Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3: «Методология и методы конкретного социологического исследования в праве».





Важнейшие характеристики и программа социологического исследования. Социологическое исследование (СИ) – способ изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сбор, измерение и анализ социологических данных.

Метод СИ – система правил исследовательской деятельности, разработанных на основе закономерностей изучаемого социального явления.

Методика СИ – система операций, предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих получение валидной и репрезентативной социологической информации.

Валидность СИ степень соответствия используемых в исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать.

Репрезентативность СИ – степень сходства по значимым для данного исследования критериям между относительно малой совокупностью (выборочной) и большой совокупностью (генеральной) изучаемых единиц.

Техника СИ – организованные приемы для эффективного использования тех или иных методов исследования.

Программа социологического исследования – это изложение общего замысла исследовательского проекта, включающее поэтапное программирование и правила процедур деятельности социологов-исследователей.

Важнейшими частями программы прикладного СИ выступают: 1) теоретико-методологическая часть, 2) процедурно-методическая.

Теоретико-методологическая часть программы включает научное осмысление исследовательских работ и формулировки:

· темы и проблемы исследования,

· степени изученности темы,

· проблемной ситуации,

· цели исследования,

· объекта исследования,

· предмета исследования,

· основных теоретических понятий,

· эмпирических индикаторов,

· рабочих гипотез.

Процедурно-методическая часть включает:

· стратегический план исследования,

· обоснование типа выборки,

· выбор методов сбора данных,

· определение инструментария,

· указание методов обработки данных.

К основным методам сбора социологических данных относят: наблюдение, анализ документов, опрос, социальный эксперимент.

Выделяют количественные и качественные методы сбора данных.

Наблюдение представляет собой непосредственную регистрацию исследователем социальных событий, а также условий, в которых они имеют место. Источником информации вступают внешние проявления социальных событий.

Разновидности метода наблюдения: скрытое (включенное) и открытое (не включенное), лабораторное и полевое, систематическое и эпизодическое.

Анализ документов представляет собой ряд умственных операций по интерпретации содержания социальной информации, содержащейся в документе. Источником информации при данном методе выступает документ.

Документ – специально созданный носитель информации. Документы бывают: по способу фиксации – текстовые, фонетические, иконографические, статистические; по статусу – официальные, неофициальные; по степени персонификации – личные, безличные; по функциональной направленности – информативные, регулятивные; по содержанию – исторические, правовые, экономические и др.

Опрос – метод сбора данных, при котором источником информации

выступают ответы респондентов.

Разновидности метода опроса: анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос.

Социологическая анкета включает: вводную часть, основную часть, социально-демографическую часть.

Классификация вопросов анкеты: по содержанию – о событиях, фактах

и о мотивах, мнениях, оценках; по форме – прямые и косвенные; по структуре – открытые и закрытые; по функциям - контактные, основные, контрольные, фильтрующие.

Основные преимущества метода анкетирования:

· Дает массовую картину о явлении

· Создает условия большей анонимности

· Респонденту не нужно торопиться

· Не требует высокой подготовки анкетеров

· Сокращает время сбора информации

Основные преимущества метода интервьюирования:

· Возможность лучшей атмосферы доверия

· Более серьезное отношение респондента

· Можно получить ответы на все вопросы

· Однозначная идентификация респондента

· Включение неформализованных вопросов

Социологическое шкалирование выступает одним из способов измерения социальных фактов в СИ.

Инструментом измерения здесь выступает социологическая шкала как способ упорядочения изучаемых социальных характеристик.

Она представляет собой расположенные в определенной последовательности варианты ответов на вопросы.

Виды социологических шкал: номинальная (неупорядоченная, порядковая (ранговая, интервальная (метрическая).

Особенности качественных методов сбора социологических данных. С помощью качественных («мягких») методовпытаются узнать – «о чем думают люди», «как они себя чувствуют», «почему они так отвечают», что означают их ответы» и т. д.

Разновидности качественных методов: биографический метод, метод

отдельного случая, метод моделирования ситуации, метод беседы, метод провоцирования социальных действий по авторскому сценарию, метод групповой дискуссии (мозгового штурма), метод фокус группы, метод неформализованного интервью и др.

Сопоставление количественных и качественных методов.

Основание сравнения Количествен-ные методы («холодные) Качественные методы (теплые)
Область ис- следования Макросоциоло-гическое исследование Микросоцио-логическое исследование
Цель примене-ния Объяснить причины изучаемого явления Понять изучаемое явление
Позиция исследова-теля «Стороннего наблюдателя» «Сочувствую-щего участника»  
Формули-ровка гипотез До начала сбора данных По мере получения данных
Единицы анализа Факты, события, высказывания, акты поведения Субъективные значения актов для индивида
Основные способы анализа данных Классифика-ция, статисти-ка, система-тизация Описание случаев, обобщение, воображение
Представле-ние данных исследова-ния Статистич. распределения, ранги, индексы Высказывания, документы, выводы из дискуссий

Основные виды и этапы прикладного социологического исследования. Виды СИ: в зависимости от цели – фундаментальные, прикладные; в зависимости от уровня анализа - теоретические, эмпирические; в зависимости от решаемых задач – пилотажные, описательные, аналитические; в зависимости от степени охвата – сплошные, монографические, выборочные; в зависимости от режима – статические, динамические.

Основные этапы прикладного СИ:

- обоснование и формулировка темы СИ, ее согласование с заказчиком;

- разработка программы СИ,

- пилотаж инструментария и методов исследования;

- сбор социологических данных (полевой этап);

- обработка и анализ данных;

- формулирование выводов и рекомендаций,

- подготовка отчета о результатах СИ.

Причины обращения к конкретному социологическому исследованию в праве:

· Потребность в изучении причин социальных аномалий, девиации среди определенных групп населения.

· Необходимость оптимизации структуры юридической организации.

· Поиск новых форм профилактики противоправного поведения.

· Улучшение морально-психологического климата в учреждениях пенитенциарной системы.

· Устранение конфликтных социальных ситуаций, разрешение трудовых споров.

· Изучение общественного мнения по вопросам законотворческой и правоприменительной деятельности.

· Оценка уровня правовой культуры населения и др.

 

Date: 2016-11-17; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию