![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Лекция 5: «Правовая социализация личности».
Понятие личности, ее структура. Личность занимает особое место в социальной реальности в целом и в системе правоотношений в частности. Она выступает основным, базовым элементом общественной жизни. «Человек» - родовое понятие, указывающее на принадлежность особи к человеческому роду, высшему развитию живой природы. «Индивид» - характеристика отдельного человека, отдельного представителя человеческого рода. «Личность» - конкретное выражение социальной сущности человека, совокупность социально значимых черт, реализованных в индивиде. В социологии личность рассматривают как социальную систему, имеющую свою сложную структуру: биологическую, психологическую, социальную подструктуры. Элементы личности по Л. Н. Когану: - способность к определенной деятельности, - социальные потребности, - знания, навыки, умения, - человеческие чувства. Г. Е. Зборовский в структуре личности выделяет две подсистемы: 1) внутренний мир личности, скрытый для других; 2) деятельностный мир личности, открытый для людей. Социальная структура личности у Е. А. Ануфриева включает следующие элементы: - преобладающий способ жизнедеятельности, - объективные социальные потребности, - творческие способности, - культурные ценности, - нравственные нормы и принципы. Ролевая концепция и типологии личности. Ролевая концепция личностивозникла в американской социальной психологии 30-х годов XX века (Ч. Кули, Дж. Мид), получила распространение в трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др. Социальная позиция – конкретное место, которое занимает индивид в системе общественных отношений. Социальная роль – ожидаемое поведение личности, вытекающее из выполняемых ею функций. Человек с рождения начинает овладевать многочисленными ролями, обусловленными конкретной социальной средой. Дж. Мид выделял три стадии формирования личности ребенка: 1) стадия имитации (неосмысленное копирование поведения взрослых); 2) игровая стадия (восприятие поведения взрослых в контексте определенных ролей и попытки воспроизводить такие роли); 3) стадия коллективных игр (осознание ожиданий других следовать правилам социального окружения). Т. Парсонс отмечал пять основных характеристик любой роли: эмоциональность, способ получения, масштаб проявления, степень формализации, мотивация. Социальные роли делят на: - институциональные и неинституциональные, - ведущие (основные) и второстепенные. Ролевой набор личности (Р. Мертон) – совокупность социальных ролей, присущих данной личности в соответствии с занимаемыми ею социальными статусами. В литературе приводятся различные типологии личности. К. Хорни по характеру взаимодействия с другими людьми разделял личности: - на стремящихся к другим людям, - стремящихся уйти от других людей, - устремленных против других людей. Э. Шпрангер классифицировалтипы личности по доминирующим целям: теоретический тип, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный. В. А. Ядов с учетом историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей выделял: - идеальный тип личности (абстрактно конструируемый тип, к которому следует стремиться); - базисный тип (наилучшим образом отвечает условиям данного этапа развития общества); - модальный тип (реально господствующий тип на данном этапе развития общества). Социализация личности: факторы, стадии, значение. Социализация представляет собой процесс превращения человека в личность, усвоения им социальных навыков, требований общества, приобретение социально значимых характеристик, обуславливающих его сознание и социальное поведение. Основные факторы социализации личности: 1. Элементы внешней среды, с которыми взаимодействует личность ( семья, отношения «равенства», обучение в школе, средства массовой информации, процесс труда, общественные организации и др.). 2. Социальная деятельность и общение личности (проявление своей социальной сущности, своих социальных качеств, ценностных ориентаций). 3. Индивидуальность самой личности(ее возможности в освоении культуры, потребности, интересы, социальные цели). Основные сферы социализации личности: - деятельность, - общение, - самосознание. Выделяются различные периоды (стадии) социализации личности. В случае акцентирования внимания на важность профессионально-производственной деятельности как основного способа жизнедеятельности человека выделяют: 1. До трудовую стадию социализации (от рождения ребенка до поступления в школу, затем весь период обучения). 2. Трудовую (период зрелости человека). 3. После трудовую (сегодня этот период жизненного цикла человека вызывает особое внимание и дискуссии). Э. Эриксон выделяет восемь возрастов человека: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость. Девиации личности. Девиантное поведение в целом - любые отклонения от общепринятых норм – как положительное так и отрицательное. В более узком смысле под девиацией понимается только негативное отклонение от утвердившихся моральных, правовых и иных норм. Причины девиантного поведения носят как субъективный так и объективный характер. Основные виды девиации: психические расстройства, алкоголизм, наркомания, суициды, противоправные действия. Аномия общества – это егокризисное состояние, при котором значительная часть субъектов нарушает установленные нормы или относится к ним безразлично, а социальное регулирование общественных процессов резко ослаблено. Понятие социальной аномии ввел в социологию Э. Дюркгейм, который рассматривал ее как проявление отсутствия в обществе «органической солидарности». Выражением социальной аномии общества он считал широкое распространение самоубийств. Р. Мертон выделял типы девиантного поведения в зависимости от принятия или непринятия индивидом целей общества и тех средств, которые оно предлагает для их достижения: Т. Парсонс определял аномию как «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующимся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем».
Date: 2016-11-17; view: 652; Нарушение авторских прав |