Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения корригирующего характера
Эти упражнения используются в работе с детьми по назначению врача, когда у ребенка обнаруживаются признаки деформации осанки или стопы. Основная задача воспитания осанки заключается в своевременном ее формировании. Поэтому корригирующие упражнения являются уже необходимостью при обнаружении признаков деформаций, возникающих вследствие различных причин. Нарушения осанки могут возникать на почве заболевания ребенка рахитом и при туберкулезной интоксикации, т. е. иметь патологический характер. В нашей стране эти причины наиболее редки. Значительно сложнее для выявления причины, связанные с непродуманными условиями жизни детей: недостаточность двигательного режима, в который должны обязательно входить утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, насыщенные движением; нарушение гигиенических требований при занятиях — несоответствие мебели росту отдельных детей. Сидя в неправильной позе, ребенок в силу имеющейся возрастной особенности — хрящеобразности позвоночника, легко поддающегося патологическим искривлениям, и слабости мышц, которые должны удерживать позвоночник в правильной форме, привыкает к неправильному положению туловища. Одной из причин нарушения осанки следует считать также, по мнению врачей-гигиенистов, мягкую постель, в которой тело ребенка принимает неправильную форму. Учитывая, что позвоночник ребенка весьма восприимчив, а сои в такой постели систематически повторяется, искажение формы позвоночника может закрепиться. Помимо этого, развитию деформаций благоприятствует недостаточное пребывание детей на воздухе, неудобная для движений, чрезмерно теплая и тесная одежда, неправильна подобранные или недостаточно используемые физические упражнения на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, необходимые для укрепления отдельных групп мышц и, в частности, осаночных мышц туловища, которые играют основную роль в соблюдении правильной позы при стоянии и сидении. Рекомендации врачей, имеющиеся исследования и лучший опыт дошкольных учреждений показывают, что профилактика деформаций заключается в выполнении основных требований к создаваемому для детей режиму и окружающей обстановке: повышение двигательной активности детей в течение дня и максимальное использование воздуха, благотворно влияющих на общее состояние организма, систематическое целенаправленное формирование правильных двигательных навыков, постоянное внимание к позам детей и их длительности в течение дня на занятиях и в играх и создание обстановки, обеспечивающей строгий учет индивидуального состояния здоровья, роста всех и отдельных детей. У детей наблюдаются функциональные нарушения симметрии тела — сколиотическая установка, сутуловатая осанка, а также плоская спина, лордоз и лордокифоз. Указанные типы нарушения ос пики определяются соответствующими признаками. При круглой спине (кифоз) нарушение осанки выражается в увеличении грудной кривизны, которая появляется вследствие слабости мышц спины. При этом у ребенка голова имеет наклон вперед, грудная клетка уплощена, плечи опущены с наклоном вперед, лопатки приобретают крыловидную форму; заметно выступает круглая спина, живот выдастся вперед, колени согнуты. Такое нарушение влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистойи дыхательной систем и ухудшает питание мозга. Боковое искривление позвоночника (сколиоз) выражается в боковом наклоне влево или вправо или имеет общую боковую кривизну. При этом физиологические кривизны позвоночника сглажены, лопатки, имеющие крыловидную форму, отделяются от грудной клетки; держание корпуса напряженнее, движения мало координированные, происходит много лишней траты мышечной энергии ввиду статического положения мышц и, главным образом, мускулов спины. Кругло-вогнутая спина (лордоз) характерна усиленным прогибом в поясничной области. При этом искривлении все физиологические кривизны очень усилены. Слишком большой наклон таза и живота вперед, а грудная клетка уплощена и талия укорочена. Эти недостатки появляются вследствие неравномерного развития различных групп мышц, как сгибателей, так и разгибателей. Кроме того, причиной может быть малое пребывание ребенка на воздухе, неправильное питание, отсутствие необходимых физических упражнений и закаливания. Все перечисленные типы нарушения осанки влияют на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус, активность, живость повседневного поведения. При обнаружении того или иного типа деформации осанки с детьми проводятся упражнения корригирующего характера по назначению врача и создаются необходимые условия в течение всего дня. По данным А. В. Уваровой, при обнаружении у детей раннего возраста ослабленное™ с гипотрофией и заболеваниями рахитом, ведущих к деформации, целесообразно облучение ультрафиолетовыми лучами, массаж и гимнастика. В результате происходит улучшение физического развития, роста и веса детей, укрепление их здоровья и повышение жизнерадостности. Рекомендуется проводить игры, способствующие движениям с широкой амплитудой и расширяющими грудную клетку. Для детей дошкольного возраста при деформации осанки полезны прежде всего движения на свежем воздухе, а в процессе утренней гимнастики и фузкультурных занятий — введение корригирующих упражнений на сближение лопаток и расширение грудной клетки, выпрямляющие спину, расправляющие плечевой пояс, усиливающие работу мышц-разгибателей. Эти упражнения должны проводиться в положении стоя и лежа с различными предметами (палки, обручи и т. д.) и без них, около гимнастической стенки, на скамейках и т. п. Они организуются как с небольшими группами детей, объединенных по обобщающим признакам деформаций, так и индивидуально, в зависимости от имеющихся дефектов в осанке. В каждом отдельном случае корригирующие упражнения отбираются с помощью врача с учетом типа деформации (сколиоз, кифоз, лордокифоз), а также и их степени (сколиоз 1-й степени, 2-й степени и т. д.). При особенно серьезных нарушениях лечение детей проводится методистом лечебной физкультуры при поликлиниках в присутствии родителей, которые должны быть осведомлены об этих упражнениях. Курс индивидуальной гимнастики включает 15—25 занятий с перерывом в 2 месяца. Индивидуальная гимнастика сопровождается массажем мыши спины, грудной клетки, живота, шеи (по назначению врача). Нарушения осанки бывают связаны с заболеванием опорно-двигательного аппарата плоскостопием. При правильном развитии опорно-двигательного аппарата формируется правильная осанка. В организме происходит нормальное кровообращение, внутренние органы и головной мозг защищены от сотрясения при сильных движениях, благодаря амортизационной роли нормального свода стопы. Правильное, удобное положение стоп придает позвоночнику и всему телу прямое положение, вызывая соответствующий тонус мышц спины и положительные эмоции. Деформация стопы бывает связана с ослаблением мышц, поддерживающих ее свод, и в силу этого перегрузки связок, выполняющих ту же роль; растягивает их и ведет за собой уплощение стопы. При этом положение таза и позвоночника смещается, они искривляются, осанка нарушается. Все это в свою очередь может вызывать нарушения в работе грудной клетки, брюшной полости, сопровождаться болезненными ощущениями. При наличии плоскостопия ребенок устает при движении, чувствует недомогание, головную боль, тонус его понижается. При этом могут возникать боли в коленных суставах и в области поясницы, в центре свода стопы, во внутреннем крае пятки, под лодыжками. Все это связывается с ухудшением кровообращения, понижением опорной роли нижних конечностей. В детских учреждениях состояние осанки и опорно-двигательного аппарата контролируется путем систематических медицинских осмотров. Плоскостопие может иметь врожденный характер, возникающий в процессе неправильного внутриутробного развития. Оно может возникать как патологическое явление напочве рахитического заболевания, характерного общим ослаблением организма и в связи с этим ослаблением мышечною, связочного и костного аппаратов; паралитического состояния, характерного параличом всех мышц стопы, как следствия тяжелого заболевания (энцефалит, полиомиелит); травматического, порожденного несчастным случаем — переломом костей, разрывом мышц и связок; статического, возникающего при слабости мышц и связок стоны и ее перегрузке. Поэтому необходимо учитывать возрастные возможности детей и нормировать длительность их ходьбы по твердой поверхности (асфальт), следить за характером обуви детей. Следует исключить из употребления сандалии с твердой и плоской подошвой, заменив их обувью, плотно облегающей ноги, с удобным небольшим каблучком 1,5—2 см. В случае уплощения стопы обувь ребенка должна иметь супинатор по назначению врача-ортопеда. Очень вредны и недопустимы неоправданные стояния детей в очереди к умывальнику, в ожидании музыкального занятия и т. д. Ребенок, утомляясь от стояния, старается изменить положение тела и нередко принимает такое, которое искривляет позвоночник. Одним из неправильных и вредных является требование «твердого шага», являющегося по существу топанием, активно уплощающим стопу. В целях профилактики деформации стопы следует использовать прежде всего общеукрепляющие средства: воздух, солнце, водные процедуры, хождение летом босиком по земле с рыхлой поверхностью пли по скошенному лугу. Кроме этого, полезно на ежедневной утренней гимнастике использовать упражнения профилактического характера—ходьбу на пятках и на носках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп, по ребристой лесенке, обхватывая пальцами ее рейки и, т. п. Однако при нарушениях необходимо применять специальные корригирующие упражнения. Они должны быть направлены к тому, чтобы содействовать наиболее энергичному повороту стопы внутрь в голеностопном суставе и наибольшим поворотом книзу наружной стороны ступни с вытягиванием носков. Корригирующие упражнения включают активные движения стопы и пальцев ног, например передача мяча с отталкиванием его ногой (правой, левой и обеими), хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами йог веревки, притягивание к себе палки, балансирование, стоя на большом мяче, и др. Корригирущие упражнения назначаются врачом и индивидуальном порядке и выполняются ежедневно в строго определенное время. Дети с однотипными деформациями объединяются в Небольшие группы. В процессе работы, через определенные периоды врач осматривает каждого ребенка и с помощью сравнительных данных следит за эффективностью применяемых корригирующих упражнений. Таким образом, правильно организованная окружающая детей обстановка, строго выполняемый полноценный двигательный режим в течение дня в соответствии с «Программой воспитания в детском саду», забота и внимание воспитателя и врача к каждому ребенку могут предотвратить возникновение деформаций осанки и стопы и обеспечить ребенку правильное физическое развитие и здоровый положительно-эмоциональный жизненный тонус. Date: 2016-11-17; view: 716; Нарушение авторских прав |