кожаное крепление состоит из ремни, вставленного в прорезь лыж. Оно должно быть расположено на уровне основания большого пальца и плотно охватывать носок обуви. Для более плотного фиксирования лыжи используется пяточное крепление из резиновых трубок. Лыжи следует хранить вместе с палками в специальных стойках в сухом прохладном месте. Для сохранения нормального прогиба носовая и пяточная части лыж после каждой прогулки связываются, а посередине у грузовой площадки ставится распорка шириной 3—4 см. За лыжами необходим уход. Чтобы древесина не изнашивалась и в нее не проникала влага, чтобы лыжи лучше скользили и сохраняли гибкость, надо через 1—1,5 месяца пропитывать смолой их скользящую поверхность. Для этого ее очищают от старой мази, затем наносят растопленную смолу и держат над огнем, пока вся смола не впитается. Ремни лыжных креплений и палок смазывают мазью (вазелином). Отправляясь на прогулку, лыжи следует смазать мазью, подбирая ее в соответствии с погодой и состоянием снежного покрова. Прежде чем встать на лыжи, надо, чтобы они промерзли минут 10 - тогда они будут лучше скользить. Непосредственно после прогулки лыжи надо очистить от снега, поставить между ними распорки и убрать на место. Методика обучения. В «Программе воспитания» задача обучения передвижению на лыжах ставится только со средней группы. Но это не означает, что нельзя использовать лыжи с детьми более раннего возраста, если в детском саду имеются соответствующие условия. Обучение детей ходьбе на лыжах совершается в определенной последовательности: сначала детей учат подбирать лыжи и палки по росту, показывают и объясняют, как правильно прикреплять лыжи к ноге, как ухаживать за лыжами и палками, как переносить их и ставить в стойки. 3атем переходят к постепенному обучению передвижению на лыжах. Ходьба на лыжах организуется на утренней и вечерней прогулке в форме занятий со всей группой, с небольшими группами и индивидуально. Прежде всего, воспитатель учит детей, как брать лыжи из стойки, скреплять их и снова ставить в стойку, надевать и снимать лыжи, ухаживать за ними. Ребенок берет лыжи за середину двумя руками и ставит их пятками у носка правой ноги скользящими поверхностями вперед и держит их сбоку выше грузовых площадок четырьмя пальцами с наружной стороны, а большим пальцем к себе. При равнении в шеренге лыжи прижимаются к плечу. При поворотах на месте лыжи приподнимаются и одновременно с приставлением ноги опускаются к ней. Чтобы встать на лыжи, нужно взять их в левую руку, а правой рукой открепить палки и поставить их в снег или положить кольцами назад с правой стороны. Затем разъединить лыжи и положить их грузовыми площадками у ступней справа и слева, прикрепить лыжи, разъединить палки, надеть их на руки петлями и поставить около ноги. Чтобы спять лыж п, нужно поставить или положить палки справа, открепить лыжи и сойти с них, сделав полшага влево. Для удобства переноски лыжи скрепляются. Для этого надо палки соединить, продев одну палку в кольцо другой, и обе палки поставить в снег или положить их справа от себя кольцами назад на линии носков обуви. Очистить лыжи от снега, взять их за грузовые площадки, левую лыжу одноименной (левой) рукой снизу, а правую —сверху. Продеть носком правую лыжу под ремни крепления левой лыжи, верхние концы скрепленных палок пропустить под носковые ремни и надеть кольцами на носки лыж. Для длительной переноски палки прикрепляют к лыжам ремнем (веревкой). Лыжи с металлическим креплением скрепляют скользящими поверхностями друг к другу. Палки надо крепить на одной из лыж. Переносить лыжи можно разными способами: на плече, под рукой и в руке. Для переноски лыж на плече следует правой рукой перенести лыжи к левому плечу, левую руку подать несколько вперед, повернув ее ладонью к себе, поставить лыжи пятками на ладонь так, чтобы большой палец лежал на скользящей поверхности, а остальные пальцы были обращены к бедру. Затем энергично опустить правую руку, одновременно левой рукой отвести пятки лыж от себя так, чтобы лыжи легли на плечо под небольшим углом, скользящей поверхностью вперед. Чтобы спять лыжи с плеча, необходимо левой рукой подать пятки лыж к бедру, одновременно правой рукой взять лыжи на высоте плеча и поставить их отвесно у левого плеча. Затем пере нести лыжи правой рукой вниз, к правой ноге, придерживая их левой рукой выше грузовых площадок, и держать вдоль правой ноги так, чтобы пятки касались носка правой ноги, и быстро опустить левую руку, а правой плавно опустить лыжи. Для переноски лыж под рукой нужно взяться правой рукой за палки около скоб крепления, а левой рукой — со стороны скользящей поверхности лыжи, ниже грузовой площадки, послать верхние концы вперед-вниз. Затем, поворачивая лыжи слева направо скользящей поверхностью вверх, прижить их локтем правой руки сбоку, одновременно левую руку энергично опустить. Носки лыж держать на высоте колен. Чтобы опустить лыжи к ноге, надо взяться за лыжи левой рукой со стороны скользящей поверхности у грузовых площадок, а правой, удерживая за палки, повернуть лыжи влево, скользящей поверхностью вниз, поднять носки лыж держать их отвесно вдоль правой ноги, одновременно правой рукой перехватить сбоку у грузовых площадок, опустить левую руку, а правой плавно поставить лыжи пятками у правой ноги. Для недлительной переноски лыжи можно переносить в руке, держа их за крепления. Воспитатель все это показывает и объясняет детям, затем следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его требования и закрепляли приобретенные навыки. ^После этого приступают к обучению передвижению на лыжах без палок. Этот вид ходьбы является упражнением, развивающим равновесие, ритм и одновременно подготавливающим к освоению более сложных способов передвижения. При ходьбе па лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, координировать движения рук и ног. Несвоевременное использование палок приучает детей «висеть» на них. Прежде всего надо научить детей принимать исходное положение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельно, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены вниз, взгляд обращен вперед. Помогает освоению передвижения на лыжах выполнение подготовительных упражнений как без лыж, так и на лыжах (поочередное поднимание ног с лыжами, переступание в стороны и т. д.), а также имитация выполнения разных способов передвижения на лыжах без палок. Ступающий шаг — самый простой способ передвижения на лыжах. Он применяется на рыхлом снегу равнины и при подъемах па горку. При ступающем шаге туловище наклонено несколько вперед. Правая нога сгибается в коленном суставе, поднимается и выносится вперед. Это позволяет приподнимать носковую часть лыжи, пяткой прижимать задний конец лыжи к снегу, делать шаг вперед с легким прихлопываемом и переносить тяжесть тела на правую ногу. Затем так же долги-то и шаг левой ногой вперед. Движения рук согласуются с движением ног: когда выдвигается правая нога, выносится левая рука и, наоборот, с выставлением левой ноги выносится правая рука. При обучении следует обращать внимание на правильную посадку лыжника, на поочередное перенесение тяжести тела с одной ноги на другую, а также на удлинение шага. После показа и объяснения детей строят в шеренгу и дают задание пройти до условленного места (8—10 шагов). Для закрепления навыка в ступающем шаге проводятся подвижные игры («Идите ко мне», «Догоните меня» и др.). Скользящий шаг выполняется из стойки лыжника н начинается о того, что тяжесть тела переносится на правую лыжу и делается толчок правой ногой до полного ее выпрямления. Одновременно с толчком правой ноги выдвигается на шаг вперед левая нога, вес тела переносится на левую лыжу и на ней производится скольжение. Правая нога, закончив толчок, расслабляется и, слегка сгибаясь в коленном суставе, по инерции продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега, затем маховым движением она подтягивается вперед. В момент, когда правая нога поравняется с левой, производится толчок уже левой йогой до полного ее выпрямления. Одновременнос толчком левой ногой правую ногу следует выставить на шаг вперед, перенести вес тела на правую лыжу и скользить на ней. Таким образом производится скольжение то на правой, то на левой ноге. Движения рук согласуются с движениями ног. С шагом левой ногой правую руку, согнутую в локтевом суставе, маховым движением нужно вынести вперед до уровня плеча, а левую отвести назад до отказа. С шагом правой ногой левую руку, слегка согнутую в локтевом суставе, нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую — отвести назад до отказа. В дальнейшем движения повторяются в этой последовательности. В процессе обучения дети иногда допускают такие ошибки: скользят на выпрямленных ногах или, сгибая их в коленях, недостаточно переносят тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Важно своевременно исправлять эти ошибки. Чтобы дети делали более широкий шаг и переносили тяжесть тела с ноги на ногу, дается задание передвигаться, заложив руки за спину, наклоняясь в сторону опорной ноги; преодолеть расстояние за меньшее количество шагов; скользить до предметов, удлиняя шаг при скольжении; скользить в медленном темпе с увеличенным переносом тяжести тела с одной ноги на другую. Чтобы выработать сильный толчок, следует передвигаться на лыжах под небольшой уклон, отталкиваясь под некоторым углом к направлению движения (15—20°). При этом лыжа опирается на внутреннее ребро, и толчок усиливается Для развития быстроты дается задание преодолеть расстояние 25—30 м как можно быстрее. Воспитатель указывает детям, чтобы они сильнее сгибали ноги в коленях и переносили тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Когда ребенок освоит скользящий шаг, он может чередовать его со скольжением на двух ногах: ребенок делает разбег (2—3 скользящих шага), а затем скользит па двух лыжах одновременно. Разбег и скольжение повторяются. Чтобы дети научились сгибать пот, им предлагается поглубже присесть и проехать в «воротики», составленные из двух лыжных палок. Палки детям дают тогда, когда они научатся уверенно ходить на лыжах (примерно с 6 лет). Отталкивание палками помогает достичь большей скорости при передвижении и оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Прежде всего детям предлагают походить с палками, держа их за середину на весу, по но опираясь на снег. Это упражнение помогает привыкнуть к весу палок и приучить проносить их вперед и назад. После этого детей учат ходить ступающим шагом с палками. При этом следует обращать внимание на то, чтобы дети не выносили палки далеко вперед и широко не расставляли их. Детей обучают попеременному двухшажному ходу (обычный ход), когда движение на лыжах совершается с попеременной работой палками, а также бесшажному ходу, когда толчок совершается одновременно двумя палками, а дальше ребенок скользит на двух ногах. Попеременный двухшажный ход с палками выполняется так: с переносом веса тела на правую лыжу производится толчок правой ногой и левой палкой, выдвигается левая нога вперед на шаг, на нее переносится тяжесть тела и производится скольжение на левой лыже. Толчок делается до полного выпрямления ноги. Правая нога после толчка расслабляется и, сгибаясь в коленном суставе, продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега. Когда правая нога подтягивается к левой, в момент сближения ступней обеих ног, не дожидаясь замедления скольжения, нужно поставить правую палку на снег на уровне носка левой ноги, начать толчок левой ногой и правой палкой. При этом правая нога выносится на шаг вперед и на ней производится скольжение, одновременно выносится левая рука с палкой вперед. Левая нога, расслабляясь, сгибается в коленном суставе, продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега. В дальнейшем движения повторяются в той же последовательности. При обычном ходе на лыжах движение ног и рук чередуются, как при обычной ходьбе. С шагом левой ногой вперед выносится правая рука, а с шагом правой йоги —левая рука. Рука при выносе палки вперед слегка согнута в локте, а при окончании толчка полностью выпрямляется. Бесшажный ход с палками характерен тем, что передвижение достигается. За счет толчков двумя руками одновременно. Полусогнутые руки выносятся вперед, палки ставятся на снег па уровне носков ног, ноги слегка сгибаются. С наклоном туловища вперед, тяжесть тела переносится на носки, производится толчок палками до полного выпрямления рук сзади и скольжение на обеих лыжах. Постепенно выпрямляя корпус, вынося руки вперед, палки ставят на снег под острым углом у грузовых площадок, готовясь к очередному толчку. В дальнейшем движения повторяются в той же последовательности. Бесшажный ход применяется при спусках с гор и па ровной местности при хорошем скольжении. Обучать -грому ходу следует на укатанной лыжне, идущей под уклон, чтобы ребенку было легче скользить- Одновременному бесшажному ходу обучают детей тогда, когда они освоят ступающий, скользящий шаги, а также попеременный двухшажный ход (примерно в 5—6 лет). В процессе обучения необходимо следить за тем, чтобы дети энергично наклоняли туловище вперед при толчке. Для этого с ними проводятся упражнения на месте (без лыж и на лыжах), имитирующие толчок: дети выносят руки вперед, слегка поднимаются на носки п подают туловище вперед, руки опускают вниз и отводят назад, становятся на всю ступню так, чтобы тяжесть тела приходилась на переднюю часть стопы, а пятки едва касались опоры. Повороты на лыжах совершаются на месте и в движении. Они применяются для изменения направления, замедления скорости или для остановки. Для поворота на месте используются следующие способы — переступанием (вокруг задников и носков), махом (через ногу), прыжком. При повороте переступанием вокруг задников лыж, если поворачиваются налево, то поднимают носок левой лыжи, прижимают задний конец ее к снегу и отставляют (отводят) лыжу немного влево, перенося на нее тяжесть тела. После этого поднимают правую лыжу и приставляют ее к левой (ширина шага может быть различной). Так постепенно делается поворот на любое расстояние и кругом - при повороте на снегу остается след в виде веера. Поворот на месте переступанием вокруг носков лыж совершается следующим образом: приподнимаются и отводятся в сторону пятки лыж, носки прижимаются к снегу. Если поворот выполняется с палками, их переставляют вместе с соответствующей лыжей. Поворот махом позволяет сделать поворот на 180°. Для поворота махом надо поднять согнутую в колене левую ногу с лыжей вперед-вверх, одновременно переставить левую палку назад за пятку правой лыжи, повернув ногу с лыжей носком налево-назад и опустить лыжу на снег. Перенося вес тела на левую ногу, обнести правую ногу с лыжей вокруг левой ноги и поставить на снег рядом с левой ногой. Поворот может выполняться и через правое плечо. Поворот прыжком совершается в любом направлении- Следует, подпрыгивая, рывком повернуться в желаемом направлении и опуститься на снег. Этот способ выполняется как с опорой, так и без опоры на палки. Повороты в движении выполняются переступанием, «плугом»,«полуплугом». Поворот переступанием выполняется на небольшой скорости, на неглубоком снегу и на пологих склонах. Поворот производится из основной стойки перестановкой лыж в нужную сторону. При повороте налево нужно оттолкнуться правой ногой, одновременно левую лыжу слегка приподнять и переставить носком влево и, скользя на ней, перенести на нее вес тела. После этого приставить правую лыжу к левой. Дальнейший поворот производить в той же последовательности. При повороте направо выполняются такие же движения, но в другую сторону. Этому способу поворота сначала обучают на ровной поверхности, а затем при спусках с небольших гор. Поворот «плугом» выполняется на средних и крутых склонах для замедления скорости. Для поворота направо левую лыжу нужно поставить на ребро и перенести на нее вес тела. Затем, усиливая давление на пятку лыжи, повернуть и наклонить туловище в сторону поворота. Следует сохранить это положение до тех пор, пока не будет достигнуто нужное направление. После этого следует перенести вес тела на правую лыжу и начать поворот налево. Руки нужно вынести вперед, палки держать кольцами назад. Поворот «полуплугом» (упором) выполняется на склонах средней крутизны при небольшой скорости. Для поворота налево надо правую лыжу выдвинуть носком вперед в положение «полуплуга», поставить на внутреннее ребро под углом и плавно перенести на нее вес тела, оставляя левую лыжу скользить по направлению спуска. Таким же образом делается поворот направо. Подъемы на горку. При подъемах на горку используются различные способы: обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой», «зигзагом». Подъем обычным шагом применяется на пологих склонах. Движения такие же, как при обычном ходе, но с несколько большим наклоном туловища вперед и более сильной опорой на палки. После толчка лыжа проносится вперед и опускается на снег с прихлопывавшем. При этом увеличивается сцепление лыж со снегом и они не скользят назад. Движения рук согласуются с движениями ног. В тех случаях, когда скользящим шагом идти невозможно, подъем совершается ступающим шагом. Подниматься на горку можно прямо, а также наискось, зигзагом. Сначала детей учат подниматься без палок, так как они вызывают излишнюю напряженность и скованность движений. Подъем «елочкой» применяется на склоне средней крутизны. При этом носки лыж разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятся па внутренние ребра. Чем круче подъем, тем шире разворачиваются носки лыж и лыжи ставятся больше на ребро. Пятки лыж при шаге переносятся одна через другую. Задний конец перенесенной вперед лыжи опускают па склон против ботинка стоящей ноги. Палки для опоры ставятся поочередно сзади лыж. Подъем «полуелочкой» применяется при подъеме (передвижении) наискось. Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится по направлению движения, а другая — с разворотом носка в сторону поперек склона. Обе лыжи ставятся на ребро. Подъем «лесенкой» применяется на крутых и обрывистых склонах и выполняется с продвижением только вверх или вперед-вверх. Стоя боком к склону, нужно сделать шаг в сторону подъема и поставить лыжу на внешнее ребро, чтобы она не соскальзывала, и одновременно переставить палку. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро, и затем переставить палку. В дальнейшем движение нужно повторять в той же последовательности, пока не закончится подъем. Верхняя палка ставится несколько впереди от крепления лыжи, а нижняя — позади ноги. Подъем «лесенкой» выполняется правильно, если крепление плотно удерживает ногу ребенка на лыже. Сначала детей учат переступать на ровном месте, затем при подъемах на горку. Подъем «зигзагом» применяется на длинных склонах, когда подниматься прямо бывает утомительно. Движение производится обычным ходом или «полуелочкой» наискось с переменой направления. Спускам с гор (склонов) детей обучают одновременно с подъемами. Для этого подбирается пологий и ровный склон, не слишком твердая и накатанная поверхность, иначе у детей будут разъезжаться ноги и они могут упасть. Спускаться с гор можно скольжением в разной стойке (низкой, средней, высокой), а также «лесенкой». Выбор способа спуска зависит от крутизны склона. С пологих склонов спускаются прямо, наискось, а с более крутых — прямо. Спуск в низкой стопке применяется на длинных и крутых склонах или на ровных склонах для увеличения скорости движения. При этом ноги ставятся па всю ступню, сильно сгибаются в коленях, голова и корпус несколько наклоняются вперед, руки выносятся вперед. Спуск в средней (основной) стойке применяется на склоне средней крутизны и при выполнении поворотов. Для этого лыжи надо расставить на ширину одной — двух ступней, одну лыжу слегка выдвинуть вперед (на полступни) или поставить рядом (одна нога может быть слегка выдвинута вперед), полуприсесть, слегка наклонить корпус вперед, руки, полусогнутые в локтях, немного вынести вперед, палки держать на весу, кольцами назад, почти параллельно склону. Для сохранения большей устойчивости одну ногу нужно выдвинуть несколько вперед. При спуске наискось вес теля переносится больше на нижнюю лыжу. Спуск в высокой стойке применяется па отлогих склонах и для уменьшения скорости спуска за счет увеличения тормозящей силы сопротивления воздуха. По сравнению со средней сгонкой ноги ставятся ближе одна к другой и выпрямлены больше, но остаются слегка согнутыми в коленях, корпус меньше наклонен вперед. Руки вниз, палки кольцами назад. Спуск «лесенкой» применяется на крутых склонах. Стоя боком к краю склона, надо переставить палку вниз по склону, сделать шаг в сторону, врубая лыжу ребром в снег. Опираясь на палки и лыжу, стоящую ниже по склону, приставить к ней другую лыжу и затем палку. В дальнейшем движения повторяются в той же последовательности. При рыхлом снеге с крутого склона можно соскальзывать боком к склону с опорой на обе лыжи. Обычно в детских садах сооружаются невысокие горки, с которых дети спускаются в средней стойке. Но с детьми, которые часто ходят на лыжах, можно провести прогулку по холмистой местности, где приходится менять способ передвижения, подъемов и спусков. Поэтому воспитателю необходимо знать, в каких случаях применяются те или иные способы передвижения, и показывать их детям. Надо следить, чтобы дети во время спусков не наклонялись слишком сильно вперед и не расставляли широко ноги. Палки разрешается использовать только тем детям, которые овладели техникой спусков разными способами. Торможение. Чтобы замедлить движение или остановить его, прибегают к торможению. При спусках с гор торможение производится разными способами: «плугом», «полуплугом» и др. Торможение «плугом» применяется при спусках на открытых некрутых склонах. При этом надо из средней стойки развести задние концы лыж в стороны, поставить лыжи на внутренние ребра носками вместе, колени несколько свести внутрь, вес тела перенести на пятки, руки, слегка согнутые в локтях, вынести вперед. Палки держат на весу параллельно склону. Для усиления торможения необходимо шире развести задники лыж в стороны и больше поставить лыжи на внутренние ребра. Следует помнить, что сильное торможение может привести к падению вперед, вследствие движения лыжника по инерции. Торможение «полуплугом» (упором) применяется для небольшого замедления скорости движения при спусках прямо и наискось или на равнине после раската. При этом пятка одной лыжи выдвигается несколько вперед — и сторону, другая лыжа продолжает скользить по направлению движения, вес тела в большей мере находится на ней, и нога на этой лыже сильнее сгибается в колене. Ста пи па ребро отведенную в сторону лыжу, производят торможение. Носки лыж сведены, колени несколько сближены, руки полусогнуты в локтях. При спуске наискось вес тела переносится больше на верхнюю лыжу, торможение производится нижней лыжей, поставленной под углом к направлению движения. Во избежание падения вперед торможение следует производить путем постепенной постановки лыжи на ребро, особенно в условиях глубокого снега. Нога с лыжей, сохраняющая прямолинейное движение, должна быть согнута и колене, тормозящая нога — почти прямая. Необходимо следить, чтобы дети не слишком сгибали и колене отведенную в сторону ногу и не выпрямляли опорную. Торможение палками между лыжами применяется при спуске, когда невозможно тормозить лыжами, среди деревьев, кустарников и т. п. Не вынимая рук из петель, надо поставить палки наклонно между лыжами, подтягивая кисти рук к груди и немного приседая, тормозить. При торможении слева, надо перенести правую палку на левую сторону, не вынимая руки из петли, левой рукой взяться за нее на расстоянии 30 — 40 см от кольца и, нажимая на палку, производить торможение. Детей необходимо приучать передвигаться по холмистой (пересеченной) местности, преодолевая неровности. При этом скорость движения и устойчивость лыжника обеспечиваются наиболее рациональной для данных условий стойкой. Приближаясь к кочке, бугру, следует принять более высокую стойку, в момент въезда (для устранения толчка) надо присесть, при спуске — выпрямиться. При спуске во впадины сначала присесть, а с выходом на ровное место больше выдвинуть одну лыжу вперед и уменьшить наклон корпуса. На небольших неровностях необходимо «пружинить» (амортизировать) на согнутых ногах, плавно сгибая и разгибая ноги, наклоняя и выпрямляя корпус, балансируя руками (покачиваясь на согнутых ногах), смягчать толчки при спуске. На выкате после спуска для сохранения устойчивости следует одну ногу выдвинуть вперед. Детей следует научить преодолевать встречающиеся препятствия: неширокие канавы прямо или боком; широкие канавы — спуском и подъемом «лесенкой». При спусках с гор детям даются различные задания: позвонить в колокольчик, попасть снежком в цель, поднять шишки, лежащие на снегу, проехать с различным положением туловища, ног, рук и движениями рук (подбрасыванием мяча и др.), спускаться с попоротом, вдвоем и т. д. Дети в дошкольном возрасте легко овладевают основными способами передвижения, поворотов, подъемов на горку и спусков с псе, торможения. Необходимо этому научить всех детей, проводя занятия с группой в целом, с маленькими группами и индивидуально с отдельными детьми. Рекомендуется проводить занятия 2—3 раза в неделю продолжительностью от 15 до 40 минут. При обучении следует использовать показ и объяснения. Кроме того, уточнению Представлений с) технике передвижения на лыжах помогает рассматривание рисунков, проведение бесед и т. д. Для закрепления приобретенных навыком проводятся подвижные игры, прогулки за пределы участка (в парк, на стадион, в лес). Длительность прогулок на лыжах постепенно увеличивается (от 30 минут до 1—1,5 часа). Важно, чтобы приобретенные в детском саду навыки закреплялись в выходные дни под руководством родителей.
§ 3. КОНЬКИ Общая характеристика, Катание на коньках развивает основные группы мышц, особенно ног, укрепляет сердечно сосудистую, дыхательную системы, закаляет организм, повышает обмен веществ, способствует воспитанию физических качеств (быстрота, ловкость, равновесие, ориентировка в пространстве, выносливость), а также волевых качеств (смелость, решительность и др.). Заливка катка. Площадка для катка должна быть достаточно просторной (150—200 кв. м) и ровной. С нее следует счистить снег и сделать из него валик (высота 40—50 см). Заливка катка проводится при температуре от—5 до—10°. В снегопад заливать каток не рекомендуется. Шланг для заливки надо держать вверх под углом 35—40°, тогда вода будет падать дождем. Чтобы лед был гладкий и ровный (без наплывов), следует заливать каток рядами, идя по площадке медленно, не останавливаясь. Если воду носят ведрами, то выливать ее надо на лист фанеры, который следует держать так, чтобы один его край лежал на снегу. Заливают каток до тех пор, пока ледяной покров достигнет 5—8 см и сгладит все неровности. Типы коньков, одежда и уход за ними. Для детей дошкольного возраста рекомендуются коньки: фигурные, снегурочки, простые. Шнуровать ботики следует на подъеме ноги (голеностопном суставе) туго, и на пальцах свободно, так как при тугой шнуровке пальцы будут замерзать. Детей надо научить надевать и правильно шнуровать ботинки, вытирать их и убирать после катания на место. Рекомендуется кататься на коньках в лыжном костюме, под который надеваются шерстяной свитер и рейтузы. Но в начале обучения можно надевать пальто и теплую шапку, так как движения детей еще недостаточно энергичны и возможны падения. В безветренную погоду дети могут кататься на коньках при температуре— 10 12°. Методика обучения катанию на коньках. Дети дошкольного возраста очень рано (с 3 лет) могут научиться скользить по льду и выполнять простые элементы фигурного катания. Но в условиях детского сада трудно организовать обучение катанию на коньках с детьми младших возрастов: у них слишком слабые голеностопные суставы и ноги могут подвертываться, и требуется квалифицированноеруководство, чтобы предотвратить возникновение травм; маленькие дети не могут надеть ботинки и зашнуровать их без помощи взрослых, поэтому в детских садах проводится обучение катанию на коньках с детьми более старшего возраста (5—б лет). Чем лучше общая физическая подготовленность детей, тем быстрее они овладевают этим видом движения. В процессе обучения большое место занимают физические упражнения, укрепляющие мышцы ног, в частности стопы, а также помогающие воспитанию таких физических качеств, как равновесие, ловкость, глазомер и др. С этой целью уже в младших группах (3—4 лет) проводится скольжение без коньков на ледяных дорожках или плотно утоптанному снегу. Ширина дорожки 50—70 см, длина 6—10 м. Сначала дети катаются с помощью взрослых, затем самостоятельно. Воспитатель показывает и объясняет, что надо сделать энергичный разбег по снегу и скользить по ледяной дорожке на двух ногах, отставив одну ногу назад, примерно на ширину плеч, корпус держать прямо или немного присев. Дети старшего дошкольного возраста могут скользить по прямой дорожке и одновременно выполнять различные задания (присесть и снова выпрямиться, скользить боком, на одной ноге и др.), а также скатываться с ледяной горки. Скат горки шириной примерно 1 м, длиной 15—20 м. Воспитатель следит, чтобы дети выполняли правила поведения, определяет дозировку нагрузки. Большое внимание уделяется подготовительным упражнениям, которые проводятся в помещении без коньков и на коньках. Эти упражнения следует делать на резиновых дорожках, ковриках или не снимая с коньков чехлы. Рекомендуются следующие упражнения: ходьба на коньках с поддержкой и без поддержки; стойка на одной ноге, с попеременным подниманием правой и левой ноги; пружинистые полуприседания и приседания, отведение ноги в сторону, назад до полного выпрямления, выпады вперед—в сторону; наклоны корпуса (наклонять оба конька то вправо, то плево, внутрь, наружу); подскоки (прыжки) на месте на двух ногах; повороты направо, налево, кругом (переступанием), имитация скольжения и т. д. Эти упражнения развивают равновесие, укрепляют голеностопные, коленные, тазобедренные суставы, а также облегчают освоение техники передвижения. В дальнейшем занятия переносятся на участок. Катание на коньках проводится в начале прогулки. Обучение сначала организуется небольшими группами (5—6 человек), затем всей группой. Катание на коньках не проводится в дни, когда запланированы физкультурныеили музыкальные занятия. Если дети во время катания на коньках получили большую нагрузку, то игры большой подвижности на прогулке проводить уже не рекомендуется. На снегу и на льду сначала можно повторить упражнения, которые давались в помещении, и другие, а затем научить «посадке конькобежца», разбегу с последующим скольжением, скольжению с поочередным отталкиванием правой и левой ногой, поворотам, торможению. Необходимо объяснить детям, что кататься надо в одну сторону — против часовой стрелки. При правильном исходном положении («посадка конькобежца») туловище немного наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях, стопы немного разведены в стороны и наклонены внутрь; руки согнуты в локтях и расставлены в стороны, взгляд обращен вперед. Чтобы запомнить это положение, следует его повторять после выполнения различных упражнений. Например, дети делают из этого положения приседания или полуприседания и снова возвращаются к нему. Правильное исходное положение создает благоприятные условия для выполнения разбега. При разбеге движения рук такие же, как при обычном беге. Чем сильнее размах рук, тем сильнее движение ног при разбеге. Из исходного положения делается 3—4 быстрых шага на внутренних ребрах коньков (при этом носки коньков сильно развернуты наружу, что обеспечивает лучшее отталкивание) и Когда дети освоят разбег со скольжением, им дается задание во время скольжения на двух коньках несколько раз чередовать полуприседание или приседание с выпрямлением. Это задание приучает детей сильнее сгибать ноги, сохранять равновесие при изменении положения корпуса. Скольжение с поочередным отталкиванием производится так: делается сильный толчок внутренним ребром левого конька в сторону-назад, носок немного разворачивается наружу и на него перемещается опора и конце толчка, а правая нога скользит вперед на обоих ребрах конька. После толчка левая нога вытягивается сзади, оставаясь в 10—15 см над льдом. В начале шага (скольжения) правая нога сильно согнута в колене. В конце шага она выпрямляется, а левая нога подтягивается к правой, пяткой к пятке. Затем толчок производится внутренним ребром правого конька, а скольжение — на левом коньке. Правая нога после толчка вытягивается сзади, а левая — сначала сильно сгибается, а в конце шага выпрямляется, правая же подтягивается к левой. И так происходит поочередное скольжение то на правом, то мл левом ноге. Нa льду остается рисунок «елочка». При выполнении толчка левой ногой левая рука в соответствии с толчком идет из нижнего положения вперед-вправо и вверх кистью к правому плечу. Правая рука продолжает движение по дуге назад — в сторону. В процессе обучения нужно добиваться, чтобы дети сильнее делали толчки ногами и увеличивали длительность скольжения на одной ноге. Этому помогает задание пройти указанное расстояние, сделав меньшее количество шагов, увеличивая длительность поочередного скольжения то на одном коньке, то на другом. Можно использовать и такое упражнение: скольжение на одном коньке, а отталкивание другим коньком. По мере усвоения навыка детям разрешается кататься с заложенными за спину руками. Для этого нужно ноги слегка согнуть, туловище немного наклонить вперед, плечи расслабить, запястье левой руки за спиной придерживать кистью правой руки; голову держать прямо, смотреть вперед. При обучении передвижению на коньках следует применять различные методы: показ, объяснения, а также помощь. Двое детей, которые умеют передвигаться по льду, помогают другим учиться отталкиваться и скользить (держа за руки). Можно использовать сани-кресло, специальные стулья, держась за которые ребенок совершает поочередные толчки ногами и передвигается по льду (кресло следует держать к себе поближе, но не прислоняться к нему грудью). Когда у ребенка ноги не разъезжаются, он уже может кататься без поддержки. Поворот на месте совершается перестиланием. Ребенок переставляет поочередно ноги, пока не достигнет желаемого направления. Поворот в движении при скольжении на двух коньках, не снижая скорости, совершается так: ребенок слегка наклоняется к центру круга и переносит вес тела на левую ногу (если поворот налево) и отирается на внешнее ребро левого конька, а правой, опираясь на внутреннее ребро конька, отталкивается в сторону-назад и продолжает движение по дуге. Правая нога движется но кругу несколько большего радиуса и поэтому отстает от ноги, в сторону которой совершается поворот. Таким же образом делается поворот направо. Если дети хорошо подготовлены, с ними можно разучивать и более сложные повороты (перебежкой и др.). Торможение применяется, чтобы снизить скорость движения, приостановить его пли изменить направление. Оно выполняется разными способами. При торможении «плугом» надо медленно разводить в стороны пятки, опираясь па внутренние ребра коньков; ноги слегка согнуть при этом в коленях, прижать колени друг к другу; корпус слегка отклонить назад (для сохранения равновесия), вес тела распределяется равномерно на обе ноги. При торможении «полуплугом» (упором) во время скольжения по прямой па двух параллельных коньках одна нога, слегка сгибаясь в колене, продолжает скользить по прямой, на нее переносится вес тела, другая поворачивается носком внутрь и упирается внутренним ребром конька о поверхность льда, туловище немного отклонено назад. Остановку можно производить торможением одновременно двумя ногами с поворотом туловища. Для этого ступни ног нужно соединить вместе и сделать резкий поворот на 90°. В момент поворота ноги в коленях надо согнуть, а туловище слегка отклонить назад и развернуть в сторону так, чтобы оба конька оказались поперек линии только что законченного движения. Остановка производится на полном ребре конька. При обучении катанию па коньках следует научить детей падать без ушибов. Для этого нужно быстро присесть и сгруппироваться, чтобы высота падения была минимальной. Падая вперед, нужно подставлять руки, чтобы смягчить удар. При падении назад нужно стараться сгруппироваться (подтянуть подбородок к груди) и повернуться боком в сторону возможного падения. На занятиях нужно следить за дозировкой упражнений. В начале обучения занятия проводятся каждый день, в дальнейшем— 2—3 раза в неделю (через 5—10 мин. надо дать возможность детям отдохнуть на скамейках 2—3 мин.). Длительность занятий с возрастом увеличивается от 8 мин до 25—30 мин в подготовительной группе, Как только дети научатся передвигаться на льду, следует предлагать им кататься парами, тройками, взявшись за руки (держа руки скрестно или поддерживая ребенка за одну руку); выполняя различные задания (объехать предметы и др.); передвигаться но кругу, змейкой; участвовать в играх («Мышеловка», «Ловишки», «Перемени флажок» и др.)- С наиболее подготовленными детьми можно разучить элементы фигурного катания («пистолетик», «ласточка» и др.). Во время объяснения упражнений и игр дети должны стоять, слегка наклонив туловище вперед, ноги поставить носками поближе друг к другу под небольшим углом, несколько согнув их в коленях. Такое положение более устойчиво и позволяет без напряжения сохранять равновесие.
§ 4. РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ
Общая характеристика. Эти коньки применяются весной и летом. Они помогают закрепить навыки, которые дети приобрели зимой, а также физические и волевые качества. Рекомендуются коньки на двух и четырех роликах (на четырех роликах сохранять равновесие легче-). Роликовые коньки прикрепляются к ботинкам при помощи клепок. Ботинки должны плотно облегать ногу н легком бумажном носке и быть аккуратно зашнурованы. Одежда рекомендуется обычная: весной — легкое пальто и шапочка, летом — платье. Методика обучения. Дети, у которых сформированы навыки катания на льду, быстро овладевают передвижением на роликовых коньках. Детям, не катавшимся зимой па коньках, требуется больше времени на овладение навыками. Воспитатель обучает катанию на роликовых коньках одновременно двух-трех детей. Сначала надо показать и объяснить технику передвижения. Для преодоления чувства страха и развития равновесия полезно с помощью товарищей прокатывать детей по прямой. Двое товарищей берут за руки ребенка и помогают продвигаться вперед. При этом ноги должны быть немного расставлены параллельно друг другу, корпус слегка наклонен вперед. Так надо повторять несколько раз в течение 3—4 дней по 5—8 мин. На роликовых коньках трудно сохранить равновесие, поэтому в начале обучения надо стоять спокойно, не переступать ногами, не делать резких движений, пользоваться поддержкой. Затем детей учат передвижению, отталкиваясь то правой, то левой ногой. Для этого нужно туловище слегка наклонить вперед, ноги немного согнуть в коленях, стопы несколько развести в стороны, руки чуть согнуть в локтях, слегка отвести в стороны, Из этого исходного положения дети делают толчок левой ногой и передвижение (скольжение) на правой, затем толчок правой и передвижение на левой. При этом происходит согласование движения рук и ног, как при катании на льду. В начале обучения дети делают робкие шаги, затем их движения становятся все более энергичными и прокатывание более длительным. После этого детей учат сочетать разбег (поочередное отталкивание то одной, то другой ногой) с прокатыванием на двух коньках. Для этого следует сделать несколько энергичных поочередных отталкиваний ногами (3—4), затем поставить ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии и катиться до замедления хода или полной остановки. После этого нужно снова сделать поочередные энергичные отталкивания. Дети должны научиться делать повороты. Самый легкий изних — переступанием — выполняется следующим образом; ребенок наклоняет корпус немного в нужную сторону и делает небольшие переступания ногами до тех пор, пока не происходит поворот, после чего продолжает движение в новом направлении. Перед тем как сделать поворот во время движения, ребенок замедляет ход и производит переступания до нужного направления, слегка наклонив корпус в ту же сторону. Когда дети достаточно хорошо овладеют навыками, надо давать им возможность кататься самостоятельно, выполнять дополнительные падания, участвовать в играх. Следует установить правила: кататься в порядке очередности в отведенном для этого месте не более 10—15 мин, после катания протирать ботинки и коньки тряпочкой и только чистые передавать товарищам или класть ни место.
§ 5. САНКИ Общая характеристика. Катание на санках включает различные движения: ходьба или бег с санками, катание других детей; бег с санками до лестницы (горки), поднимание по лестнице на горку и скатывание с нее и др. Эти движения способствуют укреплению основных групп мышц, развитию сердечно сосудистой, дыхательной систем, усилению обмена веществ, закаливанию; воспитанию навыков правильной осанки. Кроме того, у детей развиваются физические и волевые качества и положительные эмоции. Типы санок. Для детей дошкольного возраста используются санки различной конструкции: детей до года катают на санках «колыбель», с 1,5 лет применяются санки «метеор» со спинками, а для более старших детей—санки без спинок. Могут использоваться санки-ледянки, которые хорошо скользят по укатанному снегу, а при спуске с горки вертятся и доставляют детям большое удовольствие. К санкам привязывается веревка. После катания дети считают санки от снега и ставят их на место. Катание на санках проводится па прогулках в утренние ч вечерние часы по ровной местности и с горок. Подготовка горки. Для скатывания на санках необходимы горки: деревянные, земляные, снежные. Деревянные горки хороши тем, что с них можно скатываться даже при небольшом снежном покрове, а весной при утренних и вечерних заморозках, когда снежные горки еще не готовы или теряют свою форму. Деревянная горка должна иметь скат, лесенку и лоток, по которому дети везут санки на горку. Желательно скат, лесенку, лоток располагать с одной стороны. Это даст возможность разместить горку в одном из углов площадки. Рекомендуется делать скат длиной Г> (> м и шириной!М) см. Высота горки до площадки 1 —1,5 м. Длина площадки — 2 м, ширина — 1,5 м. К скату прилетает лоток (справа или слева) с бортами для ввоза санок ширимой м 42 см. Борта необходимы у ската и лотка, чтобы самки не скатывались. Ширина борта — 10 см. К лотку примыкает лесенка шириной 50 см. Высота перил у площадки и лесенки—70 см. Высота ступенек лестницы — 12—14 см, ширина ступенек — 23—25 см. Земляные горки также используются с первых морозных дней: как только они покроются снегом, их наполняют водой со стороны ската. На участке для малышей надо иметь небольшие пригорки. Нужно также использовать естественные горки, которые имеются в лесу, в поле, в парках. При этом следует определить место для подъема на горку с санками. Снежные горки делаются следующим образом: снег сгребают в большую кучу, утрамбовывают (ногами и лопатой), придают форму горки. Высота горки для малышей 1 м, для детей средней и старшей групп—1,5—2 м. Наверху делается площадка, переходящая в скат, по краям площадки,п ската устраивают снежные валы (барьеры). Сзади горки или сбоку сооружается лесенка с нешироким лотком, Лесенка должна быть слева, а лоток — справа, чтобы ребенку было удобнее ввозить на горку санки. Горка слегка обрызгивается холодной водой, которая, замерзая, образует ледяную корочку. На второй день горка поливается водой более сильно (начиная сверху). Ступеньки лестницы и площадку после поливки засыпают немного снегом, чтобы не образовалась скользящая поверхность. В дальнейшем ступеньки лестницы и площадку посыпают песком (ступеньки можно делать из досок). Целесообразно делать горку во время оттепели. Тогда легко складывать снег комьями и придавать ему нужную форму. Скат горки делается более пологим (наклон 20—30 градусов), лоток для ввоза санок—более крутым. Чем горка выше и длиннее, тем увлекательнее катание с нее. Дорожку ската (проката) поливают водой. В конце проката насыпают песок или сугроб снега, чтобы санки вовремя остановились. Следует старших детей привлекать к подготовке горки и приучать следить за ее состоянием, очищать ступеньки от снега, посыпать их песком. Методика обучения катанию на санках по ровной местности. В раннем возрасте детей на санках катают взрослые. Дети 3—4 лет сами возят санки за веревку, катая кукол, перевозя снег. В более старшем возрасте (5—6 лет) дети катают на санках друг друга по дорожкам. Необходимо следить, чтобы одного ребенка возили двое или один, но более сильный (равный по силе). Воспитатель объясняет, как нужно сидеть на санках и как возить их: голову и корпус надо держать прямо, смотреть вперед, ноги вытянуть вдоль санок и ставить рядом (сомкнуто) или расставить на ширину плеч, руки положить на ноги (ближе к животу) или держаться ими за санки. Ребенок, который везет сапки, держим веревку в двух руках и идет или бежит прямо вперед или одной (правой, левой) рукой (меняя их время от времени). Катать друг друга можно по прямой, по кругу, змейкой. Для этого на снегу обозначают круг или ставят предмет, вокруг которого возят санки и рисуют змейку. Катание на санках нередко проводится в игровой форме. Двое санок привязывают друг к другу. На каждые санки садится один ребенок. Двое детей, взявшись за веревку первых санок, везут все сапки, а сидящие на санках, изображают вагоны поезда, передвигают ногами но снегу, помогая движению вперед. Прибыв в условленное место «пассажиры» встают, а на их место садятся другие дети. Можно проводить катание на санках с элементами соревнования. Например, ребенок, опираясь, на конец санок, везет их до какого-либо ориентира (предмет, снеговик), обегает его и возвращается на исходную позицию. Или ребенок садится на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, продвигается вперед до указанного места как можно быстрее. Воспитатель отмечает (определяет), кто из детей выполнил задание первым. Расстояние до ориентира может увеличиваться в зависимости от возраста детей и их подготовленности. Катание друг друга на санках целесообразно чередовать с упражнениями около санок и на санках (обегание вокруг своих санок с выполнением различных заданий — присесть и переложить предметы, сесть, встать на санки, перешагнуть через них и др.). Задания постепенно усложняются. Методика обучения катанию на санках с горки. Прежде чем воспитатель начнет обучать детей скатыванию с горки, он знакомит их с правилами: скатившись, не останавливаться с санками внизу ската или на дорожке, а отойти в сторону; скатываться после того, как отойдет в сторону впереди едущий ребенок; не носить санки на площадку в руках, а везти их за веревку вверх по лотку; не входить с санками по скату горки. Скатываться с горки на санках можно в разных исходных положениях: сидя, стоя на коленях, лежа на животе. Воспитатель объясняет и показывает, как надо сесть, куда поставить ноги и как управлять веревкой. При спуске с горки сидя, ребенок располагается посередине санок, спину выпрямляет, голову держит прямо, ноги вытягивает вперед, упираясь ими в полозья, или слегка расславляет их в стороны, обеими руками держится за веревку, натягивая ее. Чтобы санки ехали прямо, надо натянуть обе веревки одинаково. Если нужно сделать поворот направо, то сильнее натягивается правая часть веревки, все тело переносится на правую часть санок, если влево— левая. Управлять санками можно и ногами (если в этом возникает необходимость). Детям младшей группы воспитатель помогает скатываться на санках с горки. Вместе с малышами он поднимается на площадку, усаживает их на санки и осторожно спускает вниз. Если ребенок боится, то воспитатель берет веревку в руки и бежит около горки, направляя санки, или предлагает скатываться вдвоем и впереди сажает более смелого. Постепенно дети становятся смелее и скатываются с горки самостоятельно. На небольших горках дети катают в санках своих кукол и скатываются с ними вместе. Когда скатываются двое детей, то впереди сидящий ребенок вытягивает ноги и упирается ими в переднюю закругленную часть полоза, а сзади сидящий ставит их на полозья; он же и управляет санками с помощью веревки и ног. Детям старшего возраста разрешается сзади стоять на коленях и держаться за плечи впереди сидящего. При скатывании на санках с горки на коленях ребенок встает посередине сапок па колени, ноги слегка расставляет, спину и голову держит прямо, веревку держит в обеих руках и управляет ею; в случае необходимости при управлении санками наклоняет туловище вправо или влево. Скатываясь на санках с горки, лежа на животе, необходимо поднять голову, смотреть вперед, расправить плечи, руки согнуть в локтях и держаться руками сбоку-снизу за перекладины спереди. Управление санками может осуществляться с помощью веревки и ног. Скатывание с горки па сапках в положении стоя на коленях, и лежа па животе — трудные и опасные упражнения, поэтому их следует разрешать только дисциплинированным и достаточно подготовленным детям. Спуск с горок на санках можно усложнять различными заданиями. Для этого над скатом на его середине протягивается веревка на высоте вытянутой вверх руки сидящего на санках ребенка. На эту веревку вешают несколько разноцветных лент или колокольчики. Проезжая на санках, ребенок снимает одну из лент или звонит в колокольчик. Можно предложить детям скатываться с вытянутыми в сторону руками, попасть снежком в стоящий сбоку горки ящик, взять один из предметов, положенных вдоль спуска (еловые шишки и др.) проехать в «ворота» (между флажками), повернуть в конце спуска направо или налево и др. Задания постепенно усложняются. Воспитатель следит, чтобы дети долго не ждали очереди, но и не скатывались с горки беспрерывно, так как в первом случае они могут озябнуть, а во втором — переутомиться. Если с горки катаются 6—8 человек, то дети успевают отдохнуть. Через 20—30 мин детям следует предложить другие виды деятельности.
§ 6. ВЕЛОСИПЕД
Общая характеристика. Езда на велосипеде относится к скоростно-силовым упражнениям циклического типа и оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. При систематических занятиях ездой на велосипеде у детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость. Кроме того, у детей развиваются волевые качества, создаются положительные эмоции. Дети приобретают знания о технике механического передвижения, устройстве велосипеда и навыки по уходу за ним. Для детей дошкольного возраста рекомендуются трехколесные и двухколесные велосипеды. Очень удобен комбинированный велосипед, который можно ставить на три и два колеса; благодаря тому, что сиденье его поднимается и опускается, велосипед легко приспособить к росту ребенка. Но седло не должно быть поднято слишком высоко, чтобы ребенок не наклонялся сильно вперед и не сутулился. Удобнее пользоваться велосипедами, если для их хранения отведено определенное место на участке. После пользования дети сами очищают их от пыли, проверяют состояние деталей, смазывают и ставят на место. Целесообразно обучение езде на велосипеде проводить в брюках. Для езды на велосипеде следует выделить специальное место. Дорожка должна быть ровной и достаточного размера (длиной примерно в 50 м, шириной в 3 м), а также площадку размером 10X10 кв. м. Методика обучения езде на велосипеде. Обучение езде на велосипеде организуется во время утренней и вечерней прогулки на участке весной и летом. Прежде всего, детей знакомят с правилами езды на велосипеде: ездить по дорожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны; помимо выделенной дорожки выезжать на велосипеде никуда нельзя; ездить нужно осторожно, чтобы никого не столкнуть; если случайно на дорожке встретится кто-нибудь из детей пли взрослых, его надо объехать; при катании на велосипедах по дорожке никто из детей не должен выходить на нее и не пересекать ее. Сначала обучают детей езде на трехколесном велосипеде. Обучение езде на трехколесном велосипеде начинают с двухлетнего возраста. Сначала детей знакомят с велосипедом и правилами езды на нем;затем учат садиться на велосипед и сходить с него. Детям объясняют, что нужно подойти с левой стороны, взяться за ручки руля руками, правую ногу, слегка согнутую и колене, перенести (занести) сзади или спереди сиденья (через седло) и поставить на правую педаль. Можно сесть на велосипед и другим способом: перенести правую ногу через седло и поставить на землю, сесть на седло и поставить ноги на педали. Для вращения колес поочередно нажимают на педали ногами. На велосипеде следует сидеть прямо, смотреть вперед на дорожку. При сильно наклоненном корпусе езда на велосипеде может отрицательно повлиять на осанку детей. Детей учат ездить на велосипеде по прямой, а потом с поворотами направо, налево. При поворотах направо руль нужно повернуть в ту же сторону. В дальнейшем следует научить детей ездить по кругу, змейкой, делать поворот кругом и выполнять различные задания (позвонить в колокольчик, снять подвешенную ленту и т. д.), ездить с ускорением па скорость, ездить по слегка неровной местности. Обучение езде на двухколесном велосипеде начинают с четырехлетнего возраста, Ели дети умеют ездить на трехколесном велосипеде и имеют хорошую общую физическую подготовленность, обучение идет быстрее. Труднее осваивают езду на велосипеде дети, у которых слабо развито равновесие, которые нерешительны, боятся упасть, а также дети с недостаточной координацией движений. Целесообразно сначала обучать детей более смелых: они своим примером положительно повлияют на сверстников, и, кроме того, их можно в дальнейшем привлекать к помощи при обучении других детей. Обучение езде па двухколесном велосипеде в детском саду проводится в индивидуальном порядке. К этому следует привлекать и родителей, познакомив их с методикой обучения. Овладение навыками езды па велосипеде в семье позволит более полноценно использовать данный вид движения в детском саду. Сначала детей знакомят с велосипедом: объясняют его устройство, назначение частей и технику передвижения. Последовательность обучения: ведение велосипеда в прямом направлении, с поворотами направо, налево, кругом, ведение его по кругу, змейкой; езда по прямой с поворотами: напра-во, налево при поддержке взрослого; посадка на велосипед и слезание с него; езда на велосипеде самостоятельно по прямой, с поворотами направо, налево, кругом, езда по кругу, змейкой, езда с дополнительными заданиями. Детям показывают и объясняют, как надо держать велосипед и водить его по прямой: велосипед нужно поставить с правой стороны, руки положить на ручки руля (руль держать двумя руками), немного отодвинуться в сторону, чтобы не мешала педаль при ходьбе. При поворотах направо, налево руль следует поворачивать в ту же сторону, в которую надо повернуть велосипед. В дальнейшем дается задание: водить велосипед по кругу, змейкой, делать повороты кругом. Разнообразные упражнения с вождением велосипеда, проводимые в течение нескольких запятим, формируют у детей навыки и качества, которые необходимы им для езды па велосипеде. Затем детям показывают и объясняют, что при езде па велосипеде сидеть надо прямо, непринужденно (не напряженно), слегка наклоняясь вперед (не сутулясь), руль держать без напряжения, смотреть вперед на дорожку -выбирая себе путь. Езда на велосипеде длительное время при сильно наклоненном туловище может привести к образованию сутуловатости. Особенно нужно следить за прямой посадкой детей на первом этапе обучения. Детей следует учить ступени и колени ног держать параллельно раме велосипеда, слегка развернутыми носками в стороны, педалировать плавно без резких толчков. Воспитатель берется левой рукой за левую ручку руля, правой рукой держит седло сзади и передвигает велосипед по прямой, а ребенку предлагает равномерно нажимать на педали передней частью ступни и активно передвигать велосипед. Чтобы научить детей устойчиво сидеть па велосипеде вовремя движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, воспитатель, держась за ручку руля и сзади за седло, производит раскачивание велосипеда то вправо, то влево. Ребенок, преодолевая боязнь, старается хорошо держаться за руль и приучается сохранять равновесие. Это упражнение помогает быстрее научиться сохранять равновесие в движении. После того как ребенок научится вращать ногами педали, воспитатель уменьшает усилия по передвижению велосипеда. Когда же ребенок научится устойчиво держать руль, то воспитатель постепенно передает управление ребенку. Освоив прямое управление рулем, ребенок едет увереннее, увеличивая скорость. Чем больше скорость, тем легче удерживать равновесие (в случае потери равновесия необходимо руль поворачивать в сторону наклона). Воспитатель незаметно на некоторое время отпускает велосипед, и ребенок продолжает ехать самостоятельно без поддержки. Воспитатель, обеспечивая страховку, постепенно подводит ребенка к самостоятельной езде по - прямой. После этого следует научить делать повороты направо, налево: ребенок должен правильно сидеть, сохраняя равновесие, одновременно выполнять движения ногами, держаться за руль руками, наклоняя туловище в сторону поворота. Перед поворотами направо следует выехать к левому краю дорожки и постепенно поворачивать руль направо, перед поворотом налево выехать к правому краю дорожки и постепенно поворачивать руль налево. При выполнении ребенком поворотов воспитатель в начале обучения подсказывает ему, как надо повернуть руль. В начале обучения воспитатель поддерживает ребенка за руль и сиденье велосипеда во время всего поворота, помогая сохранить равновесие. В дальнейшем, ослабляя усилия, передает управление ребенку, поддерживая велосипед за сиденье, а затем отпускает и сиденье, и ребенок делает поворот самостоятельно. Детей следует научить садиться на велосипед и сходить с него: Чтобы сесть на велосипед (для девочек), девочка, держась за ручки руля, наклоняет его на себя, правую но Date: 2016-11-17; view: 764; Нарушение авторских прав |