Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание в процессе физкультурных занятий.





Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка в процессе физкультурных занятий осуществляется путем целенаправленного формирования у него нравственных качеств, умственных способностей, септических чувств и элементарных трудо­вых навыков. Физкультурные занятия предоставляют простор для воспитания у детей этих сторон личности и возможности их укрепления в активных упражнениях.

Специфика физкультурных занятий заключается в точной регламентации выполняемых детьмиупражнений, что воспиты­вает согласованность действий в общем для всех темпе, созна­тельность, сосредоточенность, волевые усилия, дисциплиниро­ванность.

Упражнения в основных движениях, которым обучаются дети, требуют проявления смелости, решительности, самооблада­ния и ломкости (влезание на трибунку, лазанье по веревочной лесенке, хождение по балансирующему бревну, узкой рейке и т. д.). Выполнение этих упражнений связано с преодолением чувства страха и неуверенности, волевым напряжением и настой­чивостью при достижении цели.

В подвижной игре с правилами дпн упражняются в прояв­лении выдержки и ноли, быстром реакции на неожиданные из­менения игровой ситуации, а также чувств товарищества и вза­имопомощи, честности, справедливости, смелости и решитель­ности. Активное проявление детьми на занятии всех указанных качеств в силу их повторяемости и руководства воспитателя постепенно переносится в повседневную жизнь.

В процессе занятия воспитатель следит за формированием у детей всех доступных им норм нравственного поведения и пользуется теми методами воздействия, которые требуются в каждом конкретном случае: личным наглядно убежда­ющим ребенка примером, применяемым в целях возникно­вения у него чувства смелости, решительности, особенно в млад­ших группах; практическим приучением ребенка путем его собственных действий (при дружеской помощи воспитателя) и в связи с достижением успеха, — поощрением; сопо­ставлением различных поступков (своим отношени­ем к ним и отношением всех детей); убеждением, в котором большую роль играет логика понятных ребенку доводов.

На физкультурных занятиях двигательная деятельность де­тей содействует воспитанию у них умения вести себя в коллек­тиве, подчинят], свои чувства и желания определенным прави­лам, общим для всех детей. Все это постепенно воспитывает у ребенка необходимое, сознательное, активное торможение отри­цательных чувств и поступков.

«Если человеку не приходилось в детстве сдерживать свои поступки, руководствуясь определенными социальными мотивами, т. е. тормозящими возбуждениями, — пишет профессор II. К. Анохин,— то для него и в дальнейшем всякое вынужденное и категорическое торможение эмоций будет внезапным, а это как раз и может стать опасным. Мы должны воспитывать в ребен­ке именно комплексы тормозящих возбуждений, т. е. развивать сознательность в пни роком смысле... Воспитание эмоции ведет к гармоническому развитию личности человека. И такая плано­мерная тренировка должна начинаться с раннего детства»1.

В процессе обучения детей на физкультурных занятиях и осо­бенно и подвижной игре с правилами воспитатель практически приучает детей к соблюдению доступных им этических норм. Ребенок эмоционально и сознательно подчиняется под влиянием воспитателя общим требованиям: внимательно слушает объяс­нения, своевременно выполняет задания, включается в различ­ные действия при установленной на данном занятии последова­тельности. Постепенно формируются общественные чувства и со­знание ребенка, тесно связанные с развитием сложных тормоз­ных peaкций.

Практически это приучает к выдержке, дисциплине, призна­нию определенных, понятных детям норм поведения, воспита­нию необходимого критерия собственных поступков и поступков других детей, выработке нравственного сознания.

Подвижная игра создает условия, в которых ребенок не мо­жет не проявить определенных нравственных качеств. Например, в играх «Смелые ребята», «Два мороза», «Хитрая лиса» ребе­нок, подчиняясь правилам, бежит между двух ловишек, не убе­гает до сигнала из круга, зная, что рядом с ним может быть «ли­са», которая должна его ловить; выручает товарищей, хотя мо­жет быть при этом пойман водящим, и т. д. Все это системати­чески воспитывает у него смелость, решительность, выдержку, дружеские чувства.

Определенные условия игры, ее правила вызывают у детей необходимость добровольно подчиняться им. Неоднократное пов­торение в игре положительных действий и поступков постепенно вырабатывает у ребенка навыки нравственного поведения. В дальнейшем дети самостоятельно, уже без влияния в данный момент воспитателя, начинают сознательно и эмоционально про­являть их.


Таким образом, постепенное практическое приучение детей на физкультурных занятиях к выполнению этических норм пове­дения в конкретных условиях их деятельности содействует вос­питанию нравственных чувств и сознания.

Физкультурные занятия содействуют умственному развитию Детей. В процессе обучения на занятиях двигательным действи­ям осуществляются воспитательно-образовательные задачи. Дети приобретают некоторые элементарные знания о значении физических упражнений и их правильного выполнения для здоровья, доступные им сведения по гигиене и закаливанию, некоторые знания об отдельных видах спорта, усваивают спортивную тер­минологию. У них уточняются представления об окружающем, развиваются пространственные и временные ориентировки, вос­создающее и творческое воображение, память, активизируется мыслительная деятельность.

Процесс обучения ребенка двигательным действиям связан с работой сознания.

Воспитатель, учитывая уровень, умственного развития детей на каждом возрастном этапе, применяет соответствующую ме­тодику, постепенно приучая их к осознанию предлагаемых дви­гательных задании и в связи с этим правильному выполнению движений, умению наблюдать, сопоставлять отдельные дейст­вия, обобщать их.

В простейшей форме он учит ребенка доступному анализу своих двигательных действий и действий товарищей, критичес­кой оценке. Важную роль играет при этом слово воспитателя, предельная ясность в формулировке предлагаемого детям за­дания, одобрение за правильное выполнение движения, замеча­ние о недостатках, эмоциональный образный рассказ игры и т. п. Весь процесс обучения вызывает у детей сосредоточенность внимания и активность мышления: наглядный показ образца дви­гательного действия с соответствующими пояснениями воспита­теля требует целенаправленного наблюдения, осмысливания по­следовательности его элементов; воспроизведение известных де­тям упражнений по словесной инструкции воспитателя — напря­жения памяти, двигательных представлений, осознанных само­стоятельных действий; выполнение детьми задания, выражаю­щегося в словесном описании последовательности элементов всего упражнения, вызывает в сознании образ упражнения, дви­гательное представление и в связи с этим сознательное воспро­изведение. Это способствует детальному уточнению всей после­довательности двигательного действия в сознании ребенка и поэ­тому его точному практическому выполнению.

В подвижных играх образное изложение сюжета игры или точное краткое объяснение несюжетной игры и ее правил воспи­тателем, самостоятельное объяснение содержания игры и ее правил детьми старших групп, а также самостоятельная органи­зация ее под наблюдением воспитателя — все это развивает мы­слительные процессы, упражняет память.

Физкультурные занятия тесно связаны с эстетическим воспитанием, направленным на развитие у ребенка способнос­ти эстетического восприятия, вкуса, чувства красоты в окружаю­щей жизни, эстетического отношения к ней, посильного внесения некоторых элементов красоты в повседневную действительность. В области физкультуры в связи с ее спецификой эстетичес­кое восприятие начинается с образа здорового, гармонически развитого, сильного, жизнерадостного человека, обладающего высокими моральными качествами, душевной красотой.


Внешние качества — стройность, красивая, правильная осан­ка, пропорциональное телосложение, свобода, непринужден­ность, благородство и выразительность движений—неразрывно связаны с душевной красотой, проявляющейся во всем поведе­нии человека, высоком развитии его нравственных чувств и соз­нания, в чуткости и доброжелательности к людям, в неприми­римости к равнодушию, беспринципности.

К этому образу, прежде всего, должен быть близок воспита­тель. Непосредственное ежедневное общение с ним, восприятие его манеры держаться, культуры речи и движений, доброжела­тельности и чуткости окажут на детей благоприятное влияние и послужат стимулом к подражанию,

В содержании двигательного материала на физкультурном занятии имеется много эстетических компонентов: быстрый, ус­тремленный бег, четкость метания, ловкость движений, разно­образные упражнении со скакалками и обручами, игры в мяч, серсо. Все это вызывает у детей эстетические эмоции и развива­ет вкус, а при воспроизведении в собственной деятельности — эмоционально-эстетическое чувство удовлетворения.

Различные групповые построения и передвижения детских групп демонстрируют красоту коллективных действий и вызы­вают чувство «мышечной радости» от ощущения собственных движений.

Большую радость детям доставляют подвижные игры, в ко­торых различные игровые образы дают возможность ребенку проявить собственную творческую инициативу.

Следовательно, вся двигательная деятельность детей в про­цессе занятия вызывает подъем физических и психических сил, насыщенных эстетическими эмоциями, и влияет на оздоровление организма и повышение тонуса жизни.

Большое, значение в воспитании у детей эстетического вкуса имеют внешняя среда, гигиенические условия для занятий, кра­сивый физкультурный костюм детей и воспитателя, художест­венное оформление всех пособий и снарядов.

В процессе занятия большую воспитательную роль играет слово воспитателя, обращенное к детям. Образный, эмоциональ­ный рассказ содержания игры, использование народного фоль­клора (игровые зачины, считалки, певалки), эстетические оценки поведения детей, качества выполнения ими движе­ний — все это постепенно вырабатывает у детей эстетический критерий, возможность сопоставления двигательных действий, поступков, взаимоотношений и конкретность эстетической оцен­ки их.

Наглядные образцы показываемых воспитателем физических упражнений должны быть технически правильными. Красивое, четкое выполнение их вызывает у детей желание аналогичного воспроизведения.

Целеустремленное воспитание у детей самостоятельности и творческой активности, особенно в старших группах, приучает детей вносить что то снос, самостоятельное в упражнения и иг­ры, а также придумывать свои игры, развивает у детей эстети­ческие стремления, связанные с творческим воображением и с творческим отношением к своей деятельности.


Особенно важное значение в воспитании эстетических чувств, вкуса и любви к прекрасному на занятии имеет музыка.

Ее особая роль выражается в эмоциональном воздействии на детей, повышающем их жизненный тонус, объединяющем их общим настроением, вызывающем общий эмоциональный подъ­ем. Основным условном эстетического воздействия музыки на занятиях является квалифицированное, выразительное исполне­ние педагогом музыкальных произведений, направленное на вос­питание у детей эстетического восприятия, любви к искусству, эстетического вкуса.

Указанный комплекс эстетических воздействий на физкультур­ных занятиях представляет собой значительную долю программы эстетического воспитания, органично сливающегося с физи­ческим воспитанием.

Физкультурные занятия связаны с элементарной трудовой де­ятельностью детей. Эта связь выражается в обычных для дошкольников формах — самообслуживании, дежурствах и выпол­нении отдельных поручений воспитателя. Однако привлечение детей к труду предусматривает дифференцированный подход к ним воспитателя в соответствии с возрастными и индивидуальны­ми возможностями. Это определяется наличием у детей различ­ных по объему и качеству двигательных умении, навыков обра­щения с предметами (игрушки, мелкие физкультурные пособия, крупные физкультурные снаряды), степенью осознания ребенком цели своей деятельности и стремления к ее достижению.

Одной из самых важных задач воспитателя является форми­рование общественно!! направленности труда детей, обществен­ных мотивов деятельности (важно, что именно будет побуждать детей к труду, ради чего и кого они выполняют свои трудовые обязанности). Например, дежурные, своевременно подготавливая к физкультурному занятию коврики и обручи, раскладывают их на определенные места так, чтобы всем детям было удобно ими пользоваться. Ясно представляя себе цель и ее общественное зна­чение (конкретную пользу для всех детей на занятии), они, как показывает практика, эмоционально, доброжелательно и охотно выполняют порученное им дело.

В младших группах воспитатель действует в основе сам, при­влекая детей к выполнению простейших поручений: принести флажки, мяч, куклу и т. п. Однако уже и в этих поручениях со­держится общественный смысл действий: мяч надо принести для общей игры, стульчики поставить для всех играющих детей и т. д.

С возрастом трудовые поручения и дежурства усложняются по объему, самостоятельности выполнения их детьми, сокраще­нии ориентировочных признаков для выполнения. Воспитатель говорит о том, что надо сделать, а план и способ выполнения действий предоставляет выбрать самим детям.

Систематическая элементарная трудовая деятельность на физкультурных занятиях при условии четкой постановки задач перед детьми, распределения между ними общих и отдельных поручений, доверии к их самостоятельному выполнению и при обязательной краткой оценке выполненных поручений воспи­тывает достаточно прочные организационные навыки.

В результате упражнений у детей вырабатываются правиль­ные навыки обращения с предметами (флажками, обручами, палками и т. п.), закрепляются знания о месте и способе их хра­нения (шкаф, стопки, корзины и т. п.), умения сообща, эмоционально, дружно, быстро и согласованно перемещать портатив­ные физкультурные снаряды, делать все без стука, суеты и с минимальной затратой времени. Такие действия способствуют совершенствованию координации движений, их ловкости, ориенти­ровки в пространстве и во времени, самостоятельности, сообрази­тельности, согласованности действий, а также развитию коллек­тивных чувств и ответственности за порученное дело.

Особенности проведения физкультурных занятий в смешанной возрастной группе.

Физкультурное занятие в смешанной по
дики возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер­жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых пси­хических и физических усилий, для более старших детей одина­ково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осили­вать сложные для них задания, неправомерно минуя необходи­мые промежуточные звенья трудности.

А. В. Запорожец предупреждает: «На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологиче­ского здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж, не достроив преды­дущий».

В то же время старшие дети, выполняя физические упражне­ния ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражне­ний на занятиях и смотанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной про­грамме, а с другой— найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.

Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий.

Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям 'необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие уп­ражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказы­вают помощь младшим.

Начинаться зaнятие может по-разному, например, первыми входят маленькие и садятся, за ними — старшие, осанка и дви­жения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут уча­ствовать в них, показывая способ выполнения упражнений (на­пример, при построении в круг старшие стоят между маленьки­ми, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каж­дую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,—говорит он,— как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удов­летворения, а у маленьких — уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в ка­ком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в по­ле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их об­щей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда мо-жет быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поруча­ет отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расста­вить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с по­мощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают зани­маться с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной органи­зации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наобо­рот — младшие занимаются физическими упражнениями с воспи­тателем, а старшие дети — самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий — систематическое выполне­ние программы для детей каждого данного возраста.

 







Date: 2016-11-17; view: 1969; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию