Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание в процессе физкультурных занятий.
Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка в процессе физкультурных занятий осуществляется путем целенаправленного формирования у него нравственных качеств, умственных способностей, септических чувств и элементарных трудовых навыков. Физкультурные занятия предоставляют простор для воспитания у детей этих сторон личности и возможности их укрепления в активных упражнениях. Специфика физкультурных занятий заключается в точной регламентации выполняемых детьмиупражнений, что воспитывает согласованность действий в общем для всех темпе, сознательность, сосредоточенность, волевые усилия, дисциплинированность. Упражнения в основных движениях, которым обучаются дети, требуют проявления смелости, решительности, самообладания и ломкости (влезание на трибунку, лазанье по веревочной лесенке, хождение по балансирующему бревну, узкой рейке и т. д.). Выполнение этих упражнений связано с преодолением чувства страха и неуверенности, волевым напряжением и настойчивостью при достижении цели. В подвижной игре с правилами дпн упражняются в проявлении выдержки и ноли, быстром реакции на неожиданные изменения игровой ситуации, а также чувств товарищества и взаимопомощи, честности, справедливости, смелости и решительности. Активное проявление детьми на занятии всех указанных качеств в силу их повторяемости и руководства воспитателя постепенно переносится в повседневную жизнь. В процессе занятия воспитатель следит за формированием у детей всех доступных им норм нравственного поведения и пользуется теми методами воздействия, которые требуются в каждом конкретном случае: личным наглядно убеждающим ребенка примером, применяемым в целях возникновения у него чувства смелости, решительности, особенно в младших группах; практическим приучением ребенка путем его собственных действий (при дружеской помощи воспитателя) и в связи с достижением успеха, — поощрением; сопоставлением различных поступков (своим отношением к ним и отношением всех детей); убеждением, в котором большую роль играет логика понятных ребенку доводов. На физкультурных занятиях двигательная деятельность детей содействует воспитанию у них умения вести себя в коллективе, подчинят], свои чувства и желания определенным правилам, общим для всех детей. Все это постепенно воспитывает у ребенка необходимое, сознательное, активное торможение отрицательных чувств и поступков. «Если человеку не приходилось в детстве сдерживать свои поступки, руководствуясь определенными социальными мотивами, т. е. тормозящими возбуждениями, — пишет профессор II. К. Анохин,— то для него и в дальнейшем всякое вынужденное и категорическое торможение эмоций будет внезапным, а это как раз и может стать опасным. Мы должны воспитывать в ребенке именно комплексы тормозящих возбуждений, т. е. развивать сознательность в пни роком смысле... Воспитание эмоции ведет к гармоническому развитию личности человека. И такая планомерная тренировка должна начинаться с раннего детства»1. В процессе обучения детей на физкультурных занятиях и особенно и подвижной игре с правилами воспитатель практически приучает детей к соблюдению доступных им этических норм. Ребенок эмоционально и сознательно подчиняется под влиянием воспитателя общим требованиям: внимательно слушает объяснения, своевременно выполняет задания, включается в различные действия при установленной на данном занятии последовательности. Постепенно формируются общественные чувства и сознание ребенка, тесно связанные с развитием сложных тормозных peaкций. Практически это приучает к выдержке, дисциплине, признанию определенных, понятных детям норм поведения, воспитанию необходимого критерия собственных поступков и поступков других детей, выработке нравственного сознания. Подвижная игра создает условия, в которых ребенок не может не проявить определенных нравственных качеств. Например, в играх «Смелые ребята», «Два мороза», «Хитрая лиса» ребенок, подчиняясь правилам, бежит между двух ловишек, не убегает до сигнала из круга, зная, что рядом с ним может быть «лиса», которая должна его ловить; выручает товарищей, хотя может быть при этом пойман водящим, и т. д. Все это систематически воспитывает у него смелость, решительность, выдержку, дружеские чувства. Определенные условия игры, ее правила вызывают у детей необходимость добровольно подчиняться им. Неоднократное повторение в игре положительных действий и поступков постепенно вырабатывает у ребенка навыки нравственного поведения. В дальнейшем дети самостоятельно, уже без влияния в данный момент воспитателя, начинают сознательно и эмоционально проявлять их. Таким образом, постепенное практическое приучение детей на физкультурных занятиях к выполнению этических норм поведения в конкретных условиях их деятельности содействует воспитанию нравственных чувств и сознания. Физкультурные занятия содействуют умственному развитию Детей. В процессе обучения на занятиях двигательным действиям осуществляются воспитательно-образовательные задачи. Дети приобретают некоторые элементарные знания о значении физических упражнений и их правильного выполнения для здоровья, доступные им сведения по гигиене и закаливанию, некоторые знания об отдельных видах спорта, усваивают спортивную терминологию. У них уточняются представления об окружающем, развиваются пространственные и временные ориентировки, воссоздающее и творческое воображение, память, активизируется мыслительная деятельность. Процесс обучения ребенка двигательным действиям связан с работой сознания. Воспитатель, учитывая уровень, умственного развития детей на каждом возрастном этапе, применяет соответствующую методику, постепенно приучая их к осознанию предлагаемых двигательных задании и в связи с этим правильному выполнению движений, умению наблюдать, сопоставлять отдельные действия, обобщать их. В простейшей форме он учит ребенка доступному анализу своих двигательных действий и действий товарищей, критической оценке. Важную роль играет при этом слово воспитателя, предельная ясность в формулировке предлагаемого детям задания, одобрение за правильное выполнение движения, замечание о недостатках, эмоциональный образный рассказ игры и т. п. Весь процесс обучения вызывает у детей сосредоточенность внимания и активность мышления: наглядный показ образца двигательного действия с соответствующими пояснениями воспитателя требует целенаправленного наблюдения, осмысливания последовательности его элементов; воспроизведение известных детям упражнений по словесной инструкции воспитателя — напряжения памяти, двигательных представлений, осознанных самостоятельных действий; выполнение детьми задания, выражающегося в словесном описании последовательности элементов всего упражнения, вызывает в сознании образ упражнения, двигательное представление и в связи с этим сознательное воспроизведение. Это способствует детальному уточнению всей последовательности двигательного действия в сознании ребенка и поэтому его точному практическому выполнению. В подвижных играх образное изложение сюжета игры или точное краткое объяснение несюжетной игры и ее правил воспитателем, самостоятельное объяснение содержания игры и ее правил детьми старших групп, а также самостоятельная организация ее под наблюдением воспитателя — все это развивает мыслительные процессы, упражняет память. Физкультурные занятия тесно связаны с эстетическим воспитанием, направленным на развитие у ребенка способности эстетического восприятия, вкуса, чувства красоты в окружающей жизни, эстетического отношения к ней, посильного внесения некоторых элементов красоты в повседневную действительность. В области физкультуры в связи с ее спецификой эстетическое восприятие начинается с образа здорового, гармонически развитого, сильного, жизнерадостного человека, обладающего высокими моральными качествами, душевной красотой. Внешние качества — стройность, красивая, правильная осанка, пропорциональное телосложение, свобода, непринужденность, благородство и выразительность движений—неразрывно связаны с душевной красотой, проявляющейся во всем поведении человека, высоком развитии его нравственных чувств и сознания, в чуткости и доброжелательности к людям, в непримиримости к равнодушию, беспринципности. К этому образу, прежде всего, должен быть близок воспитатель. Непосредственное ежедневное общение с ним, восприятие его манеры держаться, культуры речи и движений, доброжелательности и чуткости окажут на детей благоприятное влияние и послужат стимулом к подражанию, В содержании двигательного материала на физкультурном занятии имеется много эстетических компонентов: быстрый, устремленный бег, четкость метания, ловкость движений, разнообразные упражнении со скакалками и обручами, игры в мяч, серсо. Все это вызывает у детей эстетические эмоции и развивает вкус, а при воспроизведении в собственной деятельности — эмоционально-эстетическое чувство удовлетворения. Различные групповые построения и передвижения детских групп демонстрируют красоту коллективных действий и вызывают чувство «мышечной радости» от ощущения собственных движений. Большую радость детям доставляют подвижные игры, в которых различные игровые образы дают возможность ребенку проявить собственную творческую инициативу. Следовательно, вся двигательная деятельность детей в процессе занятия вызывает подъем физических и психических сил, насыщенных эстетическими эмоциями, и влияет на оздоровление организма и повышение тонуса жизни. Большое, значение в воспитании у детей эстетического вкуса имеют внешняя среда, гигиенические условия для занятий, красивый физкультурный костюм детей и воспитателя, художественное оформление всех пособий и снарядов. В процессе занятия большую воспитательную роль играет слово воспитателя, обращенное к детям. Образный, эмоциональный рассказ содержания игры, использование народного фольклора (игровые зачины, считалки, певалки), эстетические оценки поведения детей, качества выполнения ими движений — все это постепенно вырабатывает у детей эстетический критерий, возможность сопоставления двигательных действий, поступков, взаимоотношений и конкретность эстетической оценки их. Наглядные образцы показываемых воспитателем физических упражнений должны быть технически правильными. Красивое, четкое выполнение их вызывает у детей желание аналогичного воспроизведения. Целеустремленное воспитание у детей самостоятельности и творческой активности, особенно в старших группах, приучает детей вносить что то снос, самостоятельное в упражнения и игры, а также придумывать свои игры, развивает у детей эстетические стремления, связанные с творческим воображением и с творческим отношением к своей деятельности. Особенно важное значение в воспитании эстетических чувств, вкуса и любви к прекрасному на занятии имеет музыка. Ее особая роль выражается в эмоциональном воздействии на детей, повышающем их жизненный тонус, объединяющем их общим настроением, вызывающем общий эмоциональный подъем. Основным условном эстетического воздействия музыки на занятиях является квалифицированное, выразительное исполнение педагогом музыкальных произведений, направленное на воспитание у детей эстетического восприятия, любви к искусству, эстетического вкуса. Указанный комплекс эстетических воздействий на физкультурных занятиях представляет собой значительную долю программы эстетического воспитания, органично сливающегося с физическим воспитанием. Физкультурные занятия связаны с элементарной трудовой деятельностью детей. Эта связь выражается в обычных для дошкольников формах — самообслуживании, дежурствах и выполнении отдельных поручений воспитателя. Однако привлечение детей к труду предусматривает дифференцированный подход к ним воспитателя в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Это определяется наличием у детей различных по объему и качеству двигательных умении, навыков обращения с предметами (игрушки, мелкие физкультурные пособия, крупные физкультурные снаряды), степенью осознания ребенком цели своей деятельности и стремления к ее достижению. Одной из самых важных задач воспитателя является формирование общественно!! направленности труда детей, общественных мотивов деятельности (важно, что именно будет побуждать детей к труду, ради чего и кого они выполняют свои трудовые обязанности). Например, дежурные, своевременно подготавливая к физкультурному занятию коврики и обручи, раскладывают их на определенные места так, чтобы всем детям было удобно ими пользоваться. Ясно представляя себе цель и ее общественное значение (конкретную пользу для всех детей на занятии), они, как показывает практика, эмоционально, доброжелательно и охотно выполняют порученное им дело. В младших группах воспитатель действует в основе сам, привлекая детей к выполнению простейших поручений: принести флажки, мяч, куклу и т. п. Однако уже и в этих поручениях содержится общественный смысл действий: мяч надо принести для общей игры, стульчики поставить для всех играющих детей и т. д. С возрастом трудовые поручения и дежурства усложняются по объему, самостоятельности выполнения их детьми, сокращении ориентировочных признаков для выполнения. Воспитатель говорит о том, что надо сделать, а план и способ выполнения действий предоставляет выбрать самим детям. Систематическая элементарная трудовая деятельность на физкультурных занятиях при условии четкой постановки задач перед детьми, распределения между ними общих и отдельных поручений, доверии к их самостоятельному выполнению и при обязательной краткой оценке выполненных поручений воспитывает достаточно прочные организационные навыки. В результате упражнений у детей вырабатываются правильные навыки обращения с предметами (флажками, обручами, палками и т. п.), закрепляются знания о месте и способе их хранения (шкаф, стопки, корзины и т. п.), умения сообща, эмоционально, дружно, быстро и согласованно перемещать портативные физкультурные снаряды, делать все без стука, суеты и с минимальной затратой времени. Такие действия способствуют совершенствованию координации движений, их ловкости, ориентировки в пространстве и во времени, самостоятельности, сообразительности, согласованности действий, а также развитию коллективных чувств и ответственности за порученное дело. Особенности проведения физкультурных занятий в смешанной возрастной группе. Физкультурное занятие в смешанной по Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содержание физических упражнений и методика обучения должны быть различны. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых психических и физических усилий, для более старших детей одинаково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности. А. В. Запорожец предупреждает: «На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологического здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж, не достроив предыдущий». В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражнений на занятиях и смотанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы. Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе, а с другой— найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности. Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий. Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям 'необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим. Начинаться зaнятие может по-разному, например, первыми входят маленькие и садятся, за ними — старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером для подражания младшим. После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,—говорит он,— как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими». Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких — уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо. Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя. Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины. При проведении подвижной игры с маленькими (иногда мо-жет быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими. По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе. Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наоборот — младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети — самостоятельно чем-либо другим по его заданию. Основное условие всех занятий — систематическое выполнение программы для детей каждого данного возраста.
Date: 2016-11-17; view: 1969; Нарушение авторских прав |