Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава пятая подвижные игры
§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ КАК ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
В развитии двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Е. А. Ар-кин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребенка, основной рычаг дошкольного воспитания. Преимущество игры среди различных физических упражнений он видит в эмоциональной насыщенности, придающей ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов (бег, прыжки, бросание); в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств — смелости, дисциплины, находчивости и т. д. Подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций. Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу легких, способствуют насыщению организма ребенка кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей. Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке и пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего, он вновь ускоряет движение. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигнал «Построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся и изменении действий,, направления и характера движения: легкий бег врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Для подвижной игры характерно, как указывалось выше, самостоятельное использование ребенком своих движений: бежать, подпрыгивать, приостанавливаться, приседать, идти осторожным шагом и т. п. Таким образом, ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Все это содействует воспитанию наблюдательности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели. Подвижные игры служат методом совершенствования ужо освоенных детьми двигательных навыков. П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью»1. Это положение подтверждается работами советских педагогов (М. М. Конторович, Л. И. Михайлова, А. И. Быкова, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Н. Н. Кильпио и др.), которые разработали методику проведения подвижных игр в детском саду, обосновали усложнение содержания и правил от группы к группе, определили роль воспитателя. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, игра «Волк во рву» проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега. § 2. К ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР Подвижные игры ведут свое начало из глубины народной педагогики. Начиная с ранних лет ребенок воспитывался на ярких, красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразньм двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Выдающийся русский педагог К- Д. Ушинский, считая наши русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей. По мнению Ушинского, особую воспитательную роль играют коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассоциации общественных отношений». В 60-х годах XIX столетия идеи прогрессивной педагогики нашли отражение в журнале «Детский сад» (издатель А. А. Симанович). Усилия передовых педагогов были направлены против механического перенесения на русскую почву Фребелевской системы воспитания, насаждавшейся официальной педагогикой. В журнале «Детский сад» освещались задачи и воспитательное значение подвижных игр, высказывались мысли о необходимости создания подвижных игр с использованием русских народных мелодий и отражающих трудовую жизнь русских людей. Журнал писал о том, что в игре дети знакомятся с новыми словами и соответствующими предметами жизни, узнают взаимоотношения этих предметов и отношение их к человеку. Поэтому подвижные игры в России должны быть только на русском языке. Следовательно, если и игре ставится задача познания окружающего, то естественно, что содержание игр должно отражать русскую жизнь, характер и быт русского народа. Виднейшие педагоги того времени — Н. И. Пирогов, а позднее Е. Н. Водовозова, П. Ф. Каптерев и другие — подчеркивали, что в физическом воспитании ребенка подвижная игра имеет первостепенное значение как деятельность, отвечающая его возрастным потребностям, и как средство всестороннего развития. Создание теории и методики подвижных игр П. Ф. Лесгафтом. Выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре. Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры — отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях. Постепенно игры следует усложнять по содержанию и правилам. Лесгафт рекомендует вводить варианты игр — новые условия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения знакомых действий, но с более повышенными требованиями, а также систематического влияния игр на ребенка, при сохранении интереса к ним. Распределение ролей и действий Лесгафт сосредоточивает в руках играющих (т. е. игра осуществляется путем самоуправления). Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому нее сознательно и охотно подчиняются. Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию»1. Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т. е. приучает действоватьс различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностьюи быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество. Все эти положения П. Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр. П. Ф. Лесгафт делит подвижные игры на две группы. 1. Простые или одиночные. В этих играх каждый ребенок 2. Игры сложные (команды, партии). В них каждый играющий стремится к достижению общей для всех игровой задачи идействует в соответствии с общими, для всех, интересами. Эти две различные по степени сложности группы игр предназначались для детей школьного возраста. В настоящее время они введены в программу детского сада. Чем это объясняется? В 60-х годах XIX столетия весь строй общественной жизни, семейный уклад с его узкой замкнутостью определял ограниченный уровень развития детей дошкольного возраста. Октябрьская революция изменила в нашей стране весь строй общественно-политической жизни: уничтожила классовое различие, подняла духовные интересы людей, вызвала потребность участия в общественной жизни. В связи с новыми требованиями общественной жизни изменилась семья, ее уклад, взаимоотношения ее членов, взгляды на воспитание детей. Вся окружающая жизнь с ее разнообразными впечатлениями изменила облик современного ребенка, его мышление, чувства, интересы и возможности. В связи с этим другим стало и содержание подвижных игр Они используются как одно из средств коммунистического воспитания ребенка в новых общественно-исторических условиях советского общества. Опираясь на основные теоретические положения Лесгафта, советская педагогика вместе с тем критически относится к некоторым его рекомендациям. В своей известной «Теории прибавочных раздражителей» Лесгафт утверждает: сильные раздражители, действующие на ребенка, всегда понижают его впечатлительность. Поэтому он отрицает поощрения, наказания, упражнения на гимнастических снарядах, соревнования, которые вызывают сильные ощущения. Советская педагогика дает правильный анализ высказанным П. Ф. Лесгафтом положениям и вскрывает их побудительные причины. Вопрос о наказании Лесгафт рассматривал в связи с применяемыми в его время телесными мерами воздействия: поставить ребенка в угол, на колени, оставить без обеда и т. д. Он правильно считал, что такие наказания наносят ребенку физический и нравственный вред: он утомляется от статической позы, его человеческое достоинство унижается. Наказание, допускаемое Лесгафтом,заключалось лишь в том, чтобы ребенок выходил па время из игры. В современной дошкольной педагогике выход из игры на один раз при ее повторении относится к закону игры, который не вызывает протеста у детей. Кроме того, выход из игры часто заменяется предложением исправить допущенную ошибку (быть внимательным к игровому сигналу, собираться только в указанном месте и т. д.). Что касается восклицаний детей во время ловли, увертывания, то они оправдываются эмоциональным состоянием детей, хотя не должны превращаться в шум и нарушение общей дисциплины. Поощрения рассматриваются в настоящее время как одно из стимулирующих средств к достижению ребенком поставленной задачи и укрепления веры в свои возможности. Лесгафт отрицал поощрения из соображений нравственного порядка. Он приучал детей к бескорыстному выполнению игровых действий, не ожидая похвалы. Элементы соревнования в игре Лесгафт отрицал также из нравственных соображений. В настоящее время они используются потому, что соревнование как метод вызывает интерес, эмоциональный подъем, стремление к лучшему качеству выполнения игровых действий, способствует совершенствованию двигательных навыков. Однако и сейчас в играх дошкольников элементы соревнования допускаются только тогда, когда тщательно изучены физические силы и возможности детей и продуманы приемы руководства. Развитие положений П. Ф. Лесгафта в работах В. В. Гориневского и Е. А. Аркина. Основные положения П.Ф. Лесгафта о подвижных играх были развиты В. В. Гориневским в соответствии с новыми общественно-историческими условиями. Гориневский считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольною возраста. Гориневский подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей в связи с требованиями современной общественной жизни. В процессе, подвижных игр у детей воспитываются морально волевые качества, поэтому игра является средством формирования личности ребенка. Придавая серьезное значение эмоциям, возникающим у детей в игре, как оздоровительному компоненту, Гориневский считал радость и веселье одним из обязательных условий игровой деятельности, без которых игра теряет для детей свой смысл. Горппевский предъявлял серьезные требования к методике проведения подвижных игр, требуя от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Он ставил вопрос о целесообразности введения в игры элементов доступного детям соревнования, исключающего, однако, азарт, возбуждение, недоброжелательность друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитатели соревнование, как отмечал Гориневский, вносит эмоциональность в игру и «может быть, использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств». Е. А. Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Подвижные игры, по убеждению Аркина, вносят радость в жизнь ребенка и способствуют укреплению организма главным образом путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий. Но, чтобы игра с самых ранних лет стала благотворной силой, нужно сознательное, опытное и любовное руководство ею. Добровольное следование правилам игры, равное подчинение всех одним нормам имеет большое воспитательное значение как первая школа личной честности и социальной дисциплины. Воспитатель по мере возможности предоставляет детям старшего возраста самостоятельность в проведении игры, распределении ролей, соблюдении правил. Однако, если дети неправильно разрешают эти задачи, необходимо активное, тактичное участие педагога и его искренняя заинтересованность в том, чтобы игра проходила правильно и интересно. Тщательный выбор игры воспитателем с учетом ее всестороннего влияния на ребенка, умение спокойно и вместе с тем с подъемом вести объяснение, распределять роли, когда нужно, принимать участие в игре, подводить итоги — это большое искусство, овладеть которым должен стремиться каждый воспитатель, подчеркивает Аркин. Итак, теория подвижных игр П. Ф. Лесгафта была творчески развита его последователями. В. В. Гориневский и Е. А. Аркин как врачи-гигиенисты прежде всего обращают внимание на особенности детей дошкольного возраста. Это отражается к их рекомендациях о необходимости учета эмоций, возрастного своеобразия в развитии детей и постепенности при подведении их к таким сложным требованиям, как самостоятельная организация игр. В настоящее время проблема подвижной игры как средства всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом внимания научных и практических работников. По отдельным вопросам подвижной игры имеются работы А. И. Быковой, М. М. Конторович и Л. И. Михайловой, ведутся исследования Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевойи другими научными работниками. Подии/кипи игре посвящены статьи и книги практических работником: II. Г. Кожевниковой, Н. Н. Кильпио, Е. А. Аропонои, Л. А. Киселевой, К. В. Вербицкой и многих других.
§ 3. ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ВСЕСТОРОННЕГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Подвижная игра — наиболее характерная деятельность детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила. Н. К. Крупская в одном из своих выступлений говорила: «...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает»1. В высказываниях Н. К. Крупской подчеркивается также значение игры для физического развития. «Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях». Такая важная роль подвижных игр требует тщательного анализа их тематики, содержания и в соответствии с этим отбора для детей. Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная, а также и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окружающего мира. В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления. Тематику сюжетных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание животным. Все это отображается детьми в своеобразно-условной игровом форме («Путешественники», «Летчики», «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и др.). В этих играх уточняются некоторые представления детей об окружающем их мире, в силу тою что ребенок в доступной ему форме воспроизводит какой-либо образ в действии. Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно, необходимы, при всей их условности в игре, правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которые эмоционально даются педагогом при объяснении игры. Прекрасным примером этому могут служить народные игры. В них вся игровая ситуация воспитывает и увлекает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют игровых персонажей и их действия («Коршун и наседка», «Гуси-лебеди» и др.). При отборе игр для детей необходим тщательный анализ их содержания. В настоящее время из игровой тематики естественно отошли в прошлое непонятные советскому ребенку колдуны, цари, бояре, купцы, слуги и господа. Однако и в играх с современной тематикой еще встречаются противоречащие воспитательным задачам игровые положения (например, в одном из вариантов игры «Зайцы в огороде», бытующем в практике, сторож, охраняющий огород, засыпает, а набежавшие зайцы съедают всю капусту). В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка», «Школа мяча» и т. п.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игрового процесса, регулируют двигательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношения, содействуют воспитанию морально-волевых качеств. Правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребенок при соответствующем руководстве не может не проявить, воспитываемых у него качеств. Например, в игре «Хитрая лиса» дети могут разбегаться из круга в разные стороны только после слов лисы: «Я здесь». Это правило вырабатывает у ребенка взимание, самообладание, выдержку, быстроту реакции на сигнал, ориентировку в пространстве. Таким образом, в процессе игры ребенок действенно упражняется в проявлении моральных и волевых качеств. Неуклонное требование воспитателем выполнения правил вырабатывает у детей способность к преодолению эгоистических эмоций и побуждений при достижении игровой задачи. Следовательно, правила играют важную роль в формировании необходимых нравственных черт характера ребенка, его общественного поведения в коллективе, выражающегося во взаимоотношениях с детьми. В младших группах правила воспринимаются детьми как обязательное, необходимое ответное игровое действие, возникающее из содержания игры по ходу ею развития (зайки убегают в кусты только при появлении медведя; воробушки улетают с дороги, когда появляется автомобиль). Не осознавая еще правила игры как «закон», дети приучаются к своевременной реакции: с одной стороны, совершая действия по сюжету игры (зайки боятся медведя), с другой — в силу вырабатывающегося условного рефлекса на определенный сигнал. Исследование Л. В. Артемовен1 показывает, что в старших группах сознательное отношение к правилам и их обязательному выполнению вырабатывается у детей постепенно и не одновременно. Сначала дети выполняют их под руководством педагога; позднее — под воздействием некоторых членов детского коллектива, осознающих общественное значение правил; наконец, правила становятся фактором, непосредственно определяющим нормы общественного поведения детей. По данным Л. В. Артемовой, дети вначале, в силу желания скорее выполнить игровую задачу, забывают о правилах; кроме того, стремление к выигрышу и достижению его наиболее легким способом приводит к нарушению правил; все это вызывает неудовольствие играющих детей, создает конфликты и расстраивает их взаимоотношения. Решающее значение для осознания и обязательного выполнения правил каждым ребенком имеют требования взрослого. Постепенно под влиянием воспитательного воздействия у детей начинает изменяться отношение к игровому процессу, возникает интерес и стремление к все более точному выполнению игровых действий и правил. Изменяются и причины невыполнения правил, выражающиеся не в преднамеренном, а в случайном их нарушении, при этом ребенок тут же желает исправить допущенную им ошибку. Таким образом, под руководством воспитателя, систематически, терпеливо ведущего детей к осознанию общественного значения правил, они становятся эффективным средством формирования лучших сторон личности: честности, справедливости, дружбы, смелости, самообладания, настойчивости, воли. Все это служит основанием для определения подвижных игр с правилами как одного из действенных средств нравственного воспитания детей. Подвижные игры способствуют умственному развитию ребенка. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий, ориентировок; игры содействуют развитию воображения, памяти, сообразительности, активности мысли. Большое значение для совершенствования психических процессов у детей имеет образная, эмоциональная методика. Она вызывает интерес, захватывает воображение, побуждает к творческому выполнению игровых действий. Исследования психологов показывают, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность, имеете- с тем значительно совершенствуется и самый механизм восприятия пространства. В игре восприятие пространства выступает в своих основных формах: непосредственной, познавательно-сенсорном (чувственно-образной) и опосредованной (логическое мышление, понятие). Например, самостоятельный выбор ребенком направления движения или выполнение движения в направлении, строго определенном правилами игры, требуют, с одной стороны, мгновенной оценки игровой ситуации (непосредственно воспринимаемой) и зрительно-моторной реакции (игровые действия); с другой — осознание и представление собственных действий в данной пространственно-игровой среде и проявление той же зрительно-моторной реакции. В подвижной игре эти два компонента взаимодействуют. Правила игры, сформулированные педагогом, создают необходимую предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка; в то же время неожиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действием водящего или сигналами) нарушают план действия и требуют более сложной мгновенной реакции детей и их пространственной ориентировки (игры: «Два мороза», «Палочка-выручалочка», «Смелые ребята» и т. д.). Такая реакция определяется уровнем развития у ребенка способности приспосабливать свои действия и движения к данной окружающей среде. В этом ребенку должен помочь воспитатель, постепенно приучающий его находить наиболее удачный способ действий в соответствии с учетом игровой обстановки стремлением к достижению поставленной задачи. Например, при проведении одной и той же игры в условия большого и ограниченного пространства ребенок или использует умение быстро и далеко убегать от водящего, или проявляв ловкость и увертливость в непосредственной от него близости («Ловишки», «Хитрая лиса» и т. д.). Умению ориентироваться в окружающих игровых условия содействует преднамеренное создание препятствий на пути выполнению игровой задачи («Через обруч к флагу», «Волк во рву», «Смелые ребята» и т. д.). Это вырабатывает у детей способность самостоятельно выбирать лучший способ действий опорой на достаточно уже развитые глазомерные оценки расстояния и учета времени выполнения действий. Очень важной является ориентировка ребенка среди быстр движущихся врассыпную детей. Она наиболее сложна ввиду необходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации. Однако в процессе повторения игр дети старших групп успешно овладевают этим навыком («Ловишки» «Хитрая лиса», «Догонялки» и др.). В подвижном игре ребенок упражняется в определении близости или удаленности предметов, человека, благодаря чем у пего развиваются глазомерные оценки, а также пространо-слуховая ориентация («Далеко — близко», «То тут, то там», «Жмурка с колокольчиком» и т. д.). В программе указаны игры, уточняющие понимание детьми пространственных отношений между предметами: впереди, сзади, посредине, слева, справа, направо, налево, над, под, через, около, внизу, вверху, между, напротив друг друга, друг за другом и т. п. («Быстро шагай», «Плетень», «Перебежки», «Через обруч к флажку», «Коршун и наседка», «Прокати мяч между кеглями» и т. д.). Подвижные игры формируют у детей простейшие временны ориентировки. Они выражаются: в осознании последовательности игровых действий — сначала, затем, после этого, пере; этим, все одновременно и т. п.; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного детям срока, напри мер: «Пока я считаю до пяти, вы все должны сложить из флажков какой-нибудь узор», «Кто скорей построится на три удар; в бубен» и др. В этих играх ребенок упражняется в быстрой оценке пространственных ориентиров, в последовательности действий и их временной продолжительности. Интеллектуальному развитию детей содействуют как содержание игр, так и задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игры и ее правила, действия детей — персонажей. Такие упражнения положительно влияют на развитие логического мышления, памяти, умения выражать в словах свои мысли, определять пространственные и временные ориентиры, а затем вместе со всеми осуществлять все это в различных игровых действиях. Подвижные игры благоприятствуют развитию у детей творческой инициативы. Опыт показывает, что дети 5—6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой им игры, усложнить ее содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на сюжеты литературных произведений, сказок, а на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития, определяемого систематическим руководством воспитателя, дети могут создавать подвижные игры на придуманные ими самими сюжеты. Процесс развития творческой активности детей дошкольного возраста под руководством воспитателя характеризуется эмоциональным отношением детей к заданиям и осуществлению их в разнообразных играх. Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Все многообразие игровых движений детей, опирающееся на приобретенные ранее двигательные навыки, проявляется в доступной им точности, слаженности, ловкости, своеобразной выразительности. Общее воодушевление детей, эмоционально окрашивая игровую деятельность, отражается в более высоком качестве выполнения движений и вызывает у них чувство «мышечной радости», удовольствия от самого двигательного процесса. Разнообразные построения — в один или несколько кругов, шеренги, колонны, «фигуры» — требуют четкости движений, красивой осанки, собранности и развивают у детей эстетические чувства. Красоте игрового зрелища, воспринимаемого прежде всего самими участниками, в большой степени соответствует одинаковая физкультурная форма детей. Эстетическая характеристика игр, особенно народных, обогащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках — характерного скандирования. Например: Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду. Характерен игровой зачин народной игры «Уголки». Мышка, мышка, продай уголок За шильце, за мыльце, За белое полотенце, за зеркальце. Вот, например, как звучит зачин народной игры «Коршун и наседка»: Вокруг коршуна хожу ожерелие нижу, По три ниточки бисериночки. Я связала вороток, вокруг шеи — короток. Очень интересно звучат современные считалки, заимствованные из любимых детьми произведений. Например: Одеяло убежало. Улетела простыня И подушка, как лягушка Ускакала от меня. (К. И. Чуковский. «Мойдодыр».) В сборниках подвижных игр, изданных за последние годы, имеются игры с текстами, например «Еще вейся плетень». Выполнение ребенком движений в соответствии со словами ритмизует их, тренирует координационные механизмы, вызывает радостные эмоции. Исключительное эстетическое воздействие на ребенка оказывает музыка: она воодушевляет детей, объединяет их общим настроением, придает эстетический характер движениям. Введение музыки в подвижные игры должно прежде всего оправдывать ее эстетически-воспитательную роль: важно, чтобы дети двигались в соответствии с характером и формой музыкальных произведений, в противном случае могут разрушиться образовавшиеся у них навыки. Учитывая это, следует вводить музыку только в отдельных частях игры. Например, в игре «Пятнашки» все дети могут сначала двигаться легким богом врассыпную, согласовывая свои движения с характером музыки. Окончание музыкальною произведения и в связи с этим прекращение его звучания будет служить своеобразным сигналом для начала действий пятнашки (он начнет ловить детей уже без звучания музыки, что и следует считать вполне целесообразным). Если же в игре дается словесный сигнал — «Лови!», то о«должен точно совпадать с прекращением звучания музыки. При проведении подвижных игр нельзя забывать о красоте движений: обращать внимание на детей, движения которых наиболее пластичны, соответствуют образу;.напоминать о том, что зайчики, например, прыгают легко, а кошка ходит мягко; поощрять наиболее удачные попытки передать образ. Таким образом, использование всего богатства эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания. Двигательная деятельность составляет основу различных видов игр, но для развития детей дошкольного возраста наиболее эффективны подвижные игры. Подвижные игры могут быть сюжетными, отражающими в условной форме жизненный или сказочный эпизод, и несюжетными, содержание которых заключается в интересных для детей двигательных заданиях. Эти игры проводятся во всех возрастных группах детского сада. В младших группах большее место занимают несюжетные игры («Догоните меня», «Бегите ко мне») или игры с очень простым сюжетом («Воробушки и автомобиль»). В соответствии с «Программой воспитания» движения, включенные в игры, а также правила постепенно усложняются: так, для детей двух-трех лет рекомендуются игры, в которых все участники выполняют одинаковые движения и при этом довольствуются самим процессом действия («Поезд», «Пузырь»); а для детей 4—5 лет предусматриваются игры, направленные на достижение определенного результата («Медведь и пчелы», «Кто скорей добежит до флажка»). В подготовительной к школе группе целесообразным и своевременным является обучение детей подлинным простейшим элементам спортивных игр. Например, в игре «Мяч через сетку» дети сначала просто перебрасывают мяч напротив стоящему, а потом учатся отбивать его ладонями. В игре «Забрось мяч в корзину» дети обучаются элементам игры н баскетбол и т. д. Кроме того, дети подготовительной группы под руководством воспитателя могут учиться играть в спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, а также упражняться в играх в серсо, кегли, бабки. В целях подготовки к этим играм детям даются упражнения с использованием различных кольцебросов, корзин, целей и т. п. С детьми подготовительной группы могут проводиться несложные игры-эстафеты. Эти игры содействуют развитию ловкости, быстроты, выносливости в соответствии с возрастными возможностями. Подбор движений в играх-эстафетах осуществляется воспитателем, учитывающим уровень приобретенных детьми двигательных навыков, физическое состояние и индивидуальные особенности детей. В соответствии с этими показателями дети делятся на группы, при этом очень важно, чтобы возможности участников игры в группах были равными. В играх-эстафетах, а также в спортивных играх допускаются элементы соревнования. Очень важным при этом является роль педагога, направляющего весь игровой процесс в соответствии с задачами нравственного воспитания. Соотношение подвижных игр и упражнений. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны: совершенствование двигательных навыков в игре следует рассматривать как своеобразное продолжение процесса обучения на третьем этапе, характерного готовностью ребенка к творческому применению навыка. Увлеченность интересной задачей помогает ребенку в игре овладевать более высокой техникой движения, которая превосходит уровень выполнения того же движения в упражнениях. Стимулом совершенствования движения является стремление ребенка как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха. Таким образом, в игровых действиях ребенок учится самостоятельно сочетать приобретенный им двигательный навык с приспособленном к попом, более сложной ситуации. В младших группах и целях (.Пучения попользуются игровые упражнения. Детям предлагаются конкретные, но интересные для них задания- выполнить движения с обручами, мячом, палкой, веревкой и т. п. В результате у детей формируются навыки правильного обращения с предметами, развивается моторика. В подвижных играх эти движения приобретают эмоционально-образную окраску (птички летают, мышки бегают, зайки подпрыгивают), которая побуждает детей проявить определенное старание. Группировка подвижных игр по двигательному содержанию. В существующих сборниках подвижных игр в основу группировки положен прилили преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т. п.). Опыт подтверждает целесообразность такой группировки, несмотря на некоторую ее условность. При подборе подвижных игр по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков по «Программе воспитания». В сборнике М. М. Копторович и Л. И. Михайловой, помимо аналогичной группировки по признаку преобладающего движения, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения на игры большой, средней и малой степени подвижности. Они определяются по виду и характеру выполнения движений. Такая классификация облегчает ориентировку в игровом материале и отбор игр в соответствии с поставленной задачей. Некоторое отличие в подборе подвижных игр имеется в книжке Н. Н. Кильпио, в основу которого берутся используемые физкультурные пособия (флажки, мячи, палки, обручи и т. д.), а также крупные гимнастические пособия, содействующие развитию интереса у детей к игровым заданиям, а также совершенствованию ловкости, ориентировки в пространстве, координации движений. Указанные виды игр включают разнообразные виды движении — основные, строевые и общеразвивающие упражнения. Вариативность подвижных игр. Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре: основная задача заключается в постепенном усложнении игры (ее движений, правил, игровой ситуации, условий проведения и методики руководства). Создание вариантов направлено на совершенствование движений, связанное с выполнением более сложных игровых действий, требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем, повышающих интерес к игре. Например, игра «Ловшки» имеет несколько вариантов: «Ловишка, дай руку», содействующая ориентировке в пространстве, развивающая находчивость, смелость, чувство товарищества; «Ловишки с мячом», развивающая меткость, увертливость, ориентировку в пространстве; «Ловишки с лентами», развивающая умение изменять характер движений, увертываться, ориентироваться в пространстве; «Ловишки — ноги от земли», способствующая ориентировке среди предметов, расположенных в пространство, ловкости, увертливости, сообразительности. Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение к ним требований. В некоторых имеющихся сборниках игр указаны и примерные варианты их1. В сборнике Н. Н. Кильпио2 игры, предложенные автором с мячами, обручами, палками, шнуром и т. д., представляют интересно разработанные варианты с каждым отдельным предметом. Итак, систематическое использование различных игровых вариантов содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствованию навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок и в целом способствует развитию подвижности нервных процессов, обеспечивающих быстроту реакций в различных условиях двигательной деятельности.
§ 5. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ
Воспитательное значение подвижных игр обеспечивается целенаправленным руководством педагога, которое в свою очередь определяется пониманием их значения, свободным владением игровым репертуаром, использованием разнообразной методики, вызывающей у детей эмоциональный подъем. Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом.необходим многосторонний учет условий работы в данной возрастной группе детей: общий уровень физического и умственного развития детей, уровень развития их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года, особенности режима дня, место.проведения игры, а также пожелания детей. Большое значение имеет целесообразная организации детей в игре. В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой, в то время как остальная часть детей занята другой деятельностью. В репертуаре игр имеются такие, в которых одновременно активно участвуют.все дети группы («Воробушки и автомобиль», «Чье звено скорей построится», «Ловишки», «Хитрая лиса» и т. п.). По вместе с тем есть полезные и интересные игры, построенные на очередности действий («Горелки», «Найди себе домик», «Кто скорей вытянет ленту», «Перемени мешочек» и т. п.). Эти игры способствуют воспитанию воли, приучают сдерживать себя. Но при неправильной организации таких игр детям приходится долго ждать своей очереди для выполнения игровых заданий. Ожидание, однообразие статического положения может вызвать снижение интереса, утомление нервной системы, особенно у детей младшего возраста. В таких случаях маленькие дети отходят, выбывают из игры, а более старшие начинают отвлекаться по самому незначительному поводу, вызывая недовольство воспитателя, не учитывающего причины этого явления. Данные исследований показывают, что, когда игра с поочередным выполнением игровых заданий проводится со всей группой детей, активность их быстро убывает, дети перестают выполнять необходимые по ходу игры движения. Когда участвует небольшая группа и игра продолжается недолго, дети бывают активны и внимательны до конца. Такое различие в поведении детей становится понятным, если учесть особенности корковых процессов, лежащих в основе статической и динамической деятельности. Известно, что при статических напряжениях в коре головного мозга в области двигательного анализатора возникает очаг возбуждения, поддерживаемый, с одной стороны, волевыми импульсами и, с другой стороны, возбуждениями, поступающими от работающих мышц. От динамической работы статические усилия отличаются тем, что очаг возбуждения, вызываемый последним, является стойким и ведет к быстрому функциональному истощению соответствующих клеток с последующим развитием в них охранительного торможения. Если нагрузка велика, возбуждение иррадиирует по коре головного мозга. Кроме того, через некоторое время после начала статических усилий в коре головного мозга возникают явления отрицательной индукции, проявляющиеся торможением целого ряда функций. Таким образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы она дала наибольший эффект. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игр. В зависимости от их структуры и характера движений воспитатель должен заранее предусмотреть наиболее целесообразную организацию игр и всей деятельности детей в целом. Ознакомление детей с новой игрой, объяснение ее содержания и правил требуют от воспитателя тщательной подготовка. Содержание некоторых игр необходимо бывает раскрыть гс предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры), например, «Обезьянки и охотники», «Волк во рву», «Космонавты», «Путешественники» и т. д. В результате бесед, рассматривания картин выясняются знания детей, уточняются их представления, создается отношение к игровым образам. Если содержание игры близко детям (прогулка, действия с игрушками и т. д.), то беседа не нужна. Объяснение игры может проходить по-разному также п зависимости от ее вида. Так, объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель рассказывает последовательность игровых действий, расположение детей по ходу игры и выделяет правила. Затем он может задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли то, что он им рассказывал: игра только тогда проходит весело и слаженно, когда детям понятны их действия и правила, которые они должны выполнять. В младших группах воспитатель может объяснять действие детей и правила непосредственно в процессе проведения игры. Сюжетная игра требует других приемов. Задача воспитателя заключается в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции детей, активизировать творческую инициативу. Для этого он может использовать игрушку, рассказ, которые особенно оправданны в младшей группе. Например, перед проведением игры «Бабушка Арина и ее цыплятки» воспитатель, предложив детям сесть на стоящие полукругом стулья, располагается напротив и начинает рассказывать: «У бабушки Арины было много цыплят. Все они были пушистые, маленькие, желтые — вот такие (показывает пушистого цыпленка-игрушку). Бабушка очень любила своих цыпляток и выпускала их.каждое утро погулять на зеленую травку» и т. д. В такой рассказ воспитатель включает весь ход действий детей, связанных с сюжетом игры. Затем она говорит: «Вы все будете цыплятки, а я бабушка Арина. Сейчас я повяжу платок, мы будем с вами играть» (весь рассказ не должен превышать 1,5—2 минут). При повторении знакомых детям игр можно ограничиться напоминанием правил (например: «Когда водящий скажет: «Стоп», двигаться нельзя). В старших группах целесообразно предложить детям самим вспомнить содержание игры и ее правила: один ребенок коротко рассказывает содержание и ход игровых действий, другой перечисляет правила. Такой прием содействует развитию сознательности и самостоятельности выполняемых действий и постепенно подводит к умению играть без непосредственного руководства педагога. Распределение ролей в играх происходит по-разному. Иногда воспитатель сам назначает водящего, руководствуясь определенными воспитательными задачами (поощрить новенького ребенка или, наоборот, показать па примере активного, как важно быть смелым, пли отклонить просьбу самоуверенного ребенка и поручить эту роль робкому, застенчивому). В другом случае воспитатель пользуется считалками или предлагает самим детям выбрать водящего и объяснить, почему они именно данному ребенку поручают эту роль. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель и делает это эмоционально, живо, образую. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку, при условии ограниченного пространства и направления его движения (например, в игре «Птички и автомобиль», «автомобиль». двигается по определенной стороне комнаты, не приближаясь к месту, где находятся «воробушки»). В процессе подвижной игры воспитатель регулирует ее ход. Он следит за движениями и действиями детей, выполнением ими правил, за дозировкой нагрузки. О нарушении правил отдельными детьми (если они не нарушают весь ход игры) он говорит перед повторным проведением игры. Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей физиологическую нагрузку, возникшее у детей возбуждение и приводящей пульс в норму. Вместо ходьбы может быть проведена аналогичная по значению мало подвижная игра («Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» и т. д.). Однако не следует подводить итоги игрового процесса сразу после его окончания: непосредственная близость динамического состояния организма в ходе игры, сопровождающегося усилением сердечно-сосудистой деятельности, и статического состояния его во время оценки, даваемой воспитателем (в положении стоя или сидя), неблагоприятна для работы сердца и всего организма ребенка. При оценке игры воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с этим действия детей. В старших группах воспитатель постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за ее ходом, и особенно за выполнением правил. В целях развития самостоятельности, организаторских умений и воспитания нравственных чувств бывает полезно поручить старшим провести игру ч одной из младших групп. Вначале их обязанности распределяет воспитатель, одному (или двум) поручая организацию малышей, другому — объяснение игры, ее правил, а третьему — выполнение индивидуальной роли («Зайки и медведь», «Воробушки и автомобиль» и др.), затем дети делают это самостоятельно. Игра проводится под наблюдением воспитателя младшей группы. Таким образом, воспитательные возможности подвижных игр многогранны, но для их реализации необходимы заинтересованность воспитателя, его творческое отношение и педагогическое мастерство.
Date: 2016-11-17; view: 3387; Нарушение авторских прав |