Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 3: «Методология и методы конкретного социологического исследования в праве».Важнейшие характеристики и программа социологического исследования. Социологическое исследование (СИ) – способ изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сбор, измерение и анализ социологических данных. Метод СИ – система правил исследовательской деятельности, разработанных на основе закономерностей изучаемого социального явления. Методика СИ – система операций, предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих получение валидной и репрезентативной социологической информации. Валидность СИ – степень соответствия используемых в исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать. Репрезентативность СИ – степень сходства по значимым для данного исследования критериям между относительно малой совокупностью (выборочной) и большой совокупностью (генеральной) изучаемых единиц. Техника СИ – организованные приемы для эффективного использования тех или иных методов исследования. Программа социологического исследования – это изложение общего замысла исследовательского проекта, включающее поэтапное программирование и правила процедур деятельности социологов-исследователей. Важнейшими частями программы прикладного СИ выступают: 1) теоретико-методологическая часть, 2) процедурно-методическая. Теоретико-методологическая часть программы включает научное осмысление исследовательских работ и формулировки: · темы и проблемы исследования, · степени изученности темы, · проблемной ситуации, · цели исследования, · объекта исследования, · предмета исследования, · основных теоретических понятий, · эмпирических индикаторов, · рабочих гипотез. Процедурно-методическая часть включает: · стратегический план исследования, · обоснование типа выборки, · выбор методов сбора данных, · определение инструментария, · указание методов обработки данных. К основным методам сбора социологических данных относят: наблюдение, анализ документов, опрос, социальный эксперимент. Выделяют количественные и качественные методы сбора данных. Наблюдение представляет собой непосредственную регистрацию исследователем социальных событий, а также условий, в которых они имеют место. Источником информации вступают внешние проявления социальных событий. Разновидности метода наблюдения: скрытое (включенное) и открытое (не включенное), лабораторное и полевое, систематическое и эпизодическое. Анализ документов представляет собой ряд умственных операций по интерпретации содержания социальной информации, содержащейся в документе. Источником информации при данном методе выступает документ. Документ – специально созданный носитель информации. Документы бывают: по способу фиксации – текстовые, фонетические, иконографические, статистические; по статусу – официальные, неофициальные; по степени персонификации – личные, безличные; по функциональной направленности – информативные, регулятивные; по содержанию – исторические, правовые, экономические и др. Опрос – метод сбора данных, при котором источником информации выступают ответы респондентов. Разновидности метода опроса: анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос. Социологическая анкета включает: вводную часть, основную часть, социально-демографическую часть. Классификация вопросов анкеты: по содержанию – о событиях, фактах и о мотивах, мнениях, оценках; по форме – прямые и косвенные; по структуре – открытые и закрытые; по функциям - контактные, основные, контрольные, фильтрующие. Основные преимущества метода анкетирования: · Дает массовую картину о явлении · Создает условия большей анонимности · Респонденту не нужно торопиться · Не требует высокой подготовки анкетеров · Сокращает время сбора информации Основные преимущества метода интервьюирования: · Возможность лучшей атмосферы доверия · Более серьезное отношение респондента · Можно получить ответы на все вопросы · Однозначная идентификация респондента · Включение неформализованных вопросов Социологическое шкалирование выступает одним из способов измерения социальных фактов в СИ. Инструментом измерения здесь выступает социологическая шкала как способ упорядочения изучаемых социальных характеристик. Она представляет собой расположенные в определенной последовательности варианты ответов на вопросы. Виды социологических шкал: номинальная (неупорядоченная, порядковая (ранговая, интервальная (метрическая). Особенности качественных методов сбора социологических данных. С помощью качественных («мягких») методовпытаются узнать – «о чем думают люди», «как они себя чувствуют», «почему они так отвечают», что означают их ответы» и т. д. Разновидности качественных методов: биографический метод, метод отдельного случая, метод моделирования ситуации, метод беседы, метод провоцирования социальных действий по авторскому сценарию, метод групповой дискуссии (мозгового штурма), метод фокус группы, метод неформализованного интервью и др. Сопоставление количественных и качественных методов.
Основные виды и этапы прикладного социологического исследования. Виды СИ: в зависимости от цели – фундаментальные, прикладные; в зависимости от уровня анализа - теоретические, эмпирические; в зависимости от решаемых задач – пилотажные, описательные, аналитические; в зависимости от степени охвата – сплошные, монографические, выборочные; в зависимости от режима – статические, динамические. Основные этапы прикладного СИ: - обоснование и формулировка темы СИ, ее согласование с заказчиком; - разработка программы СИ, - пилотаж инструментария и методов исследования; - сбор социологических данных (полевой этап); - обработка и анализ данных; - формулирование выводов и рекомендаций, - подготовка отчета о результатах СИ. Причины обращения к конкретному социологическому исследованию в праве: · Потребность в изучении причин социальных аномалий, девиации среди определенных групп населения. · Необходимость оптимизации структуры юридической организации. · Поиск новых форм профилактики противоправного поведения. · Улучшение морально-психологического климата в учреждениях пенитенциарной системы. · Устранение конфликтных социальных ситуаций, разрешение трудовых споров. · Изучение общественного мнения по вопросам законотворческой и правоприменительной деятельности. · Оценка уровня правовой культуры населения и др.
|