Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы физкультурных занятий.
Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме или включать гимнастические упражнения и подвижную игру (смешанный тип). Однако такое деление очень условно. Рассмотренная выше структура занятия, учитывающая динамику работоспособности организма ребенка, составляет основу для построения занятий указанных типов и определяет их план. Занятия в игровой форме могут использоваться в любой возрастной группе, но особенно целесообразны в двух младших (3-го и 4-го годов жизни). Они могут выражаться в целостной сюжетной игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир и состоящей из разнообразных имитационно-образных элементов основных движений и общеразвивающих упражнений («Птицы», «Наседка и цыплята», а в более старших — «Магазин игрушек», «Спортсмены» и т. п.). Последовательность игровых действий соответствует структуре занятий, учитывающей динамику состояния организма детей и их возрастные возможности. Оканчивается занятие ходьбой. В средней, старшей и подготовительной группах занятия этого типа требуют тщательности разработки содержания и эмоциональной творческой методики руководства. Занятия в игровой форме могут состоять также из различных по содержанию подвижных игр, последовательность и характер двигательного материала в которых предусматривает ту же структуру занятия (например, игры «Найди себе пару», «Зеркало», «Чье звено самое дружное», «Найди и промолчи»). Удачное соединение сюжетных и несюжетных игр для таких занятий имеется у П.И. Килышо. Занятия смешанного характера представляют собой сочетание гимнастических упражнений и подвижной игры, расположенных в последовательности, отвечающей указанной выше структуре занятий.
§ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Требования к побору физических упражнений на занятиях. Подбор физических упражнений для занятий определяется ранее составленным планом работы на основании «Программы воспитания и обучения в детском саду». Исходя изперспективного и календарного планов, в которых учитывается возраст детей данной группы, состояние здоровья каждого ребенка в отдельности, общий уровень развития, индивидуальные показатели приобретенных детьми двигательных навыков, индивидуальные особенности каждого ребенка, время года и условия для проведения занятий, а также учета предыдущей работы, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения. Разработке плана очередного занятия предшествует тщательный анализ 2—3 предыдущих и особенно последнего занятия. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущих занятиях, результаты, выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в учете каждого занятия (степень усвоения всеми и отдельными детьми нового программного материала, прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнительных упражнений, облегчения вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей на занятии, индивидуальных занятий и т. п.). Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их общая целенаправленность обеспечивает стройную систему занятий, определяющую четкую последовательность в выполнении постепенно усложняющихся задач, прохождение программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основании анализа предыдущего занятия намечаются конкретные задачи следующего за ним. Прежде всего, определяются задачи основной части: ознакомление детей с новым материалом, а также разучивание и совершенствование уже знакомого детям. Указываются конкретные физические упражнения. После этого уточняются задачи вводной и заключительной частей с указанием конкретного материала. Продолжительность физкультурных занятий для детей каждой возрастной группы указана в «Программе воспитания в детском саду». Методы организации детей на занятиях. Воспитатель использует различные методы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.В тех случаях, когда дети должны выполнять одновременно одинаковые для всех упражнения, используется фронтальный метод. В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения целесообразно пользоваться поочередным способом. Если дети, например, построены в колонну по четыре, воспитатель непосредственно работает с двумя колоннами, а две другие наблюдают действия своих товарищей и слушают указания воспитателя, который не выпускает их из-под своего контроля и вовлекает в активное наблюдение. Затем деятельность детей взаимоизменяется. В старшей и подготовительнойгруппах используется групповой метод. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование детьми уже приобретенных ими двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя, другая в это время (или две небольшие группы) самостоятельно упражняется в другом виде движения (повторно). Могут быть две или три группы детей, выполняющие знакомые им, но различные упражнения (игра в мяч, лазанье, упражнения в равновесии и др.). Обучая непосредственно одну группу детей, воспитатель держит в поле своего внимания всех занимающихся. Детям предлагается следить за правильностью своих движений, за порядком, за поведением. При такой организации воспитывается ответственность, сдержанность, умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно совершенствовать свои навыки. Такая организация детей позволяет сохранять в течение занятия двигательную активность всей группы и избегать ненужной статики и простоев. Данные исследований показывают, что внимание детей, их эмоциональное состояние (в различных возрастных группах) зависят от подбора двигательного материала и способов организации детей на занятии. Если дети в процессе обучения двигательным действиям и проведения подвижных игр одновременно вовлечены в движение, у них наблюдается устойчивое внимание, эмоционально-положительное состояние, полноценная реакция на задания. В тех случаях, когда в двигательную деятельность вовлечена только часть детей, а другие, не имея заданий, находятся в ожидании своей очереди для действия, последние начинают проявлять признаки «моторного беспокойства», недостаточную устойчивость внимания1. Те же явления наблюдаются в группе младшего возраста при проведении подвижных игр, когда ребенку приходится длительно находиться в одном положении и ждать, пока до него дойдет очередь активно включаться в игру. В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод, при котором каждый ребенок выполняет задание индивидуально под общим контролем воспитателя (упражнения с мячом, катание обручей, упражнения с лентой и т. п.). Такой метод применяется преимущественно на физкультурной площадке и требует особого внимания воспитателя и хорошей организации детей. Порядок выполнения детьми упражнений может быть одновременным, как было указано выше, и поочередным. Смысл последнего заключается в том, что все дети выполняют одно и то же упражнение напрерывно-поточно. Например, дети упражняются в прыжке в высоту с разбега. Когда первый ребенок разбежался и перепрыгнул через веревочку, второй ребенок начинает разбег с исходного места; третий подходит к исходному месту, затем так же делают остальные дети, и вся группа постепенно движется к месту действия. Данные исследований и практический опыт воспитателей детских садов подтверждает целесообразность применения поточного способа выполнения физических упражнений с детьми старшей и.подготовительной групп, но уже при совершенствовании движения, а не при его разучивании: непрерывность поточного движения не позволяет воспитателю исправлять у детей неточности двигательного действия; он следит за каждым ребенком и может в это время дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать краткое замечание. Вместе с тем применение поточного метода при совершенствовании двигательных навыков способствует воспитанию у детей физических качеств —-быстроты, ловкости, относительной выносливости. Использование каждого из указанных методов организации детей на занятии зависит от условий, в которых проводится занятие, задач, поставленных воспитателем, и рационального их осуществления. Характер физической и психической нагрузки на занятиях и и приемы ее регулирования. При проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста требуется наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха. В этом возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрезвычайной пластичностью, податливостью к внешним воздействиям. Поэтому рациональная дозировка объема и интенсивности нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом будет определять оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность восстановительных процессов и повышать работоспособность. Нагрузки, С одной стороны, выражается в величине воздействия физическихупражнений на организм и интенсивности выполнения их, что повышает функциональные процессы организма; с другой — в воздействии на динамику психологических функций, проявляющихся в умственной деятельности ребенка, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации упражнений, осмысливании заданий, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил ребенком, п следующего.ча этим отдыха, должно быть главной заботой воспитателя при проведении занятия с детьми дошкольною возраста. Отдых в процессе занятия может быть активным и пассивным. Активный отдых предполагает переключение предыдущей деятельности, вызвавшей некоторое утомление, на другую. Пассивный— характерен относительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность. Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напряжение и расходование сил и в связи с этим утомление, является r то же прем я стимулом для восстановительных процессов организма, повышения его функциональных возможностей. Имеющиеся исследования показывают, что работоспособность организма при чередовании работы и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается, сопровождаясь некоторым утомлением. Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов, которые получают стимул от предшествующей им нагрузки. Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха. Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере физкультурного занятия. Выше было указано, что вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма и активизации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия. В начале основной части детям предлагается новый материал, требующий наибольшей сосредоточенности внимания. При обучении новому двигательному действию у ребенка создается его первоначальный образ, двигательное представление. Это связывается с осмысливанием задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, его пояснений или объяснения способа выполнении упражнения без наглядного показа. После этого дети самостоятельно начинают его воспроизводить. В это время ребенок проявляет волевое усилие (умственное и физическое), стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы, повышение психических и физиологических функций организма. Поэтому такой процесс не должен быть продолжительным. Какое имеется этому обоснование? Длительное возбуждение одних групп клеток или целых участков коры головного мозга неизбежно вызывает явление торможения в других. Внешне это проявляется в рассеянности внимания у детей, понижении интереса и эмоций, некотором нарушении координации движений, иногда в возбуждении. Одна из важных функций торможения — защищать клетки мозговой коры от перевозбуждений. Если раздражение становится слишком продолжительным пли часто повторяется, или, если оно оказывается чрезмерно сильным и угрожающим истощением, то кора понижает возбудимость и перестает отвечать на раздражение. В связи с этим становится понятым, какую роль играет дозировка нагрузки, своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование работы и отдыха. После усвоения детьми нового упражнения им предлагаются повторные, выполняемые с меньшим напряжением. Имея другое содержание, эти упражнения охватывают новые мышечные группы, связанные с работой определенных участков коры головного мозга. Перед выполнением знакомого упражнения дети выслушивают словесную инструкцию воспитателя и после этого воспроизводят двигательные действия. Время, затраченное воспитателем на инструкцию, активизируя мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности. После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют его правильность, закрепляя путем неоднократных повторений. Следом за этим предлагаются известные уже детям упражнения или один из вариантов, находящийся в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений предусматривает сохранение осознанности ребенком задачи, но не требует внимания к самому способу выполнения двигательного действия благодаря выработанной уже системе на уровне динамического стереотипа, их автоматизации. Перед выполнением таких упражнений детям в индивидуальном порядке может быть предложено вспомнить и рассказать способ выполнении упражнения, после чего все дети включаются в движение, Чередование указанных (примерных) заданий позволяет воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количество повторений упражнений, обусловливающих своевременное чередование и необходимую взаимосвязь психической и физиологической функций организма. Правильное чередование деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность. Общая и моторная плотность занятия. Общая плотность занятия определяется как отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демонстрации воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнении и отдых. Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность — наибольшая двигательная деятельность детей в процессе занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуманного содержания занятия, и его квалифицированного проведения. На необходимые вспомогательные действия в процессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходимых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) определяются как педагогически неоправданная затрата времени. Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определенный эмоциональный подъем. Интерес на занятиях в любой возрастной группе обеспечивается определенной новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата. В младших группах интерес и эмоции являются спутниками самого процесса выполнения действий, выпивающего удовольствие от ощущения мышечных движений и от успешного решения простейших задач. В более старших группах интерес детей повышается при самостоятельном выполнении упражнений, сознательном преодолении некоторых трудностей. Поэтому для успешного проведения занятия воспитателю необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную меру интенсивности психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их. Например, ослабление интереса и эмоций детей, опаздывающие реакции, рассеянность внимания, возбуждение — вое это может явиться в одном случае следствием недогрузки, в другом — перегрузки, утомления. Появление некоторой одышки, легкой испарины, замедленности движений может проявиться при физической, перегрузке. Все это свидетельствует о каких-то недочетах содержания и методики занятия. Подобные явления должны предупреждаться рядом методических приемов, направленных в одних случаях к смене деятельности детей >и тем самым ослаблению замеченных признаков утомления, предложении детям таких заданий, которые уравновешивают психические и физиологические функции организма и способствуют сохранению работоспособности, в других — к использованию игровых и соревновательных методов, повышающих эмоции и целенаправленность действий. Музыка создает у детей эмоциональный музыка на физкуль- подъем и содействует воспитанию ритмичности и выразительности движений. В соответствии с характером музыки.и отдельными средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, метроритмом, формой) могут выполняться основные движения: ходьба, бег, подпрыгивания (за 'исключением метания, лазанья, а также упражнений в равновесии, связанных с индивидуальным ритмом выполнения), все обще развивающие упражнения, имеющие характер художественной гимнастики (с предметами и без них), а также подвижные игры с правилами. Музыкальное сопровождение на физкультурных занятиях должно содействовать совершенствованию движений и решению задач музыкального воспитания. По «Программе воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводятся два раза в неделю. Одно из них может сопровождаться музыкой. Необходимым условием для этого является тщательный и разнообразный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение. Date: 2016-11-17; view: 1492; Нарушение авторских прав |