Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии социализации личности





До трудовая:

а) ранняя социализация (от рождения ребенка до поступления в школу – период раннего детства);

Б) стадия обучения.

Трудовая (весь период зрелости человека).

После трудовая (здесь имеют место дискуссии и разные подходы:

а) говорить о социализации в этот период жизни, когда социальные функции человека свертываются, - бессмысленно, т. е. здесь речь о десоциализации;

Б) совершенно новый подход в понимании социально-психологической сущности пожилого возраста – постановка вопроса об изменении активности личности в этот период.

К теме 6.

1. Социально-правовое поведение -социально значимое поведение личности, группы, общности, подконтрольное их индивидуальной или коллективной воле и влекущее юридические последствия.

2. Социально-демографическое поведение

как совокупность действий индивидов, супругов, семьи, отдельных групп населения в вопросах рождаемости, смертности, сохранения здоровья, брака, разводов.

3. Социально-политическое поведение

деятельность индивидов, групп, организаций, связанная с воздействием на отношения власти.

3. Социально-экономическое поведение – «…система взаимосвязанных поступков и действий, которые люди совершают в социальной и экономической сферах под влиянием личных и групповых интересов ради удовлетворения своих потребностей

4. Социально-личностное поведение

внешне наблюдаемые поступки индивида, затрагивающие интересы других людей, групп, слоев общества.

Правовое сознание – совокупность представлений, взглядов, оценок по поводу права, его применения, форм выражения.

Правовое сознание включает два уровня: -теоретический (формируется на основе научных знаний о праве, частью которых выступает социология права);

-обыденный (формируется в повседневном опыте, на конкретных социально-правовых фактах).

К теме 7.

В табл. представлены результаты опроса самочувствия белорусских респондентов в разрезе трех возрастных когорт (возраст до 30 лет, 30 – 49 лет, 50 лет и старше)[17].

Таблица

Распределение ответов о самочувствии населения Беларуси в последнее время, % [18]

Как Вы оцениваете свое самочувствие в последнее время? Все опрошенные Возраст, лет
    До 30 30 - 49 и старше
Мое самочувствие хорошее 23,3 34,7 23,8 14,6
Я ощущаю себя счастливым (-ой) 5,3 10,2 4,7 2,4
Не могу точно определить свое самочувствие 17,6 17,4 16,8 18,5
Самочувствие удовлетворительное 35,7 26,9 38,8 38,7
Самочувствие плохое 10,4 5,7 6,7 17,8
Я не прислушиваюсь к своему самочувствию 7,4 4,7 8,6 8,0

Причины социальных конфликтов:

- ограниченность ресурсов,

- разнонаправленность интересов,

- различия в целях,

- различия в представлениях и ценностях,

- различия в жизненном опыте,

- неудовлетворительные коммуникации (недостаточная информированность),

- устарелость организационных структур,

- нечеткость в распределении прав и обязанностей и др.

Социальный контроль – это механизм функционирования социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие ее элементов посредством нормативного, в том числе, правового регулирования.

Основные функции социального контроля:

· стабилизирующая (воспроизводство

господствующего типа социальных отношений, социальных структур);

· целевая (обеспечение доминирования

социально-экономических, политических, правовых характеристик данного общества);

· укрепления дисциплины

(общественной, трудовой, учебной, финансовой и т. д.).

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Планы семинарских занятий

Занятие 1.

Тема: «Методология и методы социологического исследования права».

1. Понятие, программа и этапы социологического исследования в области права.

2. Основные методы сбора социологических данных в исследованиях права.

3. Значение качественных методов сбора информации в социологических исследованиях права.

4. Особенности использования социологической информации в области права.

Занятие 2.

Тема: «Право как со­циальный фено­мен».

1. Социологическое понимание права, его места в жизни современного общества.

2. Право как социальный институт общества, его функции.

3. Взаимосвязь права с экономическими, политическими и другими институтами общества.

4. Понятие и признаки юридической организации.

 

Занятие 3.

Тема: «Правовая социализация личности».

1. Социологическое понимание личности, ее социальная структура.

2. Ролевая теория личности.

3. Сущность социализации личности, особенности правовой социализации.

4. Взаимосвязь социализации личности и правового воспитания.

5. Место и методы социального контроля в правовой социализации личности.

Занятие 4.

Тема: «Понятие и динамика правового конфликта».

1. Юридический конфликт как вид социального конфликта, его структура.

2. Функции и типы юридического конфликта.

3. Этапы разрешения юридического кон­фликта (на примере коллективного трудового спора).

4. Ролевые конфликты личности.

Методические материалы для

проведения семинарских занятий

К занятию 1.

Ключевые понятия

· Валидность

· Выборочная совокупность

· Генеральная совокупность

· Метод исследования

· Методика исследования

· Первичные социологические данные

· Программа исследования

· Репрезентативность выборки

Рекомендуемые темы для индивидуальных реферативных сообщений:

1. Классификация видов социологического исследования.

2. Интервью как метод сбора социологических данных.

3. Анкетный опрос как метод сбора социологических данных.

4. Наблюдение как метод сбора социологических данных.

5. Анализ документов как метод сбора социологических данных.

6. Социальный эксперимент как метод сбора социологических данных.

7. Качественные методы сбора социологических данных.

Социометрические процедуры исследования межличностных отношений.

8. Использование методов социологического исследования в анализе причин преступности.

Практическое задание

Разработать в учебных целях в соответствии с выбранной темой исследования примеры вопросов социологической анкеты следующих видов:

а) открытый вопрос, б) закрытый вопрос, в) прямой вопрос, г) косвенный вопрос, д) контактный вопрос, е) вопрос-фильтр, ж) вопрос о знании конкретных фактов, з) вопрос о результатах деятельности, и) вопрос о поступках, к) вопрос о личности респондента.

Контрольные вопросы по теме

1. Что понимается под социологическим исследованием?

2. В чем значение социологических исследований в области права?

3. Какие основные этапы включает социологическое исследование права?

4. В чем значение программы социологического исследования?

5. Из каких частей состоит программа социологического исследования?

6. Какие используются методы сбора данных в социологических исследованиях?

7. Какие бывают виды интервью?

8. Какие факторы искажения информации возможны при интервью?

9. Какие преимущества и недостатки анкетирования?

10. Какие виды вопросов бывают в социологической анкете?

11. Какие методы сбора данных называют качественными?

12. Для каких целей используют метод социометрического опроса?

13. Какие преимущества и недостатки метода наблюдения?

14. В чем сущность социально-правового эксперимента?

15. Какие основные пути практической реализации результатов социологических исследований в области права?

Литература

1. Кудрявцев, В. К. Современная социология права: учеб. / В. К. Кудрявцев, В. П. Казимирчук. - М., 1995.

2. Лапаева, В. В. Социология права: Краткий учебный курс. - М., 2004.

3. Лапина, С. В. Социология права: ответы на экзаменац. вопросы / С. В. Лапина, И. А. Лапина. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 144 с.

4. Матюшкова, Т. И. Социология права. В понятиях и схемах: учеб. пособие / Т. И. Матюшкова. - Минск: Междунар. ун-т "МИТСО", 2013. - 64 с.

5. Рубанов Г. В. Социология права: учеб.-методич. комплекс. / Г. В. Рубанов. - Минск, 2005.

6. Социология права: учеб. пособие / Под ред. В. М. Сырых. - М., 2002.

7. Шафалович, А. А. Социология права: учеб. пособие / А. А. Шафалович. - Минск: БГЭУ, 2013. - 299 с.

8. Яковчук, В. Н. Социология: учебно-методический комплекс / В. Н. Яковчук. – Минск, 2013.

 

 

К занятию 2.

Рекомендуемые темы для индивидуальных реферативных сообщений

1. Место права в системе социальных институтов общества.

2. Проблемы реализации функций права в условиях современного белорусского общества.

3. Запрещение смертной казни: социально-правовой аспект.

4. Процесс институционализации: сущность, этапы.

5. Виды социальных организаций в области права.

Практическое задание

В соответствии со своим вариантом (см. табл.) для каждого из двух

социальных институтов общества привести примеры конкретных признаков по следующим группам:

1. Установки и образцы поведения, характерные для данного института.

2. Символические культурные признаки, характерные для данного института.

3. Утилитарные культурные черты, характерные для данного института.

4. Устные и письменные кодексы, характерные для данного института.

5. Идеология, характерная для данного института.

Таблица

Распределение задания между студентами

  № варианта   Порядковый номер фамилии студента в списке учебной группы   Социальные институты общества
  1, 15, 29, 1.Бизнес 2. Парламентаризм
  3, 17, 31, 1.Государство 2. Наука
  5, 19, 33, 1.Частная собственность 2. Армия
  7, 21, 35, 1.Политические партии 2. Религия
  9, 23, 37, 1.Торговля 2. Судебная система
  11, 25, 39 1.Образование 2. Банковская система
  13, 27, 41 1.Семья 2.Производство

Контрольные вопросы по теме

1. Что понимается под социальным институтом общества?

2. Что такое процесс институционализации?

3. Какие выделяют общие группы признаков социальных институтов?

4. Какие общественные потребности удовлетворяют правовые институты общества?

5. Почему институт семьи называют одним из базовых институтов общества?

6. Какие важнейшие социальные функции выполняет право?

7. Что в социологии понимается под социальной организацией?

8. Какие главные признаки социальной организации?

9. В чем состоят существенные различия между понятиями социальной организации и социального института?

Литература

1. Кудрявцев, В. К. Современная социология права: учеб. / В. К. Кудрявцев, В. П. Казимирчук. - М., 1995.

2. Лапаева, В. В. Социология права: Краткий учебный курс. - М., 2004.

3. Лапина, С. В. Социология права: ответы на экзаменац. вопросы / С. В. Лапина, И. А. Лапина. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 144 с.

4. Матюшкова, Т. И. Социология права. В понятиях и схемах: учеб. пособие / Т. И. Матюшкова. - Минск: Междунар. ун-т "МИТСО", 2013. - 64 с.

5. Рубанов Г. В. Социология права: учеб.-методич. комплекс. / Г. В. Рубанов. - Минск, 2005.

6. Социология права: учеб. пособие / Под ред. В. М. Сырых. - М., 2002.

7. Шафалович, А. А. Социология права: учеб. пособие / А. А. Шафалович. - Минск: БГЭУ, 2013. - 299 с.

8. Яковчук, В. Н. Социология: учебно-методический комплекс / В. Н. Яковчук. – Минск, 2013.

К занятию 3.

Ключевые понятия

· Индивидуальность

· Личность

· Ролевой конфликт

· Ролевой набор

· Социальная роль

· Социализация

Рекомендуемые темы для индивидуальных реферативных сообщений

1. Основные факторы и стадии социализации личности.

2. Структура личности в социально-правовом контексте.

3. Типологии личности.

4. Виды и причины асоциального поведения личности.

5. Проблемы социализации в условиях информатизации общества.

6. Понятие, причины и виды девиации в среде молодежи.

7. Роль социальных норм и социальных санкций в формировании правового самосознания.

Практические задания

1. Составить перечень факторов, с одной стороны, позитивно влияющих на социализацию личности современного студента, с другой стороны, оказывающих на нее негативное воздействие или препятствующих полноценной социализации студенческой молодежи.

Предложить рекомендации по нейтрализации негативных факторов, воздействующих на позитивную социализацию личности в студенческой среде.

2. Составить ролевой набор своей личности, выделив в нем основные и второстепенные социальные роли.

Предположить, какие социальные роли могут вызывать у Вас ролевой конфликт личности.

Контрольные вопросы по теме

1. В чем отличие социологического понимания терминов «человек» и

«личность»?

2. Что понимается под индивидуальностью личности?

3. Какие основные элементы включает социальная структура личности?

4. Что такое социализация личности?

5. Какие основные факторы правовой социализации личности?

6. Какие выделяют стадии социализации личности?

7. Что такое ресоциализация личности?

8. Что понимают под социальной ролью?

9. 3акие бывают социальные роли?

10. Что включает в себя ролевой набор личности?

11. В чем сущность ролевого конфликта личности?

12. Какие возможны виды ролевых конфликтов личности?

13. Какие выделяют асоциальные типы личности?

Литература

1. Кудрявцев, В. К. Современная социология права: учеб. / В. К. Кудрявцев, В. П. Казимирчук. - М., 1995.

2. Лапаева, В. В. Социология права: Краткий учебный курс. - М., 2004.

3. Лапина, С. В. Социология права: ответы на экзаменац. вопросы / С. В. Лапина, И. А. Лапина. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 144 с.

4. Матюшкова, Т. И. Социология права. В понятиях и схемах: учеб. пособие / Т. И. Матюшкова. - Минск: Междунар. ун-т "МИТСО", 2013. - 64 с.

5. Рубанов Г. В. Социология права: учеб.-методич. комплекс. / Г. В. Рубанов. - Минск, 2005.

6. Социология права: учеб. пособие / Под ред. В. М. Сырых. - М., 2002.

7. Шафалович, А. А. Социология права: учеб. пособие / А. А. Шафалович. - Минск: БГЭУ, 2013. - 299 с.

8. Яковчук, В. Н. Социология: учебно-методический комплекс / В. Н. Яковчук. – Минск, 2013.

 

 

К занятию 4.

Ключевые понятия

· коллективный трудовой спор

· индивидуальный трудовой спор

· примирительная комиссия

· забастовка

· незаконная забастовка.

Рекомендуемые темы для индивидуальных реферативных сообщений:

- Об опыте разрешения коллективных трудовых споров на конкретных примерах предприятия, региона, отрасли, республики (по материалам средств массовой информации, интернет ресурсов, других источников).

- Причины возникновения коллективных трудовых споров в республике (отрасли, регионе, на предприятиях).

- Стадии и процедуры разрешения коллективного трудового спора.

- Зарубежный опыт разрешения коллективных трудовых споров и др.

Контрольные вопросы

1. Какой трудовой спор называется коллективным трудовым спором?

2. Кто выступает сторонами коллективного трудового спора?

3. Чем отличается коллективный трудовой спор от индивиду­ального трудового спора?

4. Какой в Беларуси установлен порядок предъявления требований работников нанимателю?

5. В каком случае создается примирительная комиссия?

6. 12. Какие действия работников называются забастовкой?

7. Какой в Беларуси установлен порядок принятия решения
о проведении забастовки?

8. Кто и в каком случае вправе отложить забастовку или приостановить ее проведение?

9. В каких случаях забастовка прекращается?

Литература

1. Кудрявцев, В. К., Казимирчук В. П. Современная социология права: учеб. / В. К. Кудрявцев, В. П. Казимирчук. - М., 1995.

2. Лапаева, В. В. Социология права: Краткий учебный курс. - М., 2004.

3. Лапина, С. В. Социология права: ответы на экзаменац. вопросы / С. В. Лапина, И. А. Лапина. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 144 с.

4. Матюшкова, Т. И. Социология права. В понятиях и схемах: учеб. пособие / Т. И. Матюшкова. - Минск: Междунар. ун-т "МИТСО", 2013. - 64 с.

5. Рубанов Г. В. Социология права: учеб.-методич. комплекс. / Г. В. Рубанов. - Минск, 2005.

6. Социология права: учеб. пособие / Под ред. В. М. Сырых. - М., 2002.

7. Шафалович, А. А. Социология права: учеб. пособие / А. А. Шафалович. - Минск: БГЭУ, 2013. - 299 с.

8. Яковчук, В. Н. Социология: учебно-методический комплекс / В. Н. Яковчук. – Минск, 2013.

9. Яковчук В. Н. Социальное партнерство в сфере труда: учеб.-метод. комплекс. – Минск: МИТСО, 2010.

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

Задания и методические указания по СУРС

Date: 2016-11-17; view: 233; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию