Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Понятие и динамика правового конфликта.Природа социального конфликта. Социальный конфликт в широком смысле – столкновение мнений, интересов, выражение борьбы (экономической, политической, духовной) социальных групп, общностей. Существуют различные типологии конфликтов. А. В зависимости от субъектов конфликта выделяют: - конфликт между группами, - между группой и личностью, - между личностями, - внутри личности (ролевые конфликты). Б. По социально-психологической природе: - деловые конфликты (возникают на почве производственной, служебной деятельности); - эмоциональные (на почве личностных качеств оппонентов, их психологической несовместимости). В. По направленности социальных взаимодействий: - вертикальные конфликты, - горизонтальные. Г. По организационной природе: - случайные конфликты, - институциональные. Причины социальных конфликтов: ограниченность ресурсов, разнонаправленность интересов, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в жизненном опыте, различия в манере поведения, взаимозависимость выполняемых задач, неудовлетворительные коммуникации (недостаточная информированность), устарелость организационных структур, нечеткость в распределении прав и обязанностей и др. Последствия социальных конфликтов: - ф ункциональные, - дисфункциональные Методы управления социальными конфликтами: структурные, социально- психологические, педагогические, административные. Одна из форм правового поведения - юридический конфликт. Основными элементами юридического конфликта выступают, во-первых, участники конфликта (юридические, физические лица), во-вторых, ситуация конфликта, в-третьих, объект и предмет конфликта. Юридические конфликты подразделяют в зависимости: - от отрасли права, в рамках которой он возникает и развивается – семейный конфликт, гражданский, трудовой, уголовный, экологический, международный; - природы правовой нормы, действием которой обусловлено рассмотрение конфликтной ситуации (уполномочивающие нормы, обязывающие, запретительные); - вида правоприменительного учреждения, которое уполномочено рассматривать возникший конфликт (милиция, прокуратура, суд, арбитраж). Проводя эмпирический анализ социальных, правовых и других характеристик конкретного общества (белорусского, российского и т. д.) важно обращать внимание не только на статистические показатели его состояния, но и на ценностные, мотивационные характеристики, социально-психологический настрой населения. «…системное регулирование межличностных отношений, социетальных процессов требует дополнения «фактуальных» данных информацией о человеческих ожиданиях, мотивах, настроениях и самочувствии»[15]. Социологи обращают внимание на важность для адекватного замера сложившейся в обществе ситуации такого субъективного критерия как социальное самочувствие. Данная категория «…все более широко используется в диагностических целях для интегральной характеристики психосоциального состояния конкретных социумов, их духовно-нравственного здоровья, оценки детерминирующих факторов (объективные условия, субъективные притязания и т. д.), выявления причин девиантных сбоев, нежелательных и неблагоприятных отклонений, а также для прогнозирования тенденций изменений, разработки мер профилактики, поддержания стабильности в обществе»[16]. Коллективный трудовой спор как вид социально-правового конфликта. Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Предметом коллективных трудовых споров выступают интересы (споры об интересах) субъектов социально-трудовых отношений, а также применение коллективных договоров, соглашений. Коллективные трудовые споры отличаются от индивидуальных трудовых споров, предметом которых выступают субъективные права работников. Индивидуальные трудовые споры регулируются соответствующими нормами трудового права и рассматриваются в судебном порядке или иным установленным образом. Процедуры разрешения коллективного трудового спора существенно отличаются. Сторонами коллективного трудового спора выступают наниматель (объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов. Коллективный трудовой спор возникает в случае, если в ответ на предъявленные стороной работников требования наниматель ответил отказом в их удовлетворении, либо в установленный срок не уведомил представительный орган работников о своем решении. В случае возникновения разногласий при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров. Требования работников утверждаются на собрании (конференции) Этапы разрешения коллективного трудового спора. Основные процедуры разрешения коллективного трудового спора можно разделить на два этапа: до забастовочный и забастовочный. На до забастовочном этапе выделяют следующие стадии разрешения коллективного трудового спора: примирительную, посредническую, арбитражную. Примирительная стадия обязательна при разрешении коллективного трудового спора. Без ее прохождения инициировавшая спор сторона впоследствии не вправе объявить забастовку. При отказе нанимателя от удовлетворения всех или части требований работников или не уведомлении о своем решении создается примирительная комиссия. Она формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Предложения примирительной комиссии в письменной форме направляются сторонам коллективного трудового спора. В случае их согласия с внесенными предложениями спор прекращается. При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику. При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашению между собой не позднее чем в пятидневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж. Трудовые арбитражи создаются из числа трудовых арбитров. Забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев после отклонения предложений примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику (в трудовой арбитраж) – после отклонения предложений посредника (несогласия с решением трудового арбитража, за исключением случая, когда оно имеет для сторон обязательную силу). Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции трудового коллектива тайным голосованием. Затем представительный орган работников обязан в письменной форме уведомить нанимателя о решении проведения забастовки не позднее двух недель - перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; - дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; - предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации во время проведения забастовки. Наниматель после получения уведомления о забастовке обязан немедленно сообщить об этом собственнику или уполномоченному им органу, поставщикам, потребителям, транспортным организациям, местному исполнительному и распорядительному органу. Стороны коллективного трудового спора во время забастовки обязаны: принять необходимые меры для обеспечения в организациях законности, сохранности государственной и частной собственности, общественного порядка, минимума необходимых работ (услуг); продолжить разрешение коллективного трудового спора путем переговоров. Белорусским законодательством запрещается оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных юридических и физических лиц. В случае создания угрозы национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц, Забастовка или решение о ее проведении могут быть признаны незаконными областным (Минским городским) судом в случаях, если забастовка проводится (проводилась), либо решение о ее проведении было принято с нарушением требований законодательства. Такое решение суда после вступления его в законную силу подлежит немедленному исполнению, а участники забастовки, признанной судом незаконной, могут быть привлечены к дисциплинарной и иной ответственности Иллюстративные материалы К теме 1
|